О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 30.12.2008 N 312-ФЗ. Информация. Федеральная налоговая служба. 29.10.09

             О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 30.12.2008 N 312-ФЗ

                              ИНФОРМАЦИЯ

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
                                   
                         29 октября 2009 года
     

                                 (Д)
                                   
    
     Федеральная   налоговая   служба   получает   большое  количество
обращений  со  стороны  налогоплательщиков  и  представителей  средств
массовой  информации о переходных положениях Федерального закона от 30
декабря   2008   года   N   312-ФЗ,  упрощенно  именуемых  в  СМИ  как
"перерегистрация   ООО".  Несмотря  на  многочисленные  комментарии  и
разъяснения  ФНС России по данному вопросу, в отдельных информационных
материалах, к сожалению, искажаются цель, а самое главное, последствия
положений  Закона,  которые  предусматривают  необходимость приведения
уставов  обществ  с  ограниченной  ответственностью  в  соответствие с
законодательством. В этой связи необходимо пояснить следующее.
     Как  правило,  в  качестве цели переходных положений Федерального
закона   от  30  декабря  2008  года  N  312-ФЗ  указывается  переучет
действующих   и   ликвидация   недействующих  обществ  с  ограниченной
ответственностью.  Однако  налоговые  органы  имеют  информацию о том,
какие  юридические лица являются действующими, а меры по исключению из
Единого государственного реестра недействующих юридических лиц (ЕГРЮЛ)
успешно  применяются  налоговыми органами с 2005 года в соответствии с
Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной
регистрации   юридических   лиц  и  индивидуальных  предпринимателей".
Поэтому по данному вопросу дополнительных законодательных изменений не
требовалось.
     Урегулирования    требовала    выявленная   в   ходе   применения
законодательства   о   государственной   регистрации  юридических  лиц
проблема  рейдерства.  Поэтому  вступившие  в  силу с 1 июля 2009 года
изменения  в  законодательство,  внесенные  Федеральным  законом от 30
декабря  2008  года  N  312-ФЗ,  носят,  в том числе, и антирейдерский
характер,   поскольку   направлены  на  противодействие  корпоративным
захватам,  защиту  прав  и  законных  интересов  участников  обществ с
ограниченной  ответственностью  и  их  инвесторов,  что  следует  и из
пояснительной  записки к проекту рассматриваемого Федерального закона.
Речь   идет,   в   частности,   о  нормах,  связанных  с  нотариальным
удостоверением  сделок  по  отчуждению  доли или части доли в уставном
капитале  общества  с ограниченной ответственностью, внесением в ЕГРЮЛ
сведений,  связанных с таким переходом, подачей в суд иска о признании
прав на долю.
     Федеральный  закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной  ответственностью"  в  редакции Федерального закона от 30
декабря   2008  года  N  312-ФЗ  иным  образом  регулирует  не  только
отношения,  связанные  с  переходом  доли  или  части доли участника в
уставном  капитале  общества  с ограниченной ответственностью к другим
лицам    или    к    самому    обществу,   но   и   основные   стороны
внутрикорпоративного  управления  в  обществе.  Поэтому  в обсуждаемый
Федеральный  закон  включена  норма о необходимости приведения уставов
обществ,  зарегистрированных  до  1  июля  2009 года, в соответствие с
новыми  требованиями законодательства. В этом и заключается цель того,
что называют "перерегистрацией".
     По    сути,    приведение    устава   общества   с   ограниченной
ответственностью в соответствие с внесенными Федеральным законом от 30
декабря  2008  года  N  312-ФЗ  изменениями  для  участников  общества
означает   возможность   реализовать  предоставленные  законом  права,
соблюсти свои собственные интересы, а также обеспечить их защиту.
     В  этой  связи  термин  "перерегистрация  ООО" в данном случае не
отражает  сути  рассматриваемых  положений  Федерального  закона от 30
декабря  2008  года, поскольку прохождение или непрохождение процедуры
