В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ СТ. 292 НК РФ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ БАНКОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ УЧИТЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО ИХ РАСХОДЫ В ВИДЕ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (ВКЛЮЧАЯ ЗАДОЛЖЕН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 10.04.09 03-03-06/2/80

            В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ СТ. 292 НК РФ ПРИ
        ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ БАНКОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
          УЧИТЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО ИХ РАСХОДЫ В ВИДЕ ОТЧИСЛЕНИЙ В
           РЕЗЕРВЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, ССУДНОЙ И
              ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (ВКЛЮЧАЯ
        ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО МЕЖБАНКОВСКИМ КРЕДИТАМ И ДЕПОЗИТАМ).
              ПОМИМО ССУД, ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ
          ЗАДОЛЖЕННОСТИ БАНКАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ОТЧИСЛЕНИЯ В
           РЕЗЕРВЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ПРОЧИМ БАЛАНСОВЫМ
         АКТИВАМ, ВКЛЮЧАЯ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОЦЕНТНЫХ
              ДОХОДОВ ПО КРЕДИТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, УСЛОВНЫМ
          ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КРЕДИТНОГО ХАРАКТЕРА, ОТРАЖЕННЫМ НА
            ВНЕБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ, СРОЧНЫМ СДЕЛКАМ И ПРОЧИМ
             ПОТЕРЯМ, ЧТО ОТРАЖАЕТ ФАКТ ПРИЗНАНИЯ БАНКОМ
          ПОТЕРЬ/УБЫТКОВ ПО ДАННЫМ ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТАМ.
         ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, СЧИТАЕМ, ЧТО РАСХОДЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ
        БАНКАМИ В СВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ
         ПОТЕРИ ПО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТАМ,
           ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ БАНКОВ ПРИ
        ОПРЕДЕЛЕНИИ ИМИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ТАК ЖЕ КАК И РАСХОДЫ НА
         ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ,
        ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. В СВЯЗИ С
         ЭТИМ ВОЗМОЖНО ЛИ ВНЕСТИ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В
                            СТ. 292 НК РФ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          10 апреля 2009 г.
                           N 03-03-06/2/80

                                 (Д)


     Минфин  России рассмотрел письмо по вопросу учета расходов в виде
резерва на возможные потери по финансовым инструментам, не относящимся
к  ссудам,  ссудной  и  приравненной  к  ней задолженности, и сообщает
следующее.
     Главой  25  "Налог  на  прибыль  организаций"  Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее - Кодекс) при определении налоговой базы
по налогу на прибыль банкам предоставлено право помимо общих расходов,
признаваемых  для  всех  организаций,  учитывать расходы, связанные со
спецификой банковской деятельности.
     К данным расходам, в частности, относятся отчисления:
     - в  резервы  по  сомнительным  долгам  в  виде  задолженности по
ссудным процентам;
     - в   резервы  на  возможные  потери  по  ссудам,  по  ссудной  и
приравненной к ней задолженности.
     При   определении   особенностей  формирования  банками  резервов
законодатель   исходил   из   необходимости   признания  специфических
расходов, связанных с осуществлением ими банковских операций. Перечень
таких  операций  установлен  ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N
395-1 "О банках и банковской деятельности".
     Как  следует  из  Федерального  закона  "О  банках  и  банковской
деятельности",  банки  помимо  банковских операций вправе осуществлять
иные  сделки,  в  том  числе  сделки  с  ценными бумагами, финансовыми
инструментами  и  т.п.,  а  также заключать договоры по доверительному
управлению имуществом, договоры о финансировании под уступку денежного
требования и проводить ряд других операций.
     Положением   Банка  России  от  20.03.2006  N  283-П  "О  порядке
формирования  кредитными  организациями  резервов на возможные потери"
банкам  в  бухгалтерском учете предоставлено право формировать резервы
на  возможные потери по балансовым активам, по которым существует риск
понесения  потерь;  по  условным  обязательствам кредитного характера,
отраженным на внебалансовых счетах; по срочным сделкам, определяемым в
качестве  таковых Положением Банка России N 302-П, которые исполняются
сторонами в срок (дата расчетов по которым приходится на срок не ранее
третьего  рабочего  дня  после  дня  их заключения); по требованиям по
получению   процентных  доходов  по  кредитным  требованиям  и  прочим
потерям,  в  частности,  по  суммам  выявленных  недостач, виновниками
которых  являются  подотчетные лица; по дебиторской задолженности и по
основным  средствам, переданным в аренду; по суммам уплаченных авансов
и  предварительной  оплаты;  по операциям доверительного управления (в
части активов, переданных в доверительное управление) и т.п.
     При  этом  предложение  в целях налогообложения прибыли учитывать
расходы,  связанные  с  формированием резервов на указанные потери, не
принимает  во внимание тот факт, что в бухгалтерском учете формируются
резервы  на возможные потери по тем финансовым инструментам, которые в
налоговом  учете  либо вообще не учитываются (сумма основного долга по
кредитам,   авансовые   платежи,   предварительная  оплата,  сделки  с
основными  средствами,  переданными в аренду - налоговый учет отражает
только   арендные   платежи   и  амортизацию),  либо  учитываются  как
самостоятельные   операции   (доверительное   управление   имуществом;
операции  с  ценными  бумагами  - ст. 300 Кодекса учитывает расходы на
формирование  резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных
участников  рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность;
учет  дебиторской  задолженности; учет доходов и расходов, связанных с
передачей имущества в уставные капиталы других организаций, и т.д.).
     Таким  образом,  предлагается  для  целей налогообложения прибыли
учитывать  предполагаемые  риски  понесения  кредитными  организациями
убытков в будущем в ходе осуществления коммерческой деятельности, т.е.
создавать  резервы  на  возможные  потери фактически по всем остальным
финансово-хозяйственным операциям банков, не охваченным вышеназванными
резервами.
     Реализация   данного   предложения   приведет   к   значительному
сокращению поступления в бюджетную систему налога на прибыль.
     Следует учесть, что перечисленные выше операции могут совершать и
другие  организации, например, страховые, негосударственные пенсионные
фонды, паевые и инвестиционные фонды, а также обычные инвесторы.
     Принятие   предложения  о  формировании  дополнительных  резервов
создаст необоснованные преимущества для кредитных организаций, а также
будет являться прецедентом для постановки подобных предложений другими
организациями.
     Учитывая  изложенное,  предложение  о внесении изменений в гл. 25
Кодекса  в  части учета расходов банков в виде отчислений на возможные
потери  по финансовым инструментам, не относящимся к ссудам, ссудной и
приравненной к ней задолженности, не поддерживается.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
10 апреля 2009 г.
N 03-03-06/2/80