ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ, ВЫКУПАЕМЫЙ СУБЪЕКТОМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22.07.2008 N 159-ФЗ.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 12.08.09 Д05-4051

              ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ 
           ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН ОБЪЕКТ 
    НЕДВИЖИМОСТИ, ВЫКУПАЕМЫЙ СУБЪЕКТОМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
     В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22.07.2008 N 159-ФЗ.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          12 августа 2009 г. 
                              N Д05-4051
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  малого  и  среднего  предпринимательства совместно с
Правовым   департаментом   Минэкономразвития   России  по  вопросу  об
определении стоимости и порядка продажи земельного участка, на котором
расположен    объект   недвижимости,   выкупаемый   субъектом   малого
предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008
N   159-ФЗ   "Об   особенностях   отчуждения   недвижимого  имущества,
находящегося  в  государственной  собственности  субъектов  Российской
Федерации  или  в муниципальной собственности и арендуемого субъектами
малого  и  среднего  предпринимательства,  и  о  внесении  изменений в
отдельные   законодательные   акты   Российской  Федерации",  сообщает
следующее.
     Пунктом  5.3.3 Положения о Министерстве экономического развития и
торговли    Российской    Федерации,    утвержденного   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  05.06.2008  N  437  (далее -
Положение),  установлено,  что Минэкономразвития России осуществляет в
том   числе  подготовку  заключений  по  проектам  нормативных  актов,
регулирующих  отношения субъектов предпринимательской деятельности или
их   отношения   с   государством,  а  также  оказывающих  влияние  на
макроэкономические показатели развития страны, в которых дается оценка
влияния  соответствующих решений на макроэкономические показатели и их
последствий для субъектов предпринимательской деятельности. При этом в
соответствии   с   Положением  Минэкономразвития  России  не  является
органом,    уполномоченным    осуществлять    официальное   толкование
федеральных законов.
     Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении  в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее -
Закон N 137-ФЗ) и ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О
приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация
зданий  без  одновременной приватизации земельных участков, на которых
они  расположены,  не  допускается, за исключением случаев, если такие
земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
     По  льготной цене, установленной ст. 2 Закона N 137-ФЗ, земельные
участки   могут   быть  реализованы  исключительно  лицам,  являющимся
собственниками    расположенных    на   земельном   участке   объектов
недвижимости.
     В    этой   связи   в   случае   одновременного   отчуждения   из
государственной    собственности    земельного   участка   и   объекта
недвижимости,  расположенного  на земельном участке, реализация такого
земельного  участка производится по рыночной стоимости, определяемой в
соответствии  со  ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об
особенностях   отчуждения   недвижимого   имущества,   находящегося  в
государственной  собственности  субъектов  Российской  Федерации или в
муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего
предпринимательства,    и    о    внесении   изменений   в   отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), в
случае если земельный участок также был предоставлен в аренду.
     Земельный  участок  и  объект недвижимости, расположенный на нем,
являются  самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем право
на рассрочку оплаты субъект малого предпринимательства, в соответствии
с п. 2 ст. 5 Закона N 159-ФЗ, может использовать как в отношении обоих
объектов, так и одного из них по своему выбору.
     При этом отмечаем, что в силу п. 5 ст. 5 Закона N 159-ФЗ и ст. 69
Федерального  закона  от  16.07.1998  N  102-ФЗ  "Об  ипотеке  (залоге
недвижимости)"  (далее  -  Закон об ипотеке) оплата в рассрочку здания
влечет  как  залог  самого  здания,  так  и  залог по тому же договору
земельного  участка,  на  котором находится это здание или сооружение.
Указанное правило действует и в том случае, когда стоимость земельного
участка оплачивается единовременно.
     При  оплате  в  рассрочку  земельного участка согласно п. 5 ст. 5
Закона  N  159-ФЗ,  п.  4  ст.  340  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации   и   п.   1   ст.   64   Закона  об  ипотеке  право  залога
распространяется  на находящиеся или возводимые на этом участке здания
и  сооружения  залогодателя,  если  в  договоре  не предусмотрено иное
условие.  Закон N 159-ФЗ не содержит положений, запрещающих включать в
договор  положения  о  нераспространении  залогового  обязательства на
здание  в  случае  залога  земельного участка, на котором такое здание
расположено.

Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего 
предпринимательства
                                                         Н.И.ЛАРИОНОВА
12 августа 2009 г. 
N Д05-4051