УЧИТЫВАЯ П. 1 СТ. 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.11.2008 N 204-ФЗ, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА И ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА) В БАНКЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВСЕХ ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ К НЕМУ ТРЕБОВАНИЙ БАНК ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ПОЗИЦИИ, ЧТО НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТЫ РФ, ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ, А ТАКЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ОТНОСЯТСЯ К ОДНОЙ ОЧЕРЕДИ И ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ В ПОРЯДКЕ КАЛЕНДАРНОЙ ОЧЕРЕДНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ. ПРАВОМЕРНА ЛИ ПОЗИЦИЯ БАНКА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 16 октября 2009 г. N 03-02-07/1-469 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об очередности списания платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика в банке и сообщается следующее. В соответствии с п. 4 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (определяющей очередность списания денежных средств со счета) в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Согласно ст. ст. 10 и 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В соответствии с п. 3 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам. Согласно п. 40 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" п. 2 ст. 134 Закона установлена специальная очередность удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим платежам, в связи с чем ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, к этим отношениям не применяется. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 16 октября 2009 г. N 03-02-07/1-469 |