ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и торговли РФ. 23.10.09 965

Оглавление


Страницы: 1  2  


|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Валганцикловир          |Омализумаб          |Кломипрамин                |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Вориконазол             |Палиперидон         |Левомепромазин             |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Гадобутрол              |Перициазин          |Лорноксикам                |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Гадодиамид              |Пэгинтерферон альфа-|Мемантин                   |
|                        |2альфа              |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Гадопентетовая кислота  |Пэгинтерферон альфа-|Метилпреднизолон           |
|                        |2бета               |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Ганцикловир             |Пэгфилграстим       |Метформин + глибенкламид   |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Гефитиниб               |Рабепразол          |Мидазолам                  |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Гидроксизин             |Ритуксимаб          |Микофеноловая кислота      |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Гозерелин               |Рокурония бромид    |Нимесулид                  |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Гранисетрон             |Ропивакаин          |Нимодипин                  |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Даклизумаб              |Салметерол +        |Орнитин                    |
|                        |флутиказон          |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Дарбэпоэтин альфа       |Севофлуран          |Прокарбазин                |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Диданозин               |Сертиндол           |Пропофол                   |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Динопрост               |Сиролимус           |Рисперидон                 |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Дорназа альфа           |Сорафениб           |Силибинин                  |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Дротрекогин альфа       |Такролимус          |Сультамициллин             |
|[активированный]        |                    |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Зипрасидон              |Темозоломид         |Троксерутин                |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Зуклопентиксол          |Тенектеплаза        |Фенотерол                  |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Иматиниб                |Тиотропия бромид    |Фосфокреатин               |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Имиглюцераза            |Топотекан           |Фулвестрант                |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Иммуноглобулин          |Трастузумаб         |Хлорпротиксен              |
|человеческий нормальный |                    |                           |
|[IgG + IgA + IgM]       |                    |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Инсулин аспарт          |Фактор свертывания  |Эсмолол                    |
|                        |крови VIII + фактор |                           |
|                        |виллебранда         |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Инсулин аспарт          |Флумазенил          |                           |
|двухфазный              |                    |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Инсулин гларгин         |Флупентиксол        |       Биодженерики        |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Инсулин детемир         |Формотерол          |Глатирамера ацетат         |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Инсулин лизпро          |Цетуксимаб          |Далтепарин натрия          |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Интерферон бета-1альфа  |Цисатракурия безилат|Интерферон альфа-2альфа    |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Интерферон бета-1бета   |Эноксапарин натрия  |Лактулоза                  |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Инфликсимаб             |Эптаког альфа       |Октоког альфа              |
|                        |[активированный]    |                           |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Ипратропия              |Эрлотиниб           |Соевых бобов масло +       |
|бромид + фенотерол      |                    |триглицериды               |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Йогексол                |Эртапенем           |Факторы свертывания крови  |
|                        |                    |II, IX и X в комбинации    |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Йопромид                |Эсциталопрам        |Флутиказон                 |
|------------------------|--------------------|---------------------------|
|Капецитабин             |Эфавиренз           |                           |
---------------------------------------------------------------------------

             Таблица 7.2. Оценка размеров финансирования
                разработки отечественных дженериковых
                и инновационных лекарственных средств

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
|           Мероприятие           | Кол-во |  Средняя  | Общая |Срок,|           Результат          |
|                                 |проектов| стоимость | сумма |годы |                              |
|                                 |        |  проекта  | (млн. |     |                              |
|                                 |        |(млн. руб.)| руб.) |     |                              |
|---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------|    |
| 1.1. Научно-исследовательские и |  3 000 |   14,4    |43 200 |  5  |Патенты на биологически       |
| опытно-конструкторские работы по|        |           |       |     |активные вещества (более 400),|
| доклинической разработке        |        |           |       |     |возникновения малых           |
| отечественных инновационных     |        |           |       |     |инновационных предприятий     |
| препаратов                      |        |           |       |     |(более 200), регистрация      |
|                                 |        |           |       |     |доклинических испытаний       |
|---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------|
| 1.2. Научно-исследовательские и |   400  |    54     |21 600 |  5  |Капитализация "стартапов".    |
| опытно-конструкторские работы по|        |           |       |     |Привлечение посевных и        |    |
| клиническим испытаниям (1 - 2   |        |           |       |     |венчурных фондов, до 200      |
| фазы) отечественных             |        |           |       |     |клинических кандидатов        |
| инновационных препаратов        |        |           |       |     |перейдут на 3 фазы КИ, запуск |
|                                 |        |           |       |     |производства новых ЛС         |
|---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------|
| 1.3. Организация производства   |   40   |    375    |15 000 |  3  |Более 40 инновационных        |
| субстанций и ГЛФ, а также       |        |           |       |     |синтетических препаратов,     |
| приобретение лицензий на        |        |           |       |     |производимых в РФ по лицензии |    |
| синтетические инновационные     |        |           |       |     |                              |
| препараты                       |        |           |       |     |                              |
|---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------|
| 1.4. Разработка и организация   |   150  |    36     | 5 400 |  3  |Зарегистрированные            |
| производства субстанции и ГЛФ   |        |           |       |     |отечественные синтетические   |
| синтетических дженериков        |        |           |       |     |дженерики и старапы с         |
|                                 |        |           |       |     |дженериковыми портфелями и    |    |
|                                 |        |           |       |     |малотоннажным производством   |
|                                 |        |           |       |     |(до 150 МНН)                  |
|---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------|
| 1.5. Разработка и организация   |   30   |    180    | 5 400 |  5  |Зарегистрированные            |
| производства субстанции и ГЛФ   |        |           |       |     |отечественные био-дженерики и |
| био-дженериков                  |        |           |       |     |стар-ап компании с            |
|                                 |        |           |       |     |биодженериковыми портфелями   |
|                                 |        |           |       |     |(до 30 МНН)                   |
|---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------|    |
| 1.6. Строительство заводов и    |   10   |  1 080    |10 800 |  5  |До 10 современных заводов,    |
| приобретение лицензий для       |        |           |       |     |способных покрыть внутренний  |
| производства высокотехнологичных|        |           |       |     |спрос по всем                 |
| био-дженериков                  |        |           |       |     |биотехнологическим препаратам |
|---------------------------------|--------|-----------|-------|-----|------------------------------|
| 1.7. Прочие расходы             |        |           | 5 000 |  5  |Мониторинг и управление       |
|                                 |        |           |       |     |проектами                     |
|------------------------------------------|-----------|-------|------------------------------------|
|                                          |   ИТОГО   |106 400|                                    |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

