О ЗАПОЛНЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ, ПОЛУЧИВШИМ В ОТЧЕТНОМ ГОДУ ДОХОД ОТ НЕСКОЛЬКИХ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ, РЕКВИЗИТА "КОД ОКАТО" В ДЕКЛАРАЦИИ 3-НДФЛ В СВЯЗИ С ПОЛУЧЕНИЕМ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ, А ТАКЖЕ В ДЕКЛАРАЦИЯХ (РАСЧЕТАХ) ПО ВСЕМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ПЛАТЕЖАМ, АДМИНИСТРИРУЕМЫМ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ; О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ И ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 октября 2008 г. N 03-01-11/4-108 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел совместно с Федеральной налоговой службой письмо и по вопросам, поставленным в данном письме, сообщает следующее. 1 - 2. О проблемах заполнения декларации 3-НДФЛ в связи с получением налоговых вычетов. Пунктом 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, возврат суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц осуществляется за счет средств бюджета, в который произошла переплата налога, в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативами. При заполнении декларации о доходах физических лиц по форме 3-НДФЛ (далее - Декларация) в п. 1 "Расчет общей суммы дохода и налога" Листа А указываются сведения отдельно по каждому источнику выплаты дохода, в том числе и "Код по ОКАТО" источника выплаты дохода. Налогоплательщик, получивший в отчетном году доход от нескольких налоговых агентов с различными кодами ОКАТО, вправе указать в разд. 6 Декларации общую сумму налога, подлежащую возврату из бюджета, с указанием одного из кодов ОКАТО источника выплаты дохода. Тогда на стадии камеральной проверки налоговым органом проводится корректировка разд. 6 с разбивкой суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, по кодам ОКАТО источников выплаты дохода. При этом следует учесть, что в этом случае приоритетность выбора административно-территориального образования, из бюджета которого будет осуществляться возврат излишне уплаченного налога, Кодексом, не установлена. 3. Об обоснованности и целесообразности ведения лицевых счетов (карточек РСБ) в разрезе детализированных кодов ОКАТО. Карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности. В целях обеспечения учета налоговых обязательств плательщиков налогов, сборов, взносов в соответствии с положениями Кодекса, а также обеспечения ведения в налоговых органах бюджетного учета в порядке, установленном бюджетным законодательством, учет начисленных и уплаченных сумм налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, осуществляется в разрезе кодов ОКАТО муниципальных образований, на территории которых мобилизуются денежные средства от уплаты налогов, сборов и других платежей, администрируемых налоговыми органами. Кроме того, во исполнение п. 3 ст. 26.22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и п. 4 ст. 65 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004, налоговые органы предоставляют финансовым органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления информацию о начисленных, уплаченных (возмещенных) суммах налогов и сборов, формирующих доходы бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в разрезе каждого кода ОКАТО муниципального образования. Карточка "РСБ" содержит те же значения реквизитов, идентифицирующих плательщика и принадлежность платежа (ИНН/КПП, КБК, ОКАТО), которые указываются налогоплательщиком в налоговой декларации (расчете), утверждаемой приказом Минфина России по соответствующему налогу, сбору. Эти же реквизиты содержатся в расчетном документе на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Таким образом обеспечивается сопоставимость начисленных и уплаченных сумм по каждому налогу (сбору). Исходя из вышеизложенного, заполнение налогоплательщиками реквизита кода ОКАТО муниципального образования в декларациях (расчетах) по всем налогам и сборам и иным платежам, администрируемым налоговыми органами, должно быть обязательным, в том числе по налогам и сборам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета или в доход субъекта Российской Федерации, поскольку, во-первых, бюджетное законодательство может быть изменено в пользу доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а во-вторых, в случае обращения финансовых органов субъектов Российской Федерации о направлении в их адрес информации о суммах федеральных налогов, мобилизуемых на территории соответствующих субъектов или муниципальных образований, налоговые органы обязаны предоставить такую информацию. 4. В отношении обеспечения достоверности данных бюджетного учета налогов путем внедрения единых государственных программных продуктов. В соответствии с Временным порядком обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет, утвержденным ФНС России 27.01.2006, определены общие принципы предоставления информационных услуг в условиях информационного обслуживания налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет (далее - ИОН). Информационные услуги налогоплательщикам и/или их уполномоченным представителям включают автоматизированное представление текущей информации о состоянии его расчетов с бюджетами (текущих начислениях и поступлениях, задолженности по налогам и сборам, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях), выписки из карточек расчета с бюджетом, перечня бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком, акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам. Состав информации, формы и форматы документов, предоставляемых налогоплательщикам, определяются Федеральной налоговой службой. В настоящее время утвержден следующий перечень документов, предоставляемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи: 1) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам; 2) выписка операций по расчету с бюджетом; 3) перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году; 4) акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам; 5) справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по запросу налогоплательщика через Интернет или по каналам связи. Необходимо отметить, что пользователями подсистемы ИОН являются налогоплательщики (физические или юридические лица, состоящие на учете в налоговом органе) или их уполномоченные представители, заключившие договор со специализированным оператором связи на оказание услуг по подключению к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи и предоставлению информационных услуг и выполнившие условия по предоставлению в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи за последний налоговый период по всем налогам, по которым у него есть обязанность представлять отчетность. В соответствии с п. 5 Порядка представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. Административный регламент Федеральной налоговой службы, утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, также предусматривает, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи (Приложение N 11-1 к Регламенту (схема приема декларации). Необходимо отметить, что специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговый орган, реализуют свою деятельность на коммерческой основе и определяют направление своей деятельности по оказанию услуг налогоплательщикам самостоятельно. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 2 октября 2008 г. N 03-01-11/4-108 |