О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.2001 N 100 В ВИДЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ТАКОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ БЕЗНАДЕЖНОЙ, КАК ИСТЕЧЕНИЕ 3-ЛЕТНЕГО СРОКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 20.03.09 03-02-07/1-138

       О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
             ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.2001 N 100 В ВИДЕ
        УСТАНОВЛЕНИЯ ТАКОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕДОИМКИ И
          ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ БЕЗНАДЕЖНОЙ, КАК
         ИСТЕЧЕНИЕ 3-ЛЕТНЕГО СРОКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ НА
         УПЛАТУ НАЛОГА, СБОРА, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ
                          НАЛОГАМ И СБОРАМ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           20 марта 2009 г.
                           N 03-02-07/1-138

                                 (Д)

     В Минфине   России  рассмотрено  письмо  по  вопросу  о  внесении
изменений  в  Постановление  Правительства  Российской  Федерации   от
12.02.2001 N 100 "О порядке списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам,  а также  задолженности  по
страховым  взносам  в  государственные  социальные внебюджетные фонды,
начисленным пеням и штрафам" и сообщается следующее.
     В рассматриваемом    письме   указывается   на   целесообразность
признания безнадежной и списания недоимки  по  федеральным  налогам  и
сборам  и  задолженности  по соответствующим пеням и штрафам в случаях
истечения 3-летнего срока  выставления  платежного  требования  на  их
уплату.
     При этом отмечается,  что  налоговые  органы  не  имеют  законных
возможностей  для взыскания недоимки и задолженности по уплате пеней и
штрафов в связи с истечением  срока  давности  по  их  принудительному
взысканию  в  соответствии  с  Налоговым кодексом Российской Федерации
(далее - Кодекс) и общего  срока  исковой  давности,  предусмотренного
Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Полагаем, что  установление  такого   основания   для   признания
недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной, как истечение
3-летнего срока выставления требования на уплату налога,  сбора, пеней
и  штрафов  по федеральным налогам и сборам не согласуется с основными
началами законодательства о налогах и сборах и вступает в противоречие
с  иными  нормами  Кодекса,  регулирующими  процедуру  принудительного
взыскания.
     Обращаем внимание,  что срок исковой давности по взысканию налога
(сбора),  пеней  Кодексом  не  предусмотрен.   Статьей   113   Кодекса
установлен  срок  давности привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
     В соответствии с п.  п. 1 и 2 ст. 70 Кодекса требование об уплате
налога   (сбора,    пеней,    штрафов)    должно    быть    направлено
налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а
также по результатам налоговой проверки  в  течение  10  дней  с  даты
вступления в силу соответствующего решения.
     Согласно п.  3 ст.  46 Кодекса в редакции Федерального закона  от
26.11.2008  N  224-ФЗ налоговый орган может обратиться в суд с иском о
взыскании  с  налогоплательщика  (налогового  агента)  -   организации
причитающейся  к  уплате суммы налога в случае истечения двухмесячного
срока для принятия налоговым органом решения о взыскании налога  после
истечения   срока,  установленного  в  требовании  об  уплате  налога.
Заявление может быть подано  в  суд  в  течение  шести  месяцев  после
истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по
уважительной причине срок подачи  заявления  может  быть  восстановлен
судом.
     Учитывая изложенное,  рассматриваемое  предложение   о   внесении
изменений   в  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от
12.02.2001 N 100 не поддерживается.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
20 марта 2009 г.
N 03-02-07/1-138