Без названия. Разъяснение. Федеральная налоговая служба. 09.10.09


                             РАЗЪЯСНЕНИЕ

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          9 октября 2009 г.


                                 (Д)


     Вопрос  1.  Какие  документы и в какой налоговый орган необходимо
представить в  целях  приведения  устава   общества   с   ограниченной
ответственностью  в  соответствие  с Федеральным законом от 30.12.2008
N 312-ФЗ?
     Согласно пункту  4  статьи  12  Федерального закона от 08.02.1998
N 14-ФЗ "Об  обществах  с  ограниченной  ответственностью"  изменения,
внесенные в устав общества,  подлежат государственной регистрации и, в
рассматриваемом случае,  приобретают силу для третьих  лиц  с  момента
такой  регистрации.  Поэтому  обществам  необходимо  после  проведения
внутри  организации  мероприятий,  связанных  с  внесением   в   устав
соответствующих  изменений,  обратиться  в  налоговый  орган  по месту
своего нахождения, осуществляющий регистрацию юридических лиц.
     Документы,  которые  должны  быть  представлены  в регистрирующий
орган  в  данной ситуации, перечислены в статье 17 Федерального закона
от  08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей":
     - заявление о государственной регистрации;
     - решение   о   внесении   изменений  в  учредительные  документы
общества;
     - изменения,   вносимые   в   учредительные  документы  общества.
Указанные  изменения  могут  быть  представлены в виде непосредственно
изменений или устава в новой редакции;
     - документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

     Вопрос  2.  Какую  форму  заявления о государственной регистрации
необходимо использовать при приведении устава общества с  ограниченной
ответственностью  в  соответствие  с Федеральным законом от 30.12.2008
N 312-ФЗ?
     В  рассматриваемой  ситуации  следует использовать форму N Р13001
"Заявление   о   государственной  регистрации  изменений,  вносимых  в
учредительные документы юридического лица".
     При   этом   необходимо   отметить  следующее.  Форма  N  Р13001,
утвержденная  Постановлением  Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не
содержит  строки,  позволяющей отметить, что в данном случае изменения
вносятся  в  устав  общества  в  целях приведения его в соответствие с
Федеральным  законом  от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ).
Однако  указанное  условие,  учитывая  положения  пункта  5  статьи  5
указанного  Закона,  является  основанием  для внесения регистрирующим
органом  в  Единый  государственный  реестр  юридических  лиц  (ЕГРЮЛ)
одновременно  с государственной регистрацией изменений устава сведений
о размерах долей участников общества.
     Представляя  в  регистрирующий  орган  заявление  по утвержденной
форме  N  Р13001,  к нему (согласно пункту 3.7 раздела IV Методических
разъяснений  по  порядку  заполнения форм документов, используемых при
государственной  регистрации  юридического лица, утвержденных Приказом
ФНС   России   от  01.11.2004  N  САЭ-3-09/16@)  необходимо  приложить
отдельный  лист, подписанный заявителем, в котором указать, что данные
изменения  вносятся  в  устав  в целях приведения его в соответствие с
Федеральным  законом  от  30.12.2008  N  312-ФЗ.  Данный лист является
неотъемлемой  частью  подаваемого  в  регистрирующий орган заявления и
должен  быть  "прошит"  с заявлением. Количество листов подтверждается
подписью  заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте
прошивки (пункт 4 Требований к оформлению документов, используемых при
государственной  регистрации юридических лиц, а также физических лиц в
качестве  индивидуальных  предпринимателей,  утверждены Постановлением
Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).
     При   отсутствии   в   заявлении  о  государственной  регистрации
указанного    листа    с    соответствующим    уточнением    налоговый
(регистрирующий)  орган  не  будет проинформирован, что одновременно с
регистрацией  устава  необходимо  внести  в  ЕГРЮЛ сведения о размерах
долей участников  общества.  Проверять же устав на соответствие Закону
N 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу  положений  пункта  4.1
статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
     Заявитель  может использовать также рекомендуемую форму N Р13001,
размещенную на сайте ФНС России в рубрике "Государственная регистрация
и  учет  налогоплательщиков",  которая  содержит  специальную строку о
приведении устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ.

