О РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 1 июня 2009 г. N Д05-2708 (Д) Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрел обращение по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов, а также кредитования предпринимательской деятельности и сообщает. Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). При этом размещение заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд осуществляется преимущественно путем проведения торгов в форме конкурсов или аукционов. Победителем конкурса признается участник размещения заказа, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, победителем аукциона - участник, предложивший наименьшую цену. Иные способы размещения заказа применяются исключительно в случаях, предусмотренных Законом. Например, размещать заказы у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик вправе в случаях, перечисленных в ст. 55 Закона. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии со ст. 10 Закона. Заказчиком продукции может быть государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственными внебюджетными фондами, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, иной получатель бюджетных средств, которому необходима указанная продукция. Определение потребности в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд является обязанностью государственного, муниципального заказчика. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 8 Закона). Информация обо всех проводимых открытых торгах, запросах котировок на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Ресурсами программного обеспечения указанного сайта возможно осуществлять поиск объявленных торгов по интересующему предмету закупки. Кроме того, на указанном сайте имеется ссылка на официальные сайты субъектов Российской Федерации, на которых размещается информация на размещение заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд в регионах Российской Федерации. Таким образом, обладая информацией о проведении торгов, организация может участвовать во всех открытых торгах на поставку своей продукции, проводимых государственными или муниципальными заказчиками на территории Российской Федерации. Очевидно, что потребность в оборудовании по диспетчеризации для жилищно-коммунального хозяйства имеется у многих государственных и муниципальных заказчиков не только в Москве. Кроме того, положениями Закона предусмотрена возможность проведения заказчиками специальных процедур размещения заказа, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства. Согласно ст. 15 Закона государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов. При этом в извещении о проведении торгов либо запроса котировок должна содержаться информация об участии субъектов малого предпринимательства в указанных процедурах размещения заказов. Заявки, поданные участниками размещения заказов, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 N 237 утверждены предельная начальная (максимальная) цена контрактов (15 млн руб.) и перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства путем проведения соответствующих торгов, запросов котировок. Таким образом, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с указанным перечнем только путем проведения торгов или запросов котировок. Обеспечительные меры, предусмотренные Законом (обеспечение заявок на участие в торгах, обеспечение исполнения контракта), направлены на защиту государственных и муниципальных заказчиков, а также расходуемых ими бюджетных средств от недобросовестных участников размещения заказов. Данные меры являются косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и ее твердых намерений и гарантий при исполнении государственного, муниципального контракта. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов участник размещения заказа вправе обжаловать действия (бездействие) заказчиков, комиссии и результаты размещения заказов в органе исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов. В соответствии со своими полномочиями, установленными Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России с 2005 г. реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, в том числе на: а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства; г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; д) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление). В 2009 г. размер ассигнований на государственную поддержку малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета составляет 10,5 млрд руб. Средства федерального бюджета предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Субсидии субъекту Российской Федерации на финансирование мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства предоставляются в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого предпринимательства. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что в 2008 г. Рязанская область по итогам конкурса, проводимого Минэкономразвития России, получила средства из федерального бюджета на реализацию следующих мероприятий: - возмещение расходов по оплате процентов за использование основных средств, предоставленных в лизинг (финансовую аренду); - развитие и поддержка малого предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах; - развитие ремесел и народных художественных промыслов; - поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. В настоящее время Минэкономразвития России на основании Приказа от 30.01.2009 N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства" (далее - Приказ) проводит конкурс по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2009 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации (далее - Конкурс). В соответствии с заявкой Рязанской области на Конкурс в 2009 г. запланирована реализация следующих мероприятий: - возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях на развитие производства; - развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов; - возмещение расходов по оплате процентов за использование основных средств, предоставленных в лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства; - развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области научных исследований и разработок, обрабатывающих производств, здравоохранения и предоставления социальных услуг; - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области хлебопечения; - развитие микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства; - предоставление субсидий в виде грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства; - предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на прохождение образовательных программ; - создание системы поручительств (гарантийного фонда) для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства; - развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта. В связи с вышеизложенным рекомендуем обратиться за получением более полной информации о формах и механизмах поддержки малого бизнеса в Управление экономического развития и торговли Рязанской области по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Полонского, д. 7, тел. (4912) 34-06-09, т/ф (4912)34-80-00. По вопросу предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) малых предприятий рекомендуем обратиться в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, 35, тел.: 8 (495) 661-19-49, 928-12-00, mosfund@mail.ru, основным видом деятельности которого является обеспечение доступа малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам. Кроме того, информируем о том, что в настоящее время действует программа открытого акционерного общества "Российский банк развития" (далее - ОАО "РосБР") по поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденная правлением ОАО "РосБР" (далее - программа). Указанная программа разработана в рамках участия в реализации государственной политики по совершенствованию финансовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной целью программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в регионах России. В настоящее время действуют Основные положения открытого акционерного общества "Российский банк развития" (далее - ОАО "РосБР") по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства через коммерческие банки, утвержденные Правлением ОАО "РосБР" от 03.10.2007 N 234 (далее - Положения). Указанные Положения регулируют отношения, возникающие между ОАО "РосБР" и коммерческими банками по вопросам кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной целью Положений является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в регионах России. По вопросу получения информации о конкретных условиях предоставления кредита, типах кредитного продукта, а также о соответствии субъектов малого и среднего предпринимательства установленным критериям заявитель вправе обратиться непосредственно в ОАО "РосБР", находящееся по адресу: 119034, г. Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 3, стр. 1, тел. (495) 783-79-66. Вместе с тем сообщаем, что банковская деятельность регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России), другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. В соответствии со ст. 29 Закона о банках кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, если иное не предусмотрено договором с клиентом. По кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления кредитов, учитывая риски невозврата кредитов заемщиками. В целях усиления контроля за использованием банками полученных средств государственной поддержки Федеральным законом от 30.12.2008 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено назначение в банки, получившие государственную поддержку, уполномоченных представителей, а также обязанность кредитных организаций предоставлять уполномоченному представителю по его запросу информацию и документы, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам кредитования. Также сообщаем, что в соответствии с Законом о Банке России Центральный банк Российской Федерации осуществляет банковский надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. В случае если кредитной организацией нарушены требования банковского законодательства, заявитель вправе направить в Центральный банк Российской Федерации соответствующее обращение. Одновременно сообщаем, что Председателем Правительства Российской Федерации 6 ноября 2008 г. утвержден План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (далее - План действий). В соответствии с п. 17 Плана действий Минэкономразвития России ведется регулярный мониторинг объемов средств, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике А.Т.КАТАМАДЗЕ 1 июня 2009 г. N Д05-2708 |