ОРГАНИЗАЦИЯ - ПЛАТЕЛЬЩИК ЕНВД В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 17.07.2009 N 162-ФЗ ПЛАНИРУЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ОБЯЗАНА ЛИ ОНА ВЕСТИ КНИГУ КАССИРА-ОПЕРАЦИОНИСТА? НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ УЧИТЫВАТЬ ВЫРУЧКУ В БУХУЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОДТВЕРЖДАТЬ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЕДЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ БАНКОМ ЛИМИТ КАССЫ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 ноября 2009 г. N 03-01-15/10-499 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и сообщает. Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный Закон N 54-ФЗ), которым предусмотрена возможность для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающих под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) в момент оплаты товара (работы, услуги) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Что касается вопроса о необходимости ведения журнала кассира-операциониста организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и решивших воспользоваться правом не применять контрольно-кассовую технику, следует отметить, что в соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, форма N КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Все записи в журнале кассира-операциониста ведутся ежедневно в хронологическом порядке. Основанием для записи являются Z-отчеты, снятые с контрольно-кассовой техники. Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. По вопросу учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и решивших воспользоваться правом не применять контрольно-кассовую технику, сообщаем, что выручка от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) является доходом от обычных видов деятельности и отражается в бухгалтерском учете организации, осуществляющей розничную торговлю в общеустановленном порядке согласно выбранному методу учета доходов и расходов, закрепленному в учетной политике организации. Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Таким образом, соответствующие расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами (товарными чеками, квитанциями или другими документами), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанные документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, могут выдаваться организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. По вопросам, связанным с организацией наличного денежного обращения, следует обращаться в Центральный банк Российской Федерации. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 ноября 2009 г. N 03-01-15/10-499 |