В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ УСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРИОБРЕТЕНА ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ. В СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ЗАЕМЩИКОМ ПО ДАННОМУ ДОГОВОРУ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТИЛАСЬ В СУД С ТРЕБОВАНИЕМ О ВЗЫСКАНИИ СУММЫ ОС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 18.09.09 03-03-06/1/591

               В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ УСТУПКИ ПРАВА
         ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРИОБРЕТЕНА ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО
        КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ. В СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ЗАЕМЩИКОМ
          ПО ДАННОМУ ДОГОВОРУ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИЯ
           ОБРАТИЛАСЬ В СУД С ТРЕБОВАНИЕМ О ВЗЫСКАНИИ СУММЫ
       ОСНОВНОГО ДОЛГА, НАЧИСЛЕННЫХ ПРОЦЕНТОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФА.
          ПРИ ЭТОМ САМ КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР НЕ БЫЛ РАСТОРГНУТ.
          ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
        ПРИБЫЛЬ ПРЕКРАТИТЬ НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТНОМУ
          ДОГОВОРУ, А ТАКЖЕ ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ
         ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ С ДАТЫ ПРИНЯТИЯ СУДОМ РЕШЕНИЯ О
        ВЗЫСКАНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СУММ С ЗАЕМЩИКА? ПРИЗНАЮТСЯ
          ЛИ БЕЗНАДЕЖНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ СУММЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ
         ВЗЫСКАНИЮ НА ОСНОВАНИИ СУДА, В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ СУДОМ
            РЕШЕНИЯ О ЧАСТИЧНОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
                              КРЕДИТОРА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         18 сентября 2009 г.
                           N 03-03-06/1/591

                                 (Д)

