О ПОРЯДКЕ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ; О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕЖЕВОМУ ПЛАНУ УТВЕРЖДЕННЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СХЕМ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА КАДАСТРОВЫХ ПЛАНАХ ИЛИ КАДАСТРОВЫХ КАРТАХ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ; О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 3 апреля 2009 г. N Д23-888 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение общества с ограниченной ответственностью по вопросам согласования местоположения границ земельных участков и оформления документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков, и сообщает. 1. По вопросу участия органов местного самоуправления при согласовании местоположения границ земельных участков. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы. В связи с чем согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ: - земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; - земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ. Обращаем внимание на то, что указанные обстоятельства могут быть следствием выполнения кадастровых работ: - по уточнению местоположения границ земельных участков; - по образованию земельных участков. Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков. Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре и ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласование местоположения границ земельных участков с органом местного самоуправления осуществляется при условии, что такие земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения, и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов местного самоуправления) либо в аренду на срок более чем пять лет. В случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков согласование местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается. В данном случае образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. 2. По вопросу включения в состав приложения к межевому плану утвержденных органами местного самоуправления схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. Пунктом 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, установлено, что утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий используются для подготовки межевого плана и, соответственно, включаются в приложение к межевому плану в случаях, предусмотренных федеральными законами. Подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории предусмотрены только при образовании земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, требования органа кадастрового учета о включении в состав межевого плана указанных схем в иных случаях необоснованны. 3. По вопросу об оформлении решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (далее - решение об отказе). Требования к оформлению решения об отказе установлены ст. 27 Закона о кадастре и п. 36 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35. В соответствии с указанными требованиями в решении об отказе должна быть кратко изложена цель обращения в орган кадастрового учета с указанием регистрационного номера соответствующего заявления или регистрационного номера документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, а также должны быть указаны причины отказа с обязательной ссылкой на положения ст. 27 Закона о кадастре, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если решение об отказе принято по причине несоответствия заявления или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре), то в указанном решении должны быть приведены рекомендации по доработке данных документов. Заместитель директора Департамента недвижимости В.В.АНДРОПОВ 3 апреля 2009 г. N Д23-888 |