О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СДЕЛКОЙ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА; О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В ЧАСТНОСТИ, МЕРОПРИЯТИЯ "ГАРАНТИЙНЫЕ ФОН. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 25.09.09 Д05-4568

            О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СДЕЛКОЙ ДОГОВОРА
          КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА; О РЕАЛИЗАЦИИ
          КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
        МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ В КЕМЕРОВСКОЙ
        ОБЛАСТИ, В ЧАСТНОСТИ, МЕРОПРИЯТИЯ "ГАРАНТИЙНЫЕ ФОНДЫ",
        МЕРОПРИЯТИЯ "СУБСИДИРОВАНИЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С
       УПЛАТОЙ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ, ПРИВЛЕЧЕННЫМ В РОССИЙСКИХ
           КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, И ЛИЗИНГОВЫМ ДОГОВОРАМ"

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                         25 сентября 2009 г.
                              N Д05-4568

                                 (Д)


     Департамент   развития   малого  и  среднего  предпринимательства
Минэкономразвития  России  рассмотрел обращение по вопросу расторжения
договора купли-продажи нежилого помещения и сообщает.
     В соответствии с п.  2 ст.  11 Федерального закона от  02.05.2006
N 59-ФЗ   "О   порядке   рассмотрения   обращений  граждан  Российской
Федерации"  обращение,  в   котором   обжалуется   судебное   решение,
возвращается   гражданину,   направившему  обращение,  с  разъяснением
порядка обжалования данного судебного решения.
     С учетом вышесказанного разъясняем, что в соответствии со ст. 337
Гражданского   процессуального   кодекса   Российской   Федерации   не
вступившие  в  законную  силу решения суда первой инстанции могут быть
обжалованы в кассационном порядке:
     - решения  районных  судов,  решения  гарнизонных военных судов -
соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города  федерального значения, суд автономной области, суд автономного
округа, окружной (флотский) военный суд;
     - решения  верховных  судов  республик, краевых, областных судов,
судов  городов  федерального  значения, суда автономной области, судов
автономных  округов,  окружных  (флотских) военных судов - в Верховный
Суд Российской Федерации;
     - решения  Судебной  коллегии  по  гражданским  делам  и  Военной
коллегии   Верховного  Суда  Российской  Федерации  -  в  Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
     При  этом кассационные жалоба и представление подаются через суд,
принявший решение.
     Считаем,  что  обращение  в Арбитражный суд Кемеровской области с
исковым  заявлением  о  признании  недействительной  сделкой  договора
купли-продажи   недвижимого   имущества   и   применении   последствий
недействительности  сделки  как  один  из  способов защиты избрано при
наличии   определенных   правовых   оснований.  Поэтому  не  исключаем
вероятность  принятия  кассационной  или  высшей судебными инстанциями
решений,  отличных от решения Арбитражного суда Кемеровской области от
13.02.2009   по  делу  N  А27-15583/2008-1  и  Постановления  Седьмого
арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N 7-АП-2739/09.
     Вместе  с  тем,  исходя  из анализа имеющейся судебной практики и
представленных  материалов, допускаем возможность расторжения договора
купли-продажи   недвижимого   имущества   в  порядке  и  на  условиях,
предусмотренных  гл.  29  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
(далее  -  ГК  РФ), а также возврата полученного сторонами по сделке в
соответствии  с нормами о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК РФ). В
этой  связи целесообразно учитывать положения, указанные в том числе в
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного
Суда  РФ  от  01.07.1996  N  6/8  "О  некоторых  вопросах, связанных с
применением  части  первой  Гражданского  кодекса  РФ", Информационном
письме   Президиума   ВАС  РФ  от  11.01.2000  N  49  "Обзор  практики
рассмотрения  споров,  связанных  с применением норм о неосновательном
обогащении".
     Кроме  того,  предлагаем  рассмотреть  вопрос  о целесообразности
изменения  договора купли-продажи недвижимого имущества (в том числе в
судебном  порядке)  и  уменьшения  покупной  цены  имущества в связи с
недостатками   в   предмете   договора  купли-продажи,  выявленными  и
установленными  после  его  заключения  и  государственной регистрации
перехода  к  заявителю права собственности. В качестве подтверждения и
наглядного  примера  считаем,  что  необходимо ознакомиться с позицией
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в
Постановлении от 05.05.2009 по делу N Ф04-3637/2008(4088-А67-39).
