НА 31.12.2008 НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЧИСЛИТСЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ОБРАЗОВАВШАЯСЯ В СВЯЗИ С ПРОСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОКУПАТЕЛЕМ ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. РЕШЕНИЕ СУДА О ВЗЫСКАНИИ СУММЫ ДОЛГА, ВЫНЕСЕННОЕ В 2009 Г., НЕ БЫЛО ИСПОЛНЕНО,. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 23.10.09 03-03-06/1/687

            НА 31.12.2008 НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЧИСЛИТСЯ
         ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ОБРАЗОВАВШАЯСЯ В СВЯЗИ С
          ПРОСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОКУПАТЕЛЕМ ПО
        ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. РЕШЕНИЕ СУДА О ВЗЫСКАНИИ СУММЫ
           ДОЛГА, ВЫНЕСЕННОЕ В 2009 Г., НЕ БЫЛО ИСПОЛНЕНО,
         ПОСКОЛЬКУ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА БЫЛ НАЛОЖЕН АРЕСТ В
          СВЯЗИ С УГОЛОВНЫМ ДЕЛОМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ В ОТНОШЕНИИ
          ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ДОЛЖНИКА. ОРГАНИЗАЦИЕЙ БЫЛО
       ПОЛУЧЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ О ПРИЗНАНИИ
           ЕЕ ПОТЕРПЕВШЕЙ СТОРОНОЙ (ГРАЖДАНСКИМ ИСТЦОМ) ПО
         УКАЗАННОМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В
          ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИЗНАТЬ ТАКУЮ
          ЗАДОЛЖЕННОСТЬ БЕЗНАДЕЖНОЙ И СПИСАТЬ ЕЕ В 2009 Г. В
        ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ КАК ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ? ЕСЛИ НЕТ,
         ТО ПРАВОМЕРНО ЛИ В 2010 Г. СПИСАТЬ ЕЕ ИЗ ПРИБЫЛИ ДО
       НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ,
        СОЗДАНИЕ КОТОРОГО БУДЕТ ЗАКРЕПЛЕНО В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          23 октября 2009 г. 
                           N 03-03-06/1/687

                                 (Д)


     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
письмо  по  вопросу о порядке списания в целях налогообложения прибыли
организаций безнадежной задолженности и сообщает следующее.
     Согласно пп.  2  п.  2  ст.  265  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее - НК РФ) в целях гл.  25 НК  РФ  к  внереализационным
расходам   приравниваются   убытки,  полученные  налогоплательщиком  в
отчетном (налоговом) периоде,  в частности суммы безнадежных долгов, а
в  случае,  если налогоплательщик принял решение о создании резерва по
сомнительным долгам,  суммы безнадежных долгов,  не покрытые  за  счет
средств резерва.
     В соответствии  с  п.  2  ст.  266  НК  РФ  безнадежными  долгами
(долгами,   нереальными   ко  взысканию)  признаются  те  долги  перед
налогоплательщиком,  по  которым  истек  установленный  срок   исковой
давности,  а  также те долги,  по которым в соответствии с гражданским
законодательством обязательство  прекращено  вследствие  невозможности
его   исполнения,   на  основании  акта  государственного  органа  или
ликвидации организации.
     Таким образом,   в  НК  РФ  предусмотрен  исчерпывающий  перечень
оснований,  в  соответствии  с  которыми   дебиторская   задолженность
налогоплательщика  признается  безнадежной  для  целей налогообложения
прибыли.
     К таким основаниям относятся:
     - истечение установленного срока исковой давности;
     - невозможность   исполнения   в   соответствии   с   гражданским
законодательством;
     - невозможность  исполнения  на  основании  акта государственного
органа;
     - ликвидация организации-должника.
     Арест имущества должника в связи с возбуждением  уголовного  дела
против  последнего,  а  также  постановление  следователя  о признании
кредитора потерпевшим (гражданским истцом)  не  прекращают  исполнение
обязательства, вследствие чего данное обязательство не имеет признаков
безнадежного.
     При этом обращаем ваше внимание на то,  что согласно п. 1 ст. 266
НК   РФ  сомнительным  долгом  признается  любая  задолженность  перед
налогоплательщиком,  возникшая  в   связи   с   реализацией   товаров,
выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не
погашена в сроки,  установленные договором,  и не обеспечена  залогом,
поручительством, банковской гарантией.
     Статья 266 НК РФ устанавливает порядок создания  и  использования
резервов по сомнительным долгам.
     Так, в соответствии с п.  3 ст.  266 НК  РФ  суммы  отчислений  в
резервы  по  сомнительным долгам включаются в состав внереализационных
расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
     Согласно п.  4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам
определяется по результатам проведенной на последнее  число  отчетного
(налогового)   периода   инвентаризации  дебиторской  задолженности  и
исчисляется следующим образом:
     1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90
календарных дней - в  сумму  создаваемого  резерва  включается  полная
сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
     2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до
90  календарных  дней  (включительно)  - в сумму резерва включается 50
процентов   от   суммы   выявленной   на   основании    инвентаризации
задолженности;
     3) по сомнительной задолженности со сроком  возникновения  до  45
дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
     При этом сумма создаваемого резерва  по  сомнительным  долгам  не
может   превышать  10  процентов  от  выручки  отчетного  (налогового)
периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией
лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов,  признанных таковыми в
порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
     Таким образом,     налогоплательщик,     имеющий     сомнительную
задолженность,   вправе  на  последнее  число  отчетного  (налогового)
периода сформировать в отношении нее резерв по сомнительным долгам,  а
расходы   по   формированию   такого   резерва   отразить   в  составе
внереализационных расходов.
     В тот  период,  когда  сомнительная  задолженность будет признана
безнадежной,    налогоплательщик    осуществляет    списание     такой
задолженности  за  счет  сумм созданного ранее резерва по сомнительным
долгам.  В  случае  если  сумма  созданного   резерва   меньше   суммы
безнадежного  долга,  подлежащего списанию,  разница (убыток) подлежит
включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
23 октября 2009 г. 
N 03-03-06/1/687