ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВТОРОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 сентября 2009 г. N 1044-ПП (ПРМ) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. N 213-ПП "Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - второй этап Программы) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Возложить функции главного распорядителя бюджетных средств на Департамент труда и занятости населения города Москвы. 3. Департаменту труда и занятости населения города Москвы: 3.1. Осуществить в установленном порядке финансирование второго этапа Программы в размере 57 169 200 руб. за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009 год на финансирование мероприятий в области занятости населения города Москвы. 3.2. Представить в августе 2010 г. в Правительство Москвы отчет о выполнении мероприятий второго этапа Программы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. Премьер правительства Мэр Москвы Ю.М.Лужков 29 сентября 2009 г. N 1044-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. N 1044-ПП Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы ПАСПОРТ ВТОРОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ ------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Второй этап Программы дополнительных мер по | | Программы | снижению напряженности на рынке труда города | | | Москвы (далее - Программа) | |-----------------------------------------------------------------------------| | Наименование | Департамент труда и занятости населения | | уполномоченного | города Москвы | | органа исполнительной | | | власти | | | субъекта Российской | | | Федерации | | |-----------------------------------------------------------------------------| | Основание для | Закон Российской Федерации от 19. 04. 1991 | | разработки Программы | N 1032-1 "О занятости населения в Российской | | | Федерации", Постановление Правительства Российской | | | Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных | | | мероприятиях, направленных на снижение | | | напряженности на рынке труда субъектов | | | Российской Федерации" | |-----------------------------------------------------------------------------| | Срок реализации | 2009 год | | Программы | | |-----------------------------------------------------------------------------| | Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных | | | социально-экономических последствий возможного | | | увольнения работников и предупреждению | | | роста безработицы в городе | |-----------------------------------------------------------------------------| | Задачи Программы | Повышение конкурентоспособности на рынке труда | | | работников, находящихся под риском увольнения, | | | стимулирование сохранения и создания рабочих | | | мест в целях организации временной занятости, | | | в том числе, общественных работ | |-----------------------------------------------------------------------------| | Основные мероприятия | Опережающее профессиональное обучение работников | | ятия Программы | в случае угрозы массового увольнения | | | (установления неполного рабочего времени, | | | временной приостановки работ, предоставления | | | отпуска без сохранения заработной платы, | | | мероприятия по высвобождению работников) | | | Организация общественных работ в организациях | | | города для работников, находящихся под угрозой | | | массового увольнения | |-----------------------------------------------------------------------------| | Объемы и источники | Общий объем финансирования Программы - | | финансирования | 1143382,6 тыс. рублей, в том числе: | | Программы | субсидии федерального бюджета - 1086213,4 тыс. | | | рублей; | | | средства бюджета города Москвы - 57169,2 тыс. | | | рублей | |-----------------------------------------------------------------------------| | Целевой показатель | Сдерживание зарегистрированной безработицы в | | Программы | течение 2009 года на уровне не выше 1,0% | | | (от численности экономически активного населения | | | города) | |-----------------------------------------------------------------------------| | Показатели | Профессиональное обучение (профессиональная | | результативности | переподготовка повышение квалификации, обуче- | | Программы | вой профессии) - не менее 5,0 тысяч работников | | | организаций, находящихся под угрозой массового | | | увольнения, создание временных рабочих мест в | | | рамках организации общественных работ для | | | трудоустройства 62,5 тысячи работников, нахо- | | | дящихся под угрозой массового увольнения | ------------------------------------------------------------------------------- ВВЕДЕНИЕ ко второму этапу Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда успешно реализуется Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. N 213-ПП. Постановлениями Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 351-ПП "Об утверждении Положения об опережающем профессиональном обучении работников в городе Москве в случае угрозы массового увольнения и Положения об организации общественных работ для работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, и стажировки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в целях приобретения опыта работы" и от 2 июня 2009 г. N 507-ПП "О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы" определены механизм реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году и приоритетные задачи Правительства Москвы в области занятости населения города. Вместе с тем на рынок труда города Москвы в 2009 году продолжают оказывать влияние многие факторы, одним из которых продолжает оставаться процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Это свидетельствует о необходимости разработки и реализации второго этапа дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда. Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - Программа) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации". Программа направлена на создание условий для недопущения массовых увольнений работников, содействия занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под риском увольнения, смягчения последствий влияния сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города. Программа предусматривает комплекс дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, увеличению объемов временной занятости, в том числе, в форме общественных работ для работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения. Раздел I. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Анализ ситуации на рынке труда Ситуация в течение ряда последних лет в экономике характеризовалась положительной динамикой развития большинства отраслей, что стимулировало рост экономической активности населения. Однако, начиная с сентября 2008 года, происходит сокращение общей занятости населения города и рост безработицы, что, в первую очередь, было связано с последствиями финансового кризиса. В период 2009 - 2010 гг. на рынок труда города Москвы будет оказывать влияние целый комплекс социально-экономических факторов: сокращение масштабов общественного производства, снижение рентабельности и рост убыточности организаций города, наращивание масштабов просроченной задолженности, в том числе и по заработной плате, снижение платежеспособного спроса и покупательной способности населения. Индекс промышленного производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в январе-июне 2009 года по сравнению с январем-июнем 2008 года (в сопоставимой оценке) составил 72,6% (январь-июнь 2008 года к январю-июню 2007 года - 110,3%), индекс производства по этим видам деятельности по кругу крупных и средних организаций за тот же период - 72,5%. В январе-июне 2009 года сократился оборот организаций: в обрабатывающих производствах (70,4% к январю-июню 2008 года), в отрасли производство неметаллических минеральных продуктов (48,7%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (57,1%), химическое производство (68,0%), обработка древесины и производство изделий из дерева (41,2%), строительство (89,1%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (60,4%). Инвестиции в основной капитал в январе - июне 2009 года составили 88,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" составил: в июне 2009 года - 40422,7 млн. рублей, или 78,7% к июню 2008 года; в январе-июне - 220592,7 млн. рублей, или 81,4% к январю-июню 2008 года. По состоянию на 1 мая 2009 года положительный финансовый результат крупных и средних организаций сократился и составил 52,4% (285,4 млрд. рублей) от уровня за аналогичный период 2008 года (545,0 млрд. рублей). Доля убыточных организаций в городе Москве в январе-апреле 2009 года выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составила 32% от общего числа организаций города. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в мае 2009 года составила 96,3% к уровню мая 2008 года и 94,9% - к уровню апреля 2009 года. Остаются проблемы со своевременной выплатой заработной платы. С начала года число московских организаций, имеющих задолженность по выдаче средств на заработную плату, увеличилось до 23 единиц. По состоянию на 1 августа 2009 года суммарная задолженность по заработной плате увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 4 раза и составила - 502,6 млн. рублей. Главной причиной образования задолженности у организаций является отсутствие собственных средств. При этом большая часть задолженности пришлась на организации обрабатывающих производств (48%), строительства (23,9%), научных исследований и разработок (12,0%), транспорта (0,5%). В целом уровень задолженности по заработной плате в Москве по состоянию на 1 августа 2009 составляет 0,025% от суммарного фонда оплаты труда, при среднероссийском - 0,07%, и в среднем по регионам Центрального федерального округа - 0,06%. С целью сохранения рабочих мест и недопущения массовых увольнений ряд организаций города, в том числе несколько крупных (Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А.Лихачева", ОАО "Домостроительный комбинат № 2", ОАО "Завод "Компонент", ОАО "МЕТРОМАШ", ОАО "Московский завод железобетонных изделий и труб", ООО "Трансстромсервис", ЗАО "Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева") ввели в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ режим неполной рабочей недели. С начала 2009 года количество организаций, сообщивших в службу занятости сведения о высвобождении работников в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации, составило 2075 единиц, а численность предполагаемых к высвобождению работников - 44,5 тыс. человек. Высвобождение намечено в основном из организаций игорного бизнеса - 24,8%, обрабатывающих производств - 15,9%, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 12,6%, финансовой деятельности - 10,6%. В составе высвобождаемых работников третью часть (27,9%) составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Профессионально-должностной состав предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости),%: - доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 68,6 (61,7); - доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 37,3 (42,4); - доля инженеров в общей численности специалистов - 18,1 (22,9); - доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 80,2 (61,3); - в общей численности рабочих доля водителей - 13,1 (12,4); дворников, уборщиков - 8,1 (10,3); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 6,5 (8,3); рабочих предприятий общественного питания - 15,0 (3,3); аппаратчиков, операторов - 6,1 (9,4); строителей - 4,4 (5,7). Всего с начала 2009 года высвобождено 38,1 тыс. человек. Сохраняется дисбаланс спроса и предложения по категориям (рабочие- служащие) в профессионально-квалификационном разрезе. Сложившаяся ситуация в экономике города негативно сказалась на динамике основных показателей рынка труда в городе Москве. С начала 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости населения, увеличилась в 2,6 раза, уровень регистрируемой безработицы - на 0,51 процентного пункта, уровень общей безработицы по МОТ - на 2,1 процентного пункта. В настоящее время рынок труда Москвы характеризуется следующими показателями: - численность лиц, занятых экономической деятельностью - 6437,5 тыс. человек; - численность безработных в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) - 205,8 тыс. человек; - уровень безработицы по МОТ - 3,1%; - численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - 58,7 тыс. человек; - уровень регистрируемой безработицы - 0,88%; - заявленная работодателями потребность в работниках - 199,8 тыс. человек; - напряженность на рынке рабочей силы - 0,3 человека на 1 вакансию. Сведения о числе создаваемых рабочих мест ---------------------------------------------------------------------------------------- | N | Виды экономической | Число создаваемых рабочих мест всего, | | п/п | деятельности | ед. | | | (ОКВЭД ОК 029-2007 | (прогноз на 2010 год) | | | (КДЕС ред. 1.1) | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | | | оптимистический | пессимистический | целевой | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | Сельское хозяйство, | 282 | 267 | 273 | | | охота и лесное хозяйство | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 2 | Обрабатывающие производства | 2820 | 2670 | 2730 | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 3 | Строительство | 787 | 745 | 762 | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 4 | Оптовая и розничная | 10579 | 10016 | 10241 | | | торговля; ремонт | | | | | | автотранспортных | | | | | | средств, мотоциклов | | | | | | предметов личного пользования | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 5 | Гостиницы и рестораны | 43 | 40 | 41 | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 6 | Транспорт и связь | 3646 | 3452 | 3530 | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 7 | Операции с недвижимым | 282 | 267 | 273 | | | имуществом, аренда и | | | | | | предоставление услуг | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 8 | Государственное | 482 | 456 | 466 | | | управление и обеспечение | | | | | | военной безопасности; | | | | | | социальное страхование | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 9 | Гостиницы и рестораны | 3485 | 3299 | 3374 | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 10 | Образование | 1774 | 1680 | 1718 | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 11 | Здравоохранение и | 1754 | 1661 | 1698 | | | предоставление социальных | | | | | | услуг | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 12 | Предоставление прочих | 2266 | 2146 | 2194 | | | коммунальных, социальных | | | | | | персональных услуг | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | | ИТОГО: | 28200 | 26700 | 27300 | ---------------------------------------------------------------------------------------- Прогноз ситуации на рынке труда в 2010 году На рынок труда города Москвы в 2010 году будут оказывать влияние общероссийские демографические факторы, в т.ч. ожидаемое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. В целом, за 2010 год сокращение численности трудоспособного населения составит около 30 тыс. человек. В соответствии с этим демографическим прогнозом можно ожидать некоторого сокращения численности экономически активного населения. В случае увеличения притока новых трудовых мигрантов или легализации уже находящихся на территории Москвы, учтенная численность экономически активного населения может быть компенсирована до уровня 2009 года. В основном, ситуация на рынке труда в городе Москве будет определяться тенденциями, происходящими в российской экономике, связанными, в первую очередь, с последствиями мирового финансового кризиса - дефицитом ликвидности капитала, сокращением платежеспособного спроса, сокращением масштабов производства, резким падением рентабельности производства, ростом долгов и убытков в организациях города. Прямым следствием этого является сокращение спроса на рынке труда, усиление конкуренции за рабочие места, снижение уровня оплаты труда в городе. В условиях развития экономического кризиса остро стоит проблема занятости в отраслях экономики, подверженных наибольшей стагнации: строительстве; обрабатывающих отраслях; торговли автотранспортными средствами; в