     Одновременно  сообщаем,  что государственная финансовая поддержка
малого    предпринимательства    осуществляется   в   соответствии   с
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178
"О  распределении  и  предоставлении  субсидий из федерального бюджета
бюджетам  субъектов  Российской Федерации на государственную поддержку
малого    и   среднего   предпринимательства,   включая   крестьянские
(фермерские) хозяйства".
     В 2009 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий
по  государственной  поддержке  малого  предпринимательства.  Средства
федерального  бюджета,  предусмотренные  на  государственную поддержку
малого    предпринимательства,    предоставляются   Министерством   на
конкурсной  основе  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  в виде
субсидий  для  финансирования  мероприятий,  осуществляемых  в  рамках
Антикризисного  пакета  мер  для  поддержки малого предпринимательства
субъектами Российской Федерации, в том числе на:
     а) программу поддержки начинающих - гранты начинающим на создание
собственного бизнеса;
     б)   развитие   микрофинансирования   -  создание  некоммерческой
организации  (фонды,  потребительские  кооперативы  и  т.п.) для целей
обеспечения   доступа   малых   предприятий   к   финансовым  ресурсам
посредством   предоставления   займов   (кредитов)   микро-   и  малым
предприятиям;
     в)  создание  гарантийных фондов (фондов поручительств); основным
видом   деятельности   гарантийного   фонда   является  предоставление
поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и
т.п.) малых предприятий;
     г)  субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по
кредитам,   привлеченным   в   российских  кредитных  организациях,  и
лизинговым договорам.
     Мероприятие  "Гарантийные фонды" подразумевает под собой создание
региональных   фондов   поручительств.   Основным  видом  деятельности
гарантийного    фонда   является   предоставление   поручительств   по
обязательствам  (кредитам,  займам,  договорам  лизинга  и т.п.) малых
предприятий.
     Максимальный  размер предоставляемого поручительства не превышает
70%   от  объема  обязательств  малого  предприятия  перед  финансовой
организацией. Указанное мероприятие позволяет развить рынок гарантий и
поручительств  по  кредитам  и  договорам лизинга для субъектов малого
предпринимательства при недостаточности обеспечения по кредиту.
     Мероприятие  "Субсидирование  части  затрат,  связанных с уплатой
процентов   по   кредитам,   привлеченным   в   российских   кредитных
организациях,   и   лизинговым  договорам"  (далее  -  субсидирование)
позволяет  субъектам  малого и среднего предпринимательства в условиях
высоких  ставок  по  привлеченным  банковским  кредитам компенсировать
часть   расходов   по   оплате   процентов,  при  этом  обеспечивается
субсидирование  в размере 2/3 банковской ставки. На данное мероприятие
в  2009  г. направлено 3 млрд руб. за счет федерального и региональных
бюджетов,  что позволит компенсировать расходы по кредитам на сумму не
менее   30   млрд   руб.   Необходимо   отметить,  что  субсидирование
предоставляется   субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства,
принявшим  на  себя  обязательства  по  сохранению  общего  количества
рабочих мест на период не менее 6 месяцев со дня получения поддержки.
     В  2009  г.  Кемеровской области из федерального бюджета выделено
150  млн  руб.  на  различные  программы поддержки предпринимательской
деятельности, среди которых следующие мероприятия:
     - предоставление   субсидии   Государственному   фонду  поддержки
предпринимательства   Кемеровской   области   в   целях   формирования
гарантийного фонда;
     - субсидирование  части  затрат, связанных с уплатой процентов по
кредитам,  полученным  в  кредитных  организациях  субъектами малого и
среднего     предпринимательства    и    организациями,    образующими
инфраструктуру     поддержки     субъектов     малого    и    среднего
предпринимательства.
     Реализацию  мероприятий  по поддержке субъектов малого и среднего
предпринимательства   в  регионах  осуществляет  уполномоченный  орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     За  получением  более  подробной  информации  о  формах и методах
поддержки  малого  бизнеса  в  Кемеровской  области можно обратиться в
Департамент  потребительского  рынка и предпринимательства Кемеровской
области.
     Контактная   информация:  Департамент  потребительского  рынка  и
предпринимательства Кемеровской области: 650099, г. Кемерово, проспект
Советский, 62, тел. (3842) 36-33-84, 36-61-11.

Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего
предпринимательства
                                                         Н.И.ЛАРИОНОВА
25 сентября 2009 г.
N Д05-4568