ООО ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ДОГОВОРАМ НА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПОЛУЧАЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В ВИДЕ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ЦЕНОЙ ДОГОВОРА И ПОНЕСЕННЫМИ НА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ РАСХОДАМИ. ООО ПРИ РАСЧЕТАХ С ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.09.09 03-03-06/1/623

                  ООО ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ 
        ЭКСПЕДИЦИИ ПО ДОГОВОРАМ НА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ 
         ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПОЛУЧАЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В ВИДЕ РАЗНИЦЫ 
         МЕЖДУ ЦЕНОЙ ДОГОВОРА И ПОНЕСЕННЫМИ НА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ 
       РАСХОДАМИ. ООО ПРИ РАСЧЕТАХ С ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ 
        ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРИВЛЕКАЕМЫМИ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА, 
     ДЕЙСТВУЕТ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ, НО ЗА СЧЕТ КЛИЕНТА. ЧАСТЬ АВАНСА, 
          ПОЛУЧЕННОГО ОТ КЛИЕНТА В РУБЛЯХ, КОНВЕРТИРУЕТСЯ В 
           ИНОСТРАННУЮ ВАЛЮТУ И ПЕРЕЧИСЛЯЕТСЯ ИНОСТРАННОМУ 
            ПЕРЕВОЗЧИКУ. ДАННАЯ СУММА УКАЗЫВАЕТСЯ В ОТЧЕТЕ 
         ЭКСПЕДИТОРА В РУБЛЯХ ПО КОММЕРЧЕСКОМУ КУРСУ НА ДЕНЬ 
        ПРИОБРЕТЕНИЯ ВАЛЮТЫ. ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА ИНОСТРАННЫХ 
         ВАЛЮТ К РУБЛЮ В УЧЕТЕ ООО ВОЗНИКАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И 
       ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ, НЕ ВОЗМЕЩАЕМЫЕ КЛИЕНТОМ, 
        ПОСКОЛЬКУ ЭТО НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА, ПРИ 
     ПРИОБРЕТЕНИИ ВАЛЮТЫ, ПО РАСЧЕТАМ С ИНОСТРАННЫМ КОНТРАГЕНТОМ, 
       ПЕРЕОЦЕНКЕ ПО СЧЕТАМ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ТРЕБОВАНИЙ 
      В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ПО ДОГОВОРУ. СЛЕДУЕТ ЛИ ООО УЧИТЫВАТЬ 
     ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СОСТАВЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ 
            ДОХОДОВ И РАСХОДОВ УКАЗАННЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                         28 сентября 2009 г. 
                           N 03-03-06/1/623
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о  порядке  учета  для  целей налогообложения прибыли курсовых
разниц в рамках исполнения агентского договора и договора транспортной
экспедиции и сообщает следующее.
     В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее   -  Кодекс)  при  определении  налоговой  базы  не
учитываются  доходы  в  виде  имущества  (включая  денежные средства),
поступившего  комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с
исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или
другому  аналогичному  договору,  а  также  в  счет возмещения затрат,
произведенных  комиссионером,  агентом  и  (или)  иным  поверенным  за
комитента,  принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не
подлежат  включению  в  состав  расходов  комиссионера, агента и (или)
иного  поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К
указанным  доходам  не  относится  комиссионное,  агентское  или  иное
аналогичное вознаграждение.
     Соответственно,  согласно  п.  9  ст. 270 Кодекса при определении
налоговой  базы  не  учитываются  расходы  в  виде  имущества (включая
денежные  средства),  переданного  комиссионером, агентом и (или) иным
поверенным  в  связи  с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому  договору  или  иному аналогичному договору, а также в счет
оплаты  затрат,  произведенной  комиссионером,  агентом  и  (или) иным
поверенным  за  комитента,  принципала  и (или) иного доверителя, если
такие  затраты  не  подлежат включению в состав расходов комиссионера,
агента   и   (или)   иного  поверенного  в  соответствии  с  условиями
заключенных договоров.
     Исходя из этого, агент или иной поверенный, исполняя определенные
договором  юридические  и  иные  действия,  не  ведет  налоговый  учет
операций,  совершенных  им  по  агентским  договорам.  Налоговый  учет
операций  по  указанным сделкам осуществляет комитент, принципал (иной
доверитель),  который  и  определяет  налоговую  базу  по  совершенным
операциям для исчисления налога на прибыль организаций и представления
налоговой декларации в налоговый орган.
     В  то  же время, если агент или иной поверенный в рамках договора
комиссии   осуществляет   расходы,   не   возмещаемые  принципалом  и,
соответственно,  не  учитываемые  в налоговом учете принципала, то, по
нашему  мнению, такие расходы агент вправе включить в состав расходов,
учитываемых  им  при  определении  налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.  При  этом  указанные расходы должны отвечать требованиям
ст.   252   Кодекса,   в  том  числе  соответствовать  заключенному  в
соответствии  с  гражданским  законодательством  Российской  Федерации
договору.
     Согласно  п.  11  ст.  250  и  пп.  5  п.  1  ст.  265  Кодекса к
внереализационным   доходам   и  расходам  относятся,  соответственно,
положительные   и   отрицательные  курсовые  разницы,  возникающие  от
переоценки  имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных
бумаг,    номинированных    в   иностранной   валюте)   и   требований
(обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том
числе  по  валютным  счетам  в банках, проводимой в связи с изменением
официального  курса  иностранной  валюты к рублю Российской Федерации,
установленного Центральным банком Российской Федерации.
     Исходя   из   вышеизложенного   налоговый  учет  курсовых  разниц
осуществляется  принципалом  или  иным лицом, от имени и (или) за счет
которого   совершаются   юридические   действия,   в   соответствии  с
положениями  ст.  ст.  250  и  265 Кодекса в составе внереализационных
доходов (расходов).
     В   частности,   курсовые   разницы  (как  положительные,  так  и
отрицательные),  возникающие  по  сумме  аванса  в иностранной валюте,
приобретенной агентом за счет средств принципала, по нашему мнению, не
отражаются  в  налоговом  учете  агента,  а  подлежат  учету для целей
налогообложения   прибыли  у  принципала  в  порядке,  предусмотренном
Кодексом.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.
                                                                      
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
28 сентября 2009 г. 
N 03-03-06/1/623