ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Концепция. Президент РФ. 05.10.09

          ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              КОНЦЕПЦИЯ
                                                                      
                             ПРЕЗИДЕНТ РФ
                                                                      
                         5 октября 2009 года
    

                                 (Д)
                                   
    
     Настоящая  Концепция определяет основные принципы государственной
политики  в области противодействия терроризму в Российской Федерации,
цель,  задачи  и  направления дальнейшего развития общегосударственной
системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
     
           I. Терроризм как угроза национальной безопасности
                          Российской Федерации
                                   
     1. Основными тенденциями современного терроризма являются:
     а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от
них лиц;
     б)  расширение  географии  терроризма, интернациональный характер
террористических     организаций,     использование     международными
террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
     в)  усиление  взаимного  влияния  различных  внутренних и внешних
социальных,   политических,   экономических   и   иных   факторов   на
возникновение и распространение терроризма;
     г)    повышение    уровня    организованности    террористической
деятельности,   создание   крупных   террористических  формирований  с
развитой инфраструктурой;
     д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности,
в том числе транснациональной;
     е)  повышение уровня финансирования террористической деятельности
и материально-технической оснащенности террористических организаций;
     ж)  стремление  субъектов террористической деятельности завладеть
оружием массового поражения;
     з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства
во внутренние дела государств;
     и)  разработка  новых  и  совершенствование  существующих  форм и
методов  террористической  деятельности,  направленных  на  увеличение
масштабов    последствий    террористических    актов   и   количества
пострадавших.
     2.   Возникновение  и  распространение  терроризма  в  Российской
Федерации  имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с
внутренними      экономическими,      политическими,      социальными,
межнациональными,  конфессиональными противоречиями, так и с внешними,
в  том  числе  общими для всего мирового сообщества, террористическими
угрозами.
     3.     Основными    внутренними    факторами,    обусловливающими
возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо
способствующими ему причинами и условиями, являются:
     а)   межэтнические,   межконфессиональные   и   иные   социальные
противоречия;
     б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц
и объединений;
     в)      недостаточная      эффективность      правоохранительных,
административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;
     г)  ненадлежащий  контроль  за распространением идей радикализма,
пропагандой  насилия и жестокости в едином информационном пространстве
Российской Федерации;
     д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью
и  коррупцией,  незаконным  оборотом  оружия, боеприпасов и взрывчатых
веществ.
     4.  Основными внешними факторами, способствующими возникновению и
распространению терроризма в Российской Федерации, являются:
     а)    попытки    проникновения   международных   террористических
организаций в отдельные регионы Российской Федерации;
     б)    наличие    очагов    террористической   активности   вблизи
государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
     в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков
для международных террористических и экстремистских организаций, в том
числе  антироссийской  направленности,  а  также теологических учебных
заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;
     г)   финансовая   поддержка   террористических  и  экстремистских
организаций,   действующих  на  территории  Российской  Федерации,  со
стороны международных террористических и экстремистских организаций;
     д)  стремление  ряда иностранных государств, в том числе в рамках
осуществления  антитеррористической  деятельности, ослабить Российскую
Федерацию   и   ее  позицию  в  мире,  установить  свое  политическое,
экономическое  или  иное  влияние  в  отдельных  субъектах  Российской
Федерации;
     е)   распространение   идей   терроризма   и   экстремизма  через
информационно-телекоммуникационную  сеть  Интернет и средства массовой
информации;
     ж)  заинтересованность  субъектов террористической деятельности в
широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в
целях получения наибольшего общественного резонанса;
     з)  отсутствие  в  международном  сообществе  единого  подхода  к
определению  причин  возникновения  и распространения терроризма и его
движущих   сил,   наличие  двойных  стандартов  в  правоприменительной
практике в области борьбы с терроризмом;
     и)   отсутствие   единого  антитеррористического  информационного
пространства на международном и национальном уровнях.
     
