ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯРНО НАПРАВЛЯЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ И ОФОРМЛЯЕТ ПО УНИФИЦИРОВАННЫМ ФОРМАМ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМСТАТА РОССИИ ОТ 05.01.2004 N 1, ПРИКАЗ О НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКА В КОМАНДИРОВКУ (ФОРМЫ N N Т-9 И Т-9А), КОМАНДИРОВОЧНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ (ФОРМА N Т-10) И СЛУЖЕБНОЕ ЗАДАНИЕ (ФОРМА N Т-10А). ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ПРИКАЗЕ О НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКА В КОМАНДИРОВКУ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ДУБЛИРУЕТ КОМАНДИРОВОЧНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. ОБОСНОВАННОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР РАСХОДОВ НА КОМАНДИРОВКИ, ПО МНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ О НАПРАВЛЕНИИ В КОМАНДИРОВКУ, СЛУЖЕБНЫМ ЗАДАНИЕМ, АВАНСОВЫМ ОТЧЕТОМ, ПРОЕЗДНЫМИ БИЛЕТАМИ И ИНЫМИ ПЕРВИЧНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ. МОЖЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКУ ОФОРМЛЯТЬ ТОЛЬКО ПРИКАЗ О НАПРАВЛЕНИИ В КОМАНДИРОВКУ (ФОРМЫ N N Т-9 И Т-9А) И СЛУЖЕБНОЕ ЗАДАНИЕ (ФОРМА N Т-10А)? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/764 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения расходов на командировки в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом такие расходы должны удовлетворять критериям признания расходов в целях налогообложения прибыли, предусмотренным ст. 252 НК РФ, и, в частности, должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (при выдаче таких документов в соответствии с законодательством Российской Федерации). В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Таким образом, к налоговому учету принимается информация о хозяйственных операциях, содержащаяся в первичных документах. По командировочным расходам хозяйственной операцией является списание задолженности работника перед организацией на сумму выданного ему аванса. Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировки согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ является дата утверждения авансового отчета. Действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов: - командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом. Форма командировочного удостоверения утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10). Указанный документ не оформляется только при командировании за пределы Российской Федерации (кроме поездок в государства - участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы). В случаях командировок по территории Российской Федерации и в указанные государства - участники СНГ заполнение реквизитов "прибыл-убыл" предусматривается в случаях, если местом командирования является юридическое лицо; - о найме жилого помещения; - о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей); - об иных расходах, связанных с командировкой. Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, должны быть надлежащим образом оформлены, т.е. составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях - должны быть заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается. Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет несоответствие авансового отчета требованиям законодательства Российской Федерации, и, соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 19 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/764 |