Страницы: 1 2 Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время риск оттока капитала остается высоким. Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010 - 2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации. В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%. В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%. Цены на нефть сорт "Юралс" (долларов США за баррель) Схема ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%. Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал - 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%. В первом варианте прогноза, предусматривающем ухудшение конъюнктуры рынка энергоносителей, в 2010 году экспорт товаров и услуг может сократиться до 305,9 млрд. долларов США, а положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами - до 53,0 млрд. долларов США. Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2010 - 2012 годы (млрд. долларов США) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | | | (оценка) | | | | | |----------|-------------------------------------|------------------------------------|-----------------------------------| | | 59,5 |I вариант| II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | | |долл. США |(45 долл.| вариант |вариант | вариант|вариант | вариант |вариант | вариант|вариант |вариант |вариант |вариант | | | за | США за |(58 долл.| (68 | (80 | (45 |(59 долл.| (74 | (87 | (45 | (60 | (81 | (95 | | | баррель |баррель) | США за | долл. | долл. | долл. | США за | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | | | | |баррель) | США за | США за | США за |баррель) | США за | США за | США за | США за | США за | США за | | | | | |баррель)|баррель)|баррель)| |баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)| |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Счет текущих операций | 34,2| 21,6| 40,1| 58,7| 84,2| 13,8| 26,6| 51,3| 83,9| 1,8| 16,9| 48,0| 83,2| |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Баланс товаров и услуг | 71,8| 53,0| 77,2| 98,3| 128,5| 46,4| 67,4| 95,5| 131,6| 35,6| 57,9| 92,8| 131,8| |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Экспорт товаров и услуг| 332,9| 305,9| 348,5| 384,0| 425,5| 308,5| 359,6| 418,3| 470,3| 313,8| 374,2| 461,0| 524,5| |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Импорт товаров и услуг | -261,1| -252,9| -271,3| -285,7| -297,0| -262,0| -292,3| -322,8| -338,7| -278,1| -316,3| -368,2| -392,7| |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Баланс доходов и текущих | -37,6| -31,4| -37,1| -39,6| -44,3| -32,6| -40,8| -44,2| -47,7| -33,8| -41,1| -44,7| -48,6| |трансфертов | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Счет операций с | -32,0| -29,6| -24,6| -19,6| -14,5| -10,0| -5,0| -0,1| 5,0| 8,4| 13,4| 18,4| 23,5| |капиталом и финансовыми | | | | | | | | | | | | | | |инструментами | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Финансовый счет (кроме | -32,6| -29,9| -24,9| -19,9| -14,8| -10,3| -5,3| -0,4| 4,7| 8,1| 13,1| 18,1| 23,2| | резервных активов) | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Сектор государственного| 7,3| -4,9| -4,9| -4,9| -4,9| -5,3| -5,3| -5,3| -5,3| -1,9| -1,9| -1,9| -1,9| | управления и органы | | | | | | | | | | | | | | | денежно-кредитного | | | | | | | | | | | | | | | регулирования | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Частный сектор (включая| -40,0| -25,0| -20,0| -15,0| -10,0| -5,0| 0,0| 5,0| 10,0| 10,0| 15,0| 20,0| 25,0| | чистые ошибки и | | | | | | | | | | | | | | | пропуски) | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|----------|---------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Изменение валютных | -2,2| 8,0| -15,5| -39,2| -69,7| -3,7| -21,6| -51,2| -88,9| -10,2| -30,3| -66,5| -106,7| |резервов ("+" - | | | | | | | | | | | | | | |снижение, "-" - рост) | | | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Сценарные условия второго и третьего вариантов предусматривают рост объемов экспорта товаров и услуг до 348,5 - 384,0 млрд. долларов США, положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2010 году составит в этом случае 77,2 - 98,3 млрд. долларов США. В сценарии с наиболее благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой сырьевых рынков (четвертый вариант) экспорт товаров и услуг оценивается в 425,5 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами - в 128,5 млрд. долларов США. Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в 2010 году ожидается в диапазоне 31,4 - 44,3 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2010 году снизится по всем вариантам прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости от варианта прогноза. Положительное сальдо счета текущих операций в первом варианте прогноза будет недостаточным для компенсации отрицательного сальдо финансового счета, что вызовет превышение спроса на иностранную валюту над предложением на внутреннем рынке и необходимость корректирующего воздействия Банка России на курсовую динамику. Объем сокращения валютных резервов составит в этом случае 8,0 млрд. долларов США. При более благоприятном развитии ситуации на мировых рынках во втором - четвертом вариантах будет наблюдаться рост валютных резервов на 15,5 - 69,7 млрд. долларов США. Прогноз платежного баланса до 2012 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс": в пределах 45 - 87 долларов США за баррель в 2011 году и 45 - 95 долларов США за баррель в 2012 году. В 2011 - 2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 году в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов США. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов США. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 году ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0 - 83,2 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным. В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов - на 3,7 млрд. долларов США. Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета существенно превысит дефицит финансового счета, что приведет к росту резервов на 21,6 - 51,2 млрд. долларов США. В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2 - 106,7 млрд. долларов США. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4 - 5,5%. IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9 - 10%, в 2011 году - до 7 - 8%, в 2012 году - до 5 - 7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5 - 9,5% в 2010 году, 6,5 - 7,5% в 2011 году и 4,5 - 6,5% в 2012 году. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В связи с этим диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8 - 18%. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10 - 20 и 12 - 21% соответственно. Денежная программа на 2010 - 2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы. Расчеты по программе на 2010 - 2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8 - 17%, в 2011 году - 11 - 19%, в 2012 году - 13 - 19%. Для первого варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй - четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010 - 2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы. В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам - снизиться на 1,2 трлн. рублей. Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году - на 0,3 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 2011 - 2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам. По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей. В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА - на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году. По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010 - 2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов. Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011 - 2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году. Прогноз показателей денежной программы на 2010 - 2012 годы (млрд. рублей) <*> --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |1.01.2010| 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | | | (оценка)| | | | | |---------|--------------------------------------|-----------------------------------|-----------------------------------| | | (59,5 |I вариант| II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | | |долл. США|(45 долл.| вариант | вариант |вариант |вариант |вариант | вариант|вариант |вариант |вариант |вариант |вариант | | | за | США за |(58 долл.|(68 долл.| (80 | (45 | (59 | (74 | (87 | (45 | (60 | (81 | (95 | | | баррель)|баррель) | США за | США за | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | | | | |баррель) |баррель) | США за | США за | США за | США за | США за | США за | США за | США за | США за | | | | | | |баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Денежная база (узкое | 5 008| 5 428| 5 710| 5 789| 5 858| 6 002| 6 566| 6 790| 6 973| 6 780| 7 617| 7 929| 8 305| |определение) | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - наличные деньги в | 4 909| 5 321| 5 597| 5 674| 5 741| 5 885| 6 436| 6 654| 6 831| 6 649| 7 466| 7 766| 8 133| | обращении (вне Банка России) | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - обязательные резервы | 99| 107| 113| 115| 117| 117| 130| 136| 141| 131| 151| 163| 172| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Чистые международные резервы | 12 095| 11 858| 12 549| 13 246| 14 142| 11 968| 13 185| 14 752| 16 756| 12 268| 14 074| 16 706| 19 891| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |- в млрд. долларов США | 411| 403| 427| 451| 481| 407| 449| 502| 570| 417| 479| 568| 677| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Чистые внутренние активы | -7 086| -6 430| -6 840| -7 457| -8 284| -5 966| -6 619| -7 962| -9 784| -5 488| -6 458| -8 777| -11 586| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Чистый кредит расширенному | -4 867| -2 593| -3 104| -3 359| -4 011| -1 947| -2 345| -3 353| -4 789| -1 309| -1 615| -3 370| -5 443| | правительству | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - чистый кредит федеральному| -4 047| -1 723| -2 184| -2 439| -3 091| -1 027| -1 375| -2 383| -3 819| -339| -595| -2 350| -4 423| | правительству | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - остатки средств | -820| -870| -920| -920| -920| -920| -970| -970| -970| -970| -1 020| -1 020| -1 020| | консолидированных бюджетов | | | | | | | | | | | | | | | субъектов Российской | | | | | | | | | | | | | | | Федерации и государственных | | | | | | | | | | | | | | | внебюджетных фондов на | | | | | | | | | | | | | | | счетах в Банке России | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Чистый кредит банкам | 159| -1 088| -1 100| -1 555| -1 746| -1 025| -1 431| -1 816| -2 154| -976| -1 827| -2 053| -2 454| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - валовой кредит банкам | 1 355| 1 022| 952| 924| 829| 951| 905| 878| 788| 861| 830| 800| 750| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - корреспондентские счета | -1 195| -2 110| -2 051| -2 478| -2 575| -1 976| -2 336| -2 694| -2 942| -1 836| -2 657| -2 853| -3 204| | кредитных организаций, | | | | | | | | | | | | | | | депозиты банков в Банке | | | | | | | | | | | | | | | России и другие инструменты | | | | | | | | | | | | | | | абсорбирования свободной | | | | | | | | | | | | | | | банковской ликвидности | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Прочие чистые | -2 379| -2 749| -2 636| -2 543| -2 527| -2 994| -2 843| -2 793| -2 840| -3 204| -3 016| -3 354| -3 689| |неклассифицированные активы | | | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2009 года. Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году - на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. IV.2. Политика валютного курса Политика валютного курса Банка России в 2010 - 2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. По мере снижения участия Банка России в курсообразовании на внутреннем валютном рынке повышается актуальность задачи обеспечения необходимого качества управления валютными рисками участниками рынка. Решение задач в данной сфере будет осуществляться как за счет содействия созданию механизмов управления валютным риском, так и путем нормативного регулирования деятельности кредитных организаций. В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий механизм ограничения волатильности валютного курса, включающий правило автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России. В течение переходного периода подобный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса рубля от изменений рыночной конъюнктуры, что даст возможность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу. На протяжении переходного периода порядок проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать совершение операций как на границах, так и внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины. Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику курса рубля. Таким образом, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе существенную роль в формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энергоносителей - основных товаров российского экспорта, изменение которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования процентной политики Банка России и ее вклада в достижение установленных целей денежно-кредитной политики. IV.