       II. Общегосударственная система противодействия терроризму
     
     5.   Общегосударственная   система   противодействия   терроризму
представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и
нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению,
предупреждению  (профилактике),  пресечению, раскрытию и расследованию
террористической   деятельности,   минимизации   и   (или)  ликвидации
последствий проявлений терроризма.
     6.   Общегосударственная   система   противодействия   терроризму
призвана  обеспечить  проведение  единой  государственной  политики  в
области  противодействия  терроризму  и  направлена на защиту основных
прав   и   свобод  человека  и  гражданина,  обеспечение  национальной
безопасности Российской Федерации.
     7.  Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные
органы  государственной  власти  и  органы  местного самоуправления, в
компетенцию  которых  входит проведение мероприятий по противодействию
терроризму,  негосударственные  организации  и  объединения,  а  также
граждане,  оказывающие  содействие  органам  государственной  власти и
органам  местного  самоуправления в осуществлении антитеррористических
мероприятий.
     8.   Координацию   деятельности  по  противодействию  терроризму,
организацию  планирования применения сил и средств федеральных органов
исполнительной  власти  и  их  территориальных  органов  по  борьбе  с
терроризмом,  а  также  управление  контртеррористическими  операциями
обеспечивают  Национальный  антитеррористический  комитет, Федеральный
оперативный  штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в
субъектах Российской Федерации.
     9.  Правовую  основу  общегосударственной системы противодействия
терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные
принципы   и   нормы   международного  права,  международные  договоры
Российской  Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные
законы,  нормативные  правовые  акты Президента Российской Федерации и
Правительства    Российской    Федерации,    Стратегия    национальной
безопасности  Российской  Федерации  до  2020  года, Концепция внешней
политики  Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации,
настоящая  Концепция,  а  также  нормативные  правовые акты Российской
Федерации,  направленные  на  совершенствование  деятельности в данной
области.
     10.  Цель  противодействия  терроризму  в  Российской Федерации -
защита  личности,  общества  и государства от террористических актов и
иных проявлений терроризма.
     11. Основными задачами противодействия терроризму являются:
     а)  выявление  и  устранение  причин  и  условий,  способствующих
возникновению и распространению терроризма;
     б)   выявление,   предупреждение  и  пресечение  действий  лиц  и
организаций,  направленных на подготовку и совершение террористических
актов и иных преступлений террористического характера;
     в)   привлечение  к  ответственности  субъектов  террористической
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     г)  поддержание  в состоянии постоянной готовности к эффективному
использованию   сил   и   средств,   предназначенных   для  выявления,
предупреждения,  пресечения террористической деятельности, минимизации
и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
     д)   обеспечение   безопасности  граждан  и  антитеррористической
защищенности  потенциальных объектов террористических посягательств, в
том    числе    критически    важных    объектов    инфраструктуры   и
жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
     е)   противодействие   распространению   идеологии  терроризма  и
активизация   работы  по  информационно-пропагандистскому  обеспечению
антитеррористических мероприятий.
     12.    Противодействие    терроризму   в   Российской   Федерации
осуществляется по следующим направлениям:
     а) предупреждение (профилактика) терроризма;
     б) борьба с терроризмом;
     в)   минимизация   и   (или)  ликвидация  последствий  проявлений
терроризма.
     13.  Предупреждение  (профилактика)  терроризма осуществляется по
трем основным направлениям:
     а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
     б)  осуществление  мер правового, организационного, оперативного,
административного,   режимного,  военного  и  технического  характера,
направленных    на   обеспечение   антитеррористической   защищенности
потенциальных объектов террористических посягательств;
     в)  усиление  контроля  за  соблюдением  административно-правовых
режимов.
     14.   Особая  роль  в  предупреждении  (профилактике)  терроризма
принадлежит   эффективной   реализации  административно-правовых  мер,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     15. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение
следующих задач:
     а)  разработка  мер  и  осуществление  мероприятий  по устранению
причин  и  условий,  способствующих  возникновению  и  распространению
терроризма;
     б)  противодействие  распространению  идеологии  терроризма путем
