О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.09.09 03-01-15/9-441


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          3 сентября 2009 г.
                           N 03-01-15/9-441

                                 (Д)


                                                            Приложение

                                                   к письму ФНС России
                                              от 16 сентября 2009 года
                                                        N ШТ-17-2/167@

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение   по   вопросу   применения  контрольно-кассовой  техники  и
сообщает.
     В  соответствии  с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22
мая  2003  г.  N  54-ФЗ  "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием    платежных   карт"   организации   и   индивидуальные
предприниматели,  являющиеся  налогоплательщиками  единого  налога  на
вмененный  доход  для отдельных видов деятельности, не подпадающие под
действие  пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г.
N  54-ФЗ,  при  осуществлении  видов предпринимательской деятельности,
установленных  пунктом  2  статьи 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации,  могут  осуществлять  наличные  денежные  расчеты  и  (или)
расчеты    с    использованием    платежных    карт   без   применения
контрольно-кассовой   техники   при   условии   выдачи  по  требованию
покупателя  (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого
документа,  подтверждающего  прием денежных средств за соответствующий
товар (работу, услугу).
     Каких-либо  исключений применения вышеназванной нормы в отношении
реализации алкогольной продукции Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N
54-ФЗ не содержит.
     Пунктом  2  статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации
установлено,  что  система  налогообложения  в  виде единого налога на
вмененный  доход для отдельных видов деятельности может применяться по
решениям  представительных  органов  муниципальных  районов, городских
округов,  законодательных  (представительных)  органов государственной
власти  городов  федерального  значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга в
отношении,  в  частности,  розничной  торговли,  осуществляемой  через
магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных
метров по каждому объекту организации торговли.
     При  этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной
с  торговлей  алкогольной  продукцией,  система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход может применяться.
     Вместе  с  тем  правовые  основы производства и оборота этилового
спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей  продукции  в  Российской
Федерации  устанавливает  Федеральный  закон  от  22  ноября 1995 г. N
171-ФЗ   "О   государственном  регулировании  производства  и  оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
     Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995
г.  N  171-ФЗ  организации, осуществляющие в городах розничную продажу
алкогольной   продукции   с  содержанием  этилового  спирта  более  15
процентов  объема  готовой  продукции,  должны  иметь  для таких целей
стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50
квадратных   метров,   охранную   сигнализацию,   сейфы  для  хранения
документов и денег, контрольно-кассовую технику.
     Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную
продажу   алкогольной   продукции   относятся  к  полномочиям  органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации. Лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской
Федерации  в установленном ими порядке с учетом положений Федерального
закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ только организациям.
     В  соответствии  со  статьей  26 Федерального закона от 22 ноября
1995  г.  N  171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа
алкогольной  продукции  с нарушением требований статьи 16 Федерального
закона  от  22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, то есть, в том числе розничная
продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта
более  15  процентов  объема готовой продукции без контрольно-кассовой
техники.
     Нарушение   данных   норм  при  осуществлении  розничной  продажи
алкогольной    продукции    образует   объективную   сторону   состава
административного  правонарушения,  предусмотренного  частью  3 статьи
14.16   Кодекса   об   административных   правонарушениях   Российской
Федерации:  "нарушение  иных  правил  розничной  продажи алкогольной и
спиртосодержащей   продукции"  (Постановление  Президиума  ВАС  РФ  от
16.09.2008  N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет
наложение  административного  штрафа  на  должностных лиц в размере от
трех  тысяч  до  четырех  тысяч  рублей  с  конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей  продукции  или  без таковой; на юридических лиц - от
тридцати  тысяч  до  сорока  тысяч рублей с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без таковой.

Директор Департамента
                                                            И.В.ТРУНИН
3 сентября 2009 г.
N 03-01-15/9-441