сфере научных исследований и разработок, в финансовой деятельности. Среди проблем, которые определят развитие сферы занятости в 2010 году, являются: - диспропорция спроса и предложения рабочей силы - рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров в ряде отраслей городского хозяйства, особенно по рабочим профессиям; - рост обращаемости в службу занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; - ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы. Решение этих проблем позволит нивелировать растущий дефицит рабочих мест в городе Москве, смягчить существующую диспропорцию спроса и предложения на рынке труда в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезе, в том числе за счет организации общественных работ и профессионального обучения в целях повышения квалификации и дальнейшего трудоустройства. Прогноз ситуации на рынке труда в 2010 году проведен на основе: - анализа финансово-экономического состояния организаций города по видам экономической деятельности (ОКВЭД), оценки сокращения масштабов производства, сокращения численности работающих, роста и объемов убыточности организаций и динамики просроченной кредиторской задолженности; - анализа сведений, поступивших в предшествующий период от организаций, наметивших увольнение работников. По результатам анализа ситуации в 2009 году и основных тенденций в экономике, рискам потенциальной безработицы в 2010 году будут в большей степени подвержены работающие по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающие производства, строительство, оптовая торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, научные исследования и разработки, финансовая деятельность. В структуре занятости по видам деятельности в секторе крупных и средних организаций города в 2010 году произойдут изменения. Снижение занятости прогнозируется по видам экономической деятельности: операции с недвижимым имуществом с 16,9% в 2009 году - 16,4%, в оптовой и розничной торговли с 11,4% в 2009 году до 10,8%, в обрабатывающей промышленности с 10% в 2009 году до 9% в 2010 году, в сфере транспорта и связи с 9,9% в 2009 году до 9,35 - в 2010 году. По результатам анализа движения числа замещенных рабочих мест по видам экономической деятельности по состоянию на 1 июня 2009 года и оценки потенциального спроса на рынке труда на 2010 год определены наиболее устойчиво растущие отрасли города Москвы, в которых уровень занятости будет расти: здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование; производство, передача и распределение электроэнергии. Отмечено значительное увеличение численности граждан, увольняющихся в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, что обусловлено усугублением кризисных тенденций в отраслях экономики города. Растут общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполного рабочего дня (недели) в организациях не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе-марте 2009 года оцениваются в 4,2 млн. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 9,4 тыс.работников. В 2010 году, с учетом сложившейся тенденции, могут быть переведены на условия неполного рабочего времени, находящихся в простое и вынужденных отпусках, до 200 тыс. человек и оформлены в отпуск без сохранения заработной платы до 70,0 тыс. работников. Закономерным для рынка труда города Москвы в 2010 году останется отраслевое соответствие сокращения занятости и задолженности по заработной плате. В организациях города по видам экономической деятельности, наиболее подверженным стагнации, сохранение финансовой устойчивости в 2010 году будет достигаться в большей степени за счет оптимизации издержек на рабочую силу, в т.ч. за счет роста задолженности по выплате заработной платы и снижения уровня оплаты труда. В целом рынок труда Москвы в 2010 году по целевому сценарию будет характеризоваться следующими показателями: - численность безработных в соответствии с методологией МОТ в среднегодовом исчислении может составить около 193,7 тыс. человек; - уровень безработицы по методологии МОТ может достигнуть 2,9%; - численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в пиковый период может дойти до 73,6 тыс. человек; - уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,1%; - количество заявленной работодателями потребности в работниках изменится незначительно и останется на прежнем уровне; - напряженность на рынке рабочей силы в пределах - 1,0 человека на 1 вакансию. В данных условиях необходимо продолжать реализацию дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда, снижению возможного роста безработицы за счет применения различных форм содействия занятости, недопущению массовых увольнений работников. Раздел II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи: - повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения; - стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе, общественных работ. Раздел III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система мероприятий Программы предусматривает следующие основные направления: 1. Организация опережающего профессионального обучения работников. 2. Создание временных рабочих мест, в том числе: - организация общественных работ; - создание дополнительных временных рабочих мест по месту основной работы для граждан, находящихся под риском увольнения. Раздел IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, организаций всех форм собственности, участвующих в реализации мероприятий, приводящих к недопущению массовых увольнений работников, содействия занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под риском увольнения, смягчение последствий влияния сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города. Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Департамент труда и занятости населения города Москвы. Департамент труда и занятости населения города Москвы является главным распорядителем бюджетных средств по реализации Программы. Получателями бюджетных средств на реализацию Программы являются государственные учреждения центры занятости населения административных округов города Москвы. Финансовое обеспечение программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда города Москвы, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет бюджета города Москвы, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства, в установленном порядке, за счет ассигнований бюджета города Москвы. Реализация отдельных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) осуществляется на основании договоров, заключенных между Государственным учреждением центром занятости населения административного округа, работодателем и образовательным учреждением. Опережающее обучение проводится на базе учебных центров службы занятости, образовательных подразделений предприятий и организаций, профессиональных образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного образования города Москвы, а также на учебной базе организаций, по профессиям и специальностям, предполагающим сохранение занятости работников на предприятиях и организациях города Москвы. Реализация мероприятия "Организация общественных работ, временного трудоустройства", осуществляется: в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения - на основании договоров, заключенных между Государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы и работодателем, создающим временные рабочие места. Положение о возможности участия занятого гражданина в общественных работах в свободное от работы время вносится в срочный трудовой договор о работе по совместительству. Расходы работодателя на организацию общественных работ возмещаются на основании актов выполненных работ, копий приказов о создании временных рабочих мест, табелей учета рабочего времени, списков участников и расчетных ведомостей по оплате труда. Расходы работодателя на заработную плату возмещаются в размере не более 5737,7 рублей в месяц с учетом уплаты ЕСН за счет средств субсидий федерального бюджета в бюджет города Москвы и бюджета города Москвы. Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям, объемы, направления профессионального обучения, а также при организации общественных работ) могут уточняться Департаментом труда и занятости населения города Москвы в зависимости от экономической ситуации в организациях и на рынке труда города в целом. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Москвы. Департамент труда и занятости населения города Москвы осуществляет: - обеспечение выполнения Программы за счет финансирования из федерального бюджета и бюджета города Москвы; - подготовку информации и отчетов о выполнении Программы; - подготовку предложений по корректировке Программы; - совершенствование механизма реализации Программы; - контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы; - ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представление в Федеральную службу по труду и занятости отчета о расходах консолидированного бюджета по установленной форме. Исполнители мероприятий Программы к 30 июня 2010 года информируют Департамент труда и занятости населения города Москвы о ходе выполнения Программы. По окончании срока реализации Программы Департамент труда и занятости населения города Москвы в августе 2010 года представляет в Правительство Москвы доклад о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств. Департамент труда и занятости населения города Москвы организует размещение в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы. Раздел V. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ Источником финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии городу Москве на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, средства города Москвы. Общий объем финансирования Программы составит 1143382,6 тыс. руб., в том числе: субсидия федерального бюджета - 1086213,4 тыс. руб. (95% от общего объема финансирования); средства бюджета города Москвы - 57169,2 тыс. руб. (5% от общего объема финансирования). Раздел VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения за счет: трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда. В результате реализации программы будет обеспечена занятость: - после прохождения опережающего профессионального обучения - не менее 5,0 тыс. человек; - на временных рабочих местах в рамках организации общественных работ - не менее 62,5 тыс. человек. Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в городе Москве. Численность безработных граждан к концу 2010 года не превысит 73,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит 1,1% от численности экономически активного населения. Раздел VII. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Срок реализации Программы - 2009 год. При необходимости Программа может быть скорректирована. Раздел VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ 1. Приложение 1 - Баланс рабочих мест по городу Москве. 