обеспечения  защиты  единого  информационного  пространства Российской
Федерации;  совершенствование  системы информационного противодействия
терроризму;
     в)  улучшение социально-экономической, общественно-политической и
правовой ситуации в стране;
     г)   прогнозирование,  выявление  и  устранение  террористических
угроз,  информирование  о  них органов государственной власти, органов
местного самоуправления и общественности;
     д)  использование  законодательно разрешенных методов воздействия
на   поведение   отдельных  лиц  (групп  лиц),  склонных  к  действиям
террористического характера;
     е) разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по
противодействию   терроризму   на   территориях  субъектов  Российской
Федерации;
     ж) определение прав, обязанностей и ответственности руководителей
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления,   а  также  хозяйствующих  субъектов  при  организации
мероприятий  по  антитеррористической защищенности подведомственных им
объектов;
     з)  разработка  и  введение  в  действие  типовых  требований  по
обеспечению  защищенности  от террористических угроз критически важных
объектов  инфраструктуры  и  жизнеобеспечения,  а также мест массового
пребывания людей;
     и)   совершенствование   нормативно-правовой  базы,  регулирующей
вопросы  возмещения  вреда,  причиненного  жизни, здоровью и имуществу
лиц,  участвующих  в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в
результате террористического акта;
     к)  усиление  взаимодействия  федеральных  органов исполнительной
власти   и   укрепление   международного   сотрудничества   в  области
противодействия терроризму;
     л)  обеспечение  скоординированной работы органов государственной
власти  с  общественными и религиозными организациями (объединениями),
другими институтами гражданского общества и гражданами.
     16.  Организация  борьбы  с  терроризмом осуществляется на основе
комплексного  подхода к анализу причин возникновения и распространения
терроризма,   к  выявлению  субъектов  террористической  деятельности,
четкого   разграничения   функций  и  зоны  ответственности  субъектов
противодействия  терроризму,  своевременного определения приоритетов в
решении    поставленных   задач,   совершенствования   организации   и
взаимодействия    оперативных,    оперативно-боевых,    войсковых    и
следственных   подразделений   путем   внедрения   штабного   принципа
организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения
указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные
аппаратно-программные комплексы.
     Одно  из  основных  условий  повышения  результативности борьбы с
терроризмом    -    получение    упреждающей   информации   о   планах
террористических  организаций  по  совершению  террористических актов,
деятельности  по  распространению  идеологии  терроризма, источниках и
каналах   финансирования,   снабжения   оружием,  боеприпасами,  иными
средствами для осуществления террористической деятельности.
     Условием  эффективной  организации  борьбы с терроризмом является
заблаговременная  подготовка  сил  и средств субъектов противодействия
терроризму    к    пресечению    террористического    акта    в   ходе
командно-штабных,  тактико-специальных, оперативно-тактических учений,
организуемых  Федеральным  оперативным штабом и оперативными штабами в
субъектах Российской Федерации.
     17.  Деятельность  по  минимизации и (или) ликвидации последствий
проявлений  терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов
возможных  последствий террористических актов. Эта деятельность должна
быть ориентирована на решение следующих основных задач:
     а)   недопущение  (минимизация)  человеческих  потерь  исходя  из
приоритета  жизни  и здоровья человека над материальными и финансовыми
ресурсами;
     б)   своевременное  проведение  аварийно-спасательных  работ  при
совершении  террористического акта, оказание медицинской и иной помощи
лицам,  участвующим  в  его  пресечении, а также лицам, пострадавшим в
результате   террористического   акта,  их  последующая  социальная  и
психологическая реабилитация;
     в)   минимизация   последствий   террористического   акта  и  его
неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или
отдельные социальные группы;
     г)  восстановление  поврежденных  или  разрушенных  в  результате
террористического акта объектов;
     д)  возмещение  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации   причиненного   вреда   физическим   и  юридическим  лицам,
пострадавшим в результате террористического акта.
     18.  Условиями  успешного осуществления мероприятий по ликвидации
последствий    террористического    акта   являются   учет   специфики
чрезвычайных  ситуаций, связанных с его совершением, а также характера
объектов,   подвергшихся  террористическому  воздействию,  и  способов
террористической     деятельности,     разработка    типовых    планов
задействования    сил    и    средств    общегосударственной   системы
противодействия  терроризму  и  их  заблаговременная подготовка, в том
числе в ходе учений.
     19.  В  соответствии  с  основными  направлениями противодействия
терроризму,        предусмотренными        настоящей       Концепцией,
антитеррористическая  деятельность  осуществляется посредством системы
мер,  в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные
и   согласованные   между  собой  формы,  методы,  приемы  и  средства
воздействия на субъекты террористической деятельности.
     20.    При    осуществлении    деятельности   по   предупреждению
(профилактике)  терроризма  применяются меры, направленные на снижение
уровня  угроз  террористических  актов,  урегулирование экономических,
политических,     социальных,    национальных    и    конфессиональных
противоречий,  которые  могут  привести  к  возникновению  вооруженных
конфликтов   и,   как   следствие,   способствовать   террористическим
проявлениям;   предупреждение   террористических   намерений  граждан;
затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом
используются   различные   формы   общей   и   адресной  профилактики,
осуществляемой   с   учетом   демографических,   этноконфессиональных,
индивидуально-психологических  и иных особенностей объекта, к которому
применяются меры профилактического воздействия.
     21.  К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма
относятся:
     а)  политические (нормализация общественно-политической ситуации,
разрешение       социальных      конфликтов,      снижение      уровня
социально-политической   напряженности,  осуществление  международного
сотрудничества в области противодействия терроризму);
     б)   социально-экономические   (оздоровление  экономики  регионов
Российской  Федерации  и  выравнивание  уровня их развития, сокращение
масштабов  маргинализации  общества,  его социального и имущественного
расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);
     в)  правовые  (реализация  принципа  неотвратимости  наказания за
преступления  террористического  характера,  незаконный оборот оружия,
боеприпасов,  взрывчатых  веществ, наркотических средств, психотропных
веществ   и   их   прекурсоров,   радиоактивных   материалов,  опасных
биологических   веществ   и   химических   реагентов,   финансирование
терроризма,  а  также  регулирование  миграционных процессов и порядка
использования информационно-коммуникационных систем);
     г)   информационные   (разъяснение   сущности  терроризма  и  его
общественной  опасности,  формирование  стойкого  неприятия  обществом
идеологии   насилия,   а   также   привлечение  граждан  к  участию  в
противодействии терроризму);
     д)   культурно-образовательные   (пропаганда  социально  значимых
ценностей   и   создание   условий   для  мирного  межнационального  и
межконфессионального диалога);
     е)  организационно-технические  (разработка  и реализация целевых
программ  и  мероприятий  по  обеспечению  критически  важных объектов
инфраструктуры  и  жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания
людей  техническими  средствами  защиты,  совершенствование  механизма
ответственности     за     несоблюдение     требований     обеспечения
антитеррористической     защищенности     объектов    террористической
деятельности    и   улучшение   технической   оснащенности   субъектов
противодействия терроризму).
     22. Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от
уровня  выявленных  террористических  угроз,  для  устранения  которых
вводятся   соответствующие   правовые   режимы,   включающие   в  себя
административно-режимные,  оперативно-разыскные  и  иные  мероприятия,
реализуемые  оперативными  штабами в субъектах Российской Федерации во
взаимодействии   с   антитеррористическими   комиссиями   в  субъектах
Российской    Федерации    и   подразделениями   федеральных   органов
исполнительной  власти, а также временные ограничения, направленные на
недопущение   совершения  террористического  акта  и  минимизацию  его
последствий.
     23.  Основной  формой  пресечения террористического акта является
контртеррористическая  операция,  которая  предусматривает  реализацию
комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий
с   применением  боевой  техники,  оружия  и  специальных  средств  по
пресечению   террористического   акта,   обезвреживанию   террористов,
обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по
минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
     24.  В  ходе  реализации  мер  по  минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма решаются следующие задачи:
     а) оказание экстренной медицинской помощи;
     б)  медико-психологическое  сопровождение аварийно-спасательных и
противопожарных мероприятий;
     в)   социальная   реабилитация  лиц,  пострадавших  в  результате
террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении;
     г)  восстановление  нормального  функционирования и экологической
безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;
     д)   возмещение   морального   и   материального   вреда   лицам,
пострадавшим в результате террористического акта.
     
          III. Правовое, информационно-аналитическое, научное,
             материально-техническое, финансовое и кадровое
                 обеспечение противодействия терроризму
     
     25.  Правовое  обеспечение  противодействия терроризму включает в
себя  постоянный мониторинг и анализ терроризма как явления, проблем в
организации   деятельности   субъектов   противодействия   терроризму,
законодательства  Российской Федерации и международного опыта в данной
области,   подготовку   и  принятие  соответствующих  правовых  актов,
направленных на повышение эффективности противодействия терроризму.
     26.  Нормативно-правовая  база  противодействия терроризму должна
соответствовать следующим требованиям:
     а)   гибко   и  адекватно  реагировать  на  постоянные  изменения
способов,    форм,    методов   и   тактики   деятельности   субъектов
террористической деятельности;
     б) учитывать международный опыт, реальные социально-политические,
национальные, этноконфессиональные и другие факторы;
     в)  определять  компетенцию субъектов противодействия терроризму,
адекватную угрозам террористических актов;
     г)  устанавливать ответственность физических и юридических лиц за
несоблюдение   требований   законодательства  Российской  Федерации  в
области противодействия терроризму;
     д)  определять  адекватные  угрозам  террористических  актов меры
стимулирования  и социальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по
противодействию терроризму;
     е)   обеспечивать   эффективность   уголовного  преследования  за
террористическую деятельность.
     27.     Международно-правовое     сотрудничество     в    области
противодействия   терроризму  должно  ориентироваться  на  преодоление
двойных  стандартов  в  подходах  зарубежных  партнеров  к  уголовному
преследованию   террористов,  на  адекватное  использование  имеющихся
международных    правовых    инструментов    в    части,    касающейся
противодействия терроризму и выдачи террористов.
     28.    Важной   задачей   противодействия   терроризму   является
обеспечение  законности при осуществлении данной деятельности, участие
субъектов  противодействия  терроризму  в развитии и совершенствовании
нормативно-правовой  базы,  а  также  в формировании правовой культуры
населения.
     29.  В  правовом обеспечении противодействия терроризму принимают
участие  все  уполномоченные  органы  государственной  власти и органы
местного самоуправления.
     30.   Информационно-аналитическое   обеспечение   противодействия
терроризму  включает  в себя сбор, накопление, систематизацию, анализ,
оценку информации об угрозах террористических актов, обмен ею и выдачу
ее потребителям такой информации.
     31.    В    процессе   информационно-аналитического   обеспечения
противодействия терроризму решаются следующие основные задачи:
     а)   исследование  основных  факторов,  определяющих  сущность  и
состояние угроз террористических актов;
     б)  прогноз  вероятных тенденций и закономерностей развития угроз
террористических  актов,  разработка  предложений  для  своевременного
принятия решений по их нейтрализации;
     в)   анализ  информации  о  проявлениях  терроризма,  а  также  о
политических,  социально-экономических и иных общественных процессах в
Российской  Федерации  и  в  мире,  оказывающих  негативное влияние на
ситуацию в области противодействия терроризму;
     г)  организация  и  осуществление  информационного взаимодействия
субъектов противодействия терроризму;
     д)  мониторинг  и  анализ  национального  и  международного опыта
противодействия терроризму;
     е) совершенствование, в том числе на основе внедрения современных
информационно-телекоммуникационных                         технологий,
информационно-аналитического  обеспечения  координации деятельности по
противодействию  терроризму федеральных органов исполнительной власти,
антитеррористических  комиссий  в  субъектах  Российской  Федерации  и
оперативных  штабов в субъектах Российской Федерации, органов местного
самоуправления,  институтов  гражданского  общества, проведение в этих
целях  с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений
ситуационных анализов рисков совершения террористических актов;
     ж)   создание   единого   антитеррористического   информационного
пространства на национальном и международном уровнях;
     з)    разработка    информационных    банков    и   баз   данных,
информационно-телекоммуникационных  сетей, автоматизированных систем и
аппаратно-программных     комплексов     с    применением    передовых
информационных технологий и их поддержка;
     и)   своевременная   подготовка   предложений   по   созданию   и
совершенствованию               нормативно-правовой               базы
информационно-аналитического обеспечения противодействия терроризму;
     к)    систематическое   повышение   профессиональной   подготовки
специалистов-аналитиков в области противодействия терроризму.
     32. Информирование высших должностных лиц органов государственной
власти   по   вопросам   противодействия   терроризму  предусматривает
оптимизацию  информационных  потоков  и распределение полномочий между
субъектами       противодействия       терроризму       в      области
информационно-аналитической  деятельности, централизацию информации об
учете  (в  том  числе  статистическом)  террористических  проявлений и
результатов    антитеррористической    деятельности   всех   субъектов
общегосударственной системы противодействия терроризму.
     33.   Национальный   антитеррористический   комитет  координирует
деятельность  федеральных  органов исполнительной власти, руководители
которых  входят  в  его  состав, в области информационно-аналитической
работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку
информационно-аналитических   материалов   по   проблемам,   требующим
межведомственной   экспертной   оценки   и  обсуждения  на  заседаниях
Комитета.  Комитет обобщает справочную и отчетную информацию субъектов
противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада
Президенту Российской Федерации.
     34.  Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их
компетенцией    информируют   потребителей   информации   об   угрозах
террористических  актов  по  конкретным  вопросам,  требующим срочного
