ВОЗНИКАЕТ ЛИ У ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ УСН, ОБЯЗАННОСТЬ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 октября 2009 г. N 03-11-09/349 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке применения положений гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете") организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме ведения учета основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Однако в ряде случаев обязанность по ведению бухгалтерского учета организациями (в том числе организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения) прямо указана в иных законодательных актах. Так, в соответствии с п. 1 ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 52, ст. 88 и п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах") открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, и, кроме того, годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества. Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" размер чистой прибыли при выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками общества) определяется по данным бухгалтерского учета. Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью") решение об увеличении уставного капитала общества за счет имущества общества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение. В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества обязаны ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п. 2 ст. 49 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 1 ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки также осуществляется на основании данных бухгалтерского учета. Для акционерных обществ, кроме того, необходимы данные о балансовой стоимости активов. При выходе участника акционерного общества из общества его доля определяется на основании данных бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Формирование разделительного или ликвидационного баланса при реорганизации и ликвидации организации также основывается на данных бухгалтерского учета. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. Статья 346.24 Кодекса обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, вести налоговый учет показателей предпринимательской деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведения бухгалтерского учета и не представляют в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. В настоящее время целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, рассматривается при подготовке проекта федерального закона "О бухгалтерском учете", внесенного Минфином России в Правительство Российской Федерации. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 15 октября 2009 г. N 03-11-09/349 |