В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 266 НК РФ БАНКИ ВПРАВЕ ФОРМИРОВАТЬ РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В ОТНОШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ В СВЯЗИ С НЕВЫПЛАТОЙ ПРОЦЕНТОВ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ ИНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ССУ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.11.09 03-03-06/2/217

           В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 266 НК РФ БАНКИ ВПРАВЕ
        ФОРМИРОВАТЬ РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В ОТНОШЕНИИ
          ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ В СВЯЗИ С НЕВЫПЛАТОЙ
           ПРОЦЕНТОВ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, А ТАКЖЕ В
        ОТНОШЕНИИ ИНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ССУДНОЙ И
        ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. БАНК, ПРЕДОСТАВИВШИЙ
       КЛИЕНТУ КРЕДИТ ПОД ЗАЛОГ, ПРОИЗВОДИТ ОЦЕНКУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
           ПО КРЕДИТУ НА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА В
        СООТВЕТСТВИИ С ВНУТРЕННИМИ ДОКУМЕНТАМИ БАНКА. ИМЕЕТ ЛИ
       ПРАВО БАНК СФОРМИРОВАТЬ РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В
       ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ЧАСТИ ПРОСРОЧЕННОЙ
       ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПРОЦЕНТАМ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ ОЦЕНОЧНУЮ СУММУ
        ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ НА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ОТЧЕТНОГО
        ПЕРИОДА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КРЕДИТУ ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНЫМ
         ДЛЯ ПОКРЫТИЯ СУММЫ ПРОСРОЧЕННЫХ ПРОЦЕНТОВ ВВИДУ ЕГО
         ОБЕСЦЕНЕНИЯ? МОЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ УКАЗАННОЙ
         ОЦЕНКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ПО
                         СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           6 ноября 2009 г.
                           N 03-03-06/2/217

                                 (Д)


     Департамент налоговой  и  таможенно-тарифной  политики рассмотрел
письмо по вопросу об учете для целей налогообложения прибыли  расходов
в виде отчислений в резерв по сомнительной долгам в случае обесценения
обеспечения и исходя из  содержащейся  в  письме  информации  сообщает
следующее.
     Как следует из письма, банк предоставил клиенту кредит под залог,
т.е. на момент выдачи кредит был обеспечен залогом. В последующем банк
самостоятельно проводил переоценку залога.
     В соответствии   со   ст.  334  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  залог  возникает  в  силу  договора.   Согласно   ст.   337
Гражданского кодекса Российской Федерации,  если иное не предусмотрено
договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет
к моменту удовлетворения,  в частности проценты, неустойку, возмещение
убытков,  причиненных  просрочкой  исполнения,  а   также   возмещение
необходимых  расходов  залогодержателя на содержание заложенной вещи и
расходов по взысканию.
     Таким образом, оценка залога к моменту выдачи кредита произведена
по соглашению сторон на основании договора о залоге.
     Если иное  не установлено законодательством Российской Федерации,
обязательное проведение переоценки предмета залога не предусмотрено.
     В соответствии  с  п.  3  ст.  266  Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -   Кодекс)   в   целях   налогообложения   прибыли
налогоплательщик  вправе  создавать  резервы  по сомнительным долгам в
порядке,  предусмотренном Кодексом. Таким образом, создание резерва по
сомнительным долгам является правом банка.
     Согласно п.  4 ст.  266 Кодекса  сумма  резерва  по  сомнительным
долгам  определяется  по  результатам  проведенной  на последнее число
отчетного    (налогового)    периода    инвентаризации     дебиторской
задолженности.
     Учитывая изложенное,  по  нашему  мнению,  проведение  переоценки
предмета  залога  на основании внутренних документов банка не является
достаточным основанием для создания резерва по сомнительным долгам.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
6 ноября 2009 г.
N 03-03-06/2/217