ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ООО (УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ) НАХОДИТСЯ ПИФ НЕДВИЖИМОСТИ. ООО В КАЧЕСТВЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО НА ОСНОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА ПРИОБРЕЛО ДОЛЮ В ПРАВЕ ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ОФИСНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛЯХ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 25.08.09 03-07-11/212

              ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ООО (УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ) 
      НАХОДИТСЯ ПИФ НЕДВИЖИМОСТИ. ООО В КАЧЕСТВЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО 
          УПРАВЛЯЮЩЕГО НА ОСНОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА 
        ПРИОБРЕЛО ДОЛЮ В ПРАВЕ ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА 
       НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ОФИСНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛЯХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ 
    ИХ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ. ПОСЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА 
     СОБСТВЕННОСТИ НА ДОЛЮ В ПРАВЕ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ООО ПРИНЯЛО 
    НА УЧЕТ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПИФА. 
         ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ПО ИМУЩЕСТВУ 
          ПИФА (НЕДВИЖИМОСТИ), НАХОДЯЩЕМУСЯ В ДОВЕРИТЕЛЬНОМ 
       УПРАВЛЕНИИ, И ИМУЩЕСТВУ, ВХОДЯЩЕМУ В СОСТАВ АКТИВОВ ООО? 
     В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ВЫЧЕТЫ НДС ПО ПРИОБРЕТЕННОМУ 
     ООО НЕДВИЖИМОМУ ИМУЩЕСТВУ (ОС)? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ООО ПЛАТЕЛЬЩИКОМ 
            НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДАННЫМ ОС?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          25 августа 2009 г. 
                            N 03-07-11/212
     
                                 (Д)
                                   

     В  связи  с  письмом по вопросам применения налога на добавленную
стоимость   и   налога  на  имущество  организаций  при  доверительном
управлении   имуществом   паевого  инвестиционного  фонда  Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
     Особенности  исчисления  и  уплаты в бюджет налога на добавленную
стоимость  при  осуществлении  операций  в  соответствии  с  договором
доверительного  управления  имуществом  установлены  ст.  174.1 гл. 21
"Налог   на   добавленную  стоимость"  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее - Кодекс).
     Так,  согласно  п.  1 ст. 174.1 Кодекса при совершении операций в
соответствии  с  договором  доверительного  управления  имуществом  на
доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика,
установленные гл. 21 Кодекса.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  174.1  Кодекса  вычеты  налога на
добавленную  стоимость  по  товарам (работам, услугам), в том числе по
основным  средствам,  нематериальным  активам  и имущественным правам,
приобретаемым  для  производства  и  (или)  реализации товаров (работ,
услуг),   признаваемых   объектом   налогообложения  этим  налогом,  в
соответствии   с   договором   доверительного   управления  имуществом
предоставляются доверительному управляющему при наличии счетов-фактур,
выставленных  продавцами  на  имя этого доверительного управляющего, в
порядке,  установленном  гл.  21  Кодекса.  При этом при осуществлении
доверительным управляющим иной деятельности право на вычет сумм налога
возникает  при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том
числе  основных  средств, нематериальных активов и имущественных прав,
используемых  при  осуществлении  операций  в соответствии с договором
доверительного  управления  и  используемых  им при осуществлении иной
деятельности.
     Таким  образом, суммы налога на добавленную стоимость по основным
средствам,  приобретенным  доверительным  управляющим  для  реализации
услуг,  признаваемых  объектом  налогообложения налогом на добавленную
стоимость,   в  соответствии  с  договором  доверительного  управления
имуществом     паевого     инвестиционного    фонда    предоставляются
доверительному  управляющему в порядке, установленном вышеназванным п.
3 ст. 174.1 и ст. 172 Кодекса.
     Что  касается  налога на имущество организаций, то в соответствии
со  ст.  373  Кодекса  налогоплательщиками  этого налога признаются, в
частности, российские организации.
     Согласно  ст.  10  Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об
инвестиционных   фондах"   паевой   инвестиционный  фонд  не  является
юридическим лицом.
     Пунктом   1   ст.   374   Кодекса   установлено,   что   объектом
налогообложения  по  налогу  на  имущество  организаций для российских
организаций   признается  движимое  и  недвижимое  имущество  (включая
имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение
или  доверительное  управление,  внесенное в совместную деятельность),
учитываемое  на  балансе  организации  в  качестве  объектов  основных
средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета.
     При   формировании  учетной  политики  в  отношении  отражения  в
бухгалтерском  учете  имущества, учитываемого на балансе организации в
качестве  объектов  основных средств, необходимо исходить из допущения
имущественной   обособленности,  предусмотренной  ст.  8  Федерального
закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     Учитывая  указанные  нормы  законодательства, налогоплательщиками
налога    на    имущество   организаций   признаются   организации   -
балансодержатели  имущества,  признаваемого объектом налогообложения в
соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса и находящегося у юридического лица
на  праве собственности (праве оперативного управления, хозяйственного
ведения).
     Согласно  ст.  15  Федерального  закона  N 156-ФЗ общее имущество
(денежные   средства  и  иное  имущество),  принадлежащее  учредителям
(владельцам  инвестиционных  паев)  паевого  инвестиционного  фонда на
праве   собственности   и  составляющее  паевой  инвестиционный  фонд,
учитывается    управляющей   компанией   (доверительным   управляющим)
обособленно  на  отдельном  балансе  и по нему ведется самостоятельный
учет.
     Имущество,  составляющее  паевой  инвестиционный  фонд,  является
общим  имуществом  владельцев  инвестиционных паев и принадлежит им на
праве  общей  долевой  собственности.  Раздел имущества, составляющего
паевой  инвестиционный  фонд,  и  выдел  из  него  доли  в  натуре  не
допускаются  (п.  2  ст.  11  Федерального  закона N 156-ФЗ). При этом
инвестиционный  пай  является  именной  ценной бумагой, удостоверяющей
долю  его  владельца  в праве собственности на имущество, составляющее
паевой инвестиционный фонд (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 156-ФЗ).
     Ценные  бумаги (в том числе именные ценные бумаги (инвестиционные
паи)), удостоверяющие долю их владельца в праве собственности на общее
имущество,   составляющее  паевой  инвестиционный  фонд,  не  являются
объектом налогообложения налогом на имущество организаций на основании
положений п. 1 ст. 374 Кодекса.
     Федеральным  законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений
в  часть  вторую  Налогового  кодекса Российской Федерации и некоторые
другие  законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в
ст.  378 Кодекса, вступившие в силу с 1 января 2008 г., в соответствии
с   которыми   имущество,  составляющее  паевой  инвестиционный  фонд,
переданное в доверительное управление (приобретенное в рамках договора
доверительного  управления),  у  учредителя  доверительного управления
налогообложению не подлежит.
     Поэтому  управляющая  компания,  осуществляющая  деятельность  по
доверительному  управлению  имуществом  паевых  инвестиционных фондов,
признается  налогоплательщиком  начиная  с  2008 г. только в отношении
имущества,    находящегося   на   балансе   управляющей   компании   и
принадлежащего  ей  на  праве  собственности.  Имущество, составляющее
паевой  инвестиционный  фонд под доверительным управлением управляющей
компании,  не является собственностью управляющей компании, состоит на
отдельном  балансе  и  по  нему ведется отдельный учет. Поэтому данное
имущество  не признается объектом налогообложения налогом на имущество
организаций.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
25 августа 2009 г. 
N 03-07-11/212