О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 34 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕЙ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 22.05.09 Д23-1523

          О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 34 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ,
           УСТАНАВЛИВАЮЩЕЙ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ
        ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ
         МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ
                          СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            22 мая 2009 г.
                              N Д23-1523

                                 (Д)


     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  по вопросу разъяснения порядка применения ст. 34 Земельного
кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  и в пределах своей
компетенции сообщает.
     Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации
от  17.11.1997  N  17-П  официальное,  имеющее  силу  закона  (то есть
обязательное   для   всех)   разъяснение   или   толкование  положений
федерального  закона  может быть только актом законодательного органа,
который  должен  приниматься и обнародоваться в порядке, установленном
для  федеральных  законов.  В соответствии с Положением о Министерстве
экономического    развития    Российской    Федерации,    утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития  России  не  наделено  полномочиями  по официальному
разъяснению  законодательства.  В  связи с изложенным указанное письмо
носит строго информационный характер.
     Положениями  ст.  34  Кодекса закреплена процедура предоставления
гражданам   земельных  участков,  находящихся  в  государственной  или
муниципальной    собственности,    для    целей,   не   связанных   со
строительством.
     В  п.  1 указанной статьи закреплены основные требования, которым
должна   отвечать   данная   процедура.  Указанные  требования  должны
обеспечить   реализацию   принципов   эффективности,   справедливости,
публичности,   открытости   и   прозрачности  процедур  предоставления
земельных участков.
     Согласно  п.  2 ст. 34 Кодекса граждане, которые заинтересованы в
получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный
орган  государственной  власти  либо  орган  местного  самоуправления,
уполномоченный  на  распоряжение  истребуемым  земельным  участком.  В
заявлении   должны  быть  указаны  цель,  для  которой  предполагается
использовать   земельный   участок,   его  размеры,  местоположение  и
испрашиваемое  право  (право  собственности  или  аренды) на земельный
участок.
     После этого орган местного самоуправления на основании указанного
заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти
в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного
участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
     Заявитель  на  основании  указанной схемы обеспечивает выполнение
кадастровых  работ  и  обращается для осуществления кадастрового учета
участка и изготовления кадастрового паспорта.
     В  двухнедельный  срок со дня представления кадастрового паспорта
испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении
этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно.
     С  учетом изложенного ст. 34 Кодекса предусматривает заявительный
порядок  предоставления земельных участков, проведение торгов при этом
не предусматривается. В случае поступления двух и более заявок на один
земельный   участок  такой  участок  должен  быть  предоставлен  лицу,
подавшему  заявление  ранее  других (при условии выполнения требований
законодательства:  соответствие  целей  предполагаемого  использования
виду разрешенного использования, соответствие размера и местоположения
градостроительным  и  иным  требованиям и т.п.). Иным заявителям могут
быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право
на  повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного
участка.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
22 мая 2009 г.
N Д23-1523