ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННУЮ СТОИМОСТЬ ВВОЗИМОЙ КИНОПЛЕНКИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫХ ЛИЦЕНЗИАРУ ЗА ПРОКАТ ИЗГОТОВЛЕННЫХ В РОССИИ КОПИЙ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 20 марта 2009 г. N 03-10-07/28 (Д) Рассмотрев обращения по вопросу необходимости включения в таможенную стоимость кинопленки лицензионных платежей (далее - обращения), Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее. В соответствии с п. 11.4 Регламента Минфина России (утвержден Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н) в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Таким образом, Минфин России не вправе давать оценку правомерности решений таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости ввозимых товаров по конкретной сделке, рекомендации по расчету и подтверждению отдельных показателей в рамках этой сделки, а также определять порядок возможных действий таможенных органов, их соответствие действующему законодательству, последствия указанных действий для декларанта. Вместе с тем в целях обеспечения соблюдения положений Закона Российской Федерации от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) и их единообразного применения считаем необходимым обратить внимание ФТС России на следующие обстоятельства. В составе дополнительных материалов к обращениям представлены договоры, которые называются "Лицензионное соглашение" и "Прокатное соглашение". При этом "Лицензионное соглашение" от "Прокатного соглашения" отличается названием договора и наименованием стороны договора, организующей прокат на территории Российской Федерации (соответственно "Лицензиат" и "Прокатчик"). В отношении иных положений оба договора фактически являются идентичными и регулируют одни и те же правоотношения. В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) объем прав и обязанностей налогоплательщика (в данном случае - плательщика таможенных платежей) определяется исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53). Таким образом, принятие решения о необходимости включения в таможенную стоимость товара тех или иных дополнительных платежей, в том числе лицензионных платежей, должно производиться с учетом подлинного экономического содержания операций, осуществляемых участниками таможенных правоотношений. Исходя из анализа представленных Лицензионного соглашения и Прокатного соглашения б/н от 01.01.2007 (далее - Прокатное соглашение) можно сделать вывод, что в рамках рассматриваемых договоров Прокатчик (Лицензиат) выполняет обязанности посредника, заключающего на территории Российской Федерации договоры в интересах Лицензиара. Таким образом, сущностное содержание указанных соглашений позволяет рассматривать их в качестве посреднических договоров (договор комиссии или агентский договор). Поскольку для определения таможенной стоимости товара таможенным органом используется резервный метод на базе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также с учетом сущностного содержания представленных договоров, на наш взгляд, необходимо учесть следующее. Исходя из представленных документов можно предположить, что указанная в счете-проформе (инвойсе для таможенных целей) стоимость пленки, рассматриваемая в данном случае в качестве цены, уплаченной или подлежащей уплате, не включает величину расходов на выплату вознаграждения агенту (посреднику), так как данные о вознаграждении агента (посредника) за организацию проката конкретного фильма на дату подачи таможенной декларации неизвестны. Между тем в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 19.1 Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены расходы на выплату вознаграждения агенту (посреднику) в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Таким образом, при принятии решения по таможенной стоимости товара необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном начислении к указанной в счете-проформе (инвойсе) стоимости пленки суммы расходов по перевозке (транспортировке) товара до места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, а также суммы расходов на выплату вознаграждения агенту (посреднику), которыми в данном случае являются отчисления Прокатчику (лицензионный сбор). Указанная сумма в рамках используемого метода определения таможенной стоимости может быть получена расчетным путем на основе сведений, которыми должен располагать декларант в соответствии с положениями представленных договоров. На основании пп. 3 п. 1 ст. 19.1 Закона при определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам. С учетом изложенного, а также исходя из сущностного содержания правоотношений между Лицензиаром и Прокатчиком (Лицензиатом), позиция ФТС России, согласно которой в таможенную стоимость ввозимой кинопленки не подлежат включению платежи, перечисляемые Лицензиару за прокат изготовленных в России копий ввезенной кинопленки, поддерживается. Кроме того, обращаем внимание на то обстоятельство, что характер обращения декларанта в ФТС России свидетельствует о попытке декларанта получить обязательное для таможенных органов предварительное решение, касающееся определения таможенной стоимости в конкретной хозяйственной ситуации. Однако возможность и процедуры выдачи и применения предварительных решений по вопросам определения, заявления и контроля таможенной стоимости товаров законодательством не установлены. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 20 марта 2009 г. N 03-10-07/28 |