О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ ПО УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЕЕ УПЛАТЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.11.09 03-05-04-03/29

          О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ ПО
          УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ
          РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, А ТАКЖЕ
            О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЕЕ УПЛАТЕ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          11 ноября 2009 г.
                           N 03-05-04-03/29

                                 (Д)


     В связи с письмом по вопросам порядка предоставления отсрочки или
рассрочки   по   уплате  государственной  пошлины  за  государственную
регистрацию  прав  на  недвижимое имущество, а также порядка взыскания
задолженности  по ее уплате Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает следующее.
     Статьей  64  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее -
Кодекс)  установлены  общие  условия и порядок предоставления отсрочки
или  рассрочки  по  уплате  налогов  и сборов, в том числе и по уплате
государственной  пошлины, а особенности ее предоставления определены в
ст.  333.41 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 333.41 Кодекса отсрочка
или  рассрочка  по  уплате  государственной пошлины предоставляется по
ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п.
1 ст. 64 Кодекса.
     Согласно  пп.  4  п.  1  ст. 63 Кодекса органами, уполномоченными
принимать  решения об отсрочке или рассрочке по уплате государственной
пошлины,   являются   органы  государственной  власти  и  (или)  лица,
уполномоченные  совершать  юридически  значимые  действия,  за которые
подлежит  уплате  государственная пошлина. Данное положение вступило в
силу с 1 января 2007 г.
     С  учетом  изложенных  норм Кодекса физические лица и организации
имеют  право  на  отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, в
том числе и по уплате государственной пошлины. Предоставление отсрочки
или  рассрочки по уплате государственной пошлины должно осуществляться
по  всем  категориям  юридически  значимых  действий, в том числе и за
государственную   регистрацию   прав,  государственными  органами  или
должностными   лицами,   уполномоченными   гл.  25.3  "Государственная
пошлина" Кодекса совершать такие действия.
     Таким образом, учитывая положения п. 2 ст. 61, пп. 4 п. 1 ст. 63,
п.  13  ст.  64  Кодекса,  п.  5.1.1  Положения  о  Федеральной службе
государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457,
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
наделена  правом  по  принятию  решения  о предоставлении отсрочки или
рассрочки   по   уплате   государственной  пошлины  при  осуществлении
государственной  регистрации  прав  на объекты недвижимого имущества и
сделок  с  ним  в  порядке,  установленном в ст. 64 Налогового кодекса
Российской Федерации.
     Администратором  доходов  бюджетов  бюджетной  системы Российской
Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию прав,
ограничений  (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним
является  Федеральная  служба  государственной регистрации, кадастра и
картографии (Приложение N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н).
     Полномочия  администраторов  доходов  бюджетов  бюджетной системы
Российской   Федерации  закреплены  в  ст.  160.1  Бюджетного  кодекса
Российской  Федерации,  в соответствии с которой администратор доходов
бюджета  осуществляет  начисление,  учет  и  контроль за правильностью
исчисления,  полнотой  и  своевременностью  осуществления  платежей  в
бюджет,  пеней  и  штрафов  по  ним,  а  также  осуществляет взыскание
задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
     При   этом   норма,  устанавливающая  полномочия  администраторов
доходов  бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации по взысканию
задолженности   по  платежам  в  бюджет,  не  исключает  права  такого
взыскания  как  в  досудебном,  так и в судебном порядке. Вместе с тем
порядок реализации указанных полномочий не установлен.
     По   нашему  мнению,  в  случае  неисполнения  или  ненадлежащего
исполнения обязанности по уплате государственной пошлины администратор
доходов  бюджета,  совершающий  юридически  значимые  действия, должен
направить  плательщику  государственной  пошлины  письменное извещение
(требование)  об  уплате  государственной  пошлины. В извещении помимо
суммы  недоимки  и  соответствующих  пеней  указывается  установленный
администратором  срок,  в  течение которого плательщик обязан уплатить
недостающие суммы государственной пошлины.
     Если  в  установленный  в  извещении (требовании) срок плательщик
государственной  пошлины  не  перечислит  требуемые  суммы  в  бюджет,
администратор  доходов  бюджета  должен  принять  решение  о взыскании
неуплаченных сумм государственной пошлины в судебном порядке.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
11 ноября 2009 г.
N 03-05-04-03/29