     Финансирование   исследовательской   инфраструктуры  и  повышения
квалификации кадров

     Ключевым   элементом   для   реализации  необходимого  количества
проектов,   указанных   в   предыдущем   разделе,   является   наличие
подготовленных   кадров   и  соответствующей  научно-исследовательской
инфраструктуры. На сегодняшний день, по экспертным оценкам, имеется не
более  10%  кадрового  ресурса необходимой квалификации, в связи с чем
встает  первоочередная  задача  подготовки и переподготовки кадров для
запуска  "инновационного  цикла"  в  фармотрасли  РФ. Именно нехваткой
кадрового  ресурса  продиктована  необходимость  покупки  лицензий  на
инновационные  препараты  на  первых  двух  этапах  реализации  данной
Стратегии.
     На   данный   момент   в   отрасли  задействовано  более  65  000
специалистов.  По  расчетам экспертов, необходимо инициировать процесс
подготовки  и  переподготовки  более 10 000 человек, занятых на разных
этапах  создания фармацевтической продукции, и подготовить необходимую
инфраструктуру.  Нерешение  этой задачи может привести к невозможности
перехода   отрасли   на   инновационную  модель  развития.  Финансовое
обеспечение этих мероприятий отражено в табл. 7.3.

           Таблица 7.3. Финансовое обеспечение мероприятий
             по повышению квалификации кадров и созданию
                 исследовательской инфраструктуры для
                       фармацевтической отрасли

-------------------------------------------------------------------------------------
|   Тип кадров       |Необходимое| Сумма, |                Примечание               |
|                    |количество |  млн.  |                                         |
|                    |           |  руб.  |                                         |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Научные            | 3 500     | 12 600 | Создание новых специальностей и         |
| исследователи      |           |        | специализаций в ВУЗах, предусматривающих|
| (химики,           |           |        | получение необходимых знаний в области  |
| биологи)           |           |        | фундаментальной медицины, оснащение     |
|                    |           |        | кафедр и лабораторий современным        |
|                    |           |        | оборудованием, обновление научно-       |
|                    |           |        | методической базы, повышение            |
|                    |           |        | квалификации научно-преподавательского  |
|                    |           |        | состава. Повышение оплаты труда молодым |
|                    |           |        | ученым до международного уровня,        |
|                    |           |        | введение дополнительных выплат студентам|
|                    |           |        | и аспирантам. Разработка программ       |
|                    |           |        | обучения и переподготовки коллективов   |
|                    |           |        | научных школ совместно с РАН, РАМН,     |
|                    |           |        | профильными ВУЗами                      |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Индустриальные     |  450      | 1 620  | Привлечение в область разработки новых  |
| научные            |           |        | ЛС специалистов, имеющих опыт работы    |
| специалисты        |           |        | в индустриальной науке на международном |
|                    |           |        | уровне, привлечение западных            |
|                    |           |        | специалистов, возврат соотечественников,|
|                    |           |        | эмигрировавших и работающих в           |
|                    |           |        | иностранных фармацевтических компаниях  |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Фармакологи        |  800      | 1 920  | Повышение качества образовательных      |
|                    |           |        | программ, организация стажировок.       |
|                    |           |        | Повышение оплаты труда                  |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Клиницисты         |  750      | 2 880  | Повышение качества образовательных      |
|                    |           |        | программ, организация стажировок и      |
|                    |           |        | курсов повышения квалификации,          |
|                    |           |        | осуществление непрерывной системы       |
|                    |           |        | образования, повышение оплаты труда     |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Технологи          | 2 000     | 7 200  | Создание специальных научно-            |
| (высоко -          |           |        | образовательных программ, переоснащение |
| квалифицированные, |           |        | лабораторий и кафедр, организация       |
| GMP)               |           |        | экспериментальных и опытно-             |
|                    |           |        | производственных участков, повышение    |
|                    |           |        | квалификации преподавательского состава,|
|                    |           |        | международные стажировки,               |
|                    |           |        | образовательные курсы переподготовки    |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Управленцы         | 2 000     |  720   | Привлечение международных экспертов в   |
|                    |           |        | области фармацевтики и биотехнологий для|
|                    |           |        | проведения семинаров, консультация на   |
|                    |           |        | профильных кафедрах ВУЗов, стажировки   |
|                    |           |        | менеджеров на иностранные               |
|                    |           |        | фармацевтические производства и научно- |
|                    |           |        | исследовательские лаборатории           |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Инновационные      | 1 500     | 1 080  | Создание систем отбора активной молодежи|
| менеджеры в        |           |        | в ВУЗах, организация небольших грантов  |
| фармацевтической   |           |        | для поддержки малого бизнеса и          |
| отрасли            |           |        | предпринимательства                     |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Повышение          |           | 7 200  | Компенсация выплат процентов по         |
| мобильности        |           |        | ипотечным кредитам для сотрудников      |
| ученых с учетом    |           |        | коммерческих лабораторий. Служебные     |
| кластерного        |           |        | общежития и квартиры для сотрудников    |
| развития           |           |        | государственных научно-исследовательских|
|                    |           |        | центров и институтов, социальные пакеты,|
|                    |           |        | соответствующие международному уровню   |
|--------------------|-----------|--------|-----------------------------------------|
| Всего              |           | 35 220 |                                         |
------------------------------------------- -----------------------------------------

