ОРГАНИЗАЦИЯ - ПЛАТЕЛЬЩИК ЕНВД В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 17.07.2009 N 162-ФЗ ПЛАНИРУЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ОБЯЗАНА ЛИ ОНА ВЕСТИ КНИГУ КАССИРА-ОПЕРАЦИОНИСТА? НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ УЧИТЫВАТЬ ВЫРУЧКУ В БУХУЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.11.09 03-01-15/10-499

          ОРГАНИЗАЦИЯ - ПЛАТЕЛЬЩИК ЕНВД В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
         ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 17.07.2009 N 162-ФЗ ПЛАНИРУЕТ
          ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ОБЯЗАНА ЛИ ОНА ВЕСТИ
           КНИГУ КАССИРА-ОПЕРАЦИОНИСТА? НА ОСНОВАНИИ КАКИХ
         ДОКУМЕНТОВ УЧИТЫВАТЬ ВЫРУЧКУ В БУХУЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ
         И ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОДТВЕРЖДАТЬ РАСХОДЫ НА
            ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЕДЕНИИ
          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ
                   БАНКОМ ЛИМИТ КАССЫ ОРГАНИЗАЦИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          11 ноября 2009 г.
                          N 03-01-15/10-499

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение    по   вопросу   применения   контрольно-кассовой   техники
организациями   и   индивидуальными  предпринимателями,  уплачивающими
единый  налог  на  вмененный доход для отдельных видов деятельности, и
сообщает.
     Федеральным  законом  от  17.07.2009 N 162-ФЗ внесены изменения в
Федеральный    закон    от    22.05.2003   N   54-ФЗ   "О   применении
контрольно-кассовой   техники   при  осуществлении  наличных  денежных
расчетов  и  (или)  расчетов с использованием платежных карт" (далее -
Федеральный  Закон  N  54-ФЗ),  которым  предусмотрена возможность для
организаций     и    индивидуальных    предпринимателей,    являющихся
налогоплательщиками  единого  налога  на вмененный доход для отдельных
видов  деятельности,  не  подпадающих  под  действие п. п. 2 и 3 ст. 2
Федерального    закона    N    54-ФЗ,    при    осуществлении    видов
предпринимательской   деятельности,  установленных  п.  2  ст.  346.26
Налогового   кодекса   Российской   Федерации,  осуществлять  наличные
денежные  расчеты  и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения   контрольно-кассовой   техники   при   условии  выдачи  по
требованию  покупателя  (клиента)  в  момент  оплаты  товара  (работы,
услуги)  документа  (товарного чека, квитанции или другого документа),
подтверждающего   прием  денежных  средств  за  соответствующий  товар
(работу, услугу).
     Что    касается   вопроса   о   необходимости   ведения   журнала
кассира-операциониста       организациями       и      индивидуальными
предпринимателями,  уплачивающими  единый налог на вмененный доход для
отдельных  видов  деятельности  и  решивших  воспользоваться правом не
применять   контрольно-кассовую   технику,  следует  отметить,  что  в
соответствии  с  Указаниями  по применению и заполнению форм первичной
учетной  документации  по  учету  денежных  расчетов  с населением при
осуществлении  торговых  операций  с  применением  контрольно-кассовых
машин, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N
132, форма N КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" применяется для учета
операций  по  приходу  и  расходу  наличных  денег (выручки) по каждой
контрольно-кассовой    машине    организации,    а    также   является
контрольно-регистрационным  документом показаний счетчиков. Все записи
в  журнале  кассира-операциониста  ведутся ежедневно в хронологическом
порядке.   Основанием   для   записи   являются   Z-отчеты,  снятые  с
контрольно-кассовой техники.
     Согласно  ст.  9  Федерального  закона  от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском    учете"   все   хозяйственные   операции,   проводимые
организацией,  должны  оформляться  оправдательными  документами.  Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых
ведется бухгалтерский учет.
     По  вопросу  учета  выручки  в  организациях  и  у индивидуальных
предпринимателей,  уплачивающих  единый  налог  на вмененный доход для
отдельных  видов  деятельности  и  решивших  воспользоваться правом не
применять   контрольно-кассовую  технику,  сообщаем,  что  выручка  от
продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) является доходом от
обычных   видов   деятельности  и  отражается  в  бухгалтерском  учете
организации,  осуществляющей  розничную  торговлю  в общеустановленном
порядке   согласно   выбранному   методу  учета  доходов  и  расходов,
закрепленному в учетной политике организации.
     Согласно   ст.   252   Налогового  кодекса  Российской  Федерации
расходами   признаются  обоснованные  и  документально  подтвержденные
затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных  ст.  265  Кодекса, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     При  этом  под документально подтвержденными расходами понимаются
затраты,  подтвержденные  документами,  оформленными  в соответствии с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Таким образом, соответствующие расходы при осуществлении наличных
денежных  расчетов  и (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях  продажи  товаров,  выполнения работ или оказания услуг должны
подтверждаться  отпечатанными  контрольно-кассовой  техникой кассовыми
чеками  или  документами  (товарными  чеками,  квитанциями или другими
документами),    подтверждающими    прием    денежных    средств    за
соответствующий товар (работу, услугу).
     Указанные  документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2.1
ст.  2  Федерального  закона N 54-ФЗ, могут выдаваться организациями и
индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого налога
на  вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении
ими   соответствующей   предпринимательской  деятельности,  подлежащей
налогообложению  единым налогом на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
     По   вопросам,   связанным  с  организацией  наличного  денежного
обращения, следует обращаться в Центральный банк Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
11 ноября 2009 г.
N 03-01-15/10-499