Страницы: 1 2 |------------------------|--------------------|---------------------------| |Валганцикловир |Омализумаб |Кломипрамин | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Вориконазол |Палиперидон |Левомепромазин | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Гадобутрол |Перициазин |Лорноксикам | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Гадодиамид |Пэгинтерферон альфа-|Мемантин | | |2альфа | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Гадопентетовая кислота |Пэгинтерферон альфа-|Метилпреднизолон | | |2бета | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Ганцикловир |Пэгфилграстим |Метформин + глибенкламид | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Гефитиниб |Рабепразол |Мидазолам | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Гидроксизин |Ритуксимаб |Микофеноловая кислота | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Гозерелин |Рокурония бромид |Нимесулид | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Гранисетрон |Ропивакаин |Нимодипин | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Даклизумаб |Салметерол + |Орнитин | | |флутиказон | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Дарбэпоэтин альфа |Севофлуран |Прокарбазин | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Диданозин |Сертиндол |Пропофол | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Динопрост |Сиролимус |Рисперидон | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Дорназа альфа |Сорафениб |Силибинин | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Дротрекогин альфа |Такролимус |Сультамициллин | |[активированный] | | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Зипрасидон |Темозоломид |Троксерутин | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Зуклопентиксол |Тенектеплаза |Фенотерол | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Иматиниб |Тиотропия бромид |Фосфокреатин | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Имиглюцераза |Топотекан |Фулвестрант | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Иммуноглобулин |Трастузумаб |Хлорпротиксен | |человеческий нормальный | | | |[IgG + IgA + IgM] | | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Инсулин аспарт |Фактор свертывания |Эсмолол | | |крови VIII + фактор | | | |виллебранда | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Инсулин аспарт |Флумазенил | | |двухфазный | | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Инсулин гларгин |Флупентиксол | Биодженерики | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Инсулин детемир |Формотерол |Глатирамера ацетат | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Инсулин лизпро |Цетуксимаб |Далтепарин натрия | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Интерферон бета-1альфа |Цисатракурия безилат|Интерферон альфа-2альфа | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Интерферон бета-1бета |Эноксапарин натрия |Лактулоза | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Инфликсимаб |Эптаког альфа |Октоког альфа | | |[активированный] | | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Ипратропия |Эрлотиниб |Соевых бобов масло + | |бромид + фенотерол | |триглицериды | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Йогексол |Эртапенем |Факторы свертывания крови | | | |II, IX и X в комбинации | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Йопромид |Эсциталопрам |Флутиказон | |------------------------|--------------------|---------------------------| |Капецитабин |Эфавиренз | | --------------------------------------------------------------------------- Таблица 7.2. Оценка размеров финансирования разработки отечественных дженериковых и инновационных лекарственных средств ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | Мероприятие | Кол-во | Средняя | Общая |Срок,| Результат | | |проектов| стоимость | сумма |годы | | | | | проекта | (млн. | | | | | |(млн. руб.)| руб.) | | | |---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------| | | 1.1. Научно-исследовательские и | 3 000 | 14,4 |43 200 | 5 |Патенты на биологически | | опытно-конструкторские работы по| | | | |активные вещества (более 400),| | доклинической разработке | | | | |возникновения малых | | отечественных инновационных | | | | |инновационных предприятий | | препаратов | | | | |(более 200), регистрация | | | | | | |доклинических испытаний | |---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------| | 1.2. Научно-исследовательские и | 400 | 54 |21 600 | 5 |Капитализация "стартапов". | | опытно-конструкторские работы по| | | | |Привлечение посевных и | | | клиническим испытаниям (1 - 2 | | | | |венчурных фондов, до 200 | | фазы) отечественных | | | | |клинических кандидатов | | инновационных препаратов | | | | |перейдут на 3 фазы КИ, запуск | | | | | | |производства новых ЛС | |---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------| | 1.3. Организация производства | 40 | 375 |15 000 | 3 |Более 40 инновационных | | субстанций и ГЛФ, а также | | | | |синтетических препаратов, | | приобретение лицензий на | | | | |производимых в РФ по лицензии | | | синтетические инновационные | | | | | | | препараты | | | | | | |---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------| | 1.4. Разработка и организация | 150 | 36 | 5 400 | 3 |Зарегистрированные | | производства субстанции и ГЛФ | | | | |отечественные синтетические | | синтетических дженериков | | | | |дженерики и старапы с | | | | | | |дженериковыми портфелями и | | | | | | | |малотоннажным производством | | | | | | |(до 150 МНН) | |---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------| | 1.5. Разработка и организация | 30 | 180 | 5 400 | 5 |Зарегистрированные | | производства субстанции и ГЛФ | | | | |отечественные био-дженерики и | | био-дженериков | | | | |стар-ап компании с | | | | | | |биодженериковыми портфелями | | | | | | |(до 30 МНН) | |---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------| | | 1.6. Строительство заводов и | 10 | 1 080 |10 800 | 5 |До 10 современных заводов, | | приобретение лицензий для | | | | |способных покрыть внутренний | | производства высокотехнологичных| | | | |спрос по всем | | био-дженериков | | | | |биотехнологическим препаратам | |---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------| | 1.7. Прочие расходы | | | 5 000 | 5 |Мониторинг и управление | | | | | | |проектами | |------------------------------------------|-----------|-------|------------------------------------| | | ИТОГО |106 400| | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Финансирование исследовательской инфраструктуры и повышения квалификации кадров Ключевым элементом для реализации необходимого количества проектов, указанных в предыдущем разделе, является наличие подготовленных кадров и соответствующей научно-исследовательской инфраструктуры. На сегодняшний день, по экспертным оценкам, имеется не более 10% кадрового ресурса необходимой квалификации, в связи с чем встает первоочередная задача подготовки и переподготовки кадров для запуска "инновационного цикла" в фармотрасли РФ. Именно нехваткой кадрового ресурса продиктована необходимость покупки лицензий на инновационные препараты на первых двух этапах реализации данной Стратегии. На данный момент в отрасли задействовано более 65 000 специалистов. По расчетам экспертов, необходимо инициировать процесс подготовки и переподготовки более 10 000 человек, занятых на разных этапах создания фармацевтической продукции, и подготовить необходимую инфраструктуру. Нерешение этой задачи может привести к невозможности перехода отрасли на инновационную модель развития. Финансовое обеспечение этих мероприятий отражено в табл. 7.3. Таблица 7.3. Финансовое обеспечение мероприятий по повышению квалификации кадров и созданию исследовательской инфраструктуры для фармацевтической отрасли ------------------------------------------------------------------------------------- | Тип кадров |Необходимое| Сумма, | Примечание | | |количество | млн. | | | | | руб. | | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Научные | 3 500 | 12 600 | Создание новых специальностей и | | исследователи | | | специализаций в ВУЗах, предусматривающих| | (химики, | | | получение необходимых знаний в области | | биологи) | | | фундаментальной медицины, оснащение | | | | | кафедр и лабораторий современным | | | | | оборудованием, обновление научно- | | | | | методической базы, повышение | | | | | квалификации научно-преподавательского | | | | | состава. Повышение оплаты труда молодым | | | | | ученым до международного уровня, | | | | | введение дополнительных выплат студентам| | | | | и аспирантам. Разработка программ | | | | | обучения и переподготовки коллективов | | | | | научных школ совместно с РАН, РАМН, | | | | | профильными ВУЗами | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Индустриальные | 450 | 1 620 | Привлечение в область разработки новых | | научные | | | ЛС специалистов, имеющих опыт работы | | специалисты | | | в индустриальной науке на международном | | | | | уровне, привлечение западных | | | | | специалистов, возврат соотечественников,| | | | | эмигрировавших и работающих в | | | | | иностранных фармацевтических компаниях | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Фармакологи | 800 | 1 920 | Повышение качества образовательных | | | | | программ, организация стажировок. | | | | | Повышение оплаты труда | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Клиницисты | 750 | 2 880 | Повышение качества образовательных | | | | | программ, организация стажировок и | | | | | курсов повышения квалификации, | | | | | осуществление непрерывной системы | | | | | образования, повышение оплаты труда | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Технологи | 2 000 | 7 200 | Создание специальных научно- | | (высоко - | | | образовательных программ, переоснащение | | квалифицированные, | | | лабораторий и кафедр, организация | | GMP) | | | экспериментальных и опытно- | | | | | производственных участков, повышение | | | | | квалификации преподавательского состава,| | | | | международные стажировки, | | | | | образовательные курсы переподготовки | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Управленцы | 2 000 | 720 | Привлечение международных экспертов в | | | | | области фармацевтики и биотехнологий для| | | | | проведения семинаров, консультация на | | | | | профильных кафедрах ВУЗов, стажировки | | | | | менеджеров на иностранные | | | | | фармацевтические производства и научно- | | | | | исследовательские лаборатории | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Инновационные | 1 500 | 1 080 | Создание систем отбора активной молодежи| | менеджеры в | | | в ВУЗах, организация небольших грантов | | фармацевтической | | | для поддержки малого бизнеса и | | отрасли | | | предпринимательства | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Повышение | | 7 200 | Компенсация выплат процентов по | | мобильности | | | ипотечным кредитам для сотрудников | | ученых с учетом | | | коммерческих лабораторий. Служебные | | кластерного | | | общежития и квартиры для сотрудников | | развития | | | государственных научно-исследовательских| | | | | центров и институтов, социальные пакеты,| | | | | соответствующие международному уровню | |--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------| | Всего | | 35 220 | | ------------------------------------------- ----------------------------------------- Финансирование перехода отрасли на международные стандарты GMP Для перехода отрасли на правила работы по международным стандартам GMP необходимо профинансировать строительство около 200 тысяч квадратных метров помещений для производства стерильной и нестерильной продукции. Основные затраты, связанные с переходом на стандарты GMP, включают в себя расходы на: - технологическое оборудование; - чистые или контролируемые помещения (при производстве нестерильных ЛС чистые помещения не обязательны); - неконтролируемые по чистоте помещения; - здание (стоимость здания при новом строительстве или стоимость реконструкции существующего здания); - инфраструктура (инженерные коммуникации, энергетическое хозяйство, мероприятия по охране окружающей среды, благоустройство территории и пр.); - проект производства, испытания (аттестация, валидация) оборудования и процессов. Ниже приведены оценки расходов на строительство и реконструкцию фармацевтических производств в соответствии со стандартами GMP. Таблица 7.4. Затраты на создание производства нестерильных ЛС (суммарной площадью 3000 кв. м, объемом выпуска - 1 млрд. таблеток в год) --------------------------------------------------------------------------- | N | Статья расходов |Сумма, млн.| % от общей | | | | руб. | суммы | | | | | расходов | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | 1 |Технологическое оборудование | 188 | 29 | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | 2 |Чистые или контролируемые помещения <*> | 65,8 | 10 | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | 3 |Неконтролируемые по чистоте помещения <*> | 94 | 15 | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | 4 |Здание (строительство или реконструкция) | 141 | 22 | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | 5 |Инфраструктура | 94 | 15 | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | 6 |Проект | 47 | 7 | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | 7 |Испытания оборудования и процессов | 14,1 | 2 | | |(валидация) | | | |---|--------------------------------------------|-----------|------------| | |Всего: | 643,9 | 100 | --------------------------------------------------------------------------- Таблица 7.5. Затраты на строительство помещений производств нестерильных ЛС (в готовом здании) --------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование |Площадь,| Цена, | Сумма, | | | | кв. м |тыс. руб.|млн. руб.| |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | 1 |Производственные помещения, в том | 1000 | | | | |числе: | | | | |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | | - чистые и контролируемые помещения, | 500 | 94 | 47 | |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | | - неконтролируемые помещения | 500 | 47 | 23,5 | |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | 2 |Вспомогательные помещения, в том числе:| 1000 | | | |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | | - чистые и контролируемые помещения | 200 | 94 | 18,8 | | | (прачечная, лаборатория и пр.), | | | | |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | | - неконтролируемые помещения | 800 | 47 | 37,6 | |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | 3 |Склады | 1000 | 32,9 | 32,9 | |----|---------------------------------------|--------|---------|---------| | |Итого | | | 159,8 | --------------------------------------------------------------------------- Таблица 7.6. Затраты на создание производства стерильных ЛС (суммарной площадью 3,000 кв. м, объемом выпуска 160 млн. ампул в год) --------------------------------------------------------------------------- | N | Статья расходов | Сумма, | % от общей | | | |млн. руб. | суммы | | | | | расходов | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | 1 |Технологическое оборудование | 329 | 38 | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | 2 |Чистые или контролируемые помещения | 112,8 | 13 | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | 3 |Неконтролируемые по чистоте помещения | 94 | 11 | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | 4 |Здание (строительство или реконструкция) | 141 | 16 | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | 5 |Инфраструктура | 94 | 11 | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | 6 |Проект | 70,5 | 8 | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | 7 |Испытания оборудования и процессов | 23,5 | 3 | | |(валидация) | | | |----|-------------------------------------------|----------|-------------| | |Всего | 864,8 | 100 | --------------------------------------------------------------------------- Таблица 7.7. Затраты на строительство помещений производств стерильных ЛС (в готовом здании) --------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Площадь, | Цена, | Сумма, | | | | кв. м | тыс. руб. |млн. руб. | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| |1 |Производственные помещения, в том | 1000 | | | | |числе: | | | | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| | | - чистые помещения с зонами: | 10 | 376 | 3,76 | | |-----------------------------------|----------|-----------|----------| | | -- A | 210 | 188 | 39,48 | | |-----------------------------------|----------|-----------|----------| | | -- B/C | 280 | 117,5 | 32,9 | | |-----------------------------------|----------|-----------|----------| | | -- D | 500 | | 76,14 | | |-----------------------------------|----------|-----------|----------| | |Итого по чистым помещениям | | | | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| | | - неконтролируемые помещения | 500 | 47 | 23,5 | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| |2 |Вспомогательные помещения, в том | 1000 | | | | |числе: | | | | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| | | - чистые и контролируемые | 400 | 94 | 37,6 | | | помещения (прачечная, | | | | | | лаборатория и пр.), | | | | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| | | - неконтролируемые помещения | 800 | 47 | 37,6 | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| |3 |Склады | 1000 | 32,9 | 32,9 | |---|-----------------------------------|----------|-----------|----------| | |Итого | | | 207,74 | --------------------------------------------------------------------------- Исходя из размера российского рынка в упаковках (4,38 млрд. упаковок в 2007 году, что соответствует порядку 40 млрд. таблеток) и ампулах (более 2 млрд. ампул в 2007 году), стоимость перехода отрасли на правила GMP оценивается в 36 000 млн. рублей в случае строительства нового производства и в 9 000 - 15 000 млн. рублей в случае организации производства в существующих зданиях. Однако ввиду технического состояния имеющихся помещений и морально устаревшего оборудования более эффективна и целесообразна организация производств ЛС в новых помещениях и на новом оборудовании с нуля. Таким образом, общая сумма финансирования перехода отрасли на стандарты GMP оценивается в 36 000 млн. рублей в текущих ценах. Данные затраты планируется произвести за счет собственных и кредитных средств организаций производителей фармацевтической продукции. Также предполагается использование механизма компенсации процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели технологического перевооружения. х х х Общие затраты на мероприятия по реализации Стратегии до 2020 года должны составить 177 620 млн. рублей в ценах февраля 2009 года. Реализация инновационного сценария развития отечественной фармацевтической отрасли позволит начать "возвращать" инвестиции в отрасль уже к 2017 году за счет дисконтов на дженериковые и инновационные препараты отечественного производства, поставляемые в рамках закупок за счет бюджетных средств, а также за счет дополнительных налоговых поступлений от доходов локальных фармпроизводителей. Таблица 7.8. Количественные оценки мероприятий и проектов, необходимых для реализации целей Стратегии ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Направления | Мероприятия | Этап I | Этап II | Этап III | | | |---------------------------|----------------------------------|--------------------| | | | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |Повышение |Количество специалистов | | | | | | | | | | | | | |квалификации |(чел.) | | | | | | | | | | | | | | |кадров и |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |инфраструктуры |Для разработки ЛС: | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Научные сотрудники (химики, | | | | | | | | | | | | | | |биологи, фармакологи) | 200| 700| 700| 700| 600| 300| 300| 200| | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Врачи-клиницисты | 50| 140| 150| 120| 100| 90| 20| | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Научные руководители (с | | | | | | | | | | | | | | |индустриальным опытом) | 30| 75| 80| 60| 25| 20| 7| | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Для производства ЛС: | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Технологи | 300| 550| 500| 450| 200| | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Эффективные менеджеры и | | | | | | | | | | | | | | |управленцы | 200| 200| 200| 200| 200| | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Для малого бизнеса: | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Инновационные предприниматели | 175| 250| 200| 200| 125| | | | | | | | |---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | | | | | | | | | | | | | | | |---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |Переход на GMP |Производственные помещения, | | | | | | | | | | | | | | |которые необходимо привести к | | | | | | | | | | | | | | |стандарту GMP (кв. м) |85 000|55 000|40 000|12 000| | | | | | | | | |---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | | | | | | | | | | | | | | | |---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |Разработка ЛС |Государственные контракты на | | | | | | | | | | | | | | |доклинические исследования, | | | | | | | | | | | | | | |в том числе для малых научных | | | | | | | | | | | | | | |организаций | 500| 950| 1 300| 1 400| 1 500| 1 250| 950| 700| 650| 550| 500| 500| | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | | |Софинансирование лицензионного| | | | | | | | | | | | | | |производства | 20| 15| 5| | | | | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Государственные контракты на | | | | | | | | | | | | | | |разработку субстанций и ГЛФ | | | | | | | | | | | | | | |био-дженериков | 4| 12| 10| 4| | | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Государственные контракты на | | | | | | | | | | | | | | | |разработку субстанций и ГЛФ | | | | | | | | | | | | | | |химдженериков | 50| 75| 25| | | | | | | | | | | | |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | |Заводы для высокотехнологичных| | | | | | | | | | | | | | |биопрепаратов | 1| 2| 5| 1| 1| | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 8. Региональные факторы развития фармацевтической промышленности В настоящее время предприятия фармацевтической промышленности разной направленности находятся практически во всех субъектах Российской Федерации, большая часть которых сосредоточена в Нижегородской, Курской, Курганской, Пензенской областях, Алтайском крае, республике Башкортостан, Татарстан, в Западной Сибири с центрами в городах Новосибирске, Томске и Омске. В целом фармацевтическая промышленность обеспечивает 60 тысяч рабочих мест. Следует выделить Московский, Новосибирский и Санкт-Петербургский регионы как области с большой концентрацией научных центров и высокотехнологичных научно-производственных компаний, специализирующихся в биотехнологической и фармацевтической областях. Рисунок 8.1. Территориальное расположение предприятий фармацевтической промышленности ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. Локализация в одном регионе производственных, научно - образовательных, финансовых, управленческих, инфраструктурных центров позволяет использовать хорошо зарекомендовавшую себя за рубежом кластерную политику развития фармацевтической отрасли. Фармацевтический кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм - разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции. Стратегия развития инновационных фармацевтических кластеров в РФ должна опираться на крупные университеты как основные источники инновационных предпринимателей и состоять из трех основных элементов: 1. улучшение рамочных условий; 2. развитие ключевых факторов успеха; 3. запуск кластерных инициатив. В рамках первого элемента, улучшения рамочных условий, можно выделить пять тематических групп рекомендаций, а именно: (1) вопросы интеллектуальной собственности; (2) вопросы регистрации, сертификации и контроля качества биофармацевтической продукции; (3) вопросы внешнеторгового регулирования; (4) условия конкуренции; (5) вопросы государственных закупок. Общая цель первого элемента состоит в том, чтобы снизить уровень административных и иных барьеров для развития отрасли и кластеров в РФ. Второй элемент стратегии развития фармацевтических кластеров может состоять в комплексном улучшении ключевых факторов успеха для развития кластеров путем создания: национальных грантов, фондов, программ посевного финансирования разработок; стартапов, инкубаторов, технопарков и др.; центров компетенции/передового опыта/ (Center of Excellence) различных организационно-правовых форм в области биотехнологических НИОКР; центров по продвижению отечественных лекарственных средств в федеральных округах; двусторонних международных фондов для финансирования биотехнологических НИОКР. Цель второго элемента стратегии можно определить как создание потенциала для развития фармацевтических кластеров в РФ. Третий элемент стратегии развития фармацевтических кластеров - запуск кластерных инициатив - состоит в том, чтобы стимулировать и поддерживать проекты по разработке и реализации бизнес-планов развития отдельных потенциальных фармацевтических кластеров РФ. С учетом анализа международного опыта и лучшей практики можно выделить четыре варианта инициирования кластерных инициатив: (1) провести конкурс между несколькими регионами на разработку бизнес-планов и программ ускорения развития фармацевтических кластеров; (2) инициировать и поддержать разработку бизнес-планов развития для нескольких пилотных кластеров; (3) сконцентрировать усилия на разработке и реализации бизнес-плана для одного пилотного, потенциального кластера; (4) инициировать выпуск лекарственных средств, входящих в стратегический перечень, региональными фармацевтическими кластерами. Основными параметрами для мониторинга работы инновационного кластера должны стать: - общее количество предприятий и количество малых предприятий, входящих в кластер; - количество занятых в кластере человек, средний возраст работников, средний доход работников; - количество выданных патентов; - сумма привлеченных средств разных форм инвестиций (гранты, венчурные и т.п.), в том числе международных; - сумма произведенных товаров и услуг (из них предназначенных для экспорта). Наиболее эффективными для развития отрасли с точки зрения размещения предприятий являются федеральные округа (ФО), имеющие крупные университетские центры, такие как Уральский ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО и Центральный ФО. Отдельно следует отметить высокий потенциал развития фармацевтической промышленности в Дальневосточном и Южном ФО, а также потенциал развития Москвы и Московской области, Ярославской, Пензенской, Калужской, Белгородской областей, Алтайского края и Санкт-Петербургской агломерации согласно проекту Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Следует учитывать региональные стратегии развития при реализации мероприятий настоящей Стратегии. 9. Мониторинг и контроль реализации Стратегии Мониторинг и контроль реализации Стратегии будет осуществлять Минпромторг России с участием других органов власти и государственных структур, а также коммерческих участников фармацевтического рынка. В том числе необходима совместная работа с: - Минздравсоцразвития - по сбору данных о проводимых клинических испытаниях и регистрации новых ЛС; - Минэкономразвития - по сбору макроэкономических показателей; - Минобрнауки, ПС "Роснанотех", ОАО "РВК", ГК "Внешторгбанк" - по сбору информации о профинансированных проектах в области живых систем; - Минфином - по сбору информации о налоговых поступлениях со стороны фармпроизводителей; - аналитическими компаниями - по сбору статистики производства и продаж лекарственных средств; - ФИПС - по сбору статистики о патентном статусе лекарственных средств; - ГК "Ростехнологии" - по сбору информации по вопросам трансфера технологий, привлечения инвестиций, а также ходу выполнения мероприятий Стратегии с участием государственных предприятий и НИИ. Основные индикаторы реализации Стратегии и их количественные плановые показатели приведены в таблице 9.1. Таблица 9.1. Основные индикаторы для мониторинга реализации Стратегии в случае инновационного сценария <*> ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование индикаторов | Единицы |2007 |2008 | 2009 |2010 |2011 |2012|2013 |2014 |2015 |2016 |2017|2018 |2019 | 2020 | | |измерения | | |(оценка) | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Рынок РФ | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Общий объем рынка лекарственных | млн. | 313 | 361 | 372 | 394 | 457 |524 | 675 | 827 | 882 |1023 |1129|1254 |1358 | 1498 | |средств в денежном выражении | руб. | | | | | | | | | | | | | | | |в ценах конечного потребления | | | | | | | | | | | | | | | | |(2, 3) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Локальное производство | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Доля лекарственных средств | % | 19 |18,5 | 23 | 24 | 27 | 30 | 32 | 35 | 37 | 39 | 40 | 43 | 46 | 50 | |локального производства от | | | | | | | | | | | | | | | | |суммарного потребления в | | | | | | | | | | | | | | | | |денежном выражении (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Доля лекарственных средств | % | 70 | 67 | 68 | 67 | 66 | 65 | 64 | 63 | 62 | 61 | 60 | 58 | 56 | 55 | |локального производства от | | | | | | | | | | | | | | | | |суммарного потребления в | | | | | | | | | | | | | | | | |натуральном выражении (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Доля отечественных лекарственных | % | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | |средств, выпускаемых из | | | | | | | | | | | | | | | | |субстанций отечественного | | | | | | | | | | | | | | | | |производства (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Экспорт фармацевтической | млрд. | 5 | 5,2 | 7 | 9 | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 19 | 20 | 25 | 32 | 40 | |продукции (2, 3) | руб. | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Импортное производство | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Доля лекарственных средств | % | 81 |81,5 | 77 | 76 | 73 | 70 | 68 | 65 | 63 | 61 | 60 | 57 | 54 | 50 | |импортного производства от всех | | | | | | | | | | | | | | | | |реализуемых в денежном выражении | | | | | | | | | | | | | | | | |(4) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Доля лекарственных средств | % | 30 | 33 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 42 | 44 | 45 | |импортного производства от всех | | | | | | | | | | | | | | | | |реализуемых в натуральном | | | | | | | | | | | | | | | | |выражении (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Уровень инновационности | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Доля инновационных лекарственных | % | 35 | 37 | 36 | 37 | 39 | 40 | 43 | 45 | 49 | 53 | 55 | 57 | 59 | 60 | |средств в денежном выражении, | | | | | | | | | | | | | | | | |из них (3) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Доля инновационных лекарственных | % | 1 | 1 | 4 | 5 | 7 | 10 | 15 | 24 | 30 | 36 | 40 | 44 | 48 | 50 | |средств локального производства | | | | | | | | | | | | | | | | |в денежном выражении (3) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Производство | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Доля производства лекарственных | % | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | 1 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |1,5 | 1,7 | 1,9 |2 - 3 | |средств в объеме ВВП РФ (2, 3, | | | | | | | | | | | | | | | | |5) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Количество фармацевтических | шт. | 350 | 340 | 325 | 300 | 265 |250 | 220 | 205 | 185 | 165 |150 | 140 | 125 | 100 | |предприятий-производителей (2, | | | | | | | | | | | | | | | | |3, 5, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Количество малых инновационных | шт. | <100|<100 | <100 | 100 | 150 |230 | 350 | 440 | 580 | 650 |700 | 770 | 800 | 825 | |предприятий (2, 3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Доля производственных мощностей, | % | 9 | 16 | 17 | 55 | 100 |100 | 100 | 100 | 100 | 100 |100 | 100 | 100 | 100 | |соответствующих GMP (5) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Разработка ЛС | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Количество отечественных проектов| шт. | <100|<100 | <100 | 800 | 900 |1100|1150 |1200 |1250 |1275 |1300|1050 | 780 | 590 | |на фазе доклинических | | | | | | | | | | | | | | | | |исследований (3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Количество отечественных проектов| шт. | <10| <10 | 15 | 20 | 32 | 45 | 55 | 63 | 68 | 70 | 72 | 90 | 120 | 212 | |на 1 - 2 фазах клинических | | | | | | | | | | | | | | | | |испытаний (3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Число отечественных инновационных| шт. | <5 | <10 | <10 | 20 | 28 | 40 | 55 | 70 | 95 | 120 | 167| 175 | 196 | 217 | |препаратов, выведенных на рынок, | | | | | | | | | | | | | | | | |в том числе (3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |для лечения социально значимых | | 0 | <2 | <4 | 4 | 7 | 10 | 12 | 17 | 22 | 29 | 53 | 40 | 43 | 45 | |заболеваний (1, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------| |Доля обеспечения лекарственными | % | - | 10 | 15 | 30 | 40 | 50 | 55 | 65 | 70 | 75 | 85 | 85 | 85 | 85 | |средствами локального | | | | | | | | | | | | | | | | |производства из стратегического | | | | | | | | | | | | | | | | |списка (1) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мировой рынок | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Доля РФ в мировом рынке | % |<0,02|<0,02| <0,02 |<0,02|<0,02|0,02|0,02 |0,022|0,025|0,027|0,03|0,35 | 0,5 | 1 | |производства ЛС (2, 3, 5, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Индикаторы соответствуют выполнению задач: (1) Увеличение обеспеченности населения, учреждений системы здравоохранения и Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, лекарственными средствами отечественного производства. (2) Повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями. (3) Стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержка экспорта российских лекарств, в том числе за счет выработки дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок. (4) Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей. (5) Осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли. (6) Совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств и обеспечение надлежащего контроля за их качеством. (7) Совершенствование системы подготовки специалистов для фармацевтической промышленности, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами. Таблица 9.2. Основные индикаторы для мониторинга реализации Стратегии в случае инерционного сценария ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование индикаторов | Единицы |2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |2017|2018 |2019 |2020 | | |измерения | | |(оценка) | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Рынок РФ | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Общий объем рынка |млн. руб. | 313 | 361 | 372 | 371 | 384 | 469 | 583 | 675 | 706 | 762 |792 | 885 | 958 |1076 | | лекарственных средств | | | | | | | | | | | | | | | | | в денежном выражении | | | | | | | | | | | | | | | | | в ценах конечного | | | | | | | | | | | | | | | | | потребления (2, 3) | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Локальное производство | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Доля лекарственных средств | % | 19 | 18,5 | 23 | 19,5 | 19 |18,8 | 17,6 | 16,4 | 16 | 15,9 |15,7|15,4 |15,2 | 15 | | локального производства | | | | | | | | | | | | | | | | | в денежном выражении (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Доля лекарственных средств | % | 70 | 67 | 68 | 69,5 | 69 | 67 | 58 | 50 | 48 | 47 | 44 | 42 | 41 | 40 | | локального производства | | | | | | | | | | | | | | | | | в натуральном выражении (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Доля отечественных | % | 5,0 | 4,8 | 4,7 | 4,5 | 4,4 | 4,2 | 4,1 | 3,9 | 3,8 | 3,6 |3,5 | 3,3 | 3,2 | 3,0 | | лекарственных средств, | | | | | | | | | | | | | | | | | выпускаемых из субстанций | | | | | | | | | | | | | | | | | отечественного | | | | | | | | | | | | | | | | | производства (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Экспорт фармацевтической | млрд. | 5 | 5,2 | 7 | 5,8 | 6,2 | 6,5 | 6,8 | 7,1 | 7,3 | 7,4 |7,6 | 7,8 | 7,9 | 8 | | продукции (2, 3) | руб. | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Импортное производство | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Доля лекарственных | % | 81 | 81,5 | 77 | 80,5 | 81 |81,2 | 82,4 | 83,6 | 84 | 84,1 |84,3|84,6 |84,8 | 85 | | средств импортного | | | | | | | | | | | | | | | | | производства от всех | | | | | | | | | | | | | | | | | реализуемых в денежном | | | | | | | | | | | | | | | | | выражении (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Доля лекарственных средств | % | 30 | 33 | 32 | 30,5 | 31 | 33 | 42 | 50 | 52 | 53 | 56 | 58 | 59 | 60 | | импортного производства | | | | | | | | | | | | | | | | | от всех реализуемых | | | | | | | | | | | | | | | | | в натуральном выражении (4) | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Уровень инновационности | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Доля инновационных | % | 35 | 37 | 36 | 42 | 45 | 47 | 50 | 51 | 52 | 53 | 53 | 54 | 55 | 56 | | лекарственных средств | | | | | | | | | | | | | | | | | в денежном выражении, | | | | | | | | | | | | | | | | | из их (3) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Доля инновационных | % | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | лекарственных средств | | | | | | | | | | | | | | | | | локального производства | | | | | | | | | | | | | | | | | в денежном выражении (3) | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Производство | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Доля производства | % | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | <1 | | лекарственных средств | | | | | | | | | | | | | | | | | в объеме ВВП РФ (2, 3, 5) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Количество фармацевтических | шт. | 350 | 340 | 325 | 300 | 265 | 250 | 220 | 205 | 185 | 165 |150 | 140 | 125 | 100 | | предприятий-производителей | | | | | | | | | | | | | | | | | (2, 3, 5, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Количество малых | шт. |<100 | <100 | <100 | <100 | <100 |<100 | <100 | <100 | <100 | <100 |<100|<100 |<100 |<100 | | инновационных предприятий | | | | | | | | | | | | | | | | | (2, 3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Доля производственных | % | 9 | 16 | 17 | 23 | 55 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |100 | 100 | 100 | 100 | | мощностей, соответствующих | | | | | | | | | | | | | | | | | GMP (5) | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Разработка ЛС | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Количество отечественных | шт. |<100 | <100 | <100 | <100 | <100 |<100 | <100 | <100 | <100 | <100 |<100|<100 |<100 |<100 | | проектов на фазе | | | | | | | | | | | | | | | | | доклинических исследований | | | | | | | | | | | | | | | | | (3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Количество отечественных | шт. | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 |<10 | <10 | <10 | <10 | | проектов на 1 - 2 фазах | | | | | | | | | | | | | | | | | клинических испытаний | | | | | | | | | | | | | | | | | (3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Число отечественных | шт. | 5 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 | <10 |<10 | <10 | <10 | <10 | | инновационных препаратов, | | | | | | | | | | | | | | | | | выведенных на рынок, | | | | | | | | | | | | | | | | | в том числе (3, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | для лечения социально | | 0 | <2 | <4 | <5 | <5 | <5 | <5 | <5 | <5 | <5 | <5 | <5 | <5 | <5 | | значимых заболеваний (1, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----| | Доля обеспечения | % | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | | лекарственными средствами | | | | | | | | | | | | | | | | | локального производства | | | | | | | | | | | | | | | | | из стратегического | | | | | | | | | | | | | | | | | списка (1) | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мировой рынок | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Доля РФ в мировом рынке | % |<0,02|<0,02 | <0,02 |<0,02 |<0,02 |<0,02|<0,02 |<0,02 |<0,02 |<0,02 |0,02|0,02 |0,02 |0,02 | |производства ЛС (2, 3, 5, 7) | | | | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Заключение Фармацевтическая индустрия, являющаяся одним из важнейших элементов системы здравоохранения, стоит на пороге коренных изменений. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производительности труда. Инновационный сценарий развития событий предполагает разработку и принятие Стратегии развития фармацевтической промышленности России, призванной решить проблему лекарственного обеспечения населения России в существующих условиях и на долгосрочную перспективу. Конечной целью всех этих инициатив является создание устойчивой национальной индустрии, способной обеспечить население Российской Федерации доступными, эффективными и безопасными лекарствами в необходимых количествах. Важнейшим элементом Стратегии должна быть направленность на создание нового поколения инновационных лекарств. Настоящая Стратегия отражает стратегические цели, принципы и задачи развития фармацевтической промышленности, ситуацию в отрасли, проблемы отрасли, способы и пути решения указанных проблем. Приложение КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ I ЭТАПА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА ----------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Мероприятия | Вид документа | Сроки | Ответственные исполнители | | | | (действий) | | | |--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------| |1 | Внесение изменений в Федеральный | Проект |август | Минздравсоцразвития России| | | закон "О лекарственных средствах", | федерального |2009 г. | Минпромторг России | | | предусматривающих, в том числе, | закона | | Минэкономразвития России | | | отмену государственной регистрации | | | | | | субстанций | | | | |--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------| |2 | Доработка проекта технического | Проект |декабрь | Минздравсоцразвития России| | | регламента "О безопасности | технического |2009 г. | Минпромторг России | | | лекарственных средств", | регламента | | | | | предусматривающего, в том числе, | | | | | | введение обязательных требований к | | | | | | производству и контролю качества | | | | | | лекарственных средств | | | | |--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------| |3 | Подготовка предложений по | Проект |декабрь | Минэкономразвития России | | | временному снижению ставок ввозных | постановления |2009 г. | Минпромторг России | | | таможенных пошлин на | Правительства | | Минфин России | | | фармацевтические субстанции, не | Российской | | | | | производимые на территории | Федерации | | | | | Российской Федерации | | | | |--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------| |4 | Подготовка предложений по | Проект |декабрь | Минздравсоцразвития России| | | совершенствованию ценообразования | постановления |2009 г. | Федеральная служба по | | | на лекарственные средства, | Правительства | | тарифам России | | | предусматривающих, в том числе, | Российской | | Минпромторг России | | | разработку методик по установлению | Федерации, | | | | | предельных отпускных цен на | ведомственные | | | | | жизненно необходимые и важнейшие | нормативные | | | | | лекарственные средства и по | правовые акты | | | | | установлению органами | | | | | | исполнительной власти субъектов | | | | | | Российской Федерации предельных | | | | | | оптовых и розничных надбавок к | | | | | | зарегистрированным ценам на | | | | | | лекарственные средства | | | | |--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------| |5 | Подготовка предложений по изменению| Проект |декабрь | Минздравсоцразвития России| | | процедуры вывоза лекарственных | постановления |2009 г. | Минпромторг России | | | средств, не предназначенных для | Правительства | | Минэкономразвития России | | | медицинского применения на | Российской | | | | | территории Российской Федерации | Федерации | | | |--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------| |6 | Подготовка предложений по | Доклад в |октябрь | Минпромторг России | | | организации отечественного | Правительство |2009 г. | Минздравсоцразвития России| | | производства воспроизведенных | Российской | | Минэкономразвития России | | | лекарственных средств, в том числе | Федерации | | Минобрнауки России | | | для замещения дорогостоящих | | | | | | лекарственных средств, закупаемых | | | | | | для государственных и муниципальных| | | | | | нужд | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |