ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС И НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ УСЛУГ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК, ОКАЗЫВАЕМЫХ В РФ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ АВСТРИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИИ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 октября 2009 г. N 03-08-10 (Д) В связи с письмом о налогообложении представительства авиакомпании в Российской Федерации сообщаем следующее. Согласно положениям ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 (далее - Конвенция) прибыль предприятия Австрии может облагаться налогом в России только в тех случаях, когда австрийское предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через находящееся в России постоянное представительство (определяемое согласно положениям ст. 5 "Постоянное представительство" Конвенции). В этом случае часть прибыли предприятия Австрии, относящаяся к этому постоянному представительству, облагается российским налогом на прибыль организаций. В то же время оказание услуг в области международных перевозок рассматривается Конвенцией как особый вид предпринимательской деятельности, на которую не распространяется концепция постоянного представительства, в связи с чем положения о налогообложении прибыли от такой деятельности выделены в Конвенции в специальную статью - ст. 8 "Международные перевозки". Согласно положениям данной статьи прибыль, которую предприятие Австрии получает от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, облагается налогом только в Австрии. Следует отметить, что при заключении Конвенции договаривающиеся стороны руководствовались Моделью конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Модель ОЭСР) и комментариями к ней, в связи с чем текст п. 1 ст. 8 Конвенции в целом соответствует п. 1 ст. 8 Модели ОЭСР. В соответствии с комментариями к п. 1 ст. 8 Модели ОЭСР прибыль от эксплуатации судов в международных перевозках является достаточно широким понятием и включает любую прибыль, которую соответствующее предприятие получает в связи с перевозкой пассажиров и грузов. По нашему мнению, на прибыль от оформления пассажирских билетов и грузовых накладных, если эта деятельность непосредственно связана с международными перевозками, распространяются положения п. 1 ст. 8 "Международные перевозки" Конвенции. Кроме того, комментарии к п. 1 ст. 8 Модели ОЭСР позволяют применять положения указанного пункта к прибыли и от другой деятельности при условии, что эта деятельность является сопутствующей эксплуатации судов в международных перевозках. В частности, к такой прибыли в соответствии с указанными комментариями может относиться прибыль от сдачи в аренду судов и грузовых контейнеров, а также хранения последних; от оформления билетов, багажа и грузов; от перевозок пассажиров и грузов другими предприятиями по соглашениям типа code-sharing и slot-chartering arrangements; от перевозок пассажиров в аэропорт и обратно собственным сухопутным транспортом; от продажи билетов других авиакомпаний в пункте продаж собственных билетов; от рекламы других транспортных предприятий в собственных офисах; от оказания услуг другим предприятиям за счет собственного инженерного и технического персонала, находящегося в портах, и т.п. Исходя из изложенного если согласно положениям Конвенции деятельность австрийской компании по оказанию услуг в области международных перевозок не может привести к образованию в Российской Федерации постоянного представительства, то данная компания не будет являться плательщиком российского налога на прибыль организаций, в том числе в отношении доходов от деятельности, сопутствующей эксплуатации воздушных судов в международных перевозках. В соответствии с положениями пп. 5 п. 1.1, а также пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) территория Российской Федерации не признается местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой. Следовательно, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса реализация данных услуг не является объектом налогообложения российским налогом на добавленную стоимость. Нам известно, что представительства иностранных авиакомпаний, включая российские, в государствах - членах ЕС не признаются постоянными представительствами и плательщиками налога на прибыль и налога на добавленную стоимость и не представляют соответствующей налоговой отчетности в местные налоговые органы. В связи с этим считаем возможным на основе принципа взаимности сохранить существовавший ранее аналогичный порядок, при котором представительство австрийской авиакомпании в России, не являясь плательщиком налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, не представляло налоговых деклараций в российские налоговые органы. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 21 октября 2009 г. N 03-08-10 |