реагирования.
     35.  К  деятельности  по информационно-аналитическому обеспечению
противодействия   терроризму   привлекаются   научно-исследовательские
учреждения,  а  также  общественные  объединения  и  другие  институты
гражданского общества.
     36.  Научное  обеспечение  противодействия  терроризму включает в
себя:
     а)    разработку    теоретических    и   методологических   основ
противодействия  терроризму,  рекомендаций  для  решения  практических
задач    по    конкретным    направлениям   деятельности   в   области
противодействия терроризму;
     б)   проведение   научно-прикладных   исследований  для  принятия
политических,  правовых,  организационных  и  управленческих решений в
области противодействия терроризму на разных уровнях;
     в)  изучение  международного опыта борьбы с терроризмом, внесение
предложений   Президенту  Российской  Федерации  по  совершенствованию
стратегии и системы мер противодействия терроризму.
     37.  Приоритетными  направлениями научно-технических разработок в
области противодействия терроризму должны стать создание и внедрение:
     а)  средств защиты сотрудников антитеррористических подразделений
и  объектов  террористической  деятельности с использованием последних
научных достижений;
     б)  новых образцов вооружения антитеррористических подразделений,
в  том  числе  оружия  нелетального  действия  и  специальных средств,
способных   существенно   сократить   людские   потери   и   уменьшить
материальный ущерб при проведении оперативно-боевых мероприятий;
     в)  эффективных  средств  систем  связи,  отвечающих  требованиям
информационной  безопасности,  в том числе требованиям защищенности от
компьютерных   атак,   средств  обнаружения  новейших  видов  взрывных
устройств,   взрывчатых   веществ,   других   особо   опасных  средств
террористической  деятельности  и непосредственно террористов, а также
средств маскировки действий антитеррористических подразделений.
     38.  Для  успешного  функционирования общегосударственной системы
противодействия  терроризму необходимо наделение одного или нескольких
федеральных   органов  исполнительной  власти  функциями  координатора
научных  и  научно-технических  разработок  в  области противодействия
терроризму.
     39.     Дальнейшее     развитие    общегосударственной    системы
противодействия       терроризму       предполагает       концентрацию
материально-технических   и   финансовых   ресурсов   на  приоритетных
направлениях   обеспечения   деятельности   субъектов  противодействия
терроризму,   создание  соответствующей  инфраструктуры  для  развития
общедоступной   сети  научно-технической  и  коммерческой  информации,
стимулирование   органами   государственной   власти  инновационной  и
инвестиционной   политики   в   целях  повышения  антитеррористической
защищенности  объектов  террористической деятельности, а также в целях
формирования  системы  страховой  защиты населения от террористических
рисков.
     40.    Финансовое    обеспечение    противодействия    терроризму
осуществляется   за   счет   средств  федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов   Российской   Федерации,   местных   бюджетов   и   средств
хозяйствующих субъектов.
     41.   Финансирование   федеральных  целевых  программ  в  области
противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального
бюджета.
     42.    Расходы    на   финансирование   мероприятий   в   области
противодействия  терроризму  определяются  каждым субъектом Российской
Федерации  и  органом  местного  самоуправления самостоятельно за счет
средств своих бюджетов.
     Актуальной задачей является определение при формировании проектов
федерального   бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и
местных  бюджетов  целевых  статей финансирования антитеррористических
мероприятий,  в  связи  с  чем  необходима  разработка соответствующей
нормативно-правовой базы.
     43.   Финансирование   мероприятий   в   области  противодействия
терроризму,  в  частности  создание  фондов и предоставление грантов в
целях  стимулирования  деятельности в указанной области и повышения ее
эффективности,  должно  осуществляться  не  только  за счет увеличения
объемов  финансирования  из  бюджетов  разного  уровня,  но  и за счет
привлечения средств из внебюджетных источников.
     44.  Продуманная  кадровая  политика  является  одним из основных
направлений       повышения       эффективности       функционирования
общегосударственной системы противодействия терроризму. Подразделения,
участвующие  в  противодействии терроризму, должны быть укомплектованы
высококвалифицированными   специалистами,   обладающими   необходимыми
качествами  и  навыками.  Приоритетным  направлением кадровой политики
является повышение престижа службы в указанных подразделениях.
     45.     Кадровое     обеспечение    противодействия    терроризму
осуществляется по следующим основным направлениям:
     а)   подготовка   и  переподготовка  сотрудников,  участвующих  в
противодействии терроризму;
     б)   антитеррористическая   подготовка   сотрудников  федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в
рамках своих полномочий в противодействии терроризму;
     в)       антитеррористическая      специализация      сотрудников
негосударственных  структур  безопасности  с учетом специфики решаемых
ими задач;
     г)    подготовка    специалистов    в    специфических   областях
противодействия   терроризму  (противодействие  идеологии  терроризма,
ядерному,  химическому,  биологическому  терроризму, кибертерроризму и
другим его видам);
     д)    создание    экспертно-консультативных    групп   из   числа
представителей   субъектов   противодействия   терроризму,  обладающих
специальными знаниями и навыками.
     46.   Подготовка  и  переподготовка  кадров  для  противодействия
терроризму  осуществляется  на  базе  межведомственных и ведомственных
учебных   центров   и   учебных  заведений,  а  также  образовательных
учреждений высшего профессионального образования.
     47.  Наряду  с  имеющимися  в  России возможностями по подготовке
кадров  для  противодействия  терроризму  допускается  их  обучение за
рубежом в рамках международного сотрудничества.
     
