О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 30.12.2008 N 312-ФЗ
ИНФОРМАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
29 октября 2009 года
(Д)
Федеральная налоговая служба получает большое количество
обращений со стороны налогоплательщиков и представителей средств
массовой информации о переходных положениях Федерального закона от 30
декабря 2008 года N 312-ФЗ, упрощенно именуемых в СМИ как
"перерегистрация ООО". Несмотря на многочисленные комментарии и
разъяснения ФНС России по данному вопросу, в отдельных информационных
материалах, к сожалению, искажаются цель, а самое главное, последствия
положений Закона, которые предусматривают необходимость приведения
уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с
законодательством. В этой связи необходимо пояснить следующее.
Как правило, в качестве цели переходных положений Федерального
закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ указывается переучет
действующих и ликвидация недействующих обществ с ограниченной
ответственностью. Однако налоговые органы имеют информацию о том,
какие юридические лица являются действующими, а меры по исключению из
Единого государственного реестра недействующих юридических лиц (ЕГРЮЛ)
успешно применяются налоговыми органами с 2005 года в соответствии с
Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Поэтому по данному вопросу дополнительных законодательных изменений не
требовалось.
Урегулирования требовала выявленная в ходе применения
законодательства о государственной регистрации юридических лиц
проблема рейдерства. Поэтому вступившие в силу с 1 июля 2009 года
изменения в законодательство, внесенные Федеральным законом от 30
декабря 2008 года N 312-ФЗ, носят, в том числе, и антирейдерский
характер, поскольку направлены на противодействие корпоративным
захватам, защиту прав и законных интересов участников обществ с
ограниченной ответственностью и их инвесторов, что следует и из
пояснительной записки к проекту рассматриваемого Федерального закона.
Речь идет, в частности, о нормах, связанных с нотариальным
удостоверением сделок по отчуждению доли или части доли в уставном
капитале общества с ограниченной ответственностью, внесением в ЕГРЮЛ
сведений, связанных с таким переходом, подачей в суд иска о признании
прав на долю.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью" в редакции Федерального закона от 30
декабря 2008 года N 312-ФЗ иным образом регулирует не только
отношения, связанные с переходом доли или части доли участника в
уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другим
лицам или к самому обществу, но и основные стороны
внутрикорпоративного управления в обществе. Поэтому в обсуждаемый
Федеральный закон включена норма о необходимости приведения уставов
обществ, зарегистрированных до 1 июля 2009 года, в соответствие с
новыми требованиями законодательства. В этом и заключается цель того,
что называют "перерегистрацией".
По сути, приведение устава общества с ограниченной
ответственностью в соответствие с внесенными Федеральным законом от 30
декабря 2008 года N 312-ФЗ изменениями для участников общества
означает возможность реализовать предоставленные законом права,
соблюсти свои собственные интересы, а также обеспечить их защиту.
В этой связи термин "перерегистрация ООО" в данном случае не
отражает сути рассматриваемых положений Федерального закона от 30
декабря 2008 года, поскольку прохождение или непрохождение процедуры
приведения устава в соответствие с законодательством об обществах с
ограниченной ответственностью, действующего с 1 июля 2009 года, никоим
образом не может отразиться на правоспособности общества. Исключение
из ЕГРЮЛ обществ, не исполнивших обязанность по внесению в свои уставы
предусмотренных законодательством изменений, по решению
регистрирующего органа не предусмотрено. Закон не предусматривает
также специальных санкций для обществ, чьи уставы не приведены в
соответствие с законодательством к 1 января 2010 года. Уставы таких
обществ будут применяться в части, не противоречащей законодательным
актам Российской Федерации, как это происходит и в настоящее время.
Вместе с тем следует иметь в виду, что одновременно с
государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с
ограниченной ответственностью с целью приведения их в соответствие с
действующими законодательными актами, регистрирующий орган вносит в
ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников
регистрируемых обществ. Указанные сведения проверяются нотариусами при
нотариальном удостоверении сделок по отчуждению или по залогу доли или
части доли в уставном капитале общества с ограниченной
ответственностью. Поэтому их наличие в ЕГРЮЛ и, следовательно, в
выписке из ЕГРЮЛ может упростить документальное подтверждение
полномочий лица, отчуждающего или передающего в залог долю или часть
доли, на распоряжение ими.
В целом по России к концу октября перерегистрацию уставов
осуществили около десяти процентов обществ с ограниченной
ответственностью. При этом начиная с середины сентября количество
обращений в налоговые органы в связи с приведением уставов обществ с
ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством резко
увеличилось, что неизбежно повлекло за собой возникновение очередей.
Наиболее напряженная ситуация с очередями создалась в городах с
большим количеством зарегистрированных обществ с ограниченной
ответственностью. В пиковые часы регистрационный центр Москвы - МИФНС
N 46 - принимал свыше четырех тысяч заявлений при средней максимальной
расчетной нагрузке около двух тысяч. Проблема очередей именно в этой
инспекции была искусственно создана отдельными фирмами, оказывающие
услуги по регистрации организаций, которые обнаружили в переходных
положениях Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ выгоду
для себя и поспешили этим воспользоваться. В настоящее время очереди
наблюдаются только в утренние часы. По состоянию на 23, 27 и 28
октября 2009 года в пять часов дня подать документы можно было без
очереди. Следует отметить, что независимо от нагрузки на инспекцию
прием документов производится в течение 2 - 5 минут, а регистрационные
действия совершаются в установленный срок (не более пяти рабочих
дней). Данные сроки удалось выдержать путем введения многосменного
графика работы сотрудников инспекции при одновременном увеличении
времени работы инспекции (инспекция принимает документы от заявителей
с 7 утра до 21.00 вечера).
Вместе с тем во избежание возможных неудобств для заявителей,
связанных с очередями, обществам с ограниченной ответственностью,
зарегистрированным на территории Москвы и желающим внести изменения в
устав, рекомендуется направлять документы в инспекцию почтовым
отправлением с объявленной ценностью и описью вложения по адресу:
МИФНС России N 46 по г. Москве, Походный проезд, влд. 3, корп. 1, г.
Москва, 125373. Также заявители могут представить документы в
инспекцию через доверенное лицо в специально отведенные окна (таким
образом, личное присутствие генерального директора либо учредителя
общества не требуется).
Федеральная налоговая служба информирует общества с ограниченной
ответственностью, что регистрация изменений уставов обществ в целях
приведения их в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008
года N 312-ФЗ будет осуществляться налоговыми органами и после 1
января 2010 года.
29 октября 2009 года
|