ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СПИСАТЬ СУММУ БЕЗНАДЕЖНОГО ДОЛГА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ НА ОСНОВАНИИ П. 5 СТ. 266 НК РФ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ ПО ДАННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НЕ СОЗДАВАЛСЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/744 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке списания безнадежной задолженности и сообщает следующее. На основании п. п. 1 и 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Согласно п. 5 ст. 266 Кодекса, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва и только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва. Учитывая изложенное, в случае если по задолженности не создавался резерв по сомнительным долгам, данная сумма безнадежного долга учитывается в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/744 |