О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 27.01.09 03-124

               О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ
                        ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
                                   
                          27 января 2009 г. 
                               N 03-124
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент  государственной  политики  в образовании Минобрнауки
России   подготовил   и  направляет  для  практического  использования
Рекомендации  по  формированию  программ  профессиональной подготовки,
переподготовки  и  повышения  квалификации  для  опережающего обучения
работников  организаций, находящихся под риском увольнения или занятых
неполное рабочее время.
    
Заместитель Директора
Департамента государственной
политики в образовании
                                                          Е.Л.НИЗИЕНКО
27 января 2009 г. 
N 03-124
    
    
                                                            Приложение

                                           к письму Минобрнауки России
                                                  от 27 января 2009 г. 
                                                              N 03-124
    
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
         ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ,
        ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО
        ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД РИСКОМ
             УВОЛЬНЕНИЯ ИЛИ ЗАНЯТЫХ НЕПОЛНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
    
     В  настоящее  время в связи с актуализацией опережающего обучения
работников  организаций, находящихся под риском увольнения или занятых
неполное  рабочее  время, а также для обеспечения кадровой потребности
секторов экономики в посткризисный период Минобрнауки России формирует
доступный  для  пользователей общероссийский банк действующих программ
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с
целью  использования их субъектами РФ для опережающего обучения (далее
-  программы  опережающего  обучения).  Размещение  в открытом доступе
такой  базы  данных  позволит  субъектам  РФ  отобрать необходимые для
переобучения программы, обеспечит мобильность этих программ.
     Вместе  с  тем  работа  только по действующим программам не может
обеспечить  полноценного  опережающего  обучения.  В  условиях кризиса
неизбежно   произойдет   замена   неэффективных  технологий  на  более
современные,    создающие    условия   для   существенного   повышения
производительности  труда,  а  потому  не гарантирующие при достижении
докризисных   уровней   производства   возвращения  к  соответствующим
показателям занятости.
     Это  означает,  что  в  случае отсутствия востребованных программ
опережающего обучения их разработка может осуществляться:
     -   на  федеральном  уровне  -  Федеральным  институтом  развития
образования совместно с работодателями (по заказу субъекта РФ);
     -   на   региональном  уровне  -  учреждениями  профессионального
образования  с  обязательным  участием  представителей  работодателей,
общественных  организаций,  действующих  в  сфере труда и образования,
региональных научно-методических структур.
     К    этой   работе   в   первую   очередь   должны   привлекаться
образовательные  учреждения профессионального образования - победители
приоритетного национального проекта "Образование".
     Работа  по реализации программ опережающего обучения организуется
на   уровне   субъектов   РФ  совместными  усилиями  служб  занятости,
организаций,    предприятий,    органов    управления    образованием,
общественных  организаций  работодателей, профсоюзов и образовательных
учреждений.
     Минобрнауки России организует мониторинг реализации субъектами РФ
программ опережающего обучения.
     
        1. Особенности содержания программ опережающего обучения
     
     1.1.  Направленность  программы  на  подготовку  и переподготовку
востребованных  кадров  для  отдельных  секторов  экономики по заявкам
предприятий   и   запросам   служб   занятости  с  учетом  приоритетов
посткризисного развития экономики.
     Например,   для  системы  образования:  программа  переподготовки
(подготовки)   преподавателей   специальных   дисциплин   и   мастеров
производственного   обучения   для  учреждений  НПО  и  СПО  из  числа
инженерных работников профильных организаций; программа переподготовки
(подготовки)  учителей  профильного  обучения  из  числа  лиц, имеющих
соответствующее   высшее  образование;  для  социального  обеспечения:
программа переподготовки (подготовки) социальных работников и т.д.
     1.2.  Направленность программы опережающего обучения на повышение
квалификации   работников  с  целью  приобретения  новых  компетенций,
способствующих      повышению     эффективности     деятельности     и
производительности труда на рабочем месте.
     Программа  соответствует данному критерию, если она направлена на
освоение современных производственных технологий (например на освоение
автоматизированных программных продуктов) или на освоение новых форм и
методов организации труда.
     Примеры  программ,  направленных  на  освоение автоматизированных
программных продуктов: для бухгалтеров - программа 1С бухгалтерия, для
инженеров-конструкторов  в  машиностроении  -  программы  Solid works,
Catia, Avtocad, Компас и др., для станочников - программа для освоения
станков      с      числовым      программным     управлением,     для
инженеров-конструкторов  в  строительстве  -  программа по современным
подходам в конструировании зданий и сооружений и т.п.
     Примеры  программ,  направленных на освоение новых форм и методов
организации  труда: для преподавателей системы образования - программы
по    формированию    и   реализации   модульных   программ   обучения
(междисциплинарных  курсов),  для работников системы здравоохранения -
программы повышения мастерства при работе с пациентами, для работников
общественного   питания   -   программы   по   освоению   современного
оборудования  и  технологий  приготовления  продукции питания с учетом
требований  к  безопасности готовой продукции, для работников секторов
экономики  -  участников  нацпроекта  -  по  эксплуатации закупленного
современного  оборудования (здравоохранение, АПК, образование и др.) и
т.п.
     1.3.  Направленность  программы опережающего обучения на освоение
новых  компетенций  в  области  компьютерной  грамотности, иностранных
языков,     правовой     культуры     в     профессиональной    сфере,
предпринимательства  для  организации малого бизнеса (в первую очередь
для  молодежи),  а  также  программы для получения водительских прав в
целях  повышения  мобильности  граждан  при  трудоустройстве  в месте,
удаленном от проживания, и др.
     1.4.  Направленность программы опережающего обучения на повышение
квалификации   работников  с  целью  приобретения  новых  компетенций,
способствующих     овладению     дополнительными    (новыми)    видами
профессиональной  деятельности:  для инженерных работников - программы
экологической  безопасности,  для  работников социальной сферы и сферы
услуг   -   программы   по  эффективному  взаимодействию  с  клиентом,
пациентом, потребителем и т.п.
     
       2. Особенности формирования программ опережающего обучения
     
     2.1.   Установление  соответствия  цели  и  содержания  программы
опережающего    обучения    требованиям   работодателей.   Определение
требований к результатам освоения программы.
     При    этом   необходимо   учитывать   изменение   требований   к
профессиональным   компетенциям,  связанное  с  развитием  современных
технологий профессиональной деятельности и особенностями их реализации
на предприятиях (в организациях) конкретного региона.
     В   современных   условиях   наиболее   востребованными  являются
способности:   принимать   решения   и  нести  ответственность  за  их
исполнение; работать в команде, адаптироваться в условиях частой смены
технологий     в     профессиональной    деятельности;    использовать
информационно-коммуникационные  технологии,  работать  с  информацией;
стремление и способность к самообразованию, повышению профессиональной
квалификации.
     2.2.     Обеспечение    возможности    построения    обучающимися
индивидуального образовательного маршрута.
     2.3.  Установление  требований к содержанию и условиям реализации
программ опережающего обучения:
     -  наличие  в  структуре  программы  учебно-тематического  плана,
содержания  дисциплин  (модулей),  перечня рекомендуемой литературы по
всем дисциплинам, модулям, разделам, темам;
     -  наличие методических разработок по обеспечению самостоятельной
работы  обучающихся,  обоснованность  времени,  затрачиваемого  на  ее
выполнение;
     - наличие требований к организации практической подготовки;
     -  наличие  требований  к  материально-техническому  обеспечению,
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам;
     -   наличие   требований  к  обеспечению  доступа  обучающихся  к
информационным ресурсам.
     2.4.  Установление требований к проведению итоговой аттестации по
программе опережающего обучения.