     Вопрос  3.  Каковы  последствия  неприведения  устава  общества с
ограниченной  ответственностью в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 N 312-ФЗ до 1 января 2010 года?
     Федеральным законом  от  30.12.2008  N  312-ФЗ  (далее  -   Закон
N 312-ФЗ)   установлен   срок   для   приведения   уставов  обществ  в
соответствие с действующей с 1 июля 2009 года  редакцией  Федерального
закона   от   08.02.1998   N   14-ФЗ   "Об  обществах  с  ограниченной
ответственностью" - не позднее 1 января 2010 года.  Однако из Закона N
312-ФЗ не следует,  что после указанного срока общества с ограниченной
ответственностью не  вправе  продолжить  свою  деятельность  и  внести
необходимые изменения в устав.
     Учитывая    вышесказанное,   неприведение   уставов   обществ   с
ограниченной  ответственностью  в  соответствие  с Законом N 312-ФЗ не
повлечет   за   собой   их   автоматическое   исключение   из   ЕГРЮЛ.
Регистрирующие органы будут осуществлять регистрацию изменений уставов
обществ  в  целях  приведения  их  в соответствие с Законом N 312-ФЗ и
после 1 января 2010 года.
     При этом до приведения устава общества в соответствие  с  Законом
N 312-ФЗ (как до, так и после 1 января 2010 года) он будет действовать
в части, не противоречащей новым требованиям законодательства об ООО.
     Кроме   того,  до  приведения  устава  в  соответствие  с  новыми
требованиями   законодательства   в   Едином  государственном  реестре
юридических   лиц   будут  отсутствовать  сведения  о  размерах  долей
участников  общества,  поскольку регистрирующий орган обязан их внести
при регистрации нового устава общества.

     Вопрос  4.  В соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона
от  30.12.2008  N  312-ФЗ  уставы  и  учредительные договоры обществ с
ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат
приведению  в  соответствие с указанным Федеральным законом. Должен ли
учредительный  договор  общества  после  приведения  в  соответствие с
законом представляться в регистрирующий орган наряду с уставом?
     При  приведении  устава  общества  в  соответствие  с Федеральным
законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ) новую редакцию
учредительного  договора в регистрирующий орган представлять не нужно.
В соответствии с Законом N 129-ФЗ государственной регистрации подлежат
учредительные   документы   юридических  лиц.  Учредительные  договоры
обществ  с  ограниченной  ответственностью с 1 июля 2009 года утратили
силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона N 312-ФЗ), поэтому их
государственная  регистрация  после  указанной  даты осуществляться не
будет.

     Вопрос  5.  Возможно ли отчуждение доли или части доли в уставном
капитале  общества  с  ограниченной ответственностью до приведения его
устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008
N 312-ФЗ?
     Ни  Федеральный  закон  от  08.02.1998  N  14-ФЗ  "Об обществах с
ограниченной ответственностью",  ни Федеральный  закон  от  08.08.2001
N 129-ФЗ    "О   государственной   регистрации   юридических   лиц   и
индивидуальных предпринимателей" не содержат ограничений,  связанных с
возможностью  отчуждения  доли  или  части  доли  в  уставном капитале
общества с ограниченной ответственностью до приведения  его  устава  в
соответствие  с  нормами  Федерального  закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ.
Поэтому заявление о государственной регистрации изменений, связанных с
отчуждением  участником  (участниками)  доли или части доли в уставном
капитале общества,  может быть представлено в регистрирующий орган  до
представления  документов,  связанных  с  приведением  устава  данного
общества в соответствие с нормами Федерального  закона  от  30.12.2008
N 312-ФЗ.

     Вопрос  6.  Можно  ли  зарегистрировать  новое  место  нахождения
общества  с  ограниченной  ответственностью  или  внести  изменения  в
сведения   о   руководителе   общества  до  приведения  его  устава  в
соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ?
     Неприведение   устава   общества   в   соответствие   с   нормами
Федерального   закона   от  30.12.2008  N  312-ФЗ  не  может  являться
основанием для отказа в государственной регистрации изменений сведений
об обществе, в том числе и сведений о месте нахождения организации или
ее руководителе.