               IV. Международное сотрудничество в области
                       противодействия терроризму
     
     48.  Международное  сотрудничество  является необходимым условием
обеспечения  эффективности противодействия терроризму и осуществляется
на  основе  и  при  строгом соблюдении принципов и норм международного
права,  а  также в соответствии с международными договорами Российской
Федерации.
     49.   Российская   Федерация   ведет   работу,   направленную  на
подтверждение    центральной,    координирующей    роли    Организации
Объединенных  Наций  в  деле  международного  сотрудничества в области
противодействия   терроризму,   неукоснительное  выполнение  резолюций
Совета  Безопасности  ООН  и  положений универсальных конвенций в этой
области, на эффективную реализацию принятой Генеральной Ассамблеей ООН
в сентябре 2006 года Глобальной контртеррористической стратегии.
     50.  Основные усилия Российской Федерации в рамках международного
антитеррористического  сотрудничества  должны  быть  сосредоточены  на
следующих направлениях:
     а) выявление и устранение пробелов в международном праве в части,
касающейся  регламентации сотрудничества государств в области борьбы с
терроризмом;
     б)  продвижение  российских  международных  инициатив  в  области
противодействия  терроризму, включая Глобальную инициативу по борьбе с
актами  ядерного  терроризма  и  Стратегию  партнерства  государств  и
бизнеса в противодействии терроризму;
     в)  обеспечение эффективной работы механизмов как многостороннего
(в  формате Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации
сотрудничества,  Организации  Договора  о  коллективной безопасности и
других  международных организаций), так и двустороннего взаимодействия
с партнерами по антитеррористической коалиции;
     г)  осуществление  практических мероприятий по перекрытию каналов
финансирования  террористических  организаций,  пресечение незаконного
оборота   оружия,   боеприпасов   и  взрывчатых  веществ,  недопущение
передвижения    субъектов    террористической    деятельности    через
государственные      границы,      противодействие     распространению
террористической  пропаганды  и идеологии, оказание содействия жертвам
терроризма.
     51. В целях проведения единой внешнеполитической линии Российской
Федерации     в     области    международного    антитеррористического
сотрудничества   Министерство  иностранных  дел  Российской  Федерации
координирует  деятельность федеральных органов исполнительной власти в
данной области.
     Национальный     антитеррористический     комитет    обеспечивает
координацию  деятельности  федеральных  органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного   самоуправления  в  области  противодействия  терроризму  на
территории  Российской  Федерации, в том числе при реализации решений,
принятых в рамках международного антитеррористического сотрудничества.
     Положения  настоящей  Концепции  реализуются  путем осуществления
субъектами   противодействия   терроризму   при   координирующей  роли
Национального антитеррористического комитета комплекса взаимосвязанных
по    срокам,   ресурсам   и   результатам   мероприятий   в   области
противодействия терроризму.
    
Президент Российской Федерации
                                                           Д. Медведев
5 октября 2009 года