О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОТМЕНЫ НАЛОГОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА; О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НК РФ В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УСН И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, А ТАКЖЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 25 сентября 2009 г. N Д05-4570 (Д) Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с Департаментом инвестиционной политики Минэкономразвития России рассмотрел предложение об отмене налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства и в части своих компетенций сообщает. В целях сохранения устойчивости налоговой системы и обеспечения стабильного поступления налогов в бюджет принятие кардинальных мер по реформированию налоговой системы для субъектов малого и среднего предпринимательства в настоящее время не является целесообразным. Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, и отмена налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства приведет к аналогичным обращениям других представителей отраслей экономики. Также сообщаем, что законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право снижения ставки по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН). В соответствии с п. 2 ст. 346.20 Налогового кодекса РФ, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка по УСН устанавливается в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Кроме того, согласно Федеральному закону от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2010 г. повышена величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на переход на УСН, с 15 млн руб. до 45 млн руб., а также повышена величина, ограничивающая право налогоплательщика на применение данной системы, с 20 млн руб. до 60 млн руб. Также в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" при применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек. Одновременно отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Необходимо отметить, что в 2009 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства. Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках Антикризисного пакета мер для поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, в том числе на: а) программу поддержки начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса; б) развитие микрофинансирования - создание некоммерческой организации (фонды, потребительские кооперативы и т.п.) для целей обеспечения доступа малых предприятий к финансовым ресурсам посредством предоставления займов (кредитов) микро- и малым предприятиям; в) создание гарантийных фондов (фонды поручительств); основным видом деятельности гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) малых предприятий; г) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам. Мероприятие "Гарантийные фонды" подразумевает под собой создание региональных фондов поручительств. Основным видом деятельности гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) малых предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70% от объема обязательств малого предприятия перед финансовой организацией. Указанное мероприятие позволяет развить рынок гарантий и поручительств по кредитам и договорам лизинга для субъектов малого предпринимательства при недостаточности обеспечения по кредиту. В 2009 г. Нижегородской области предоставлена субсидия из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 212,2 млн руб. Реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Контактная информация: Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области: 603134, г. Нижний Новгород, ул. Костина, д. 2, тел. (831) 437-35-98, 439-15-21. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Н.И.ЛАРИОНОВА 25 сентября 2009 г. N Д05-4570 |