ОБ УЧЕТЕ В РАСХОДАХ НА ОПЛАТУ ТРУДА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ЖИЛЬЯ ДЛЯ СОТРУДНИКА, А ТАКЖЕ В ВИДЕ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ ВЫПЛАТ СОТРУДНИКАМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ,. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.11.09 03-03-06/2/223

          ОБ УЧЕТЕ В РАСХОДАХ НА ОПЛАТУ ТРУДА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
          НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕННОГО
         ЖИЛЬЯ ДЛЯ СОТРУДНИКА, А ТАКЖЕ В ВИДЕ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ
            ВЫПЛАТ СОТРУДНИКАМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ,
        ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ, ПО
         КОТОРОМУ УКАЗАННАЯ ВЫПЛАТА КВАЛИФИЦИРУЕТСЯ КАК ФОРМА
                            ОПЛАТЫ ТРУДА.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          12 ноября 2009 г. 
                           N 03-03-06/2/223
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по   вопросу   учета   расходов   на   оплату  труда  в  виде
предоставленного  жилья  для сотрудника и в виде единовременных выплат
сотрудникам  при  поступлении  на  работу  и  исходя из содержащейся в
письме информации сообщает следующее.
     1.  В  соответствии  со  ст.  255  Налогового  кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда
включаются  любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной
формах,   стимулирующие   начисления   и   надбавки,   компенсационные
начисления,  связанные  с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные   поощрительные   начисления,   расходы,   связанные  с
содержанием  этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской  Федерации,  трудовыми  договорами  (контрактами)  и  (или)
коллективными договорами.
     Из  этого  следует,  что  в  расходах  на  оплату  труда  в целях
налогообложения  прибыли учитываются любые начисления работникам, если
эти   начисления  предусмотрены  нормами  законодательства  Российской
Федерации,  трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. При
этом  указанная норма не оговаривает, что эти начисления не могут быть
количественно ограничены.
     Согласно  п.  1  ст.  11  Кодекса  институты,  понятия  и термины
гражданского,  семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком
они  используются  в  этих  отраслях  законодательства,  если  иное не
предусмотрено Кодексом.
     Учитывая,  что гл. 25 Кодекса не содержит определения натуральной
формы оплаты труда, при налогообложении расходов, связанных с выплатой
заработной   платы   в   натуральной   форме   оплаты  труда,  следует
руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
     Статьей  131  Трудового кодекса Российской Федерации установлено,
что  выплата  заработной  платы производится в денежной форме в валюте
Российской Федерации (в рублях).
     В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по
письменному  заявлению  работника оплата труда может производиться и в
иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и
международным  договорам  Российской Федерации. Доля заработной платы,
выплачиваемой  в  неденежной форме, не может превышать 20 процентов от
начисленной месячной заработной платы.
     Таким   образом,   исходя   из  данной  нормы  Трудового  кодекса
Российской Федерации выплата работникам заработной платы в натуральной
форме не должна превышать 20 процентов от начисленного заработка.
     Учитывая  изложенное,  считаем,  что  расходы  организации в виде
выплаты  заработной  платы  в  натуральной  форме сверх установленного
Трудовым   кодексом   Российской   Федерации   20-процентного  размера
начисленной  месячной  заработной платы не учитываются при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций как не предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
     2.  В  отношении единовременной выплаты работнику после его найма
на  работу, осуществляемой согласно трудовому договору, в соответствии
с которым эта выплата квалифицируется как форма оплаты труда, отмечаем
следующее.
     Как  следует  из  преамбулы  ст. 255 Кодекса, в расходы на оплату
труда  включаются  любые  начисления  работникам  в  денежной  и (или)
натуральной    формах,    стимулирующие    начисления    и   надбавки,
компенсационные  начисления,  связанные с режимом работы или условиями
труда,  предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Таким  образом,  в  целях  налогообложения  прибыли  расходами на
оплату  труда  признаются любые начисления, связанные с режимом работы
или условиями труда, в случае если они предусмотрены законодательством
Российской  Федерации,  трудовыми  договорами  и  (или)  коллективными
договорами.
     При этом согласно ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли
расходами   признаются  обоснованные  и  документально  подтвержденные
затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Таким    образом,   сумма   единовременной   выплаты   работнику,
осуществляемой  после  заключения  трудового договора, выплачиваемая в
соответствии  с  указанным трудовым договором, по нашему мнению, может
быть  признана в целях налогообложения прибыли организаций расходом на
оплату  труда при условии, что такая выплата соответствует требованиям
ст. 252 Кодекса и законодательству о труде.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.
                                                                      
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
12 ноября 2009 г. 
N 03-03-06/2/223