ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ. Постановление. Правительство РФ. 28.10.09 846

                        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
           РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          28 октября 2009 г.
                                N 846

                                 (Д)


     В  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  электроэнергетике"
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемые  Правила расследования причин аварий в
электроэнергетике.
     2. Министерству энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок
со  дня  вступления  в  силу  настоящего  Постановления  разработать и
утвердить:
     форму  акта  о  расследовании причин аварий в электроэнергетике и
порядок ее заполнения;
     форму   отчета  об  авариях  в  электроэнергетике  и  порядок  ее
заполнения;
     порядок    передачи   оперативной   информации   об   авариях   в
электроэнергетике.
     3.   Министерству   природных   ресурсов  и  экологии  Российской
Федерации   по  согласованию  с  Министерством  энергетики  Российской
Федерации  в  3-месячный  срок  со  дня  вступления  в силу настоящего
Постановления разработать и утвердить порядок формирования комиссий по
расследованию причин аварий в электроэнергетике.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
28 октября 2009 г.
N 846


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 октября 2009 года
                                                                 N 846

                               ПРАВИЛА
           РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

                          I. Общие положения

     1.  Настоящие  Правила  определяют  порядок  расследования причин
аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях.
     Расследование  причин чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие
аварий   на   объектах  электроэнергетики  и  (или)  энергопринимающих
установках     потребителей    электрической    энергии    (далее    -
энергопринимающие  установки), осуществляется в порядке, установленном
законодательством  Российской  Федерации  в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
     2.  В  настоящих  Правилах под аварией понимаются технологические
нарушения  на  объекте  электроэнергетики  и  (или)  энергопринимающей
установке,  приведшие  к разрушению или повреждению сооружений и (или)
технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или)
энергопринимающей  установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу
опасных  веществ, отклонению от установленного технологического режима
работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок,
полному  или  частичному  ограничению режима потребления электрической
энергии  (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного
электроэнергетического режима работы энергосистемы.
     3.  В  соответствии  с настоящими Правилами расследованию и учету
подлежат   аварии   на   всех   объектах   электроэнергетики  и  (или)
энергопринимающих  установках,  расположенных на территории Российской
Федерации.
     4.   Федеральный   орган  исполнительной  власти,  осуществляющий
функции по контролю и надзору за соблюдением требований безопасности в
электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике),
либо  его  территориальный орган (далее - уполномоченный орган в сфере
контроля  и  надзора  в  электроэнергетике) осуществляет расследование
причин аварий, в результате которых произошли:
     а) повреждение магистрального трубопровода тепловой сети в период
отопительного  сезона,  если  это  привело  к  перерыву теплоснабжения
потребителей в течение 36 часов и более;
     б)  повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100
тонн  в  час  и  более  или  водогрейного котла производительностью 50
гигакалорий  в  час  и  более с разрушением, деформацией или смещением
элементов  каркаса,  барабана,  главного  паропровода или питательного
трубопровода,  если такое повреждение привело к вынужденному простою в
ремонте котла в течение 25 суток и более;
     в)  повреждение  турбины  генератора  или силового трансформатора
номинальной  мощностью 10 МВт (10 МВА) и более, если такое повреждение
привело  к  вынужденному  простою  в ремонте оборудования в течение 25
суток и более;
     г) обрушение несущих элементов технологических зданий, сооружений
объекта  электроэнергетики  и (или) энергопринимающей установки, в том
числе  произошедшее вследствие взрыва или пожара, если такое обрушение
привело   к   введению   аварийного   ограничения  режима  потребления
электрической энергии (мощности);
     д)   повреждение   гидротехнического   сооружения,   приведшее  к
нарушению  его  безопасной  эксплуатации  и вызвавшее понижение уровня
воды  в  водохранилище  (реке)  или  повышение  его  в нижнем бьефе за
предельно допустимые значения;
     е)   взрыв   газа   в   газифицированной   топке   или   газоходе
энергетического  котла  паропроизводительностью 100 тонн в час и более
или  водогрейного  котла  производительностью  50  гигакалорий в час и
более,  вызвавший  их  местные  разрушения  (повреждения) или пожар на
объекте электроэнергетики.
     ж)  отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее
части за пределы:
     50,00 +/- 0,2 Гц продолжительностью 3 часа и более;
     50,00 +/- 0,4 Гц продолжительностью 30 минут и более;
     з)  массовые  отключения или повреждения объектов электросетевого
хозяйства   (высший   класс   напряжения   6   -   35  кВ),  вызванные
неблагоприятными  природными явлениями, если они привели к прекращению
электроснабжения  потребителей  общей  численностью 200 тыс. человек и
более;
     и)    отключение    генерирующего    оборудования   или   объекта
электросетевого    хозяйства,   приводящее   к   снижению   надежности
энергосистемы, включая:
     разделение    энергосистемы   на   части,   выделение   отдельных
энергорайонов   Российской   Федерации   на  изолированную  от  Единой
энергетической    системы   России   работу   (при   отключении   всех
электрических связей с Единой энергетической системой России);
     превышение    максимально   допустимых   перетоков   мощности   в
контролируемом сечении длительностью 1 час и более;
     применение  графиков  временных  отключений суммарным объемом 100
МВт  и  более  или прекращение электроснабжения на величину 25 и более
процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского
центра;
     внеплановое  ограничение  выдачи мощности электростанцией на срок
более 1 суток на величину 100 МВт и более;
     к)  отключение  объектов  электросетевого хозяйства (высший класс
напряжения  110  кВ  и выше), генерирующего оборудования мощностью 100
МВт  и  более  на  2  и  более  объектах  электроэнергетики, вызвавшее
прекращение   электроснабжения   потребителей  электрической  энергии,
суммарная  мощность  потребления  которых  составляет 100 МВт и более,
продолжительностью 30 минут и более;
     л) нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики, в
том  числе  обусловленные  ошибочными  действиями персонала, вызвавшие
отключение  объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения
110  кВ  и  выше),  отключение (включение) генерирующего оборудования,
суммарная   мощность   которого   составляет  100  МВт  и  более,  или
прекращение   электроснабжения   потребителей  электрической  энергии,
суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более;
     м) нарушение в работе электрических сетей, приведшее к отклонению
частоты  на шинах распределительного устройства атомной электростанции
(высший  класс  напряжения  110  -  750  кВ)  от  пределов  нормальной
эксплуатации,  установленных  технологическим регламентом эксплуатации
атомных электростанций (49,0 - 50,5 Гц);
     н)  нарушение  работы  средств  диспетчерского и технологического
управления,  приводящее  к  прекращению  связи  (диспетчерской  связи,
передачи   телеметрической   информации  или  управляющих  воздействий
противоаварийной  или режимной автоматики) между диспетчерским центром
субъекта  оперативно-диспетчерского  управления  в  электроэнергетике,
объектом   электроэнергетики   и  (или)  энергопринимающей  установкой
продолжительностью 1 час и более.
     5.  Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики
и   (или)   энергопринимающей   установки   либо   эксплуатирующая  их
организация   выясняют  причины  возникновения  аварий,  в  результате
которых произошли:
     а)  повреждение  основного  оборудования  электростанции, а также
отключение   такого  оборудования  действием  автоматических  защитных
устройств   или   оперативным   персоналом   вследствие   недопустимых
отклонений   технологических   параметров   или   ошибочных   действий
оперативного персонала;
     б)   отключение   вспомогательного   оборудования  электростанции
действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом
вследствие  недопустимых  отклонений  технологических  параметров  или
ошибочных   действий  оперативного  персонала,  повлекшее  ограничение
располагаемой мощности электростанции на величину 50 МВт и более;
     в)  повреждение  объекта  электросетевого хозяйства (высший класс
напряжения  6  кВ и выше), а также отключение такого объекта действием
автоматических   защитных   устройств   или   оперативным   персоналом
вследствие  недопустимых  отклонений  технологических  параметров  или
ошибочных  действий  оперативного  персонала,  в  том  числе вызвавшее
обесточивание   резервных  трансформаторов  собственных  нужд  атомной
электростанции;
     г) повреждение гидросооружения, требующее проведения внепланового
ремонта;
     д)   повреждение   тепловой   сети  или  оборудования  котельной,
вызвавшее  прекращение  теплоснабжения  и (или) горячего водоснабжения
потребителей тепловой энергии;
     е)   нарушение,   приводящее   к   потере  управляемости  объекта
электроэнергетики (потеря питания собственных нужд, оперативного тока,
давления    в   магистралях   сжатого   воздуха,   систем   управления
оборудованием) продолжительностью 1 час и более;
     ж)  неправильные  действия  защитных  устройств  и  (или)  систем
автоматики;
     з)  вывод  из  работы  электрооборудования системы электропитания
атомной   электростанции   действием   устройств   релейной  защиты  и
автоматики   от   повышения   напряжения  или  оперативным  персоналом
вследствие  недопустимых  отклонений  параметров  режима (напряжения и
частоты) электрических сетей;
     и)  нарушение  режима работы электростанции, вызвавшее превышение
лимитов   предельно   допустимых   выбросов   загрязняющих  веществ  в
атмосферный  воздух  в  5-кратном объеме и более или лимитов предельно
допустимых  сбросов  загрязняющих веществ в водные объекты в 3-кратном
объеме и более, продолжительностью более 1 суток.
     6.   Результаты   расследования  аварий,  указанных  в  пункте  5
настоящих   Правил,   направляются   собственниками,  иными  законными
владельцами   объектов  электроэнергетики  и  (или)  энергопринимающих
установок,  на  которых  произошла  авария,  либо  эксплуатирующими их
организациями    субъекту   оперативно-диспетчерского   управления   в
электроэнергетике.

               II. Порядок расследования причин аварий

     7.  Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики
и   (или)   энергопринимающей   установки   либо   эксплуатирующая  их
организация   незамедлительно   уведомляют   о   возникновении  аварии
диспетчерский  центр  субъекта  оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике,  в  операционной  зоне  которого  находятся  объект
электроэнергетики   и   (или)  энергопринимающая  установка,  а  также
уполномоченный  орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике в
соответствии  с  порядком передачи оперативной информации об авариях в
электроэнергетике,  утверждаемым  федеральным  органом  исполнительной
власти,    осуществляющим    функции   по   выработке   и   реализации
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
топливно-энергетического   комплекса,   в   том   числе   по  вопросам
электроэнергетики    (далее    -    уполномоченный   орган   в   сфере
электроэнергетики).
     При  получении  информации  о  возникновении  аварий, указанных в
подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих Правил,  субъект оперативно  -
диспетчерского  управления  в  электроэнергетике  уведомляет  об  этом
уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике.
     8.  Решение  о расследовании причин аварии принимается не позднее
24 часов с момента получения уполномоченным органом в сфере контроля и
надзора в электроэнергетике информации об аварии.
     9.   Уполномоченный   орган   в   сфере   контроля  и  надзора  в
электроэнергетике,  принявший  решение  о расследовании причин аварии,
уведомляет  об  этом  уполномоченный орган в сфере электроэнергетики в
срок не позднее 48 часов с момента принятия такого решения.
     10. Приказом руководителя уполномоченного органа в сфере контроля
и  надзора  в  электроэнергетике  оформляется  решение о расследовании
причин  аварии,  создается  комиссия  по  расследованию  причин аварии
(далее - комиссия) и определяется ее состав.
     Председателем     комиссии     назначается    должностное    лицо
уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в электроэнергетике.
     Порядок формирования комиссий устанавливается федеральным органом
исполнительной    власти,    осуществляющим   функции   по   выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
безопасности   электрических   и   тепловых   установок   и  сетей  по
согласованию с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
     11.  В  состав  комиссии  кроме  должностных  лиц уполномоченного
органа   в   сфере   контроля   и   надзора  в  электроэнергетике  при
необходимости включаются уполномоченные представители:
     а) уполномоченного органа в сфере электроэнергетики;
     б)  федерального  органа  исполнительной  власти, осуществляющего
функции   по   выработке   и   реализации   государственной  политики,
нормативно-правовому  регулированию,  а  также по надзору и контролю в
области   гражданской   обороны,  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
     в) организации по управлению единой национальной (общероссийской)
электрической сетью и территориальных сетевых организаций;
     г) генерирующих компаний;
     д)     субъекта     оперативно-диспетчерского     управления    в
электроэнергетике;
     е)  потребителей  электрической  энергии, присоединенная мощность
которых превышает 50 МВт.
     12. Расследование аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н" пункта
4    настоящих    Правил,    осуществляется   при   участии   субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
     13.    Комиссия   вправе   также   привлекать   к   расследованию
представителей       научных       и      экспертных      организаций,
заводов-изготовителей,  а  также  организаций,  выполнявших подрядные,
проектные    и    конструкторские    работы   в   отношении   объектов
электроэнергетики  и  (или)  энергопринимающих  установок,  на которых
произошла  авария или на которых произошли отклонения от установленных
технологических режимов работы вследствие произошедшей аварии.
     14.  Расследование  причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих
Правил,   начинается   незамедлительно   после   принятия   решения  о
расследовании  и  заканчивается  в срок, не превышающий 20 дней со дня
начала расследования.
     В  случае  необходимости  срок  проведения  расследования  причин
аварии может быть продлен руководителем уполномоченного органа в сфере
контроля и надзора в электроэнергетике, но не более чем на 45 дней.
     15.  В  ходе  расследования  причин  аварий, указанных в пункте 4
настоящих  Правил, устанавливаются причины и предпосылки возникновения
аварии,   круг  лиц,  действия  (бездействие)  которых  привели  к  ее
возникновению,   а  также  разрабатывается  перечень  противоаварийных
мероприятий по устранению причин аварии и предотвращению возникновения
аварий   на   объектах  электроэнергетики  и  (или)  энергопринимающих
