О ПОДГОТОВКЕ МЕЖЕВЫХ ПЛАНОВ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 28.09.09 Д23-3146

                     О ПОДГОТОВКЕ МЕЖЕВЫХ ПЛАНОВ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                         28 сентября 2009 г.
                              N Д23-3146

                                 (Д)


     Департамент   недвижимости   Минэкономразвития  России  (далее  -
Департамент  недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам подготовки
межевых планов и сообщает.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства   Российской   Федерации  от  5  июня  2008  г.  N  437,
Минэкономразвития  России  не  наделено  полномочиями  по  разъяснению
законодательства   Российской   Федерации,   а   также   практики  его
применения.
     Вместе  с  тем  полагаем  возможным  по  затронутым  в  обращении
вопросам отметить следующее.
     1. О согласовании местоположения границ земельных участков.
     Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г.
N  221-ФЗ  "О  государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о
кадастре)   местоположение   границ   земельных  участков  подлежит  в
установленном  Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с
заинтересованными  лицами  в  случаях  выполнения кадастровых работ, в
результате    которых   обеспечивается   подготовка   документов   для
представления  в орган кадастрового учета заявления об учете изменений
одного  из  вышеуказанных  земельных  участков  в  связи  с уточнением
местоположения его границы.
     В  связи  с  чем  согласование  местоположения  границ  земельных
участков  осуществляется  в  случаях,  когда  в результате кадастровых
работ уточняется местоположение границ:
     - земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;
     - земельных  участков,  смежных  с земельным участком, являющимся
объектом кадастровых работ.
     Таким  образом,  в  порядке,  установленном  Законом  о кадастре,
должно  быть  согласовано  местоположение  границ  земельных участков,
сведения  о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости
(независимо   от   наличия  в  государственном  кадастре  недвижимости
сведений  о  зарегистрированных  правах на указанные земельные участки
либо  сведений  о  координатах  характерных  точек их границ или иного
описания  местоположения  границ), если в результате кадастровых работ
уточнено местоположение границ таких земельных участков.
     Учитывая    изложенное,   согласование   местоположения   границы
земельного  участка,  образуемого в результате выдела в счет земельной
доли  из  земельного  участка  в  составе земель сельскохозяйственного
назначения  (далее  -  исходный  земельный  участок), проводится, если
граница  такого  образуемого  земельного участка одновременно является
границей другого земельного участка (не являющегося исходным земельным
участком)  и  в  результате  кадастровых работ уточнено местоположение
такой смежной границы (части границы или характерной точки границы).
     При  этом, исходя из комплексного анализа норм Закона о кадастре,
уточнение  местоположения  границы  земельного  участка  допускается в
следующих случаях:
     - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений
о координатах характерных точек границы земельного участка;
     - в   случае,   если   содержащиеся  в  государственном  кадастре
недвижимости  сведения о характерных точках границы земельного участка
определены с точностью ниже нормативной точности определения координат
для земель определенного целевого назначения;
     - в   случае,   если   содержащиеся  в  государственном  кадастре
недвижимости  сведения  о  координатах  какой-либо  характерной  точки
границы  земельного  участка  не  позволяют  однозначно  определить ее
положение   на  местности  (в  государственном  кадастре  недвижимости
содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

     2.  О  включении  в  состав приложения межевого плана соглашения,
предусмотренного статьей 244 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - Соглашение).
     В  соответствии  с  пунктом  3  статьи  11.5  Земельного  кодекса
Российской  Федерации  особенности  выдела  земельного  участка в счет
земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г.
N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее -
Закон  об  обороте).  В  соответствии  с  Законом об обороте земельный
участок  в счет земельной доли (земельных долей) может быть выделен на
основании:
     - решения общего собрания;
     - извещения  остальных участников общей собственности о намерении
выделить земельный участок.
     При   этом  перечень  документов,  необходимых  для  включения  в
приложение   межевого   плана,  установлен  пунктом  24  Требований  к
подготовке  межевого  плана,  утвержденных  Приказом Минэкономразвития
России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования).
     Вместе  с  тем  согласно  пункту 2 статьи 11.5 Земельного кодекса
Российской Федерации при выделе земельного участка у участника долевой
собственности,  по  заявлению которого осуществляется выдел земельного
участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок
и  указанный  участник  долевой собственности утрачивает право долевой
собственности  на  исходный  (измененный)  земельный  участок.  Другие
участники  долевой собственности сохраняют право долевой собственности
на  исходный  (измененный)  земельный  участок  с учетом изменившегося
размера их долей в праве долевой собственности.
     Таким   образом,  для  государственной  регистрации  права  общей
собственности  на земельный участок, образуемый в счет земельных долей
нескольких  лиц,  в  орган, осуществляющий государственную регистрацию
прав,  необходимо  представить  документ, подтверждающий поступление в
общую  собственность  указанных лиц образуемого в счет соответствующих
земельных  долей  земельного  участка  (таким  документом  может  быть
протокол общего собрания либо Соглашение).
     Учитывая   изложенное,   Соглашение   не   является   документом,
необходимым  для  государственного кадастрового учета соответствующего
образуемого в счет земельных долей земельного участка.
     Следовательно,   отсутствие   Соглашения   в  составе  приложения
межевого  плана  не  может  служить основанием для принятия решения об
отказе    в    осуществлении   государственного   кадастрового   учета
вышеуказанного земельного участка.

     3.   О   включении  в  состав  приложения  межевого  плана  копий
свидетельств о праве собственности на земельную долю.
     Пунктом  3  статьи  13  Закона об обороте установлено, что размер
земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на
основании  данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту
долю.
     В случае, если образование земельного участка, выделяемого в счет
земельной  доли,  осуществляется  на основании решения общего собрания
участников  долевой  собственности,  сведения  об образуемом земельном
участке   (в   том   числе   сведения,   содержащиеся   в   документе,
удостоверяющем право на земельную долю) должны содержаться в указанном
решении.
     В случае, если общее собрание участников долевой собственности не
утвердило  границы  предназначенной  для  выделения  части  земельного
участка,  по  мнению  Департамента  недвижимости,  в состав приложения
межевого  плана  в  соответствии  с  подпунктом 7 пункта 23 Требований
должны   быть  включены  копии  документов,  удостоверяющих  право  на
соответствующую  земельную  долю,  заверенные  в установленном порядке
кадастровым  инженером  (лицом,  считающимся  кадастровым  инженером в
соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о кадастре).

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                       В.В. АБРАМЧЕНКО
28 сентября 2009 г.
N Д23-3146