ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СПИСАНИЯ РЕСТРУКТУРИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УСЛОВИЯ ДОСРОЧНОГО ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОСНОВНОМУ ДОЛГУ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ И ОСНОВАНИЯХ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.10.08 03-01-03/6-116

        ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СПИСАНИЯ РЕСТРУКТУРИРУЕМОЙ 
     ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 
    УСЛОВИЯ ДОСРОЧНОГО ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОСНОВНОМУ ДОЛГУ, 
   А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ И ОСНОВАНИЯХ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ 
    И СПИСАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ПЕНЯМ И ШТРАФАМ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          6 октября 2008 г. 
                           N 03-01-03/6-116
     
                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  относительно  возможности  списания реструктурируемой в рамках
Постановления  Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002
задолженности  по  пеням  и  штрафам  перед  федеральным  бюджетом без
выполнения  организацией условия досрочного погашения задолженности по
основному долгу и сообщает следующее.
     С целью преодоления кризиса неплатежей и нормализации финансового
состояния   предприятий   и   организаций   Правительством  Российской
Федерации в 1999 г. было принято решение о проведении реструктуризации
задолженности  по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, имеющейся
у предприятий и организаций.
     Право  на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических
лиц  по  обязательным  платежам  и  по платежам перед государственными
внебюджетными  фондами  предоставлялось  предприятиям и организациям в
соответствии  с  постановлениями  Правительства Российской Федерации и
решениями   органов   государственной   власти   субъектов  Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
     Многие  организации, имевшие потенциал для выхода на рентабельный
уровень    работы,    воспользовались    предоставленным   правом   на
реструктуризацию  задолженности  и  в  настоящее  время  погасили  или
значительно сократили свою задолженность перед бюджетом.
     При   этом  в  соответствии  с  проводимой  в  рамках  бюджетного
законодательства  Российской  Федерации реструктуризацией кредиторской
задолженности   юридических   лиц   по   налогам  и  сборам,  а  также
задолженности   по  начисленным  пеням  и  штрафам  перед  федеральным
бюджетом   организация  имеет  право  произвести  досрочное  погашение
задолженности по налогам и сборам.
     При выполнении условий реструктуризации и при досрочном погашении
реструктурируемой  задолженности  у  организации  возникает  право  на
списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням
и штрафам.
     Что    касается    предложения   о   списании   реструктурируемой
задолженности  по  пеням и штрафам без выполнения организацией условия
досрочного  погашения  задолженности  по  основному  долгу,  то оно не
поддерживается,   поскольку   реализация  такого  предложения  нарушит
условия  реструктуризации  и,  кроме того, в неравные условия поставит
организации,  к настоящему времени полностью рассчитавшиеся с бюджетом
по суммам реструктурированной задолженности.
     Одновременно   обращаем  внимание  на  то,  что  законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможности
списания  задолженности  по  налогам  и  сборам,  пеням  и  штрафам  с
действующих  организаций.  Обязанность  каждого  налогоплательщика  по
уплате  законно  установленных  налогов  и  сборов  определена  ст. 57
Конституции Российской Федерации.
     Основания  прекращения  обязанности  по  уплате  налога или сбора
регулируются  ст.  44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс).
     При  этом  в  соответствии  с  п.  1  ст.  59  Кодекса признается
безнадежной  и  списывается  в  порядке,  установленном Правительством
Российской  Федерации,  недоимка по федеральным налогам, числящаяся за
отдельными    налогоплательщиками,    взыскание    которой   оказалось
невозможным в силу причин экономического, социального или юридического
характера.  Согласно  п.  2  указанной статьи данная норма применяется
также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
     На  основании  норм  Кодекса  в  целях реализации ст. 59 Кодекса,
устанавливающей  списание недоимки по налогам и сборам только в случае
невозможности   ее   взыскания,  Правительством  Российской  Федерации
утверждено  Постановление  от  12.02.2001  N  100 "О порядке признания
безнадежными  к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням
и  штрафам  по  федеральным налогам и сборам, а также задолженности по
страховым  взносам  в  государственные  социальные внебюджетные фонды,
начисленным  пеням  и  штрафам", согласно которому решения о признании
безнадежной  к взысканию и списании задолженности принимаются только в
отношении   несуществующих   налогоплательщиков:   ликвидированных   в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации организаций,
признанных   банкротами   индивидуальных   предпринимателей,   умерших
(признанных таковыми) физических лиц.
     Иных  оснований  для признания безнадежной к взысканию и списания
задолженности  по  налогам  и  сборам,  пеням  и  штрафам  действующим
законодательством   Российской   Федерации   о  налогах  и  сборах  не
предусмотрено.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
6 октября 2008 г. 
N 03-01-03/6-116