установках (далее - противоаварийные мероприятия).
     16.  При  расследовании  причин  аварий,  указанных  в  пункте  4
настоящих    Правил,   выявляются   и   устанавливаются   условия   их
возникновения, в том числе:
     а)  обстоятельства, предшествовавшие аварии, в том числе действия
(бездействие) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической
энергии, повлекшие возникновение аварии;
     б)   исполнение   команд   и  распоряжений  субъекта  оперативно-
диспетчерского управления в электроэнергетике;
     в)   соблюдение   субъектами  электроэнергетики  и  потребителями
электрической  энергии требований нормативных правовых актов в области
электроэнергетики,   в   том   числе   установленных   правил  и  норм
эксплуатации  объектов  электроэнергетики  и  (или)  энергопринимающих
установок, а также технических регламентов;
     г)   своевременность   принятия  субъектами  электроэнергетики  и
потребителями  электрической  энергии  мер  по  устранению последствий
аварии  и  дефектов  оборудования, повышению его надежности, повышению
качества  и  соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и
профилактических  осмотров,  контролю  за  состоянием  оборудования, а
также   по  соблюдению  технологической  дисциплины  при  производстве
ремонтных работ.
     17.  Для  выявления причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих
Правил,   в   ходе   расследования  проводятся  следующие  необходимые
действия:
     а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
     б)  изъятие  и  передача  по  акту приема-передачи регистрограмм,
записей  оперативных  и  диспетчерских  переговоров и иных необходимых
документов;
     в)   описание   послеаварийного  состояния  указателей  положения
защитных устройств и блокировок;
     г)  сбор  документации  по  техническому обслуживанию отказавшего
(поврежденного) оборудования;
     д)  осмотр,  фотографирование послеаварийной обстановки, в случае
необходимости - видеосъемка, составление схемы и эскиза места аварии;
     е) опрос очевидцев аварии, руководителей организаций, на объектах
электроэнергетики   и   (или)   энергопринимающих  установках  которых
произошла авария, оперативного персонала, а также получение объяснений
(в письменной форме) опрошенных лиц;
     ж)  выяснение  обстоятельств,  предшествовавших  аварии,  а также
установление причин их возникновения;
     з)  выяснение  характера  нарушения  технологических  процессов и
условий эксплуатации оборудования;
     и)   оценка   действий  оперативного  персонала  и  руководителей
организаций,  на  объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установках которых произошла авария, по предупреждению возникновения и
предотвращению развития аварии;
     к)   проверка   соответствия   действий   оперативного  персонала
нормативным и техническим требованиям;
     л)  выявление  нарушений установленных норм и правил эксплуатации
объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
     м)   оценка   соблюдения  установленных  требований  промышленной
безопасности,   безопасности   объектов   электроэнергетики   и  (или)
энергопринимающих    установок,    а    также    гидросооружений   для
предупреждения аварий;
     н)     проверка     соответствия    объекта    электроэнергетики,
энергопринимающей   установки   и   (или)   технологического  процесса
проектным решениям;
     о) проверка соответствия использования оборудования установленной
области его применения;
     п) проверка наличия и исправности средств защиты персонала;
     р)  проверка  наличия  технической  документации  по эксплуатации
объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки.
     18. При проведении расследования причин аварии комиссия:
     а)  проводит  обследование  объектов  электроэнергетики  и  (или)
энергопринимающих  установок  с  предварительным уведомлением субъекта
электроэнергетики   и  (или)  потребителя  электрической  энергии,  на
объекте  электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке которых
возникла  авария,  о  начале  расследования  причин  аварии  в срок не
позднее чем за 3 часа до начала обследования;
     б)   запрашивает   у  субъектов  электроэнергетики,  потребителей
электрической   энергии,   собственников,   иных  законных  владельцев
объектов  электроэнергетики  и  (или) энергопринимающих установок либо
эксплуатирующих  их  организаций,  а  также  у органов государственной
власти  и  органов  местного  самоуправления  информацию  и документы,
необходимые   для   расследования   причин   аварии,   в   том   числе
регистрограммы,  записи оперативных и диспетчерских переговоров, копии
технической  и иной документации в отношении объекта электроэнергетики
и (или) энергопринимающей установки, на которых произошла авария;
     в)  осуществляет  иные  действия,  необходимые  для расследования
причин аварии.
     19.   Действия   комиссии  в  ходе  расследования  причин  аварии
оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.

          III. Порядок оформления результатов расследования

     20.  Результаты расследования причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих  Правил,  оформляются  актом  о  расследовании причин аварии
(далее  -  акт  расследования),  форма  и  порядок заполнения которого
утверждаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
     21. Акт расследования должен содержать следующую информацию:
     а)  описание состояния и режима работы объектов электроэнергетики
и (или) энергопринимающих установок до возникновения аварии и во время
аварии;
     б) описание причин возникновения аварии и ее развития;
     в)  описание  действий  оперативного  персонала и должностных лиц
субъектов  электроэнергетики  и  потребителей  электрической  энергии,
послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварии;
     г)  описание выявленных в ходе расследования нарушений требований
нормативных  правовых  актов  в области электроэнергетики, в том числе
установленных  норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и
энергопринимающих установок, а также технических регламентов;
     д)   перечень   и   описание  повреждений  оборудования  объектов
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
     е)   описание   выявленных   в   ходе  расследования  недостатков
эксплуатации,    проекта,    конструкции,   изготовления   и   монтажа
оборудования,  явившихся  предпосылками  аварии  или  затруднявших  ее
ликвидацию;
     ж) перечень противоаварийных мероприятий.
     22. К акту расследования прилагаются все материалы расследования,
полученные в процессе работы комиссии.
     23. Материалы расследования причин аварии формируются в отдельное
дело   с   приложением  описи  всех  документов  и  подлежат  хранению
уполномоченным  органом в сфере контроля и надзора в электроэнергетике
в течение не менее чем 3 лет.
     24.   Акт   расследования   составляется   в   2   экземплярах  и
подписывается  всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов
комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
     25.  Копии  акта  расследования  в 3-дневный срок после окончания
расследования   со   всеми   приложениями  направляются  председателем
комиссии  субъектам  электроэнергетики  и  потребителям  электрической
энергии,  на  объектах  электроэнергетики  и  (или)  энергопринимающих
установках        которых       произошла       авария,       субъекту
оперативно-диспетчерского  управления  в  электроэнергетике,  а  также
могут быть направлены членам комиссии по их запросу.
     26.   Контроль  за  выполнением  противоаварийных  мероприятий  и
предписаний,  вынесенных  по  результатам расследования причин аварий,
осуществляется  уполномоченным  органом  в  сфере контроля и надзора в
электроэнергетике.    В    проведении    контроля    за    выполнением
противоаварийных   мероприятий  по  результатам  расследования  причин
аварий,  указанных  в  подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих Правил,
участвует     субъект     оперативно-диспетчерского    управления    в
электроэнергетике.

                IV. Порядок систематизации информации
                    об авариях в электроэнергетике

     27. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики
и   (или)   энергопринимающей   установки   либо   эксплуатирующая  их
организация  представляют  сводный  ежемесячный  отчет  об  авариях  в
электроэнергетике  в уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в
электроэнергетике,  уполномоченный  орган в сфере электроэнергетики, а
также      субъекту     оперативно-диспетчерского     управления     в
электроэнергетике.
     28.  Систематизация  информации  об  авариях  в электроэнергетике
осуществляется   субъектом   оперативно-диспетчерского   управления  в
электроэнергетике  путем  ведения  базы  данных об авариях раздельно в
отношении  генерирующих  компаний,  сетевых организаций и потребителей
электрической энергии.
     29.  Электронные  копии  актов  расследования  включаются  в базу
данных об авариях в электроэнергетике.
     30. Материалы расследования аварий после проведения анализа могут
быть   использованы   при   планировании   режимов   работы   объектов
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок и разработке мер
по  обеспечению  надежного  и  безопасного  функционирования указанных
объектов (установок), в том числе в составе энергосистемы.