О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30.12.2008 N 312-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН) В ЧАСТИ "ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ" УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 11 сентября 2009 г. N Д06-2627 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития в пределах своей компетенции рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать разъяснения положениям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) в части "перерегистрации" учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО). В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время согласно Положению Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства Российской Федерации. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении. 1. Согласно п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" формы документов для государственной регистрации юридических лиц утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный орган к настоящему времени не определен. В то же время в соответствии с п. п. 5.2.3.1, 5.2.3.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, к полномочиям Минфина России относится определение порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц, а также порядка, форм и сроков представления сведений и документов, содержащихся в нем. В этой связи в Минфин России направлен соответствующий запрос, о результатах рассмотрения которого Вы будете проинформированы дополнительно. 2. Пунктом 2 ст. 5 Закона установлено, что уставы обществ, созданных до вступления в силу Закона, подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Закона) до 1 января 2010 г. В то же время согласно п. 3 ст. 5 Закона с момента вступления его в силу уставы и учредительные договоры обществ, созданных до вступления Закона в силу, применяются в части, не противоречащей вышеуказанным законодательным актам. При этом п. 7 ст. 5 Закона регулирует отношения по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО, устав которого не приведен в соответствие с Законом. Таким образом, неприведение устава ООО в соответствие с Законом не влечет недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может быть основанием для ликвидации по решению суда (п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации) такого общества, если не допущены иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых актов. При этом в случае предъявления в суд требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления о ликвидации ООО суду должны быть представлены доказательства конкретных грубых или неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2001 N 2163/01, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.1998 N 4/2). Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 11 сентября 2009 г. N Д06-2627 |