     Вопрос  7.  Должны  ли  общества с ограниченной ответственностью,
зарегистрированные  до  1  июля  2009  года  и  находящиеся в процессе
реорганизации   или   ликвидации,   а   также   планирующие   провести
реорганизацию  или  добровольную  ликвидацию,  привести  свои уставы в
соответствие  с  нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ до
подачи  в  регистрирующий орган документов, необходимых для внесения в
государственный   реестр   записи   о   завершении  реорганизации  или
ликвидации общества, а также перед началом процедуры реорганизации или
ликвидации?
     В   рассматриваемых   случаях   приведение   уставов  общества  в
соответствие  с  Федеральным  законом  от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее -
Закон N 312-ФЗ) представляется нецелесообразным.
     С  точки  зрения  законодательства  о регистрации юридических лиц
неприведение устава общества  в  соответствие  с  требованиями  Закона
N 312-ФЗ  не  может  являться  основанием для отказа в государственной
регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность
в результате реорганизации,  а также ликвидации юридического лица.  То
же самое относится и к внесению в  ЕГРЮЛ  записи  о  начале  процедуры
реорганизации или ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

     Вопрос  8.  В  связи  с вступлением в силу Федерального закона от
30.12.2008  N 312-ФЗ должен ли быть увеличен уставный капитал общества
с  ограниченной  ответственностью в случае, если его размер составляет
менее 10 000 руб?
     Согласно пункту  1  статьи  14  Федерального закона от 08.02.1998
N 14-ФЗ "Об обществах с  ограниченной  ответственностью"  в  редакции,
действовавшей до 1 июля 2009 года,  размер уставного капитала общества
с  ограниченной  ответственностью  должен  быть  не  менее  100   МРОТ
(стократной    величины    минимального    размера    оплаты   труда),
установленного федеральным законом на  дату  представления  документов
для государственной регистрации общества.
     Таким  образом,  требование к размеру уставного капитала общества
предъявлялось    законодательством   об   обществах   с   ограниченной
ответственностью только на момент его государственной регистрации, что
позволяло  обществам,  созданным  до  1 марта 1998 года, до настоящего
времени не увеличивать свой уставный капитал до минимального размера -
10 000 руб.
     В  соответствии  с изменениями, внесенными Федеральным законом от
30.12.2008 N 312-ФЗ, указанная норма сформулирована следующим образом:
размер  уставного  капитала  общества  должен быть не менее чем 10 000
руб.
     Таким  образом,  с  1  июля  2009  года размер уставного капитала
общества  должен  быть  не  менее  10 000 руб. не только на момент его
государственной регистрации, но и в любой другой момент.
     Указанные  изменения  влекут  за  собой  необходимость увеличения
размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью до
10 000 руб.
     Согласно  положениям  пункта  2  статьи 12 Федерального закона от
08.02.1998  N  14-ФЗ  сведения  о  размере уставного капитала общества
должны  отражаться в его уставе. Поэтому устав общества, приведенный в
соответствие  с  Федеральным  законом  от  30.12.2008 N 312-ФЗ, должен
содержать  соответствующие  требованиям  законодательства  сведения об
уставном капитале.

     Вопрос  9.  Общество  увеличило  уставный  капитал.  Возможно  ли
внесение   изменений   в   сведения  об  уставном  капитале  общества,
содержащиеся в   ЕГРЮЛ,   одновременно  с  приведением  его  устава  в
соответствие с  требованиями   Федерального   закона   от   30.12.2008
N 312-ФЗ?
     Увеличение  уставного  капитала общества связано с необходимостью
внесения  изменений  в  его  устав,  поскольку  на основании положений
пункта  2  статьи  12  Федерального  закона  от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об
обществах   с   ограниченной   ответственностью"  сведения  о  размере
уставного капитала общества должны содержаться в его уставе.
     В   рассматриваемом   случае   в   заявлении   о  государственной
регистрации  по  форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления,
связанными  с  приведением устава в соответствие с Федеральным законом
от  30.12.2008 N 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и
лист заявления, связанный с увеличением уставного капитала.
     Отметим, что увеличение уставного капитала обществ с ограниченной
ответственностью   связано   с  изменением  номинальной  стоимости  (в
предусмотренных  законом  случаях - размера) долей участников общества
(статья  18 и 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Указанные
сведения должны быть представлены в регистрирующий орган для отражения
в ЕГРЮЛ.

     Вопрос  10.  Общество  изменило  место  нахождения.  Возможно  ли
внесение   изменений   в   сведения   о   месте  нахождения  общества,
содержащиеся   в   Едином  государственном  реестре  юридических  лиц,
одновременно   с   приведением   устава   общества  в  соответствие  с
Федеральным  законом  от 30.12.2008 N 312-ФЗ, учитывая, что сведения о
месте  нахождения  согласно  пункту 2 статьи 12 Федерального закона от
08.02.1998 N 14-ФЗ должны отражаться в его уставе?
     Да,  это  возможно.  Для  этого  в  заявлении  о  государственной
регистрации  по  форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления,
связанными  с  приведением устава в соответствие с Федеральным законом
от  30.12.2008 N 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и
лист заявления, связанный с изменением места нахождения.

     Вопрос 11. На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от
08.02.1998  N  14-ФЗ  (в  редакции, действовавшей до 1 июля 2009 года)
сведения  о  размере  и  номинальной  стоимости доли каждого участника
общества  должны  были  быть  отражены в его уставе. После 1 июля 2009
года  указанное требование исключено из приведенной нормы Федерального
закона  от  08.02.1998  N 14-ФЗ. Вместе с тем, рассматриваемая норма в
действующей  редакции  предусматривает, что устав общества может также
содержать  иные  положения, не противоречащие указанному закону и иным
федеральным  законам.  Могут  ли  сведения о размерах долей участников
общества быть включены в устав после 1 июля 2009 года?
     Отражение в уставе общества с ограниченной ответственностью после
1 июля 2009 года сведений о размерах и номинальной стоимости долей его
участников  не  будет  противоречить  положениям  законодательства  об
обществах  с  ограниченной  ответственностью. В данной ситуации скорее
нужно  говорить о целесообразности включения в устав общества сведений
об   участниках,  учитывая  новые  положения  Федерального  закона  от
08.02.1998  N 14-ФЗ, в частности, об обязанности общества вести список
его участников, о приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока не
будет установлено иное.

     Вопрос  12. Внесенные в Единый государственный реестр юридических
лиц  сведения  о  размерах  и  номинальной  стоимости долей участников
общества  признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не
будет   опровергнута   нотариально   удостоверенными  документами  или
заявлениями,   подписанными   всеми  указанными  в  ЕГРЮЛ  участниками
общества,  либо  пока иное не будет установлено решением суда. О каких
заявлениях участников общества идет речь?
     В  соответствии  с  пунктом  1.2  статьи 9 Федерального закона от
08.08.2001  N  129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных  предпринимателей"  (в  редакции Федерального закона от
19.07.2009   N   205-ФЗ),   заявление,   уведомление   или   сообщение
представляется   в   регистрирующий   орган   по  форме,  утвержденной
уполномоченным  Правительством  РФ  федеральным органом исполнительной
власти,  и  удостоверяется  подписью уполномоченного лица (заявителя),
подлинность  которой  должна  быть  засвидетельствована в нотариальном
порядке.
     До  утверждения  форм  заявлений  о государственной регистрации в
установленном  законодательством  порядке  в  рассматриваемой ситуации
рекомендуется  использовать  форму  N  Р14001  "Заявление  о  внесении
изменений  в  сведения  о  юридическом  лице,  содержащиеся  в  Едином
государственном  реестре  юридических  лиц",  размещенную на сайте ФНС
России    в    рубрике    "Государственная    регистрация    и    учет
налогоплательщиков" по адресу www.nalog.ru.
     В   указанной  рекомендуемой  форме  лист  заявления,  в  котором
проставляется    подпись   заявителя   и   предусмотрено   место   для
свидетельствования  подписи в нотариальном порядке, расположен в конце
заявления,  что  позволяет заполнить его в отношении каждого участника
отдельно и приложить к одному заявлению.

9 октября 2009 г.