БАНК УСТУПАЕТ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА ЧАСТЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМ ГРАФИКОМ ПЛАТЕЖЕЙ. КАКУЮ ДАТУ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ДАТЫ ПЛАТЕЖА ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ ПРИ РАСЧЕТЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ РАЗМЕРА УБЫТКА ОТ УСТУПКИ, УЧИТЫВАЕМОГО ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 279 НК РФ: КАЖДУЮ ИЗ УСТАНОВЛЕННЫХ ГРАФИКОМ ПОГАШЕНИЯ ДАТ ИЛИ ПОСЛЕДНЮЮ ДАТУ ПЛАТЕЖА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/210 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при уступке прав требования и сообщает следующее. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Положения указанной статьи применяются в отношении уступки прав требования, возникших в связи с реализацией товаров (работ, услуг), а также задолженности по кредитным договорам. При этом Кодексом установлен различный порядок налогового учета доходов и расходов, а также убытков по указанным сделкам в зависимости от того, наступил срок платежа по уступаемому праву требования или нет (п. 1 и п. 2 ст. 279 Кодекса). В связи с этим при уступке права требования, в отношении одной части которого срок платежа наступил, а в отношении другой - нет, по мнению Департамента, необходимо учитывать следующее. Статьей 279 Кодекса не предусмотрено порядка распределения суммы дохода от реализации права требования на различные части уступаемого требования (просроченную и непросроченную части задолженности). В связи с этим налоговая база по налогу на прибыль организаций может быть корректно определена только в том случае, если в договоре об уступке права требования или дополнительном соглашении к нему установлена стоимость указанных частей реализуемого права требования. Указанное относится также к договорам уступки прав требования по кредитным договорам, в случае если срок платежа (возврата) одной части основного долга по договору кредита еще не наступил, а в остальной части задолженность просрочена. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 2 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/210 |