ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ЕСХН УЧЕСТЬ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ: 1) РАСХОДЫ ПО УПЛАТЕ ЭКСПОРТНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ВЫВОЗЕ МОРЕПРОДУКТОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТЕРРИТОРИИ РФ; 2) ЗАТРАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПЕРЕХОДА И ПРОМЫСЛА, А ТАКЖЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СТОЯНКИ СУДОВ В ПОРТАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ РЕМОНТЕ; 3) РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫПЛАТОЙ СУТОЧНЫХ В ИНВАЛЮТЕ; 4) РАСХОДЫ В ВИДЕ АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИНЯТОЕ ВО ФРАХТ ИМУЩЕСТВО; 5) РАСХОДЫ ПРИ АВАРИЯХ И УБЫТКИ ПРИ ФОРС-МАЖОРНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 июня 2009 г. N 03-11-06/1/24 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее. 1. Пунктом 2 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Данный перечень расходов является закрытым. Расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за пределы территории Российской Федерации в данный перечень расходов не включены. В связи с этим расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за пределы территории Российской Федерации не включаются налогоплательщиками в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. 2. Учитывая сезонный характер работ рыбодобывающих организаций в течение налогового периода, рыбопромысловые суда могут находиться в следующих режимах: - переход из порта стоянки в район промысла и из района промысла в порт стоянки; - промысел (производственная деятельность по добыче водных биоресурсов в период действия разрешительного билета); - межпутинный отстой (время стоянки в российском или иностранном порту в период между промыслами); - ремонт (текущий, средний, капитальный). В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.5 Кодекса расходами, уменьшающими налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии. Кроме того, в соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 1 указанной статьи Кодекса к материальным расходам относятся затраты на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). Таким образом, к материальным расходам, учитываемым в составе расходов при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, могут быть отнесены затраты по приобретению топлива для обеспечения режима перехода и промысла, а также для обеспечения безопасной стоянки судов в портах, в том числе при ремонте. 3. Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.5 Кодекса полученные доходы уменьшаются на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Указанные расходы принимаются при условии признания их обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На особые условия работы экипажей судов указывает, в частности, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утвержденное Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 08.08.2003 N 271 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 877, изданного в соответствии со ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой в смысле ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации, выплаты иностранной валюты взамен суточных не могут быть признаны возмещением командировочных расходов и являются надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда. Таким образом, налогоплательщики вправе уменьшить доходы на сумму расходов, связанных с выплатой суточных в инвалюте, при условии, что данные выплаты предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. 4. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.5 Кодекса полученные доходы уменьшаются на сумму арендных (в том числе лизинговых) платежей за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом ст. 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды. Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Таким образом, расходы в виде арендных платежей за принятое во фрахт имущество могут быть учтены при налогообложении при условии использования имущества в производственной деятельности. 5. Учитывая закрытый перечень расходов, предусмотренный п. 2 ст. 346.5 Кодекса, расходы при авариях и убытки при форс-мажорных обстоятельствах не учитываются при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 июня 2009 г. N 03-11-06/1/24 |