2. Приложение 2 - Баланс трудовых ресурсов по городу Москве на 2010 год. 3. Приложение 3 - Система мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда города Москвы. 4. Приложение 4 - Объемы финансирования и численность участников по мероприятиям программы. 5. Приложение 5 - Расчет объемов средств на мероприятия второго этапа Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы. 6. Приложение 6 - Перечень предприятий, заявивших об участии в мероприятиях по опережающему обучению работников, находящихся под риском увольнения во втором этапе Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы. 7. Приложение 7 - Перечень основных профессий, специальностей, по которым необходима организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, в учебных заведениях, определяемых на конкурсной основе. 8. Приложение 8 - Организация общественных работ, временного трудоустройства в организациях города Москвы. Приложение 1 ко второму этапу Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы Баланс рабочих мест по городу Москве --------------------------------------------------------------------------------------------- | N | 0ид экономической | На | Прогноз на 2010 год | | п/п | деятельности | 30.04. |-----------------------------------------------| | | | 2009 | Оптимистический | Пессимистический | Целевой | | | | | сценарий | сценарий | сценарий | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | Население трудоспособного | 6763,0 | х | х | х | | | возраста, тыс.чел. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 2 | Экономически активное | 6671,0 | х | х | х | | | население, тыс. чел.* | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 3 | Занятое население, тыс. | 6458 | 6455,8 | 6389,8 | 6439,3 | | | чел.* | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 4 | Безработные | 213,0 | 177,2 | 243,2 | 193,7 | | | по методологии МОТ), |--------------------------------------------------------| | | тыс. чел. % | 3,2 | 2,6 | 3,6 | 2,9 | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 5 | Численность | 50,5 | 69 | 87,3 | 73,6 | | | зарегистрированных | | | | | | | безработных | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 6 | Уровень | 0,8% | 1,0% | 1,3% | 1,1% | | | зарегистрированных | | | | | | | безработных, % | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 7 | Численность работников | 57,5 | 130 | 220 | 175 | | | под риском увольнения - | | | | | | | включая находящихся в | | | | | | | простое и вынужденных | | | | | | | отпусках, тыс.чел. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 8 | Численность выпускников | х | 100 | 150 | 125 | | | образовательных | | | | | | | учреждений | | | | | | | выходящих на рынок | | | | | | | труда, тыс. чел. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 9 | Высвобождение рабочих | х | 75,0 | 130,0 | 100,0 | | | мест, тыс. ед. | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | в том числе выход на | х | 40,0 | 80,0 | 50,0 | | | пенсию по возрасту, | | | | | | | тыс. ед. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 10 | Квоты на иностранную | х | 250,0 | 250,0 | 250,0 | | | рабочую силу, тыс. ед. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 11 | Создание рабочих мест, | х | 28,2 | 26,7 | 27,3 | | | тыс. ед. | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | в том числе: в рамках | х | 28,2 | 26,7 | 27,3 | | | реализации | | | | | | | инвестиционных проектов | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 12 | Число вакансий, | 238,9 | 260 | 200 | 230 | | | заяввленных | | | | | | | работодателями | | | | | | | в службу по труду и | | | | | | | занятости, тыс. ед. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 13 | Дефицит рабочих мест, | х | 40,8 | 60,6 | 50,9 | | | тыс. ед. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 14 | Оценка предпринимаемых | | | | | | | мер: | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 14.1.| Досрочный выход | х | 5000 | 7000 | 6000 | | | пенсию, чел. | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 14.2.| Организация обучения, | х | 53,5 | 44,5 | 49,2 | | | опережающего | | | | | | | профессионального | | | | | | | обучения, тыс. чел. | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | в том числе: за счет | | 48,0 | 40,0 | 44,2 | | | субвенций | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | по Программе | х | 5,5 | 4,5 | 5,0 | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 14.3.| Организация общественных | х | 150,0 | 135,0 | 143,4 | | | работ, временного | | | | | | | трудоустройства, | | | | | | | стажировки, тыс. чел. | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | в том числе: за счет | | 85,0 | 75,0 | 80,9 | | | субвенций | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | по Программе | х | 65,0 | 60,0 | 62,5 | |-------------------------------------------------------------------------------------------| | 14.4.