УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВЛИ НА ОРЦБ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПЕРАЦИИ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ СРОЧНЫХ СДЕЛОК, ТАКИМИ КАК ФЬЮЧЕРСЫ И ОПЦИОНЫ. ПРИ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ РАСЧЕТНЫЕ КОНТРАКТЫ - ФЬЮЧЕРСЫ, ПРИ КОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТОМ СДЕЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.09.09 03-07-11/233

           УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВЛИ
             НА ОРЦБ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПЕРАЦИИ С ФИНАНСОВЫМИ
         ИНСТРУМЕНТАМИ СРОЧНЫХ СДЕЛОК, ТАКИМИ КАК ФЬЮЧЕРСЫ И
       ОПЦИОНЫ. ПРИ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ РАСЧЕТНЫЕ
         КОНТРАКТЫ - ФЬЮЧЕРСЫ, ПРИ КОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТОМ СДЕЛКИ
         БУДЕТ ЛИШЬ ВЫПЛАТА ИЛИ ПОСТУПЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
         (ВАРИАЦИОННОЙ МАРЖИ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ
        БАЗИСНОГО АКТИВА. РЕАЛИЗАЦИИ КАКОГО-ЛИБО ИМУЩЕСТВА ПО
          ТАКИМ СДЕЛКАМ НЕ ПРОИСХОДИТ. ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ ДАННЫЕ
        ОПЕРАЦИИ ОПЕРАЦИЯМИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫМИ НДС, НА ОСНОВАНИИ
         ПП. 12 П. 2 СТ. 149 НК РФ И ДОЛЖНА ЛИ КОМПАНИЯ ВЕСТИ
         РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ СОГЛАСНО П. 4 СТ. 149 НК РФ? В ЦЕЛЯХ
       ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПОРЦИИ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУММ "ВХОДНОГО"
           НДС УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ ОТГРУЖЕННЫХ
          ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДОХОДЫ
          (ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ВАРИАЦИОННАЯ МАРЖА) ЛИБО ФИНАНСОВЫЙ
         РЕЗУЛЬТАТ (РАЗНИЦА МЕЖДУ ПОЛУЧЕННОЙ И ВЫПЛАЧЕННОЙ ПО
                     СДЕЛКЕ ВАРИАЦИОННОЙ МАРЖЕЙ)?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         17 сентября 2009 г.
                            N 03-07-11/233

                                 (Д)

     В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость  в
отношении  операций  с  финансовыми  инструментами срочных сделок,  не
предполагающими поставку базисного  актива,  Департамент  налоговой  и
таможенно-тарифной политики сообщает.
     Согласно пп.  12 п.  2  ст.  149  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации инструментов срочных
сделок   (включая   форвардные,   фьючерсные    контракты,    опционы)
освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
     Пунктом 4   ст.   149   Кодекса    предусмотрено,    что,    если
налогоплательщиком       осуществляются      операции,      подлежащие
налогообложению,   и   операции,   не    подлежащие    налогообложению
(освобождаемые  от  налогообложения),  налогоплательщик  обязан  вести
раздельный учет таких операций.  Поэтому при осуществлении операций по
реализации инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные
контракты,  опционы),  освобождаемых от налогообложения,  и  операций,
подлежащих  налогообложению,  налогоплательщик обязан вести раздельный
учет данных операций для  целей  раздельного  учета  сумм  налога,  не
подлежащих и подлежащих вычету.
     Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога на
добавленную  стоимость,  предъявленные  налогоплательщику  по  товарам
(работам,  услугам), используемым для операций, как облагаемых налогом
на добавленную стоимость,  так и не подлежащих обложению этим налогом,
принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров (работ,
услуг)  в  той  пропорции,  в  которой они используются для реализации
товаров  (работ,  услуг),  операции  по  реализации  которых  подлежат
обложению  налогом  на  добавленную  стоимость  либо  освобождаются от
обложения  этим  налогом.  Данная  пропорция  определяется  исходя  из
стоимости отгруженных товаров (работ,  услуг),  операции по реализации
которых подлежат налогообложению (освобождены от  налогообложения),  в
общей  стоимости  товаров  (работ,  услуг),  отгруженных  за налоговый
период.
     В случаях   осуществления  операций  по  реализации  инструментов
срочных сделок сумму чистого дохода,  полученного налогоплательщиком в
текущем  налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в
результате  исполнения  (прекращения)  обязательств,  не  связанных  с
поставкой базисного актива,  в том числе полученные суммы вариационной
маржи и опционных премий,  по нашему  мнению,  следует  учитывать  при
расчете указанной пропорции.
     Одновременно сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента   не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет  информационно-разъяснительный  характер  по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства  о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 сентября 2009 г.
N 03-07-11/233