ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА О ККМ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 27.07.98 ВК-6-16/472

          ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ
            КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА О ККМ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                           27 июля 1998 г.
                            N ВК-6-16/472

                              (ФР 98-29)


     Конституционный Суд   Российской  Федерации,  рассмотрев  дело  о
проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6
и абзаца  второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от
18 июня  1993  года  "О  применении  контрольно-кассовых   машин   при
осуществлении денежных  расчетов  с  населением"  в  связи  с запросом
Дмитровского районного суда Московской  области  и  жалобами  граждан,
Постановлением от  15.05.98 N 14-П признал соответствующей Конституции
Российской Федерации обязанность налоговых органов налагать штрафы  на
предприятия, а  также на физических лиц,  виновных в нарушении данного
Закона.  признано не соответствующим Конституции Российской  Федерации
положение,  согласно которому предприятие,  ведущее денежные расчеты с
населением без  применения  контрольно-кассовой  машины,  подвергается
штрафу в   350-кратном   установленном   законом  размере  минимальной
месячной оплаты труда.
     Госналогслужба России   направляет   для   применения   в  работе
Методические рекомендации  по  организации  контроля  за   применением
контрольно-кассовых   машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением, разработанные во исполнение Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года N 14-П.
     Настоящие Рекомендации не являются нормативным актом,  изданы для
применения в   практической   работе   налоговых   органов   и   носят
методологический характер.

Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы I ранга                                 В.Г. Кораблев
27 июля 1998 г.
N ВК-6-16/472


                                                            Приложение

                                              к письму Государственной
                                                      налоговой службы
                                                  Российской Федерации
                                                  от 27 июля 1998 года
                                                         N ВК-6-16/472

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  о порядке оформления результатов проверок, проведенных налоговыми
    органами по соблюдению требований Закона Российской Федерации
      "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
     денежных расчетов с населением" и принятию мер по взысканию
                           штрафных санкций

