О ПОРЯДКЕ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ; О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕЖЕВОМУ ПЛАНУ УТВЕРЖДЕННЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СХЕМ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА К. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 03.04.09 Д23-888

         О ПОРЯДКЕ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
        СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ;
          О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕЖЕВОМУ
         ПЛАНУ УТВЕРЖДЕННЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
         СХЕМ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА КАДАСТРОВЫХ
            ПЛАНАХ ИЛИ КАДАСТРОВЫХ КАРТАХ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
          ТЕРРИТОРИЙ; О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ
         В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           3 апреля 2009 г.
                              N Д23-888

                                 (Д)


     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение   общества   с  ограниченной  ответственностью  по  вопросам
согласования  местоположения  границ  земельных  участков и оформления
документов,   необходимых   для  государственного  кадастрового  учета
земельных участков, и сообщает.
     1.   По  вопросу  участия  органов  местного  самоуправления  при
согласовании местоположения границ земельных участков.
     В соответствии с ч.  1 ст.  39 Федерального закона от  24.07.2007
N 221-ФЗ  "О  государственном  кадастре недвижимости" (далее - Закон о
кадастре)  местоположение  границ  земельных   участков   подлежит   в
установленном  Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с
заинтересованными лицами в случаях  выполнения  кадастровых  работ,  в
результате    которых   обеспечивается   подготовка   документов   для
представления в орган кадастрового учета заявления об учете  изменений
одного  из  вышеуказанных  земельных  участков  в  связи  с уточнением
местоположения его границы.
     В  связи  с  чем  согласование  местоположения  границ  земельных
участков  осуществляется  в  случаях,  когда  в результате кадастровых
работ уточняется местоположение границ:
     - земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;
     - земельных  участков,  смежных  с земельным участком, являющимся
объектом кадастровых работ.
     Обращаем  внимание на то, что указанные обстоятельства могут быть
следствием выполнения кадастровых работ:
     - по уточнению местоположения границ земельных участков;
     - по образованию земельных участков.
     Таким  образом,  в  порядке,  установленном  Законом  о кадастре,
должно  быть  согласовано  местоположение  границ  земельных участков,
сведения  о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости
(независимо   от   наличия  в  государственном  кадастре  недвижимости
сведений  о  зарегистрированных  правах на указанные земельные участки
либо  сведений  о  координатах  характерных  точек их границ или иного
описания  местоположения  границ), если в результате кадастровых работ
уточнено местоположение границ таких земельных участков.
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание ч. 3 ст. 39 Закона
о  кадастре  и  ст.  3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении   в   действие   Земельного  кодекса  Российской  Федерации",
согласование   местоположения  границ  земельных  участков  с  органом
местного   самоуправления   осуществляется   при  условии,  что  такие
земельные  участки  находятся  в  муниципальной  собственности  или  в
государственной  собственности до ее разграничения, и данные земельные
участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение,
а  также  гражданам  или  юридическим  лицам в постоянное (бессрочное)
пользование   (за   исключением   муниципальных  учреждений,  казенных
предприятий,  органов  местного  самоуправления) либо в аренду на срок
более чем пять лет.
     В случаях образования земельных участков из земель, находящихся в
государственной   или   муниципальной  собственности,  при  отсутствии
необходимости  уточнения  местоположения  границ  смежных,  учтенных в
государственном  кадастре недвижимости земельных участков согласование
местоположения  границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не
проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков
в межевой план не включается.
     В  данном  случае образование земельных участков осуществляется в
соответствии   с  нормами  Земельного  кодекса  Российской  Федерации,
согласно  которым  до  проведения  кадастровых работ разрабатывается и
утверждается   органом   местного  самоуправления  схема  расположения
земельного   участка   на  кадастровом  плане  или  кадастровой  карте
соответствующей территории.
     Таким   образом,   в   указанном  случае  местоположение  границы
образуемого   земельного   участка  согласовывается  органом  местного
самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом
плане или кадастровой карте соответствующей территории.
     2.  По  вопросу  включения  в  состав приложения к межевому плану
утвержденных   органами   местного  самоуправления  схем  расположения
земельных  участков  на  кадастровых  планах  или  кадастровых  картах
соответствующих территорий.
     Пунктом  23  Требований к подготовке межевого плана, утвержденных
Приказом  Минэкономразвития  России  от 24.11.2008 N 412, установлено,
что  утвержденные  органами местного самоуправления схемы расположения
земельных  участков  на  кадастровых  планах  или  кадастровых  картах
соответствующих  территорий используются для подготовки межевого плана
и, соответственно, включаются в приложение к межевому плану в случаях,
предусмотренных   федеральными   законами.  Подготовка  и  утверждение
органом  местного самоуправления схемы расположения земельных участков
на  кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
предусмотрены  только  при  образовании  земельных  участков в связи с
предоставлением   земельных   участков   из   земель,   находящихся  в
государственной    или   муниципальной   собственности,   в   порядке,
установленном  ст.  ст.  30,  34,  36  Земельного  кодекса  Российской
Федерации.  Таким  образом,  требования  органа  кадастрового  учета о
включении  в  состав  межевого  плана  указанных  схем  в иных случаях
необоснованны.
     3.  По  вопросу  об  оформлении решений об отказе в осуществлении
государственного кадастрового учета (далее - решение об отказе).
     Требования  к  оформлению  решения  об  отказе установлены ст. 27
Закона о  кадастре  и п.  36 Порядка ведения государственного кадастра
недвижимости, утвержденного  Приказом  Минюста  России  от  20.02.2008
N 35.
     В  соответствии  с  указанными  требованиями  в решении об отказе
должна  быть кратко изложена цель обращения в орган кадастрового учета
с  указанием  регистрационного  номера  соответствующего заявления или
регистрационного    номера    документов,    поступивших   в   порядке
информационного  взаимодействия,  а  также должны быть указаны причины
отказа  с  обязательной ссылкой на положения ст. 27 Закона о кадастре,
послужившие  основанием  для  принятия  такого  решения, и указание на
допущенные  нарушения.  Если  решение  об  отказе  принято  по причине
несоответствия   заявления  или  необходимых  для  кадастрового  учета
документов  по форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре (п.
2  ч.  2 ст. 27 Закона о кадастре), то в указанном решении должны быть
приведены рекомендации по доработке данных документов.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                          В.В.АНДРОПОВ
3 апреля 2009 г.
N Д23-888