приведения  устава  в  соответствие с законодательством об обществах с
ограниченной ответственностью, действующего с 1 июля 2009 года, никоим
образом  не  может отразиться на правоспособности общества. Исключение
из ЕГРЮЛ обществ, не исполнивших обязанность по внесению в свои уставы
предусмотренных     законодательством     изменений,     по    решению
регистрирующего  органа  не  предусмотрено.  Закон  не предусматривает
также  специальных  санкций  для  обществ,  чьи  уставы не приведены в
соответствие  с  законодательством  к 1 января 2010 года. Уставы таких
обществ  будут  применяться в части, не противоречащей законодательным
актам Российской Федерации, как это происходит и в настоящее время.
     Вместе   с   тем   следует  иметь  в  виду,  что  одновременно  с
государственной  регистрацией  изменений,  вносимых в уставы обществ с
ограниченной  ответственностью  с целью приведения их в соответствие с
действующими  законодательными  актами,  регистрирующий орган вносит в
ЕГРЮЛ  сведения  о  размерах  и номинальной стоимости долей участников
регистрируемых обществ. Указанные сведения проверяются нотариусами при
нотариальном удостоверении сделок по отчуждению или по залогу доли или
части    доли    в   уставном   капитале   общества   с   ограниченной
ответственностью.  Поэтому  их  наличие  в  ЕГРЮЛ  и, следовательно, в
выписке   из   ЕГРЮЛ   может  упростить  документальное  подтверждение
полномочий  лица,  отчуждающего или передающего в залог долю или часть
доли, на распоряжение ими.
     В  целом  по  России  к  концу  октября  перерегистрацию  уставов
осуществили    около   десяти   процентов   обществ   с   ограниченной
ответственностью.  При  этом  начиная  с  середины сентября количество
обращений  в  налоговые органы в связи с приведением уставов обществ с
ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством резко
увеличилось, что неизбежно повлекло за собой возникновение очередей.
     Наиболее  напряженная  ситуация с очередями создалась в городах с
большим   количеством   зарегистрированных   обществ   с  ограниченной
ответственностью.  В пиковые часы регистрационный центр Москвы - МИФНС
N 46 - принимал свыше четырех тысяч заявлений при средней максимальной
расчетной  нагрузке  около двух тысяч. Проблема очередей именно в этой
инспекции  была  искусственно  создана отдельными фирмами, оказывающие
услуги  по  регистрации  организаций,  которые обнаружили в переходных
положениях Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ выгоду
для  себя  и поспешили этим воспользоваться. В настоящее время очереди
наблюдаются  только  в  утренние  часы.  По  состоянию  на 23, 27 и 28
октября  2009  года  в  пять часов дня подать документы можно было без
очереди.  Следует  отметить,  что  независимо от нагрузки на инспекцию
прием документов производится в течение 2 - 5 минут, а регистрационные
действия  совершаются  в  установленный  срок  (не  более пяти рабочих
дней).  Данные  сроки  удалось  выдержать путем введения многосменного
графика  работы  сотрудников  инспекции  при  одновременном увеличении
времени  работы инспекции (инспекция принимает документы от заявителей
с 7 утра до 21.00 вечера).
     Вместе  с  тем  во  избежание возможных неудобств для заявителей,
связанных  с  очередями,  обществам  с  ограниченной ответственностью,
зарегистрированным  на территории Москвы и желающим внести изменения в
устав,   рекомендуется   направлять  документы  в  инспекцию  почтовым
отправлением  с  объявленной  ценностью  и  описью вложения по адресу:
МИФНС  России  N 46 по г. Москве, Походный проезд, влд. 3, корп. 1, г.
Москва,   125373.   Также  заявители  могут  представить  документы  в
инспекцию  через  доверенное  лицо в специально отведенные окна (таким
образом,  личное  присутствие  генерального  директора либо учредителя
общества не требуется).
     Федеральная  налоговая служба информирует общества с ограниченной
ответственностью,  что  регистрация  изменений уставов обществ в целях
приведения  их в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008
года  N  312-ФЗ  будет  осуществляться  налоговыми  органами и после 1
января 2010 года.
    


29 октября 2009 года