О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В СУБАРЕНДУ (СУБФРАХТОВАНИЕ НА ВРЕМЯ) МОРСКИХ СУДОВ С ЭКИПАЖЕМ ДЛЯ ВЫЛОВА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 10.08.09 03-07-08/180

             О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ 
    В СУБАРЕНДУ (СУБФРАХТОВАНИЕ НА ВРЕМЯ) МОРСКИХ СУДОВ С ЭКИПАЖЕМ 
      ДЛЯ ВЫЛОВА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ 
         ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ 
           РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ 
                          В 2006 - 2009 ГГ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          10 августа 2009 г. 
                            N 03-07-08/180
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращения  о  применении  налога  на добавленную стоимость в отношении
услуг  по  сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с
экипажем  для  вылова  водных  биологических ресурсов в исключительной
экономической   зоне   Российской  Федерации,  оказываемых  российской
организацией  российским  организациям  в  2006 - 2009 гг., и сообщает
следующее.
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на
добавленную   стоимость  признаются  операции  по  реализации  товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     Согласно  нормам  ст.  148 Кодекса в редакции, действующей с 2006
г.,  местом  реализации  услуг  по  предоставлению  морских  судов  по
договору    фрахтования   (включая   договор   аренды   с   экипажем),
предполагающему   перевозку   на  этих  судах,  признается  территория
Российской   Федерации,  если  данные  услуги  оказываются  российской
организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на
территории  Российской  Федерации.  При этом в соответствии с пп. 5 п.
1.1  данной  статьи  Кодекса  местом реализации услуг, непосредственно
связанных  с  фрахтованием и не перечисленных в указанном пп. 4.1 п. 1
ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
     На  основании  положений  ст.  ст.  198  и  202 Кодекса торгового
мореплавания  Российской  Федерации  по  договору фрахтования судна на
время  судовладелец  предоставляет фрахтователю судно в пользование на
определенный  срок  для  перевозок  грузов,  пассажиров или иных целей
торгового  мореплавания.  Фрахтователь,  в  свою  очередь, по договору
субфрахтования судна на время может заключить от своего имени договоры
фрахтования  судна на время с третьими лицами. При этом в соответствии
с  нормами ст. 2 данного Кодекса под торговым мореплаванием понимается
деятельность,  связанная  с  использованием  судов,  в  том  числе для
рыболовства.
     Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских судов с
экипажем во временное пользование для осуществления видов деятельности
за  пределами  территории Российской Федерации, не перечисленных в пп.
4.1  п.  1  ст.  148  Кодекса,  оказываемых  российскими организациями
российским    организациям,   территория   Российской   Федерации   не
признается.
     Необходимо   отметить,   что  на  основании  ст.  67  Конституции
Российской  Федерации  территория Российской Федерации включает в себя
территории  ее  субъектов,  внутренние  воды и территориальное море, а
также  воздушное  пространство  над  ними.  При  этом  согласно  ст. 2
Федерального  закона  от  31.07.1998  N  155-ФЗ  "О внутренних морских
водах,  территориальном  море  и прилежащей зоне Российской Федерации"
под   территориальным   морем   понимается  примыкающий  к  сухопутной
территории  или  к  внутренним  морским  водам морской пояс шириной 12
морских миль.
     В  соответствии  со  ст.  1  Федерального  закона от 17.12.1998 N
191-ФЗ  "Об  исключительной  экономической  зоне Российской Федерации"
исключительной   экономической  зоной  Российской  Федерации  является
морской   район,   находящийся   за  пределами  территориального  моря
Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
     Таким   образом,  исключительная  экономическая  зона  Российской
Федерации не является территорией Российской Федерацией.
     Учитывая изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по
сдаче  в  субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем
для    вылова   водных   биологических   ресурсов   в   исключительной
экономической   зоне   Российской  Федерации,  оказываемых  российской
организацией  российским  организациям  в  2006 - 2009 гг., территория
Российской   Федерации  не  признается  и  указанные  услуги  объектом
налогообложения   налогом   на   добавленную  стоимость  в  Российской
Федерации не являются.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.
                                                                      
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
10 августа 2009 г. 
N 03-07-08/180