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование В среднесрочной перспективе система инструментов денежно - кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков. В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка. При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования. При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам. В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета. Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения. Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований. V. Приложение V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов В 2010 - 2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений "Группы 20". В рамках развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить: - дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер; - развитие подходов к надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок активов; - совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе; - совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность; - дальнейшее совершенствование отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в том числе на консолидированной основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.); - уточнение полномочий Банка России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно признанных подходов. Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II). На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов <*>. Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный "запас прочности" банковской системы и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций. -------------------------------- <*> Динамические резервы - общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает фазы экономического цикла. Динамические резервы увеличиваются на подъеме и снижаются на спаде экономики. Банк России продолжит работу по следующим направлениям. В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих: - создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации; - закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций; - совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм; - обязанность номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьих лиц, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям - эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних; - упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России; - привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций. Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) кредитных организаций, требований к составу совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров (наблюдательным советом). Учитывая необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков". Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления. Будет продолжена работа по совершенствованию макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования. В целях дальнейшего повышения степени защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков и эффективности функционирования системы страхования вкладов при условии сохранения на адекватном уровне средств фонда обязательного страхования вкладов предполагается рассмотреть вопрос о расширении круга лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (за счет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица). Инспекционная деятельность в 2010 - 2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. При этом в ходе инспекционных проверок повышенное внимание будет уделяться: - оценке банками кредитного риска (включая достоверное отражение в учете и отчетности просроченной задолженности, адекватное формирование резервов на возможные потери по ссудам), его влияния на капитал и в целом финансовую устойчивость кредитных организаций; - анализу состояния ликвидности в кредитных организациях и используемых методов оценки и инструментов управления риском потери ликвидности; - проверке состояния расчетной дисциплины, своевременности проведения кредитными организациями платежей клиентов; - выявлению сомнительных операций, в том числе на предмет наличия многоступенчатых схем проведения расчетов, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных организаций за счет ненадлежащих активов в целях "регулирования" величины капитала и значений обязательных нормативов; - соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; - проверке использования кредитными организациями средств государственной поддержки и выполнения требований нормативных актов Банка России, регламентирующих порядок предоставления кредитов Банка России. Продолжится проведение эксперимента по централизации инспекционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе, который принципиально меняет организационную структуру инспектирования. Предполагается дальнейшая апробация предоставляемых экспериментом возможностей: повышение независимости инспекторов, маневрирование инспекционными ресурсами, обмен опытом, взаимное повышение требований подразделений инспектирования и надзора к качеству работы. Продолжится развитие системы внутреннего контроля качества инспекционной деятельности, включающей текущий мониторинг хода и результатов проверок структурообразующих кредитных организаций и кредитных организаций, имеющих признаки проблемности, а также оперативный анализ качества актов таких проверок. Также предполагается развитие взаимодействия Банка России с другими государственными контролирующими органами по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций. В 2010 году и в период 2011 и 2012 годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в части принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, а именно - передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Банк России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями норм соответствующего законодательства. V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов В рамках выполнения задач по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2010 - 2012 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям: - выполнение плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра; - совершенствование нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО, в том числе внесение в законодательство всестороннего определения операции РЕПО, отражающего как стандартные для российского рынка, так и новые элементы, в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности; - внедрение механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности; - участие в совершенствовании налогового законодательства для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг на возвратной основе - в частности, расширение возможностей по управлению обеспечением при проведении сделок РЕПО, внедрение института РЕПО до востребования и создание механизма изменения ставки РЕПО, вопросов по налогообложению дивидендов по ценным бумагам, составляющим обеспечение по РЕПО, а также создания резервов и проведения переоценки по операциям РЕПО; - введение в законодательство механизма ликвидационного неттинга (в первую очередь для производных финансовых инструментов) и распространение его на операции РЕПО; - внесение изменений в нормативные акты для допуска государственных ценных бумаг к вторичному обращению на российских фондовых биржах; - продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов; - продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли для повышения степени защиты прав и интересов инвесторов; - содействие совершенствованию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском. V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы России в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов В 2010 - 2012 годах Банк России будет осуществлять мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации в целях обеспечения ее эффективного и бесперебойного функционирования, способствующего устойчивому развитию банковской системы и поддержанию макроэкономической стабильности. Банк России продолжит работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем. С целью создания условий для развития платежной системы Российской Федерации, повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами Банк России продолжит работу по модернизации платежных инструментов и совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики. Основные мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры, предусматривающей прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы, что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы. В целях реализации участниками финансовых рынков расчетов на условиях "поставка против платежа" денежными средствами, размещенными на счетах в Банке России, будет создаваться и внедряться интерфейс системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) и системы расчетов на рынке государственных ценных бумаг. При переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации будет реализован механизм передачи через Банк России кредитными организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц. В платежной системе Банка России продолжится внедрение усовершенствованных форматов расчетных документов, а также международных стандартов передачи и обработки платежной информации, прежде всего в части форматов электронных сообщений и порядка их использования, для обеспечения участников возможностями сквозной автоматизированной обработки платежей. С целью ускорения осуществления безналичных расчетов через Банк России будет организован электронный документооборот между его клиентами в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов. Банком России будет продолжена работа по развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышению финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг. V.4. План важнейших мероприятий Банка России на 2010 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России ---------------------------------------------------------------------------- | | Содержание мероприятий | Срок | | | | исполнения| |---|----------------------------------------------------------------------| | | Банковская система и банковский надзор | |---|----------------------------------------------------------------------| | 1.| Участие в подготовке проекта Федерального закона "О | I - IV | | | внесении изменений в Федеральный закон "О банках и | кварталы | | | банковской деятельности" и Федеральный закон "О | | | | Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в | | | | части расширения перечня мер воздействия, которые Банк | | | | России мог бы применять к кредитным организациям исходя | | | | из рекомендаций документа Базельского комитета по | | | | банковскому надзору | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 2.| Участие в доработке проекта Федерального закона "О | I - III | | | внесении изменений в Федеральные законы "О банках и | кварталы | | | банковской деятельности" и "О Центральном банке | | | | Российской Федерации (Банке России)" в части уточнения | | | | основных положений консолидированного надзора и | | | | требований к раскрытию кредитными организациями, | | | | банковскими группами, банковскими холдингами информации о| | | | своей деятельности перед заинтересованными пользователями| | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 3.| Участие в подготовке проекта федерального закона, | I - IV | | | закрепляющего возможность привлечения организаций | кварталы | | | федеральной почтовой связи для осуществления отдельных | | | | технологических операций, связанных с осуществлением | | | | банковских операций | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 4.| Продолжение работы по проекту Федерального закона "О | I - III | | | внесении изменений в Федеральные законы "О банках и | кварталы | | | банковской деятельности", "О Центральном банке Российской| | | | Федерации (Банке России)" в части конкретизации | | | | требований к должностным лицам кредитных организаций, | | | | предоставления Банку России права определять критерии их | | | | деловой репутации, собирать информацию и вести базу | | | | данных о руководителях и сотрудниках кредитных | | | | организаций, деятельность которых способствовала | | | | нанесению ущерба деятельности кредитных организаций или | | | | нарушениям законодательства Российской Федерации и | | | | нормативных актов Банка России | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 5.| Участие в разработке проекта Федерального закона "О | I - III | | | внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном | кварталы | | | банке Российской Федерации (Банке России)" в части | | | | законодательного закрепления за Банком России права на | | | | обработку персональных данных, полученных Банком России в| | | | рамках выполнения возложенных на него функций (с учетом | | | | накопления и использования в настоящее время Банком | | | | России персональных данных физических лиц (в том числе | | | | руководителей кредитных организаций и их подразделений, | | | | учредителей (участников) кредитных организаций и иных | | | | лиц) | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 6.| Участие в разработке проекта Федерального закона "О | I - IV | | | внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных | кварталы | | | бумаг", предусматривающего изменения, обязывающие | | | | номинальных держателей предоставлять кредитной | | | | организации сведения о владельцах акций кредитной | | | | организации и о владельцах акций акционерных обществ, | | | | посредством которых реальным владельцем акций кредитной | | | | организации осуществляется косвенно существенное влияние | | | | на решения, принимаемые органами управления кредитной | | | | организации | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 7.| Участие в разработке проекта федерального закона, | II - III | | | предусматривающего упрощение эмиссии ценных бумаг в части| кварталы | | | итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации | | | | отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену | | | | ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, | | | | а также рационализацию контроля за соблюдением требований| | | | законодательства Российской Федерации и нормативных актов| | | | Банка России, в частности, путем установления | | | | дополнительных мер воздействия в отношении | | | | приобретателей, нарушивших требования законодательства | | | | Российской Федерации и нормативных актов Банка России | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 8.| Продолжение работы по проекту Федерального закона "О | II - III | | | внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О | кварталы | | | несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в | | | | части передачи имущественного комплекса ликвидируемой | | | | кредитной организации действующему банку, а также | | | | использования отступного при расчетах с кредиторами в | | | | ходе конкурсного производства | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| | 9.| Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный| I - IV | | | закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,| кварталы | | | полученных преступным путем, и финансированию | | | | терроризма", а также проведение работы по | | | | совершенствованию нормативно-правовой и рекомендательной | | | | базы Банка России в сфере противодействия легализации | | | | (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и | | | | финансированию терроризма | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |10.| Завершение работы и введение в действие нормативных | I - IV | | | документов Банка России, предусматривающих реализацию | кварталы | | | наиболее простых подходов к оценке достаточности | | | | собственных средств (капитала) банков (в том числе с | | | | учетом операционного риска) в соответствии с документом | | | | Базельского комитета по банковскому надзору | | | | "Международная конвергенция измерения капитала и | | | | стандартов капитала: новые подходы" (Базель II) | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |11.| Участие в проведении работы по повышению финансовой | I - IV | | | грамотности населения в области банковской деятельности, | кварталы | | | а также в сфере розничных платежных услуг | | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Финансовые рынки | |---|----------------------------------------------------------------------| |12.| Выполнение плана мероприятий по созданию в Москве | I - IV | | | международного финансового центра | кварталы | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |13.| Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы,| I квартал | | | регламентирующей проведение сделок РЕПО | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |14.| Участие в работе по внедрению механизмов предоставления | I - II | | | ценных бумаг на возвратной основе | кварталы | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |15.| Участие в совершенствовании налогового законодательства | I - IV | | | для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением| кварталы | | | операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг | | | | на возвратной основе | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |16.| Введение в законодательство механизма ликвидационного | I - IV | | | неттинга | кварталы | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |17.| Внедрение сервисов для участников рынка, касающихся | I - IV | | | управления обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее | кварталы | | | РЕПО) | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |18.| Продолжение работы по совершенствованию законодательства | I - II | | | о клиринговой деятельности | кварталы | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |19.| Внесение изменений в нормативные акты для допуска | I - II | | | государственных ценных бумаг к вторичному обращению на | кварталы | | | российских фондовых биржах | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |20.| Продолжение работы по совершенствованию законодательства,| I - IV | | | регламентирующего деятельность по организации торговли | кварталы | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |21.| Содействие развитию системы индикаторов рыночных | I - III | | | процентных ставок | кварталы | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Платежная система России | |---|----------------------------------------------------------------------| |22.| Продолжение работы по участию в совершенствовании | I - IV | | | законодательства по платежной системе Российской | кварталы | | | Федерации и формированию в нормативной базе Банка России | | | | основных положений, определяющих функционирование | | | | платежных систем | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |23.| Проведение работы по совершенствованию платежных | I - IV | | | инструментов, правил осуществления платежей и переводов | кварталы | | | денежных средств и их сближению с международными | | | | стандартами | | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Платежная система Банка России | |---|----------------------------------------------------------------------| |24.| Проведение комплекса работ по переводу в систему БЭСП | I - IV | | | расчетов по сделкам на рынке государственных ценных бумаг| кварталы | | | и единой торговой сессии межбанковских валютных бирж | | |---|----------------------------------------------------------|-----------| |25.| Организация электронного документооборота между Банком | IV квартал| | | России, Федеральным казначейством и банками в части | | | | направления в электронном виде информации из платежных | | | | документов, а также между клиентами Банка России в части | | | | направления запросов и ответов для подтверждения | | | | правильности реквизитов расчетных документов | | ---------------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |