ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СПИСАНИЯ РЕСТРУКТУРИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УСЛОВИЯ ДОСРОЧНОГО ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОСНОВНОМУ ДОЛГУ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ И ОСНОВАНИЯХ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ПЕНЯМ И ШТРАФАМ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 6 октября 2008 г. N 03-01-03/6-116 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно возможности списания реструктурируемой в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом без выполнения организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу и сообщает следующее. С целью преодоления кризиса неплатежей и нормализации финансового состояния предприятий и организаций Правительством Российской Федерации в 1999 г. было принято решение о проведении реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, имеющейся у предприятий и организаций. Право на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по обязательным платежам и по платежам перед государственными внебюджетными фондами предоставлялось предприятиям и организациям в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Многие организации, имевшие потенциал для выхода на рентабельный уровень работы, воспользовались предоставленным правом на реструктуризацию задолженности и в настоящее время погасили или значительно сократили свою задолженность перед бюджетом. При этом в соответствии с проводимой в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации реструктуризацией кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При выполнении условий реструктуризации и при досрочном погашении реструктурируемой задолженности у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам. Что касается предложения о списании реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам без выполнения организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу, то оно не поддерживается, поскольку реализация такого предложения нарушит условия реструктуризации и, кроме того, в неравные условия поставит организации, к настоящему времени полностью рассчитавшиеся с бюджетом по суммам реструктурированной задолженности. Одновременно обращаем внимание на то, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам с действующих организаций. Обязанность каждого налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов определена ст. 57 Конституции Российской Федерации. Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора регулируются ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 Кодекса признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 указанной статьи данная норма применяется также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам. На основании норм Кодекса в целях реализации ст. 59 Кодекса, устанавливающей списание недоимки по налогам и сборам только в случае невозможности ее взыскания, Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков: ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, признанных банкротами индивидуальных предпринимателей, умерших (признанных таковыми) физических лиц. Иных оснований для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 6 октября 2008 г. N 03-01-03/6-116 |