| Всего участников, тыс. | х | 203,5 | 179,5 | 192,6 | | | чел. | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | в том числе: за счет | | 133,0 | 115,0 | 125,1 | | | субвенций | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------| | | по Программе | х | 70,5 | 64,5 | 67,5 | --------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 ко второму этапу Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы Баланс трудовых ресурсов по городу Москве на 2010 год ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Оптимистический | Пессимистический | Базовый сценарий | Целевой сценарий | | | прогноз | прогноз | | | | |------------------------------------------------------------------------------| | | тыс. | % | тыс. человек | % | тыс. | % | тыс. | % | | | человек | | век | | человек | | человек | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Население | 10550 | 100 | 10550 | 100 | 10550 | 100 | 10550 | 100 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Население трудоспособного | 6750 | 64 | 6750 | 64 | 6750 | 64 | 6750 | 64 | | возраста | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Экономически активное население | 6633 | 100 | 6633 | 100 | 6633 | 100 | 6633 | 100 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Занятые в экономике | 6455,8 | 97,4 | 6389,8 | 96,4 | 6406,3 | 96,6 | 6439,3 | 97,1 | | Безработные | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | (по методологии МОТ) | 177,2 | 2,6 | 243,2 | 3,6 | 226,7 | 3,4 | 193,7 | 2,9 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Зарегистрированные безраотные | 69 | 1 | 87,3 | 1,3 | 82,7 | 1,2 | 73,6 | 1,1 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 ко второму этапу Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы Система мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда города Москвы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование задачи, мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | | п/п | | | исполнители | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача 1. | | Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, | | находящихся под риском увольнения | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Опережающее профессиональное обучение работников | В течение года | Департамент труда и | | | в случае угрозы массового увольнения (установление | | занятости населения | | | неполного рабочего времени, временная приостановка | | города Москвы | | | работ, предоставление отпусков без сохранения | | | | | заработной платы) | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1. | Совершенствование нормативно - правовой базы | В течение года | Департамент труда и | | | организации и развития опережающего профессионального | | занятости населения | | | обучения работников в случае угрозы массового | | города Москвы, | | | увольнения | | государственные | | | | | учреждения центры | | | | | занятости населения | | | | | административных | | | | | округов города Москвы | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.2. | Организация консультационного содействия работникам, | В течение года | Департамент труда и | | | направляемым работодателями на опережающее | | занятости населения | | | профессиональное обучение, в части информирования о | | города Москвы | | | положении на рынке труда и технологии ускоренного | | | | | поиска работы | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.3. | Заключение трехсторонних договоров и государственных | В течение года | Государственные | | | ных контрактов на организацию опережающего | | учреждения центры | | | профессионального обучения работников, находящихся | | занятости населения | | | под риском увольнения | | административных | | | | | округов города Москвы | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.4. | Анализ опережающего профессионального обучения | В течение года | Департамент труда и | | | работников в случае угрозы массового увольнения | | занятости населения | | | | | города Москвы, | | | | | государственные | | | | | центры занятости | | | | | населения | | | | | административных | | | | | округов города Москвы | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача 2. | | Стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях | | организации временной занятости, в том числе, общественных работ | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. | Совершенствование нормативно - правовой базы | II полугодие | Департамент труда и | | | организации и развития временного трудоустройства | 2009 года | занятости населения | | | граждан, в том числе общественных работ | | города Москвы | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.2. | Оказание организационно - методической и | В течение года | | | | консультационной помощи работодателям, создающим | | Департамент труда и | | | рабочие места по временному трудоустройству граждан, | | занятости населения | | | находящихся под риском увольнения | | города Москвы | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.3. | Заключение ГУ ЦЗН АО города Москвы дог оворов с | В течение года | Департамент труда и | | | работодателями об организации общественных работ для | | занятости населения | | | граждан, находящихся под риском увольнения | | города Москвы | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.4. | Организация временного трудоустройства, в том | В течение года | Департамент труда и | | | числе на общественные работы для граждан, находящихся | | занятости населения | | | под риском увольнения | | города Москвы | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Приложение 4 ко второму этапу Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы Объемы финансирования и численность участников по мероприятиям Программы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование задачи, | Срок | Всего | в том числе | Ответственные | | пп | мероприятия | исполнения | | | исполнители | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | численность | объем | ФБ | ГБ | | | | | | участников, | финансирования | | | | | | | | чел. | тыс.