ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС И НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ УСЛУГ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК, ОКАЗЫВАЕМЫХ В РФ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ АВСТРИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИИ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.10.09 03-08-10

          ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС И
           НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ УСЛУГ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
            ПЕРЕВОЗОК, ОКАЗЫВАЕМЫХ В РФ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ
                      АВСТРИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИИ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          21 октября 2009 г.
                              N 03-08-10

                                 (Д)

     В связи   с   письмом   о    налогообложении    представительства
авиакомпании в Российской Федерации сообщаем следующее.
     Согласно положениям  ст.  7   "Прибыль   от   предпринимательской
деятельности"  Конвенции  между  Правительством Российской Федерации и
Правительством   Австрийской   Республики   об   избежании    двойного
налогообложения  в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000
(далее -  Конвенция)  прибыль  предприятия  Австрии  может  облагаться
налогом  в России только в тех случаях,  когда австрийское предприятие
осуществляет  предпринимательскую  деятельность  через  находящееся  в
России  постоянное представительство (определяемое согласно положениям
ст.  5 "Постоянное представительство" Конвенции).  В этом случае часть
прибыли   предприятия   Австрии,   относящаяся   к  этому  постоянному
представительству,   облагается   российским   налогом   на    прибыль
организаций.
     В то же время оказание услуг в  области  международных  перевозок
рассматривается   Конвенцией   как   особый   вид  предпринимательской
деятельности,  на которую не  распространяется  концепция  постоянного
представительства,  в  связи с чем положения о налогообложении прибыли
от такой деятельности выделены в Конвенции в специальную статью -  ст.
8 "Международные перевозки".
     Согласно положениям данной статьи  прибыль,  которую  предприятие
Австрии  получает  от  эксплуатации  морских  или  воздушных  судов  в
международных перевозках, облагается налогом только в Австрии.
     Следует отметить,  что  при заключении Конвенции договаривающиеся
стороны руководствовались Моделью конвенции  по  налогам  на  доход  и
капитал  Организации экономического сотрудничества и развития (далее -
Модель ОЭСР) и комментариями к ней,  в связи с чем текст п.  1  ст.  8
Конвенции в целом соответствует п. 1 ст. 8 Модели ОЭСР.
     В соответствии с комментариями к п.  1 ст.  8 Модели ОЭСР прибыль
от  эксплуатации  судов в международных перевозках является достаточно
широким понятием и включает  любую  прибыль,  которую  соответствующее
предприятие  получает  в  связи  с перевозкой пассажиров и грузов.  По
нашему  мнению,  на  прибыль  от  оформления  пассажирских  билетов  и
грузовых  накладных,  если  эта деятельность непосредственно связана с
международными перевозками,  распространяются положения  п.  1  ст.  8
"Международные перевозки" Конвенции.
     Кроме того,  комментарии к п.  1  ст.  8  Модели  ОЭСР  позволяют
применять   положения   указанного   пункта  к  прибыли  и  от  другой
деятельности при условии,  что эта деятельность является сопутствующей
эксплуатации  судов в международных перевозках.  В частности,  к такой
прибыли в соответствии с  указанными  комментариями  может  относиться
прибыль  от  сдачи  в  аренду  судов  и грузовых контейнеров,  а также
хранения  последних;  от  оформления  билетов,  багажа  и  грузов;  от
перевозок  пассажиров  и  грузов  другими предприятиями по соглашениям
типа  code-sharing  и  slot-chartering  arrangements;   от   перевозок
пассажиров в аэропорт и обратно собственным сухопутным транспортом; от
продажи  билетов  других  авиакомпаний  в  пункте  продаж  собственных
билетов;  от  рекламы  других  транспортных  предприятий в собственных
офисах;  от оказания услуг другим предприятиям  за  счет  собственного
инженерного и технического персонала, находящегося в портах, и т.п.
     Исходя из  изложенного   если   согласно   положениям   Конвенции
деятельность   австрийской   компании  по  оказанию  услуг  в  области
международных перевозок не может привести к образованию  в  Российской
Федерации  постоянного представительства,  то данная компания не будет
являться плательщиком российского налога на прибыль организаций, в том
числе в отношении доходов от деятельности,  сопутствующей эксплуатации
воздушных судов в международных перевозках.
     В соответствии с положениями пп.  5 п. 1.1, а также пп. 4.1 и 4.2
п.  1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
территория  Российской Федерации не признается местом реализации услуг
по  перевозке  и  (или)  транспортировке,  а  также   услуг   (работ),
непосредственно  связанных  с  перевозкой  и  (или)  транспортировкой.
Следовательно,  в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса реализация
данных  услуг  не является объектом налогообложения российским налогом
на добавленную стоимость.
     Нам известно,  что  представительства  иностранных  авиакомпаний,
включая  российские,  в  государствах  -  членах  ЕС   не   признаются
постоянными  представительствами  и  плательщиками налога на прибыль и
налога на добавленную  стоимость  и  не  представляют  соответствующей
налоговой  отчетности  в  местные  налоговые  органы.  В  связи с этим
считаем   возможным   на   основе   принципа   взаимности    сохранить
существовавший     ранее     аналогичный    порядок,    при    котором
представительство  австрийской  авиакомпании  в  России,  не   являясь
плательщиком  налога  на  прибыль  организаций и налога на добавленную
стоимость, не представляло налоговых деклараций в российские налоговые
органы.
     Одновременно сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента   не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет  информационно-разъяснительный  характер  по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства  о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 октября 2009 г.
N 03-08-10