О ЮРИДИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ЛИЧНОЙ ПОДПИСИ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЛИЦА В АКТЕ СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 15 мая 2009 г. N Д23-1408 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу юридического значения наличия (отсутствия) личной подписи заинтересованного лица в акте согласования местоположения границ земельных участков и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Однако полагаем возможным по существу обозначенных в обращении вопросов отметить следующее. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы (части границы или характерной точки границы) земельного участка, одновременно являющейся границей (частью границы или характерной точкой границы) другого земельного участка. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве (далее - заинтересованные лица): 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона о кадастре местоположение границы земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ земельных участков (далее - акт согласования) личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 указанной статьи случая. В указанном случае, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, то местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования вносится соответствующая запись. Врио директора Департамента недвижимости В.В.АНДРОПОВ 15 мая 2009 г. N Д23-1408 |