руб. | | | | | | | | (гр. 4 | | | | | | | | | = гр.6 | | | | | | | | | = гр.8) | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | численность | объем | численность | объем | | | | | | | | участников, | финансирования | участников, | финансирования | | | | | | | | чел. | тыс.руб. | чел. | тыс.руб. | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача 1. | | Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, | | находящихся под риском увольнения | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Опережающее | В течение | | | | | | | | | | профессиональное | года | | | | | | | | | | обучение работников в | | | | | | | | | | | случае угрозы массового | | | | | | | | | | | увольнения (установлени | | | | | | | | | | | неполного рабочего | | | | | | | | | | | времени, временная | | | | | | | | | | | приостановка работ, | | | | | | | | | | | предоставление отпусков | | | | | | | | | | | без сохранения | | | | | | | | | | | заработной платы) | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1. | Совершенствование | в течение | в рамках текущего финансирования | Департамент труда и | | | нормативно - правовой | года | | занятости населения | | | базы организации и | | | города Москвы | | | развития опережающего | | | | | | профессионального | | | | | | обучения работников в | | | | | | случае угрозы массового | | | | | | увольнения | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.2. | Организация | в течение | в рамках текущего финансирования | Департамент труда и | | | консультационного | года | | занятости населения | | | содействия работникам, | | | города Москвы, | | | направляемым | | | государственные | | | работодателями на | | | учреждения центры | | | опережающее | | | занятости населения | | | профессиональное | | | административных округов | | | обучение, в части | | | города Москвы | | | информирования о | | | | | | положении на рынке труда | | | | | | и технологии ускоренного | | | | | | поиска работы | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.3. | Заключение трехсторонних | в течение | в рамках текущего финансирования | Государственные | | | договоров и | года | | учреждения центры | | | государственных | | | занятости населения | | | контрактов на | | | административных округов | | | организацию опережающего | | | города Москвы | | | профессионального | | | | | | обучения работников, | | | | | | находящихся под риском | | | | | | увольнения | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.4. | Анализ опережающего | в течение | в рамках текущего финансирования | Департамент труда и | | | профессионального | года | | занятости населения | | | обучения работников в | | | города Москвы, | | | случае угрозы массового | | | государственные | | | увольнения | | | учреждения центры | | | | | | занятости населения | | | | | | административных округов | | | | | | города Москвы | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.5. | Итого по разделу 1 | | 5000 | 67687,5 | 5000 | 61741,9 | 5000 | 5945,6 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача 2. | | Стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях | | организации временной занятости, в том числе, общественных работ | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. | Совершенствование | II полугодие | в рамках текущего финансирования | Департамент труда и | | | нормативно-правовой базы | 2009 года | | занятости населения | | | организации и развития | | | города Москвы | | | временного | | | | | | трудоустройства граждан, | | | | | | в том числе общественных | | | | | | работ | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.2. | Оказание организационно | в течение | в рамках текущего финансирования | Департамент труда и | | | - методической и | года | | занятости населения | | | консультационной помощи | | | города Москвы | | | работодателям, создающим | | | | | | рабочие места по | | | | | | временному | | | | | | трудоустройству граждан, | | | | | | находящихся под риском | | | | | | увольнения | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.3. | Заключение ГУ ЦЗН АО | в течение | в рамках текущего финансирования | Департамент труда и | | | города Москвы договоров | года | | занятости населения | | | с работодателями об | | | города Москвы | | | организации общественных | | | | | | работ для | | | | | | граждан,находящихпод | | | | | | риском увольнения | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.4. | Организация временного | в течение | 62493 | 1075695,1 | 62493 | 1024471,5 | 62493 | 51223,6 | Департамент труда и | | | трудоустройства, в том | года | | | | | | | занятости населения | | | числе на общественные | | | | | | | | города Москвы | | | работы для граждан, | | | | | | | | | | | находящихся под риском | | | | | | | | | | | увольнения | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| ---------------------------------------- | 2.5. | Итого по разделу 2 | | 62493 | 1075695,1 | 62493 | 1024471,5 | 62493 | 51223,6 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| ---------------------------------------- | 3. | Итого по разделам 1 и 2 | | 67493 | 1143382,6 | 67493 | 1086213,4 | 67493 | 57169,2 | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |