О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В СУБАРЕНДУ (СУБФРАХТОВАНИЕ НА ВРЕМЯ) МОРСКИХ СУДОВ С ЭКИПАЖЕМ ДЛЯ ВЫЛОВА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В 2006 - 2009 ГГ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006 - 2009 гг., и сообщает следующее. Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно нормам ст. 148 Кодекса в редакции, действующей с 2006 г., местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с пп. 5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается. На основании положений ст. ст. 198 и 202 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время судовладелец предоставляет фрахтователю судно в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь, в свою очередь, по договору субфрахтования судна на время может заключить от своего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами. При этом в соответствии с нормами ст. 2 данного Кодекса под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе для рыболовства. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для осуществления видов деятельности за пределами территории Российской Федерации, не перечисленных в пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями российским организациям, территория Российской Федерации не признается. Необходимо отметить, что на основании ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией. Учитывая изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006 - 2009 гг., территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180 |