О ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО И ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНВАЛИДОВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 18.09.09 03-05-04-02/72

             О ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО И
            ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
                              ИНВАЛИДОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         18 сентября 2009 г.
                           N 03-05-04-02/72

                                 (Д)

     Департамент налоговой  и  таможенно-тарифной  политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  применении  льгот  по  налогу   на   имущество
организаций  и земельному налогу общественными организациями инвалидов
и сообщает следующее.
     В настоящее время в силу п.  3 ст.  381 и п. 5 ст. 395 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее -  Кодекс)  от  уплаты  налога  на
имущество  организаций  и  земельного  налога  на  федеральном  уровне
освобождены следующие организации инвалидов:
     1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе
созданные как союзы общественных организаций инвалидов),  среди членов
которых  инвалиды  и  их законные представители составляют не менее 80
процентов,  - в отношении имущества и земельных участков, используемых
для осуществления их уставной деятельности;
     2) организации,  уставный капитал которых  полностью  состоит  из
вкладов  указанных  общероссийских общественных организаций инвалидов,
если  среднесписочная  численность  инвалидов  среди   их   работников
составляет не менее 50 процентов,  а их доля в фонде оплаты труда - не
менее 25 процентов,  - в отношении  имущества  и  земельных  участков,
используемых   для   производства   и  (или)  реализации  товаров  (за
исключением подакцизных товаров,  минерального сырья и  иных  полезных
ископаемых,   а   также   иных   товаров   по  перечню,  утверждаемому
Правительством Российской Федерации по согласованию с  общероссийскими
общественными организациями инвалидов),  работ и услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг);
     3) учреждения,  единственными  собственниками  имущества  которых
являются указанные общероссийские общественные организации  инвалидов,
-  в  отношении  имущества и земельных участков,  используемых ими для
достижения   образовательных,   культурных,   лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных,   научных,   информационных   и   иных  целей
социальной защиты и  реабилитации  инвалидов,  а  также  для  оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
     Таким образом,  на  федеральном  уровне  Кодексом   предусмотрены
льготы  по  налогу на имущество организаций и земельному налогу лишь в
отношении общероссийских общественных организаций инвалидов.
     При этом отмечаем, что согласно правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации,  изложенной в Постановлении от 23.12.1999 N
18-П,  все  общественные  организации  инвалидов  вне  зависимости  от
территориальной     сферы     их     деятельности     (общероссийские,
межрегиональные,   региональные,   местные)   имеют  равные  права  на
получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.
     С учетом  этой  правовой  позиции  в  настоящее время арбитражная
практика складывается в  пользу  общественных  организаций  инвалидов,
имеющих   различный   территориальный  статус,  подтверждая  право  на
предоставление  им  льгот  по  налогу  на  имущество   организаций   и
земельному налогу, предусмотренных п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса
(в  частности,  Определения  Высшего  Арбитражного   Суда   Российской
Федерации от 04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).
     В целом соглашаясь с  позицией  судебных  органов,  считаем,  что
вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов,  которые не
имеют статуса общероссийских,  а также организаций,  созданных  такими
общественными организациями, от уплаты налога на имущество организаций
и земельного налога требует законодательного  урегулирования  и  может
быть решен путем внесения изменений в ст. ст. 381 и 395 Кодекса.
     При этом    полагаем,     если     представительными     органами
государственной    власти    субъектов    Российской    Федерации    и
представительными органами муниципальных  образований  не  принималось
решения   об  освобождении  межрегиональных,  региональных  и  местных
общественных организаций инвалидов от уплаты соответственно налога  на
имущество  организаций и земельного налога,  то налогообложение данных
категорий   налогоплательщиков   следует   осуществлять    с    учетом
правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
18 сентября 2009 г.
N 03-05-04-02/72