О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА N 294-ФЗ. Письмо. Федеральная таможенная служба. 30.10.09 01-11/51814

              О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                   ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА N 294-ФЗ

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                          30 октября 2009 г.
                            N 01-11/51814

                                 (Д)


     В  ФТС  России  поступают обращения таможенных органов по вопросу
применения  Федерального  закона  от  26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О
защите  прав  юридических  лиц  и  индивидуальных предпринимателей при
осуществлении  государственного  контроля  (надзора)  и муниципального
контроля"  (далее  -  Федеральный  закон)  к  деятельности  таможенных
органов  при  организации  и  проведении  таможенного  контроля  после
выпуска товаров.
     Доводим  до  сведения  позицию  ФТС  России  по  данному вопросу,
поддержанную Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
     Федеральным   законом   устанавливается   порядок  организации  и
проведения  проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
органами,  уполномоченными  на осуществление государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля.
     В   соответствии   со   статьей   2   Федерального   закона   под
государственным    контролем    (надзором)   понимается   деятельность
уполномоченных   органов   государственной   власти,  направленная  на
предупреждение,  выявление и пресечение нарушений юридическими лицами,
их   руководителями   и  иными  должностными  лицами,  индивидуальными
предпринимателями,   их  уполномоченными  представителями  требований,
установленных   законодательством  Российской  Федерации.  Особенности
организации   и  проведения  проверок  при  осуществлении  таможенного
контроля  в  части,  касающейся  вида,  предмета, оснований проверок и
сроков  их  проведения,  могут  устанавливаться  другими  федеральными
законами (п. 4 ст. 1 Федерального закона).
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  3  Таможенного кодекса Российской
Федерации  (далее - ТК России) отношения в области таможенного дела, в
том  числе  отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и
таможенного контроля, регулируются таможенным законодательством.
     Согласно  ст.  403  ТК  России осуществление таможенного контроля
является  одной  из  функций  таможенных  органов. Формы и порядок его
проведения устанавливаются главой 35 ТК России. Исходя из положений п.
1  ст.  14 ТК России, предметом проверки являются товары (транспортные
средства),   оформленные   по   конкретной  таможенной  декларации,  в
зависимости от заявленных целей перемещения через таможенную границу и
сведений  о  них.  В  силу  ст. 361 ТК России срок, в течение которого
осуществляется  таможенный  контроль  после выпуска товаров, ограничен
одним  годом  после  утраты  ими  статуса  находящихся  под таможенным
контролем.
     Таким  образом,  деятельность таможенных органов по осуществлению
таможенного контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу
товаров   регулируется  таможенным  законодательством  и  не  подлежит
согласованию   с   органами  прокуратуры  в  порядке,  предусмотренном
Федеральным законом.
     Вместе  с  тем  проверочные  мероприятия,  проводимые таможенными
органами   у   таможенных   брокеров,  владельцев  складов  временного
хранения,  владельцев  таможенных  складов  и таможенных перевозчиков,
должны   соответствовать   общим   требованиям   Федерального  закона,
поскольку  их  предметом  является  соблюдение  требований  и  условий
осуществления указанными лицами соответствующего вида деятельности.
     Проведение  плановых  проверок  осуществляется на основании ст. 9
Федерального  закона. При этом, вступающая в силу с 1 января 2010 года
часть  6  этой  статьи,  предусматривает, что в срок до 1 ноября года,
предшествующего  проведению плановых проверок, органы государственного
контроля  (надзора) направляют в порядке, установленном Правительством
Российской  Федерации,  проекты ежегодных планов проведения проверок в
органы прокуратуры. Центральным аппаратом ФТС России указанные проекты
планов  направляются  в  Генеральную прокуратуру Российской Федерации,
региональными таможенными управлениями - в транспортные прокуратуры на
правах  субъектов  Российской  Федерации,  таможни  -  в  транспортные
прокуратуры  на  правах  районных, по месту осуществления деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
     Внеплановые     проверки     субъектов    малого    и    среднего
предпринимательства  могут  проводиться по основаниям, перечисленным в
ст.  10  Федерального  закона,  а  в  случаях,  предусмотренных  п.  5
названной  статьи,  после  согласования  с  транспортными прокурорами.
Согласование  внеплановых проверок производится по месту осуществления
юридических   лиц   и   индивидуальных   предпринимателей.   Проверки,
проводимые   центральным   аппаратом   ФТС   России   и  региональными
таможенными  управлениями,  согласовываются транспортными прокурорами,
на  правах  субъектов  Российской Федерации, таможнями - транспортными
прокурорами на правах районных.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
                                                        А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
30 октября 2009 г.
N 01-11/51814