О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ, А ИМЕННО: РАЗЪЯСНЕНИЙ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ В ФОРМЕ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА ПРИ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИИ, А ТАКЖЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 05.10.09 Д22-917

        О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
         ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ, А ИМЕННО: РАЗЪЯСНЕНИЙ В ЧАСТИ
              ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ В ФОРМЕ СТРАХОВАНИЯ
          ОТВЕТСТВЕННОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ УСЛОВИЙ
         КОНТРАКТА ПРИ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИИ, А ТАКЖЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ О
         ВОЗМОЖНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА НИОКР ЧЕРЕЗ ТОРГИ,
                           ЗАПРОС КОТИРОВОК

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          5 октября 2009 г.
                              N Д22-917

                                 (Д)


     Департамент государственного регулирования в экономике и развития
конкуренции  Минэкономразвития  России  рассмотрел письмо Минпромторга
России о разъяснении отдельных положений  законодательства  Российской
Федерации о размещении заказов и сообщает свое мнение.
     1. По  вопросу  обеспечения  контрактов   в   форме   страхования
ответственности.
     В Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении  заказов
на   поставки   товаров,   выполнение   работ,   оказание   услуг  для
государственных  и  муниципальных  нужд"  (далее  -  Закон  N   94-ФЗ)
отсутствуют  указания  на  условия  (форма  договора страхования,  его
существенные условия,  порядок определения страхового  случая  и  срок
действия  договора  страхования,  объем страхового покрытия,  перечень
документов,  подтверждающих наступление страхового  случая,  и  т.п.),
которым   должно   соответствовать   страхование   ответственности  по
контрактам. В связи с этим возникают сложности с получением возмещения
от  страховых организаций,  осуществляющих страхование ответственности
по государственным и муниципальным контрактам.
     Анализ выдаваемых  страховых  полисов  по  исполнению контрактов,
проведенный Министерством совместно с ФАС России,  выявил, что выплаты
по  страховым  полисам в случае неисполнения контрактов практически не
производятся.  Так,  по сведениям,  полученным от нескольких  десятков
страховых  компаний,  по обращениям заказчиков в страховые компании за
выплатой страхового возмещения  удовлетворяются  не  более  10%  таких
обращений.
     В связи с этим  страхование  ответственности  исключено  как  вид
обеспечения  из  открытого  аукциона  в электронной форме и может быть
исключено  по  усмотрению   заказчика,   уполномоченного   органа   из
допустимых  видов  обеспечения  при  проведении  конкурса или аукциона
(Закон N 94-ФЗ в ред.  Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ).  В
соответствии  с  изменениями,  внесенными в Закон N 94-ФЗ,  заказчики,
уполномоченные органы получают право определять в государственном  или
муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены.
     Внесенные в Закон N  94-ФЗ  поправки  призваны  повысить  уровень
защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных поставщиков.
     2. По вопросу изменения условий контракта при его заключении.
     В соответствии с ч.  3 ст.  29 (для конкурса) государственный или
муниципальный контракт заключается на условиях,  указанных в  поданной
участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие
в   конкурсе   и   в   конкурсной   документации.    При    заключении
государственного или муниципального контракта цена такого контракта не
может превышать начальную (максимальную) цену контракта  (цену  лота),
указанную  в извещении о проведении открытого конкурса.  В случае если
контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных
предпринимателей  и  иных  занимающихся частной практикой лиц,  оплата
такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с
оплатой контракта.
     Аналогичные нормы  предусмотрены  Законом  N  94-ФЗ  в  отношении
аукционов (ч. 3 ст. 38) и запросов котировок (ч. 8 ст. 47).
     Изменение условий заключенных контрактов допускается  в  случаях,
определенных ст. 9 Закона N 94-ФЗ.
     3. По вопросу о возможности размещения  заказов  на  НИОКР  через
торги, запрос котировок в соответствии со ст. 15 Закона N 94-ФЗ.
     В соответствии с  ч.  III  Общероссийского  классификатора  видов
экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел <73>
"Деятельность в области исследований и разработок" включает  следующие
три    основополагающих    вида   деятельности:   1)   фундаментальные
исследования,    экспериментальная    или    теоретическая     работа,
предпринимаемые прежде всего с целью приобретения новых научных знаний
относительно  принципов,  лежащих  в   основе   явлений   природы,   и
поддающихся  наблюдению  фактов,  не  имея  в  виду конкретные виды их
применения или  использования;  2)  прикладные  исследования,  которые
предусматривают  также  углубленное  изучение  процессов  и  объектов,
предпринимаемое с целью приобретения новых знаний. Эта работа, однако,
прежде  всего  направлена  на достижение конкретных практических целей
или  выполнение  задач;  3)  экспериментальные   разработки   являются
систематической   работой,  основывающейся  на  существующих  знаниях,
полученных в результате  исследований  и/или  практического  опыта,  и
направленной  на  создание  и внедрение новых технологий,  материалов,
продуктов или  устройств,  а  также  на  существенное  улучшение  тех,
которые уже созданы или внедрены.  Исключения: Организация и поддержка
на государственном уровне  фундаментальных  исследований  в  различных
областях   естественных   и   общественных   наук  классифицированы  в
соответствующей подгруппе подраздела  <75>  ("Деятельность  в  области
государственного   управления   и   обороны;  деятельность  в  области
обязательного  социального  страхования").  Организация  и   поддержка
прикладных  исследований  и экспериментальных разработок,  связанных с
обороной,   классифицированы   в    подгруппе    <7522>    ("Оборонная
деятельность").  Образование  в  сочетании с исследовательской работой
классифицировано   в   соответствующей   подгруппе   подраздела   <80>
("Деятельность в области образования"). Исследования конъюнктуры рынка
классифицированы в подгруппе <7413> ("Исследование конъюнктуры  рынка;
деятельность по выявлению общественного мнения").
     С учетом изложенного,  по мнению  Департамента,  если  выполнение
НИОКР,  указанных  в  обращении  Минпромторга  России,  не относится к
указанным исключениям,  то заказы на  выполнение  таких  работ  должны
учитываться в объеме товаров,  работ,  услуг, заказы на которые должны
размещаться у субъектов малого  предпринимательства.  Для  определения
объема    средств,    подлежащих   размещению   у   субъектов   малого
предпринимательства в соответствии  со  ст.  15  Закона  N  94-ФЗ,  по
Перечню  товаров,  работ,  услуг  для  государственных и муниципальных
нужд,  размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого
предпринимательства,    утвержденному   Постановлением   Правительства
Российской Федерации от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень):
     а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку
товаров, работ, услуг, входящих в Перечень;
     б) исходя  из  общей  суммы  средств  заказчик  определяет  объем
минимальный и максимальный,  подлежащий размещению у субъектов  малого
предпринимательства;
     в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько  позиций
по  Перечню,  по которым будет размещен заказ путем проведения торгов,
запроса котировок у субъектов  малого  предпринимательства  (при  этом
заказчик   может   выбрать   или  не  выбирать  позицию,  связанную  с
выполнением НИОКР).
     Более подробные  разъяснения  о  применении норм Закона N 94-ФЗ в
части  размещения  заказов  у  субъектов  малого   предпринимательства
направлялись  совместным Письмом Минэкономразвития России и ФАС России
от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05 и от 17.08.2009 N АЦ/27510.

Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
и развития конкуренции
                                                         А.Т.КАТАМАДЗЕ
5 октября 2009 г.
N Д22-917