     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
письмо   по  вопросу  о  порядке  начисления  процентов  по  долговому
обязательству для целей налогообложении прибыли организаций и сообщает
следующее.
     Согласно п.  6 ст.  250 Налогового кодекса  Российской  Федерации
(далее  -  НК  РФ)  к внереализационным доходам относится доход в виде
процентов,  полученных по договорам займа, кредита, банковского счета,
банковского  вклада,  а  также  по  ценным  бумагам  и другим долговым
обязательствам.  Особенности  определения  доходов   банков   в   виде
процентов определены ст. 290 НК РФ.
     При этом  для  целей  налогообложения   прибыли   под   долговыми
обязательствами  понимаются кредиты,  товарные и коммерческие кредиты,
займы,  банковские вклады,  банковские счета  или  иные  заимствования
независимо от формы их оформления.
     Порядок налогового учета доходов (расходов) в виде  процентов  по
договорам займа,  кредита,  банковского счета,  банковского вклада,  а
также процентов по ценным бумагам  и  другим  долговым  обязательствам
установлен ст. 328 НК РФ.
     В соответствии  с  п.  4  ст.   328   НК   РФ   налогоплательщик,
определяющий  доходы (расходы) по методу начисления,  определяет сумму
дохода  (расхода),   полученного   (выплаченного)   либо   подлежащего
получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии
с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых
обязательств    доходности   и   срока   действия   такого   долгового
обязательства в отчетном периоде с учетом  положений  данного  пункта.
Налогоплательщик   в   аналитическом   учете   на   основании  справок
ответственного  лица,  которому   поручено   ведение   учета   доходов
(расходов)  по  долговым  обязательствам,  обязан  отразить  в составе
доходов  (расходов)  сумму  процентов,   причитающуюся   к   получению
(выплате) на конец месяца.
     Таким образом,  в  соответствии  с  положениями  гл.  25  Кодекса
основанием  для  начисления  в налоговом учете дохода в виде процентов
является  действующее  долговое  обязательство,   условиями   которого
предусмотрена уплата процентов.
     В связи с этим начисление доходов в виде процентов по  кредитному
договору   производится   до   тех   пор,   пока  существуют  взаимные
обязательства  по  договору  займа,  кредита   или   иного   долгового
обязательства,  оформленного  в  соответствии  с  Гражданским кодексом
Российской Федерации (далее - ГК РФ).
     При этом   с  момента  прекращения  долгового  обязательства  или
прекращения начисления процентов в соответствии с договором  основания
для   начисления  процентов  в  налоговом  учете,  по  нашему  мнению,
отсутствуют.  При расторжении договора кредита или прекращении данного
долгового  обязательства иным образом начисление процентов в налоговом
учете прекращается, поскольку отсутствует само долговое обязательство.
     В отношении   процентов   в  виде  платы  за  пользование  чужими
денежными средствами сообщаем следующее.
     Согласно правовой  позиции  Пленума  Верховного  Суда  Российской
Федерации и Пленума Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации,
содержащейся  в п.  15 Постановления от 08.10.1998 N 13/14 "О практике
применения  положений  Гражданского  кодекса   РФ   о   процентах   за
пользование  чужими денежными средствами",  в соответствии с п.  1 ст.
811 ГК РФ в случаях,  когда заемщик не возвращает в срок сумму  займа,
на   эту   сумму   подлежат  уплате  проценты  в  порядке  и  размере,
предусмотренных п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня, когда она должна была быть
возвращена,  до  дня  ее  возврата  заимодавцу  независимо  от  уплаты
процентов, предусмотренных п. 1 ст. 809 ГК РФ.
     Проценты, предусмотренные  п.  1  ст.  811 ГК РФ,  являются мерой
гражданско-правовой ответственности.  Указанные проценты, взыскиваемые
в  связи  с просрочкой возврата суммы займа,  начисляются на эту сумму
без учета  начисленных  на  день  возврата  процентов  за  пользование
заемными  средствами,  если  в обязательных для сторон правилах либо в
договоре нет прямой оговорки об ином порядке начисления процентов.
     Пунктом 1 ст.  395 ГК РФ предусмотрено, что за пользование чужими
денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения
от  их  возврата,  иной  просрочки  в  их уплате либо неосновательного
получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты
на  сумму  этих средств.  Размер процентов определяется существующей в
месте жительства кредитора,  а если  кредитором  является  юридическое
лицо,  в  месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на
день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
     Учитывая изложенное,  проценты, подлежащие уплате в случае, когда
заемщик не  возвращает  в  срок  сумму  займа  или  кредита,  являются
доходами в виде санкции за нарушение договорных обязательств.
     В соответствии с п.  3 ст.  250 НК РФ внереализационными доходами
налогоплательщика  признаются  доходы  в виде признанных должником или
подлежащих уплате должником на основании решения суда,  вступившего  в
законную  силу,  штрафов,  пеней  и  (или)  иных  санкций за нарушение
договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
     Согласно пп.  4  п.  4  ст.  271 НК РФ по доходам в виде штрафов,
пеней и (или)  иных  санкций  за  нарушение  договорных  или  долговых
обязательств,  а  также  в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой
получения  дохода  признается  дата  признания  должником  либо   дата
вступления в законную силу решения суда.
     Учитывая изложенное,  сумма процентов, предусмотренных ст. 811 ГК
РФ,  подлежащая  уплате  в  случае  невозврата  в срок суммы займа или
кредита,  не признается  доходом  для  целей  налогообложения  прибыли
организаций   до   момента  признания  данной  санкции  должником  или
вступления в законную силу решения суда.
     Также сообщаем,  что перечень оснований, по которым задолженность
может быть признана  безнадежной  для  целей  налогообложения  прибыли
организаций, установлен ст. 266 НК РФ.
     К таким основаниям п. 2 ст. 266 НК РФ отнесены:
     - истечение установленного срока исковой давности;
     - невозможность  исполнения  обязательства   в   соответствии   с
гражданским законодательством;
     - прекращение обязательства на  основании  акта  государственного
органа;
     - ликвидация организации-должника.
     В связи  с  этим  в  случае  принятия  судом  решения о частичном
удовлетворении требований кредитора суммы,  не подлежащие взысканию на
основании  суда,  не  могут быть признаны безнадежной задолженностью в
соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ.
     Одновременно сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента   не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет  информационно-разъяснительный  характер  по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства  о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
18 сентября 2009 г.
N 03-03-06/1/591