ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯРНО НАПРАВЛЯЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ И ОФОРМЛЯЕТ ПО УНИФИЦИРОВАННЫМ ФОРМАМ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМСТАТА РОССИИ ОТ 05.01.2004 N 1, ПРИКАЗ О НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКА В КОМАНДИРОВКУ (ФОРМЫ N N Т-9 И. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.11.09 03-03-06/1/764

            ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯРНО НАПРАВЛЯЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ
         КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ И ОФОРМЛЯЕТ ПО
         УНИФИЦИРОВАННЫМ ФОРМАМ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
            ГОСКОМСТАТА РОССИИ ОТ 05.01.2004 N 1, ПРИКАЗ О
        НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКА В КОМАНДИРОВКУ (ФОРМЫ N N Т-9 И
        Т-9А), КОМАНДИРОВОЧНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ (ФОРМА N Т-10) И
            СЛУЖЕБНОЕ ЗАДАНИЕ (ФОРМА N Т-10А). ИНФОРМАЦИЯ,
           СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ПРИКАЗЕ О НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКА В
            КОМАНДИРОВКУ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ДУБЛИРУЕТ
           КОМАНДИРОВОЧНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. ОБОСНОВАННОСТЬ И
        ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР РАСХОДОВ НА КОМАНДИРОВКИ, ПО
            МНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ О
           НАПРАВЛЕНИИ В КОМАНДИРОВКУ, СЛУЖЕБНЫМ ЗАДАНИЕМ,
            АВАНСОВЫМ ОТЧЕТОМ, ПРОЕЗДНЫМИ БИЛЕТАМИ И ИНЫМИ
           ПЕРВИЧНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ. МОЖЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ
        ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА
         НА ПРИБЫЛЬ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКУ
         ОФОРМЛЯТЬ ТОЛЬКО ПРИКАЗ О НАПРАВЛЕНИИ В КОМАНДИРОВКУ
         (ФОРМЫ N N Т-9 И Т-9А) И СЛУЖЕБНОЕ ЗАДАНИЕ (ФОРМА N
                               Т-10А)?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          19 ноября 2009 г. 
                           N 03-03-06/1/764
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по   вопросу   документального   подтверждения   расходов  на
командировки в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
     Согласно  пп.  12  п.  1  ст.  264  Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  - НК РФ) расходы на командировки относятся к прочим
расходам,  связанным  с  производством  и  реализацией. При этом такие
расходы  должны  удовлетворять  критериям  признания  расходов в целях
налогообложения   прибыли,   предусмотренным  ст.  252  НК  РФ,  и,  в
частности,   должны   подтверждаться   документами,   оформленными   в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  (при выдаче
таких   документов   в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации).
     В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговым учетом является система
обобщения  информации  для  определения  налоговой  базы  по налогу на
основе  данных  первичных документов, сгруппированных в соответствии с
порядком, предусмотренным НК РФ.
     Налоговый  учет  осуществляется  в  целях  формирования  полной и
достоверной  информации  о  порядке  учета  для  целей налогообложения
хозяйственных  операций,  осуществленных  налогоплательщиком в течение
отчетного   (налогового)  периода,  а  также  обеспечения  информацией
внутренних  и  внешних  пользователей  для  контроля  за правильностью
исчисления,  полнотой  и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет
налога.
     Таким  образом,  к  налоговому  учету  принимается  информация  о
хозяйственных  операциях,  содержащаяся  в  первичных  документах.  По
командировочным  расходам  хозяйственной  операцией  является списание
задолженности  работника  перед  организацией  на  сумму выданного ему
аванса.
     Первичным  документом,  на основании которого принимается к учету
данная  хозяйственная  операция,  является  утвержденный руководителем
организации  авансовый  отчет  (утверждается  при  наличии письменного
отчета   о   выполненной   работе  в  командировке,  согласованного  с
руководителем    структурного   подразделения   работодателя).   Датой
признания  расходов  на командировки согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ
является дата утверждения авансового отчета.
     Действующий    порядок   оформления   документов,   связанных   с
командированием работников, установленный Постановлением Правительства
Российской  Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления
работников   в   служебные  командировки",  в  качестве  неотъемлемого
приложения  к  авансовому  отчету  предусматривает  наличие  следующих
оправдательных документов:
     -   командировочного   удостоверения,   оформленного   надлежащим
образом.     Форма     командировочного    удостоверения    утверждена
Постановлением  Госкомстата  России  от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10).
Указанный документ не оформляется только при командировании за пределы
Российской   Федерации   (кроме  поездок  в  государства  -  участники
Содружества    Независимых    Государств,    с    которыми   заключены
межправительственные соглашения, на основании которых в документах для
въезда   и   выезда   пограничными  органами  не  делаются  отметки  о
пересечении   государственной  границы).  В  случаях  командировок  по
территории  Российской Федерации и в указанные государства - участники
СНГ  заполнение  реквизитов "прибыл-убыл" предусматривается в случаях,
если местом командирования является юридическое лицо;
     - о найме жилого помещения;
     -  о  фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на
обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг
по   оформлению   проездных  документов  и  предоставлению  в  поездах
постельных принадлежностей);
     - об иных расходах, связанных с командировкой.
     Указанные   оправдательные   документы,   являющиеся  необходимым
приложением  к  авансовому  отчету,  должны  быть  надлежащим  образом
оформлены,  т.е.  составлены  по  унифицированным формам, если таковые
установлены,  а  в  иных  случаях  -  должны быть заполнены по формам,
предусмотренным  организацией-продавцом  (исполнителем)  и  содержащим
реквизиты,   поименованные  в  п.  2  ст.  9  Федерального  закона  от
21.11.1996  N  129-ФЗ  "О  бухгалтерском  учете".  При  этом  согласно
Постановлению  Госкомстата  России  от  24.03.1999 N 20 в утвержденные
Госкомстатом  России  унифицированные формы документов организация при
необходимости  может  вносить дополнительные реквизиты, а также менять
форматы  бланков.  Исключение  отдельных реквизитов из унифицированных
форм или их изменение не допускается.
     Оформление   авансового   отчета   с   нарушением   установленных
законодательством   требований,   а   также   отсутствие   необходимых
приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет
несоответствие    авансового   отчета   требованиям   законодательства
Российской   Федерации,  и,  соответственно,  указанная  в  нем  сумма
расходов   не   может   быть   включена  в  состав  расходов  в  целях
налогообложения  прибыли  как  не  имеющая надлежащего документального
подтверждения.
                                                                      
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
19 ноября 2009 г. 
N 03-03-06/1/764