     В соответствии  с Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 12 мая 1998 года N 14-П рекомендуется  следующий  порядок
оформления  результатов  проверок,  проведенных налоговыми органами по
соблюдению  требований  Закона  Российской  Федерации  "О   применении
контрольно-кассовых   машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением" и принятию мер по взысканию штрафных санкций.
     1. За совершение правонарушения, указанного в абзаце втором части
первой статьи   7   Закона   Российской   Федерации   "О    применении
контрольно-кассовых машин   при   осуществлении  денежных  расчетов  с
населением", в     соответствии     с     указанным     Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации, штраф налагается в размере
предусмотренном статьей  146.5  Кодекса  РСФСР   об   административных
правонарушениях, то  есть  от  50 до 100 минимальных месячных размеров
оплаты труда.
     2. Согласно  статье  70  Федерального  конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения
судов и    иных    органов,    основанные    на    актах,   признанных
неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть  пересмотрены
в установленных    федеральным   законом   случаях.   Указанное   выше
Постановление вступило в силу 12 мая 1998 года.
     2.1. Решения,   принятые   налоговыми   органами   по  материалам
проверок,  проведенных до принятия Постановления,  но  не  исполненные
субъектами   ответственности   после   12   мая  1998  года,  подлежат
пересмотру:
     - по заявлениям субъектов ответственности;
     - по   инициативе  налоговых  органов  (неисполненные  инкассовые
поручения);
     - в  том  числе  и  по  делам,  по которым юридическим лицам было
отказано арбитражными судами в признании недействительными  решений  о
взыскании штрафных санкций в 350-кратном установленном законом размере
минимальной месячной оплаты труда по факту ведения денежных расчетов с
населением без применения контрольно-кассовой машины.
     2.2. Руководители  предприятий  и  индивидуальные предприниматели
уведомляются государственной налоговой инспекцией об изменении решения
в части  размера взыскания штрафа в порядке статьи 146.5 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях (50  -  100  минимальных  месячных
размеров оплаты труда).
     2.3. Налоговые    органы    вносят    изменения     в     решение
госналогинспекции по  акту  ранее проведенной проверки (до 12 мая 1998
года) о взыскании соответствующего размера  штрафа  с  предложением  о
добровольной уплате  в  15-дневный  срок,  предусмотренный статьей 285
КоАП (приложение  N  1),  и  доводят  их  до  сведения   руководителей
предприятий и индивидуальных предпринимателей.
     2.4. В случае необложения решения  субъектами  ответственности  в
течение 10   дней  со  дня  вынесения  решения  (статья  285  КоАП)  и
невнесения штрафа в добровольном порядке в  течение  15  дней  со  дня
вручения решения  о  наложении  штрафа  (статья  285 КоАП),  налоговые
органы принимают меры по бесспорному взысканию штрафа (для юридических
лиц - выставление инкассовых поручений; для физических лиц - обращение
в органы арбитражного суда с иском о неспорном взыскании штрафа).
     2.5. В  случае  обращения  налоговых  органов с иском о взыскании
штрафа в  350-кратном  установленном   законом   размере   минимальной
месячной оплаты  труда  (по  решениям,  принятым  до 12 мая 1998 года)
следует внести дополнение к исковому заявлению  об  изменении  размера
взыскания штрафа в порядке статьи 146.5 КоАП (приложение N 2).
     3. При оформлении  результатов  проведенных  налоговыми  органами
проверок (после  12  мая  1998  года) по соблюдению законодательства о
применении контрольно-кассовых   машин   налоговым   органам   следует
соблюдать требования  КоАП в части сроков для применения таких санкций
и определения их размеров.
     3.1. По   результатам   проверки   ведения  денежных  расчетов  с
населением без применения  контрольно-кассовой  машины  и  составления
акта проверки налоговые органы:
     - принимают решение (приложение N 3) в трехдневный  срок  (статья
257 КоАП);
     - наложение штрафа производится не позднее двух  месяцев  со  дня
совершения правонарушения (статья 38 КоАП).
     4. Налоговые органы:
     4.1. Отзывают  неисполненные  или частично исполненные инкассовые
поручения по решениям о наложении на предприятия  штрафных  санкций  в
350-кратном установленном  законом размере минимальной месячной оплаты
труда (по решениям, принятым до 12 мая 1998 года).
     4.2. Прекращают  взыскание  по  частично  исполненным  инкассовым
поручениям, взысканная сумма  штрафа  по  которым  превышает  санкцию,
предусмотренную статьей   146.5   Кодекса  РСФСР  об  административных
правонарушениях.
     4.3. Производят  взыскание  в  бесспорном  порядке суммы штрафа в
размере, предусмотренном   внесенными   изменениями   в   решение   (в
соответствии с    пунктами    2.2   -   2.4   настоящих   Методических
рекомендаций),  с учетом ранее  уплаченной  суммы  штрафа  по  данному
решению.
     5. В  случае  обжалования  в  судебном  порядке  акта   (решения)
налогового органа   или   постановления  по  его  жалобе,  вынесенного
вышестоящим налоговым     органом,     взыскание     суммы      штрафа
приостанавливается налоговым   органом,   принявшим   постановление  о
взыскании штрафа, до вступления в законную силу судебного акта.
     6. Остальные  положения  статьи  7 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с   населением"   действуют   до   принятия  по  ним  решения
Федеральным Собранием. Порядок оформления результатов проверки по этим
составам правонарушений и сроки для взыскания штрафных санкций следует
сохранить прежними.

Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы I ранга                                 В.Г. Кораблев


                                                        Приложение N 1

                                          к Методическим рекомендациям

   Изменения в решении Госналогинспекции по -----------------------
   от "---"----------- 199-- г. N ----- по акту проверки выполнения
     требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5251-1
      "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
                   денежных расчетов с населением"

"---"------------ 199-- г.                   -------------------------
     (дата)                                  (наименование населенного
                                                               пункта)

     Государственная налоговая инспекция по --------------------------
----------------------------------------------------------------------
в связи  с  тем,  что  Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 12.05.98 N 14-П признан неконституционным абзац 2 части 1
статьи 7   Закона  Российской  Федерации  от  18.06.93  N  52125-1  "О
применении контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с  населением",  решила  согласно  статье 79 Конституционного
закона РФ от 21.07.94 N 1-ФКЗ внести в решение от "---"---------------
199-- г. N ------------- по акту проверки от "---"----------- 199-- г.
N -------------------------------------- организации (предпринимателя)
----------------------------------------------------------------------
  наименование предприятия (фамилия, имя. отчество предпринимателя)
следующие изменения:
1) слова "...ст.  7 Закона РФ  от  18.06.93  N  5215-1  "О  применении
контрольно-кассовых машин   при   осуществлении  денежных  расчетов  с
населением"..." заменить  словами  "статьей  145  Кодекса   РСФСР   об
административных правонарушениях";
2) резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"наложить на предпринимателя -----------------------------------------
штраф в ----------------- -кратном размере минимальной месячной оплаты
труда в сумме --------------------------------------------- предлагаем
перечислить в 15-дневный срок:
- федеральный бюджет счет N ------------------------------------------
- местный бюджет счет N --------------------------------------------".
Начальник Госналогинспекции
по ------------------------
---------------------------
---------------------------   ----------------------  ----------------
                                         (подпись)            (Ф.И.О.)


                                                        Приложение N 2

                                          к Методическим рекомендациям

                                                       Арбитражный суд
                                      Истец: Государственная налоговая
                                      инспекция по -------------------
                                      --------------------------------
                                      Ответчик: ----------------------
                                      --------------------------------
                                      --------------------------------

     Дополнение к исковому заявлению от ----------- N ----------
      об изменении размера взыскания штрафных санкций за ведение
          денежных расчетов с населением без применения ККМ

     В связи  с  тем,   что   Постановлением   Конституционного   Суда
Российской Федерации  от  12.05.98  N  14-П  положение  абзаца 2 части
первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.93  N  5215-1  "О
применении контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с населением" признано неконституционным, в решение от "----"
-------------------- 199-- года N ---------------- по акту проверки от
-------------------- N ---------------------------, согласно статье 79
Конституционного закона  Российской  Федерации  от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде      Российской      Федерации"       начальником
Госналогинспекции по ------------------------------ внесены изменения.
на основании вышеизложенного прошу суд взыскать с --------------------
штраф в размере ------------------- в сумме -------------------------.
из которого:
- в республиканский бюджет счет N ------------------------------------
- в местный бюджет счет N --------------------------------------------
Приложение: копия изменения N 1 к решению от "---"----------- 199-- г.
Начальник Госналогинспекции
по ------------------------
---------------------------
---------------------------   ----------------------  ----------------
                                         (подпись)            (Ф.И.О.)


                                                        Приложение N 3

                                          к Методическим рекомендациям

                      Решение N ---------------
       по акту проверки выполнения Закона Российской Федерации
         от 18.06.93 "О применении контрольно-кассовых машин
          при осуществлении денежных расчетов с населением"

"---"------------ 199-- г.                   -------------------------

Государственная налоговая инспекция по ------------------------------,
в лице начальника (заместителя начальника) Госналогинспекции ---------
------------------------, рассмотрев акт проверки от "---"------------
199-- года N ----------------- выполнения требований Закона Российской
Федерации от 18.06.93 N 5251-1 "О применении контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением" и прилагаемые к нему
доказательства, установила:
----------------------------------------------------------------------
         наименование объекта проверки, время, место и состав
----------------------------------------------------------------------
                  правонарушения (указать подробно)
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
ведение денежных    расчетов    с    населением     без     применения
контрольно-кассовой машины.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 12.05.98 N 14-П за нарушение абзаца второго части 1 статьи 7 Закона
РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных
расчетов с населением" и руководствуясь статьей 146.5 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях в  части  размера  взыскания  штрафа,
решила:
Наложить на ----------------------------------------------------------
               (наименование субъекта ответственности)
----------------------------------------------------------------------
штраф в ------------------ кратном размере минимальной месячной оплаты
труда в сумме --------------- рублей -------------- копеек, из которых
предлагаем перечислить  в 15-дневный срок со дня получения нарушителем
копии настоящего решения:
- в республиканский бюджет счет N ------------------ руб.-------- коп.
- в местный бюджет счет N -------------------------- руб.-------- коп.
Устранить выявленные нарушения Закона Российской Федерации от 18.06.93
N 5215  "О  применении  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением" в срок до ---------------------------.
В случае несогласия с настоящим решением оно может быть  обжаловано  в
установленном порядке.

Начальник Госналогинспекции
по ------------------------
---------------------------
---------------------------   ----------------------  ----------------
                                         (подпись)            (Ф.И.О.)
Решение получил:
"---"-------------- 19-- г.   ----------------------  ----------------
                                         (подпись)            (Ф.И.О.)