ПУНКТОМ 5 СТ. 280 НК РФ ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПО ЦЕНЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ СДЕЛОК НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРИНИМАЕТСЯ МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА СДЕЛКИ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. МОЖНО ЛИ ПРИ ВЫБЫТИИ ЦЕННЫХ БУМАГ В СОСТАВЕ ЗАТРАТ НА ИХ ПРИОБРЕТЕНИЕ УЧИТЫВАТЬ ЦЕНУ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПО ЦЕНЕ ВЫШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ СДЕЛОК НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/222 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения стоимости ценных бумаг для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). На основании п. 5 ст. 280 Кодекса рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. В случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора. В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса. Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом. Учитывая изложенное, по мнению Департамента, расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной цены, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 Кодекса. Одновременно сообщаем, что проектом федерального закона N 172989-5 "О внесении изменений в главы 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации", принятым во втором чтении, в п. 5 ст. 280 Кодекса вносятся изменения, определяющие, что в случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается максимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/222 |