     Финансирование перехода отрасли на международные стандарты GMP

     Для   перехода   отрасли   на  правила  работы  по  международным
стандартам  GMP  необходимо  профинансировать  строительство около 200
тысяч  квадратных  метров  помещений  для  производства  стерильной  и
нестерильной продукции.
     Основные   затраты,  связанные  с  переходом  на  стандарты  GMP,
включают в себя расходы на:
     - технологическое оборудование;
     - чистые   или   контролируемые   помещения   (при   производстве
нестерильных ЛС чистые помещения не обязательны);
     - неконтролируемые по чистоте помещения;
     - здание  (стоимость здания при новом строительстве или стоимость
реконструкции существующего здания);
     - инфраструктура    (инженерные    коммуникации,   энергетическое
хозяйство,  мероприятия  по  охране  окружающей среды, благоустройство
территории и пр.);
     - проект    производства,   испытания   (аттестация,   валидация)
оборудования и процессов.
     Ниже  приведены  оценки расходов на строительство и реконструкцию
фармацевтических производств в соответствии со стандартами GMP.

            Таблица 7.4. Затраты на создание производства
           нестерильных ЛС (суммарной площадью 3000 кв. м,
              объемом выпуска - 1 млрд. таблеток в год)

---------------------------------------------------------------------------
| N |              Статья расходов               |Сумма, млн.| % от общей |
|   |                                            |   руб.    |   суммы    |
|   |                                            |           |  расходов  |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
| 1 |Технологическое оборудование                |    188    |     29     |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
| 2 |Чистые или контролируемые помещения <*>     |   65,8    |     10     |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
| 3 |Неконтролируемые по чистоте помещения <*>   |    94     |     15     |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
| 4 |Здание (строительство или реконструкция)    |    141    |     22     |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
| 5 |Инфраструктура                              |    94     |     15     |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
| 6 |Проект                                      |    47     |     7      |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
| 7 |Испытания оборудования и процессов          |   14,1    |     2      |
|   |(валидация)                                 |           |            |
|---|--------------------------------------------|-----------|------------|
|   |Всего:                                      |   643,9   |    100     |
---------------------------------------------------------------------------

           Таблица 7.5. Затраты на строительство помещений
            производств нестерильных ЛС (в готовом здании)

---------------------------------------------------------------------------
| N  |             Наименование              |Площадь,|  Цена,  | Сумма,  |
|    |                                       | кв. м  |тыс. руб.|млн. руб.|
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
| 1  |Производственные помещения, в том      |  1000  |         |         |
|    |числе:                                 |        |         |         |
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
|    | - чистые и контролируемые помещения,  |  500   |   94    |   47    |
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
|    | - неконтролируемые помещения          |  500   |   47    |  23,5   |
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
| 2  |Вспомогательные помещения, в том числе:|  1000  |         |         |
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
|    | - чистые и контролируемые помещения   |  200   |   94    |  18,8   |
|    | (прачечная, лаборатория и пр.),       |        |         |         |
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
|    | - неконтролируемые помещения          |  800   |   47    |  37,6   |
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
| 3  |Склады                                 |  1000  |  32,9   |  32,9   |
|----|---------------------------------------|--------|---------|---------|
|    |Итого                                  |        |         |  159,8  |
---------------------------------------------------------------------------

            Таблица 7.6. Затраты на создание производства
            стерильных ЛС (суммарной площадью 3,000 кв. м,
                объемом выпуска 160 млн. ампул в год)

---------------------------------------------------------------------------
| N  |              Статья расходов              |  Сумма,  | % от общей  |
|    |                                           |млн. руб. |    суммы    |
|    |                                           |          |  расходов   |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
| 1  |Технологическое оборудование               |   329    |     38      |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
| 2  |Чистые или контролируемые помещения        |  112,8   |     13      |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
| 3  |Неконтролируемые по чистоте помещения      |    94    |     11      |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
| 4  |Здание (строительство или реконструкция)   |   141    |     16      |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
| 5  |Инфраструктура                             |    94    |     11      |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
| 6  |Проект                                     |   70,5   |      8      |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
| 7  |Испытания оборудования и процессов         |   23,5   |      3      |
|    |(валидация)                                |          |             |
|----|-------------------------------------------|----------|-------------|
|    |Всего                                      |  864,8   |     100     |
---------------------------------------------------------------------------

           Таблица 7.7. Затраты на строительство помещений
             производств стерильных ЛС (в готовом здании)

---------------------------------------------------------------------------
| N |           Наименование            | Площадь, |   Цена,   |  Сумма,  |
|   |                                   |  кв. м   | тыс. руб. |млн. руб. |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|1  |Производственные помещения, в том  |   1000   |           |          |
|   |числе:                             |          |           |          |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |   - чистые помещения с зонами:    |    10    |    376    |   3,76   |
|   |-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |   -- A                            |   210    |    188    |  39,48   |
|   |-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |   -- B/C                          |   280    |   117,5   |   32,9   |
|   |-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |   -- D                            |   500    |           |  76,14   |
|   |-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |Итого по чистым помещениям         |          |           |          |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |   - неконтролируемые помещения    |   500    |    47     |   23,5   |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|2  |Вспомогательные помещения, в том   |   1000   |           |          |
|   |числе:                             |          |           |          |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |   - чистые и контролируемые       |   400    |    94     |   37,6   |
|   |     помещения (прачечная,         |          |           |          |
|   |     лаборатория и пр.),           |          |           |          |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |   - неконтролируемые помещения    |   800    |    47     |   37,6   |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|3  |Склады                             |   1000   |   32,9    |   32,9   |
|---|-----------------------------------|----------|-----------|----------|
|   |Итого                              |          |           |  207,74  |
---------------------------------------------------------------------------

     Исходя  из  размера  российского  рынка  в  упаковках (4,38 млрд.
упаковок  в  2007 году, что соответствует порядку 40 млрд. таблеток) и
ампулах  (более 2 млрд. ампул в 2007 году), стоимость перехода отрасли
на правила GMP оценивается в 36 000 млн. рублей в случае строительства
нового  производства  и  в  9  000  -  15  000  млн.  рублей  в случае
организации   производства   в   существующих  зданиях.  Однако  ввиду
технического  состояния  имеющихся  помещений  и  морально устаревшего
оборудования  более эффективна и целесообразна организация производств
ЛС  в  новых помещениях и на новом оборудовании с нуля. Таким образом,
общая   сумма   финансирования   перехода  отрасли  на  стандарты  GMP
оценивается  в  36  000  млн.  рублей  в текущих ценах. Данные затраты
планируется   произвести  за  счет  собственных  и  кредитных  средств
организаций    производителей    фармацевтической   продукции.   Также
предполагается  использование  механизма компенсации процентных ставок
по  кредитам,  полученным  в российских кредитных организациях на цели
технологического перевооружения.

                                х х х

     Общие затраты на мероприятия по реализации Стратегии до 2020 года
должны  составить  177  620  млн.  рублей  в  ценах февраля 2009 года.
Реализация     инновационного    сценария    развития    отечественной
фармацевтической  отрасли  позволит  начать  "возвращать" инвестиции в
отрасль   уже  к  2017  году  за  счет  дисконтов  на  дженериковые  и
инновационные  препараты  отечественного  производства, поставляемые в
рамках   закупок   за   счет   бюджетных  средств,  а  также  за  счет
дополнительных    налоговых    поступлений    от   доходов   локальных
фармпроизводителей.

            Таблица 7.8. Количественные оценки мероприятий
        и проектов, необходимых для реализации целей Стратегии

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  Направления  |         Мероприятия          |           Этап I          |             Этап II              |       Этап III     |
|               |                              |---------------------------|----------------------------------|--------------------|
|               |                              | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
|---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|Повышение      |Количество специалистов       |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|квалификации   |(чел.)                        |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |    |
|кадров и       |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|инфраструктуры |Для разработки ЛС:            |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Научные сотрудники (химики,   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |биологи, фармакологи)         |   200|   700|   700|   700|   600|   300|   300|   200|      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Врачи-клиницисты              |    50|   140|   150|   120|   100|    90|    20|      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Научные руководители (с       |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |индустриальным опытом)        |    30|    75|    80|    60|    25|    20|     7|      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Для производства ЛС:          |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Технологи                     |   300|   550|   500|   450|   200|      |      |      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Эффективные менеджеры и       |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |управленцы                    |   200|   200|   200|   200|   200|      |      |      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Для малого бизнеса:           |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Инновационные предприниматели |   175|   250|   200|   200|   125|      |      |      |      |      |      |      |
|---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |                              |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|Переход на GMP |Производственные помещения,   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |которые необходимо привести к |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |стандарту GMP (кв. м)         |85 000|55 000|40 000|12 000|      |      |      |      |      |      |      |      |
|---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |                              |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|---------------|------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|Разработка ЛС  |Государственные контракты на  |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |доклинические исследования,   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |в том числе для малых научных |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |организаций                   |   500|   950| 1 300| 1 400| 1 500| 1 250|   950|   700|   650|   550|   500|   500|
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|    |
|               |Софинансирование лицензионного|      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |производства                  |    20|    15|     5|      |      |      |      |      |      |      |      |      |    |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Государственные контракты на  |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |разработку субстанций и ГЛФ   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |био-дженериков                |     4|    12|    10|     4|      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Государственные контракты на  |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |    |
|               |разработку субстанций и ГЛФ   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |химдженериков                 |    50|    75|    25|      |      |      |      |      |      |      |      |      |    |
|               |------------------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|
|               |Заводы для высокотехнологичных|      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|               |биопрепаратов                 |     1|     2|     5|     1|     1|      |      |      |      |      |      |      |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

          8. Региональные факторы развития фармацевтической
                            промышленности

     В  настоящее  время  предприятия  фармацевтической промышленности
разной   направленности   находятся   практически  во  всех  субъектах
Российской   Федерации,   большая   часть   которых   сосредоточена  в
Нижегородской,  Курской,  Курганской,  Пензенской  областях, Алтайском
крае, республике Башкортостан, Татарстан, в Западной Сибири с центрами
в  городах  Новосибирске,  Томске  и  Омске.  В целом фармацевтическая
промышленность обеспечивает 60 тысяч рабочих мест.
     Следует  выделить Московский, Новосибирский и Санкт-Петербургский
регионы   как  области  с  большой  концентрацией  научных  центров  и
высокотехнологичных          научно-производственных         компаний,
специализирующихся в биотехнологической и фармацевтической областях.

              Рисунок 8.1. Территориальное расположение
             предприятий фармацевтической промышленности

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     Локализация в    одном   регионе   производственных,   научно   -
образовательных,  финансовых, управленческих, инфраструктурных центров
позволяет   использовать  хорошо  зарекомендовавшую  себя  за  рубежом
кластерную политику развития фармацевтической отрасли.
     Фармацевтический    кластер    -    это    группа   географически
локализованных  взаимосвязанных  инновационных  фирм  -  разработчиков
лекарств,   производственных   компаний;   поставщиков   оборудования,
комплектующих,   специализированных  услуг;  объектов  инфраструктуры:
научно-исследовательских      институтов,      вузов,     технопарков,
бизнес-инкубаторов  и  других  организаций,  дополняющих  друг друга и
усиливающих  конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в
целом.   Отличительным   признаком  эффективно  действующих  кластеров
является выход инновационной продукции.
     Стратегия  развития инновационных фармацевтических кластеров в РФ
должна  опираться  на  крупные  университеты  как  основные  источники
инновационных предпринимателей и состоять из трех основных элементов:
     1. улучшение рамочных условий;
     2. развитие ключевых факторов успеха;
     3. запуск кластерных инициатив.
     В  рамках  первого  элемента,  улучшения  рамочных условий, можно
выделить  пять  тематических групп рекомендаций, а именно: (1) вопросы
интеллектуальной  собственности; (2) вопросы регистрации, сертификации
и   контроля   качества  биофармацевтической  продукции;  (3)  вопросы
внешнеторгового  регулирования;  (4)  условия конкуренции; (5) вопросы
государственных  закупок.  Общая  цель первого элемента состоит в том,
чтобы  снизить  уровень  административных и иных барьеров для развития
отрасли и кластеров в РФ.
     Второй  элемент  стратегии  развития  фармацевтических  кластеров
может  состоять  в  комплексном улучшении ключевых факторов успеха для
развития  кластеров  путем  создания:  национальных  грантов,  фондов,
программ  посевного финансирования разработок; стартапов, инкубаторов,
технопарков  и  др.;  центров компетенции/передового опыта/ (Center of
Excellence)   различных   организационно-правовых   форм   в   области
биотехнологических   НИОКР;   центров   по  продвижению  отечественных
лекарственных    средств    в    федеральных   округах;   двусторонних
международных фондов для финансирования биотехнологических НИОКР. Цель
второго  элемента  стратегии  можно определить как создание потенциала
для развития фармацевтических кластеров в РФ.
     Третий  элемент  стратегии  развития фармацевтических кластеров -
запуск  кластерных  инициатив  -  состоит в том, чтобы стимулировать и
поддерживать проекты по разработке и реализации бизнес-планов развития
отдельных   потенциальных  фармацевтических  кластеров  РФ.  С  учетом
анализа  международного  опыта и лучшей практики можно выделить четыре
варианта  инициирования  кластерных  инициатив:  (1)  провести конкурс
между  несколькими  регионами  на  разработку бизнес-планов и программ
ускорения  развития  фармацевтических  кластеров;  (2)  инициировать и
поддержать  разработку  бизнес-планов развития для нескольких пилотных
кластеров;  (3)  сконцентрировать  усилия  на  разработке и реализации
бизнес-плана   для  одного  пилотного,  потенциального  кластера;  (4)
инициировать  выпуск  лекарственных средств, входящих в стратегический
перечень, региональными фармацевтическими кластерами.
     Основными   параметрами  для  мониторинга  работы  инновационного
кластера должны стать:
     - общее  количество  предприятий  и количество малых предприятий,
входящих в кластер;
     - количество   занятых   в   кластере  человек,  средний  возраст
работников, средний доход работников;
     - количество выданных патентов;
     - сумма  привлеченных  средств  разных  форм  инвестиций (гранты,
венчурные и т.п.), в том числе международных;
     - сумма произведенных товаров и услуг (из них предназначенных для
экспорта).
     Наиболее   эффективными  для  развития  отрасли  с  точки  зрения
размещения  предприятий  являются  федеральные  округа  (ФО),  имеющие
крупные  университетские  центры,  такие как Уральский ФО, Приволжский
ФО,  Сибирский  ФО и Центральный ФО. Отдельно следует отметить высокий
потенциал развития фармацевтической промышленности в Дальневосточном и
Южном  ФО,  а  также  потенциал  развития Москвы и Московской области,
Ярославской,  Пензенской, Калужской, Белгородской областей, Алтайского
края  и  Санкт-Петербургской  агломерации  согласно  проекту Концепции
совершенствования   региональной   политики  в  Российской  Федерации.
Следует  учитывать  региональные  стратегии  развития  при  реализации
мероприятий настоящей Стратегии.

            9. Мониторинг и контроль реализации Стратегии

     Мониторинг  и  контроль  реализации  Стратегии будет осуществлять
Минпромторг  России с участием других органов власти и государственных
структур, а также коммерческих участников фармацевтического рынка.
     В том числе необходима совместная работа с:
     - Минздравсоцразвития  - по сбору данных о проводимых клинических
испытаниях и регистрации новых ЛС;
     - Минэкономразвития - по сбору макроэкономических показателей;
     - Минобрнауки, ПС "Роснанотех", ОАО "РВК", ГК "Внешторгбанк" - по
сбору информации о профинансированных проектах в области живых систем;
     - Минфином  -  по  сбору  информации  о налоговых поступлениях со
стороны фармпроизводителей;
     - аналитическими  компаниями - по сбору статистики производства и
продаж лекарственных средств;
     - ФИПС  -  по  сбору статистики о патентном статусе лекарственных
средств;
     - ГК  "Ростехнологии" - по сбору информации по вопросам трансфера
технологий,   привлечения   инвестиций,   а   также   ходу  выполнения
мероприятий Стратегии с участием государственных предприятий и НИИ.
     Основные  индикаторы  реализации  Стратегии  и  их количественные
плановые показатели приведены в таблице 9.1.

           Таблица 9.1. Основные индикаторы для мониторинга
      реализации Стратегии в случае инновационного сценария <*>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Наименование индикаторов     | Единицы  |2007 |2008 |  2009   |2010 |2011 |2012|2013 |2014 |2015 |2016 |2017|2018 |2019 | 2020 |
|                                 |измерения |     |     |(оценка) |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                              Рынок РФ                                                             |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Общий объем рынка лекарственных  |   млн.   | 313 | 361 |   372   | 394 | 457 |524 | 675 | 827 | 882 |1023 |1129|1254 |1358 | 1498 |
|средств в денежном выражении     |   руб.   |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|в ценах конечного потребления    |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|(2, 3)                           |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                       Локальное производство                                                      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Доля лекарственных средств       |    %     |  19 |18,5 |   23    | 24  | 27  | 30 | 32  | 35  | 37  | 39  | 40 | 43  | 46  |  50  |
|локального производства от       |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|суммарного потребления в         |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|денежном выражении (4)           |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Доля лекарственных средств       |    %     |  70 | 67  |   68    | 67  | 66  | 65 | 64  | 63  | 62  | 61  | 60 | 58  | 56  |  55  |
|локального производства от       |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|суммарного потребления в         |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|натуральном выражении (4)        |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Доля отечественных лекарственных |    %     |  5  |  7  |    9    | 11  | 13  | 15 | 17  | 18  | 20  | 22  | 24 | 26  | 28  |  30  |
|средств, выпускаемых из          |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|субстанций отечественного        |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|производства (4)                 |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Экспорт фармацевтической         |  млрд.   |  5  | 5,2 |    7    |  9  | 11  | 12 | 14  | 16  | 18  | 19  | 20 | 25  | 32  |  40  |
|продукции (2, 3)                 |   руб.   |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                       Импортное производство                                                      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                 |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Доля лекарственных средств       |    %     |  81 |81,5 |   77    | 76  | 73  | 70 | 68  | 65  | 63  | 61  | 60 | 57  | 54  |  50  |
|импортного производства от всех  |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|реализуемых в денежном выражении |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|(4)                              |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Доля лекарственных средств       |    %     |  30 | 33  |   32    | 33  | 34  | 35 | 36  | 37  | 38  | 39  | 40 | 42  | 44  |  45  |
|импортного производства от всех  |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|реализуемых в натуральном        |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|выражении (4)                    |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                      Уровень инновационности                                                      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Доля инновационных лекарственных |    %     |  35 | 37  |   36    | 37  | 39  | 40 | 43  | 45  | 49  | 53  | 55 | 57  | 59  |  60  |
|средств в денежном выражении,    |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|из них (3)                       |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Доля инновационных лекарственных |    %     |  1  |  1  |    4    |  5  |  7  | 10 | 15  | 24  | 30  | 36  | 40 | 44  | 48  |  50  |
|средств локального производства  |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|в денежном выражении (3)         |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                            Производство                                                           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Доля производства лекарственных  |    %     |  <1 | <1  |   <1    | <1  | <1  | 1  | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |1,5 | 1,7 | 1,9 |2 - 3 |
|средств в объеме ВВП РФ (2, 3,   |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|5)                               |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Количество фармацевтических      |   шт.    | 350 | 340 |   325   | 300 | 265 |250 | 220 | 205 | 185 | 165 |150 | 140 | 125 | 100  |
|предприятий-производителей (2,   |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|3, 5, 7)                         |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Количество малых инновационных   |   шт.    | <100|<100 |  <100   | 100 | 150 |230 | 350 | 440 | 580 | 650 |700 | 770 | 800 | 825  |
|предприятий (2, 3, 7)            |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Доля производственных мощностей, |    %     |  9  | 16  |   17    | 55  | 100 |100 | 100 | 100 | 100 | 100 |100 | 100 | 100 | 100  |
|соответствующих GMP (5)          |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                                Разработка ЛС                                                      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Количество отечественных проектов|   шт.    | <100|<100 |  <100   | 800 | 900 |1100|1150 |1200 |1250 |1275 |1300|1050 | 780 | 590  |
|на фазе доклинических            |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|исследований (3, 7)              |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Количество отечественных проектов|   шт.    |  <10| <10 |   15    | 20  | 32  | 45 | 55  | 63  | 68  | 70  | 72 | 90  | 120 |  212 |
|на 1 - 2 фазах клинических       |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|испытаний (3, 7)                 |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Число отечественных инновационных|   шт.    |  <5 | <10 |  <10    | 20  | 28  | 40 | 55  | 70  | 95  | 120 | 167| 175 | 196 |  217 |
|препаратов, выведенных на рынок, |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|в том числе (3, 7)               |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|для лечения социально значимых   |          |   0 | <2  |   <4    |  4  |  7  | 10 | 12  | 17  | 22  |  29 | 53 |  40 |  43 |  45  |
|заболеваний (1, 7)               |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|---------------------------------|----------|-----|-----|---------|-----|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|-----|-----|------|
|Доля обеспечения лекарственными  |    %     |   - | 10  |   15    | 30  | 40  | 50 | 55  | 65  | 70  |  75 | 85 |  85 |  85 |  85  |
|средствами локального            |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|производства из стратегического  |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|списка (1)                       |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                              Мировой рынок                                                        |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Доля РФ в мировом рынке          |    %     |<0,02|<0,02|  <0,02  |<0,02|<0,02|0,02|0,02 |0,022|0,025|0,027|0,03|0,35 | 0,5 |   1  |
|производства ЛС (2, 3, 5, 7)     |          |     |     |         |     |     |    |     |     |     |     |    |     |     |      |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Индикаторы соответствуют выполнению задач:
     (1) Увеличение  обеспеченности  населения,   учреждений   системы
здравоохранения  и  Вооруженных Сил Российской Федерации,  федеральных
органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная
и приравненная к ней служба,  лекарственными средствами отечественного
производства.
     (2) Повышение         конкурентоспособности         отечественной
фармацевтической    промышленности   путем   гармонизации   российских
стандартов  по  разработке  и  производству  лекарственных  средств  с
международными требованиями.
     (3) Стимулирование  разработки   и   производства   инновационных
лекарственных средств и поддержка экспорта российских лекарств,  в том
числе  за  счет  выработки  дополнительных  механизмов  финансирования
оригинальных разработок.
     (4) Защита внутреннего рынка от  недобросовестной  конкуренции  и
выравнивание  условий  доступа на рынок для отечественных и зарубежных
производителей.
     (5) Осуществление   технологического   перевооружения  российской
фармацевтической отрасли.
     (6) Совершенствование системы подтверждения соответствия качества
лекарственных  средств,  включая   меры   по   устранению   избыточных
административных  барьеров  по  регистрации  отечественных  лекарств и
обеспечение надлежащего контроля за их качеством.
     (7) Совершенствование   системы   подготовки   специалистов   для
фармацевтической промышленности,  в том числе создание новых  программ
обучения в соответствии с международными стандартами.

           Таблица 9.2. Основные индикаторы для мониторинга
         реализации Стратегии в случае инерционного сценария

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  Наименование индикаторов   | Единицы  |2007 | 2008 |  2009   | 2010 | 2011 |2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |2017|2018 |2019 |2020 |
|                             |измерения |     |      |(оценка) |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                               Рынок РФ                                                               |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|      Общий объем рынка      |млн. руб. | 313 | 361  |   372   | 371  | 384  | 469 | 583  | 675  | 706  | 762  |792 | 885 | 958 |1076 |
|    лекарственных средств    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|    в денежном выражении     |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|      в ценах конечного      |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|     потребления (2, 3)      |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                        Локальное производство                                                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Доля лекарственных средств  |    %     | 19  | 18,5 |   23    | 19,5 |  19  |18,8 | 17,6 | 16,4 |  16  | 15,9 |15,7|15,4 |15,2 | 15  |
|   локального производства   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|  в денежном выражении (4)   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
| Доля лекарственных средств  |    %     | 70  |  67  |   68    | 69,5 |  69  | 67  |  58  |  50  |  48  |  47  | 44 | 42  | 41  | 40  |
|   локального производства   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
| в натуральном выражении (4) |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|     Доля отечественных      |    %     | 5,0 | 4,8  |   4,7   | 4,5  | 4,4  | 4,2 | 4,1  | 3,9  | 3,8  | 3,6  |3,5 | 3,3 | 3,2 | 3,0 |
|   лекарственных средств,    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|  выпускаемых из субстанций  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|       отечественного        |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|      производства (4)       |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|  Экспорт фармацевтической   |  млрд.   |  5  | 5,2  |    7    | 5,8  | 6,2  | 6,5 | 6,8  | 7,1  | 7,3  | 7,4  |7,6 | 7,8 | 7,9 |  8  |
|      продукции (2, 3)       |   руб.   |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                        Импортное производство                                                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|     Доля лекарственных      |    %     | 81  | 81,5 |   77    | 80,5 |  81  |81,2 | 82,4 | 83,6 |  84  | 84,1 |84,3|84,6 |84,8 | 85  |
|     средств импортного      |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|    производства от всех     |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|   реализуемых в денежном    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|        выражении (4)        |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
| Доля лекарственных средств  |    %     | 30  |  33  |   32    | 30,5 |  31  | 33  |  42  |  50  |  52  |  53  | 56 | 58  | 59  | 60  |
|   импортного производства   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|     от всех реализуемых     |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
| в натуральном выражении (4) |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                       Уровень инновационности                                                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|     Доля инновационных      |    %     | 35  |  37  |   36    |  42  |  45  | 47  |  50  |  51  |  52  |  53  | 53 | 54  | 55  | 56  |
|    лекарственных средств    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|    в денежном выражении,    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|          из их (3)          |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|     Доля инновационных      |    %     |  1  |  1   |    4    |  1   |  1   |  1  |  1   |  1   |  1   |  1   | 1  |  1  |  1  |  1  |
|    лекарственных средств    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|   локального производства   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|  в денежном выражении (3)   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                             Производство                                                             |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|      Доля производства      |    %     | <1  |  <1  |   <1    |  <1  |  <1  | <1  |  <1  |  <1  |  <1  |  <1  | <1 | <1  | <1  | <1  |
|    лекарственных средств    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|  в объеме ВВП РФ (2, 3, 5)  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
| Количество фармацевтических |   шт.    | 350 | 340  |   325   | 300  | 265  | 250 | 220  | 205  | 185  | 165  |150 | 140 | 125 | 100 |
| предприятий-производителей  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|        (2, 3, 5, 7)         |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|      Количество малых       |   шт.    |<100 | <100 |  <100   | <100 | <100 |<100 | <100 | <100 | <100 | <100 |<100|<100 |<100 |<100 |
|  инновационных предприятий  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|          (2, 3, 7)          |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|    Доля производственных    |    %     |  9  |  16  |   17    |  23  |  55  | 100 | 100  | 100  | 100  | 100  |100 | 100 | 100 | 100 |
| мощностей, соответствующих  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|           GMP (5)           |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                             Разработка ЛС                                                            |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Количество отечественных   |   шт.    |<100 | <100 |  <100   | <100 | <100 |<100 | <100 | <100 | <100 | <100 |<100|<100 |<100 |<100 |
|      проектов на фазе       |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
| доклинических исследований  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|           (3, 7)            |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|  Количество отечественных   |   шт.    | <10 | <10  |   <10   | <10  | <10  | <10 | <10  | <10  | <10  | <10  |<10 | <10 | <10 | <10 |
|   проектов на 1 - 2 фазах   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|    клинических испытаний    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|           (3, 7)            |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|     Число отечественных     |   шт.    |  5  | <10  |   <10   | <10  | <10  | <10 | <10  | <10  | <10  | <10  |<10 | <10 | <10 | <10 |
|  инновационных препаратов,  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|     выведенных на рынок,    |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|     в том числе (3, 7)      |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|    для лечения социально    |          |  0  |  <2  |   <4    |  <5  |  <5  | <5  |  <5  |  <5  |  <5  |  <5  | <5 | <5  | <5  | <5  |
| значимых заболеваний (1, 7) |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|-----------------------------|----------|-----|------|---------|------|------|-----|------|------|------|------|----|-----|-----|-----|
|      Доля обеспечения       |    %     |  -  |  10  |   15    |  20  |  25  | 30  |  40  |  45  |  50  |  55  | 60 | 65  | 70  | 75  |
|  лекарственными средствами  |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|   локального производства   |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|     из стратегического      |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|         списка (1)          |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                            Мировой рынок                                                             |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   Доля РФ в мировом рынке   |    %     |<0,02|<0,02 |  <0,02  |<0,02 |<0,02 |<0,02|<0,02 |<0,02 |<0,02 |<0,02 |0,02|0,02 |0,02 |0,02 |
|производства ЛС (2, 3, 5, 7) |          |     |      |         |      |      |     |      |      |      |      |    |     |     |     |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                              Заключение

     Фармацевтическая индустрия,   являющаяся   одним   из   важнейших
элементов системы здравоохранения, стоит на пороге коренных изменений.
В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием
инновационной  составляющей,  развитием  импортозамещения   и   ростом
производительности  труда.  Инновационный  сценарий  развития  событий
предполагает разработку и принятие Стратегии развития фармацевтической
промышленности   России,  призванной  решить  проблему  лекарственного
обеспечения населения России в существующих условиях и на долгосрочную
перспективу.  Конечной  целью  всех  этих  инициатив является создание
устойчивой  национальной  индустрии,  способной  обеспечить  население
Российской    Федерации   доступными,   эффективными   и   безопасными
лекарствами в необходимых количествах.  Важнейшим элементом  Стратегии
должна  быть направленность на создание нового поколения инновационных
лекарств.
     Настоящая Стратегия  отражает  стратегические  цели,  принципы  и
задачи развития фармацевтической промышленности,  ситуацию в  отрасли,
проблемы отрасли, способы и пути решения указанных проблем.


                                                            Приложение

                         КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ
      ПО РЕАЛИЗАЦИИ I ЭТАПА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ
           ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

-----------------------------------------------------------------------------------------------
|N |             Мероприятия            |  Вид документа | Сроки  | Ответственные исполнители |
|  |                                    |   (действий)   |        |                           |
|--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------|
|1 | Внесение изменений в Федеральный   | Проект         |август  | Минздравсоцразвития России|
|  | закон "О лекарственных средствах", | федерального   |2009 г. | Минпромторг России        |
|  | предусматривающих, в том числе,    | закона         |        | Минэкономразвития России  |
|  | отмену государственной регистрации |                |        |                           |
|  | субстанций                         |                |        |                           |
|--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------|
|2 | Доработка проекта технического     | Проект         |декабрь | Минздравсоцразвития России|
|  | регламента "О безопасности         | технического   |2009 г. | Минпромторг России        |
|  | лекарственных средств",            | регламента     |        |                           |
|  | предусматривающего, в том числе,   |                |        |                           |
|  | введение обязательных требований к |                |        |                           |
|  | производству и контролю качества   |                |        |                           |
|  | лекарственных средств              |                |        |                           |
|--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------|
|3 | Подготовка предложений по          | Проект         |декабрь | Минэкономразвития России  |
|  | временному снижению ставок ввозных | постановления  |2009 г. | Минпромторг России        |
|  | таможенных пошлин на               | Правительства  |        | Минфин России             |
|  | фармацевтические субстанции, не    | Российской     |        |                           |
|  | производимые на территории         | Федерации      |        |                           |
|  | Российской Федерации               |                |        |                           |
|--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------|
|4 | Подготовка предложений по          | Проект         |декабрь | Минздравсоцразвития России|
|  | совершенствованию ценообразования  | постановления  |2009 г. | Федеральная служба по     |
|  | на лекарственные средства,         | Правительства  |        | тарифам России            |
|  | предусматривающих, в том числе,    | Российской     |        | Минпромторг России        |
|  | разработку методик по установлению | Федерации,     |        |                           |
|  | предельных отпускных цен на        | ведомственные  |        |                           |
|  | жизненно необходимые и важнейшие   | нормативные    |        |                           |
|  | лекарственные средства и по        | правовые акты  |        |                           |
|  | установлению органами              |                |        |                           |
|  | исполнительной власти субъектов    |                |        |                           |
|  | Российской Федерации предельных    |                |        |                           |
|  | оптовых и розничных надбавок к     |                |        |                           |
|  | зарегистрированным ценам на        |                |        |                           |
|  | лекарственные средства             |                |        |                           |
|--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------|
|5 | Подготовка предложений по изменению| Проект         |декабрь | Минздравсоцразвития России|
|  | процедуры вывоза лекарственных     | постановления  |2009 г. | Минпромторг России        |
|  | средств, не предназначенных для    | Правительства  |        | Минэкономразвития России  |
|  | медицинского применения на         | Российской     |        |                           |
|  | территории Российской Федерации    | Федерации      |        |                           |
|--|------------------------------------|----------------|--------|---------------------------|
|6 | Подготовка предложений по          | Доклад в       |октябрь | Минпромторг России        |
|  | организации отечественного         | Правительство  |2009 г. | Минздравсоцразвития России|
|  | производства воспроизведенных      | Российской     |        | Минэкономразвития России  |
|  | лекарственных средств, в том числе | Федерации      |        | Минобрнауки России        |
|  | для замещения дорогостоящих        |                |        |                           |
|  | лекарственных средств, закупаемых  |                |        |                           |
|  | для государственных и муниципальных|                |        |                           |
|  | нужд                               |                |        |                           |
-----------------------------------------------------------------------------------------------

Страницы: 1  2  


Оглавление