О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ, А ИМЕННО: РАЗЪЯСНЕНИЙ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ В ФОРМЕ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА ПРИ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИИ, А ТАКЖЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА НИОКР ЧЕРЕЗ ТОРГИ, ЗАПРОС КОТИРОВОК ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 5 октября 2009 г. N Д22-917 (Д) Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел письмо Минпромторга России о разъяснении отдельных положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов и сообщает свое мнение. 1. По вопросу обеспечения контрактов в форме страхования ответственности. В Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) отсутствуют указания на условия (форма договора страхования, его существенные условия, порядок определения страхового случая и срок действия договора страхования, объем страхового покрытия, перечень документов, подтверждающих наступление страхового случая, и т.п.), которым должно соответствовать страхование ответственности по контрактам. В связи с этим возникают сложности с получением возмещения от страховых организаций, осуществляющих страхование ответственности по государственным и муниципальным контрактам. Анализ выдаваемых страховых полисов по исполнению контрактов, проведенный Министерством совместно с ФАС России, выявил, что выплаты по страховым полисам в случае неисполнения контрактов практически не производятся. Так, по сведениям, полученным от нескольких десятков страховых компаний, по обращениям заказчиков в страховые компании за выплатой страхового возмещения удовлетворяются не более 10% таких обращений. В связи с этим страхование ответственности исключено как вид обеспечения из открытого аукциона в электронной форме и может быть исключено по усмотрению заказчика, уполномоченного органа из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса или аукциона (Закон N 94-ФЗ в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ). В соответствии с изменениями, внесенными в Закон N 94-ФЗ, заказчики, уполномоченные органы получают право определять в государственном или муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены. Внесенные в Закон N 94-ФЗ поправки призваны повысить уровень защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных поставщиков. 2. По вопросу изменения условий контракта при его заключении. В соответствии с ч. 3 ст. 29 (для конкурса) государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении государственного или муниципального контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Аналогичные нормы предусмотрены Законом N 94-ФЗ в отношении аукционов (ч. 3 ст. 38) и запросов котировок (ч. 8 ст. 47). Изменение условий заключенных контрактов допускается в случаях, определенных ст. 9 Закона N 94-ФЗ. 3. По вопросу о возможности размещения заказов на НИОКР через торги, запрос котировок в соответствии со ст. 15 Закона N 94-ФЗ. В соответствии с ч. III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел <73> "Деятельность в области исследований и разработок" включает следующие три основополагающих вида деятельности: 1) фундаментальные исследования, экспериментальная или теоретическая работа, предпринимаемые прежде всего с целью приобретения новых научных знаний относительно принципов, лежащих в основе явлений природы, и поддающихся наблюдению фактов, не имея в виду конкретные виды их применения или использования; 2) прикладные исследования, которые предусматривают также углубленное изучение процессов и объектов, предпринимаемое с целью приобретения новых знаний. Эта работа, однако, прежде всего направлена на достижение конкретных практических целей или выполнение задач; 3) экспериментальные разработки являются систематической работой, основывающейся на существующих знаниях, полученных в результате исследований и/или практического опыта, и направленной на создание и внедрение новых технологий, материалов, продуктов или устройств, а также на существенное улучшение тех, которые уже созданы или внедрены. Исключения: Организация и поддержка на государственном уровне фундаментальных исследований в различных областях естественных и общественных наук классифицированы в соответствующей подгруппе подраздела <75> ("Деятельность в области государственного управления и обороны; деятельность в области обязательного социального страхования"). Организация и поддержка прикладных исследований и экспериментальных разработок, связанных с обороной, классифицированы в подгруппе <7522> ("Оборонная деятельность"). Образование в сочетании с исследовательской работой классифицировано в соответствующей подгруппе подраздела <80> ("Деятельность в области образования"). Исследования конъюнктуры рынка классифицированы в подгруппе <7413> ("Исследование конъюнктуры рынка; деятельность по выявлению общественного мнения"). С учетом изложенного, по мнению Департамента, если выполнение НИОКР, указанных в обращении Минпромторга России, не относится к указанным исключениям, то заказы на выполнение таких работ должны учитываться в объеме товаров, работ, услуг, заказы на которые должны размещаться у субъектов малого предпринимательства. Для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона N 94-ФЗ, по Перечню товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень): а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень; б) исходя из общей суммы средств заказчик определяет объем минимальный и максимальный, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства; в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства (при этом заказчик может выбрать или не выбирать позицию, связанную с выполнением НИОКР). Более подробные разъяснения о применении норм Закона N 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства направлялись совместным Письмом Минэкономразвития России и ФАС России от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05 и от 17.08.2009 N АЦ/27510. Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике и развития конкуренции А.Т.КАТАМАДЗЕ 5 октября 2009 г. N Д22-917 |