избирательному округу, обнаруженных в ящиках для голосования. 3. Если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, эти федеральные списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов. В этом случае федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не допускаются. 4. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 5. Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. 6. Федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной статьей 82 настоящего Федерального закона. При этом до применения указанной методики из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. 7. Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам из региональных групп, при этом из числа оставшихся депутатских мандатов каждая из этих групп получает депутатские мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте Российской Федерации или в группе субъектов Российской Федерации. Это число депутатских мандатов определяется по методике, предусмотренной статьей 82 настоящего Федерального закона. 8. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами из федерального списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации этого списка в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов. 9. Зарегистрированный кандидат, который вправе получить депутатский мандат в соответствии с порядком размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, может отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае депутатский мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же списка в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 8 статьи 82 настоящего Федерального закона. В случае, если от депутатского мандата отказывается зарегистрированный кандидат, занимающий одно из трех первых мест в общефедеральной части федерального списка кандидатов, действует положение пункта 3 статьи 88 настоящего Федерального закона. 10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками, в который вносятся следующие сведения: а) число окружных избирательных комиссий в Российской Федерации; б) число протоколов окружных избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; в) суммарные данные по Российской Федерации по всем строкам, содержащимся в протоколах N 2 окружных избирательных комиссий об итогах голосования; г) наименования избирательных объединений, избирательных блоков, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из них; д) наименования региональных групп кандидатов федеральных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждой из них; е) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами, из каждого федерального списка кандидатов. 11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы по федеральному избирательному округу не состоявшимися в случае: а) если в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей; б) если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 или более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; в) если на участие в распределении депутатских мандатов на основании пунктов 3 и 4 настоящей статьи могут претендовать федеральные списки кандидатов, получившие в совокупности менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. 12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов по федеральному избирательному округу недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов; в) по решению суда. 13. Не могут служить основанием для признания выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, имевшие целью способствовать избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за федеральные списки кандидатов, не принявшие участия в распределении депутатских мандатов. 14. Протокол о результатах выборов по федеральному избирательному округу составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица о результатах выборов по федеральному избирательному округу, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования. 15. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также приобщаются поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. 16. Заверенные копии протокола и сводной таблицы предоставляются всем членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, представителям средств массовой информации, присутствовавшим при определении результатов выборов в федеральном избирательном округе. 17. В случае, если после подписания протокола о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между федеральными списками кандидатов и (или) сводной таблицы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. 18. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из окружных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории, в соответствующем округе. 19. В случае, указанном в пункте 18 настоящей статьи, повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования или протокол о результатах выборов, которые подлежат проверке, либо вышестоящей по отношению к этой комиссии избирательной комиссией, либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводящая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, протокол о результатах выборов, на которых делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Статья 81. Установление общих результатов выборов 1. На основании протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками и на основании протоколов N 1 окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов. 2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает недействительными выборы по одномандатному избирательному округу в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов выборов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Статья 82. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов 1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными пунктами 3-5 статьи 80 настоящего Федерального закона. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между федеральными списками кандидатов. 2. Затем число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые полeчает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов. 3. Если после действий, произведенных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей. 4. Затем производится распределение депутатских мандатов внутри каждого федерального списка кандидатов - между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). На первом этапе этого распределения определяется число зарегистрированных кандидатов, входящих в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Указанным зарегистрированным кандидатам в порядке их очередности в федеральном списке кандидатов депутатские мандаты переходят в первую очередь. 5. Если после предоставления депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам из общефедеральной части федерального списка кандидатов остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов следующим образом. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации (группах субъектов Российской Федерации), которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов), делится на число депутатских мандатов, которые подлежат распределению между региональными группами кандидатов данного федерального списка кандидатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между региональными группами кандидатов данного списка. 6. Затем число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов внутри данного федерального списка кандидатов. 7. Если после действий, произведенных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся федеральному списку кандидатов, производится их вторичное распределение между региональными группами кандидатов этого федерального списка кандидатов. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, у которой окажется большим число голосов избирателей, используемое при вычислениях, производимых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. 8. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов в одной или более региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент проведения дополнительного распределения имеются региональные группы, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, и среди данных региональных групп кандидатов имеются группы, имеющие зарегистрированных кандидатов, еще не получивших депутатских мандатов, то мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность их передачи (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в соответствии с указанным порядком их передачи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из вышеуказанных региональных групп. Коэффициент дополнительного распределения для каждой из региональных групп кандидатов вычисляется делением числа уже полученных данной региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных данной региональной группой кандидатов голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатские мандаты передаются региональной группе кандидатов, получившей большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом описанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Дополнительное распределение производится также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 9. Если после распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов, произведенного согласно пунктам 1, 2 и 3 настоящей статьи, возникает необходимость дополнительно распределить один и более депутатских мандатов среди всех федеральных списков кандидатов или некоторых из них, распределение депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов производится с использованием методики дополнительного распределения депутатских мандатов, изложенной в пункте 8 настоящей статьи. При этом вначале депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не получившим депутатских мандатов при распределении их в соответствии со значениями дробных частей, а затем производится передача их в соответствии с коэффициентами дополнительного распределения депутатских мандатов для каждого из федеральных списков кандидатов, вычисляемыми путем деления общего числа депутатских мандатов, уже полученных соответствующим федеральным списком кандидатов, на число полученных им же голосов избирателей. Полученные федеральным списком кандидатов депутатские мандаты передаются зарегистрированным кандидатам из общефедеральной части федерального списка кандидатов, не получившим депутатских мандатов, а при отсутствии таковых - зарегистрированным кандидатам из региональных групп кандидатов данного федерального списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, изложенной в пункте 8 настоящей статьи. В дополнительном распределении могут участвовать только федеральные списки кандидатов, имеющие зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов. 10. В случае, если после первоначального распределения депутатских мандатов зарегистрированный кандидат отказался его принять или если зарегистрированный кандидат не сложил несовместимые со статусом депутата Государственной Думы полномочия, а также если депутатский мандат оказался свободен в силу иных оснований, указанный мандат передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Депутатский мандат передается первому из не получивших мандатов зарегистрированных кандидатов, внесенных в ту же региональную группу кандидатов (в общефедеральную часть) федерального списка кандидатов, в которую был внесен зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался свободен. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, то оказавшийся свободным депутатский мандат подлежит распределению между иными региональными группами кандидатов того же федерального списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, изложенной в пункте 8 настоящей статьи. 11. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы. Статья 83. Повторные выборы 1. В случае, если выборы признаны не состоявшимися или недействительными по соответствующему избирательному округу по основаниям, предусмотренным статьями 79-81 настоящего Федерального закона, либо их результаты аннулированы в соответствии с пунктом 4 статьи 84 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Голосование на повторных выборах проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через три месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней после принятия соответствующего решения. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может распорядиться о продлении полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий либо о формировании в этих случаях окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий в новом составе в порядке, установленном статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. В случае, если повторные выборы в одномандатном избирательном округе были признаны не состоявшимися в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 2 статьи 79 настоящего Федерального закона, голосование на следующих повторных выборах в этом одномандатном избирательном округе должно проводиться не позднее чем через год со дня последних повторных выборов. 2. Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума соответствующего созыва. 3. При проведении повторных выборов на вакантный депутатский мандат депутат Государственной Думы не может баллотироваться в качестве кандидата. Статья 84. Регистрация избранных депутатов Государственной Думы 1. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом Государственной Думы, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. 2. Если зарегистрированный кандидат, избранный в результате распределения депутатских мандатов по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, не выполнит требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, он исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 9 статьи 82 настоящего Федерального закона. 3. Если зарегистрированный кандидат, не сложивший с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата Государственной Думы, занимал в федеральном списке кандидатов избирательного объединения, избирательного блока одно из первых трех мест в общефедеральной части федерального списка кандидатов, федеральный список кандидатов выдвинувшего его избирательного объединения, избирательного блока лишается депутатского мандата. В этом случае освободившийся депутатский мандат передается другому избирательному объединению, избирательному блоку в соответствии с процедурой дополнительного распределения депутатских мандатов, изложенной в пункте 9 статьи 82 настоящего Федерального закона. Это положение не распространяется на кандидатов, занимавших на момент голосования государственные должности Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей. 4. Если зарегистрированный кандидат, избранный по одномандатному избирательному округу, не выполнит требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации аннулирует результаты выборов по данному избирательному округу и назначает повторные выборы. Если требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не выполнены кандидатом без вынуждающих к тому обстоятельств, предусмотренных пунктом 16 статьи 51 и пунктом 3 статьи 88 настоящего Федерального закона, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить связанные с проведением повторных выборов расходы средств федерального бюджета, произведенные соответствующими избирательными комиссиями. 5. Соответствующая избирательная комиссия после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, регистрирует избранного депутата Государственной Думы и выдает ему удостоверение об избрании. Статья 85. Опубликование итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления любым избирателям, зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченным представителям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах выборов членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая избирательная комиссия. 2. Окружные избирательные комиссии и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляют общие данные о результатах выборов по соответствующим избирательным округам в средства массовой информации в течение одного дня после определения результатов выборов. 3. Окружная избирательная комиссия либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через две недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах N 1 и N 2 всех территориальных и участковых избирательных комиссий соответствующего одномандатного избирательного округа, в средствах массовой информации, указанных в пункте 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. При этом подлежат официальному опубликованию все числовые данные, содержащиеся в протоколах каждой участковой избирательной комиссии в одномандатном избирательном округе. В случае проведения на отдельных избирательных участках, территориях повторного подсчета голосов, результаты которого поступают в окружную избирательную комиссию после этого срока, окружная избирательная комиссия официально опубликовывает уточненные данные в течение недели после принятия на их основании соответствующего решения. 4. Официальное опубликование общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, федеральных списков кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех недель со дня голосования. В этот же срок Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов N 1 и N 2 всех окружных избирательных комиссий. 5. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в своем печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых, об итогах голосования и о результатах выборов, а также предусмотренных пунктом 5 и 6 статьи 71 настоящего Федерального закона данных обо всех избранных депутатах. Статья 86. Использование государственной автоматизированной информационной системы 1. При проведении выборов депутатов Государственной Думы, в том числе при проведении регистрации (учета) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, для оперативного получения, передачи и обработки информации может использоваться государственная автоматизированная информационная система в целом либо отдельные ее технические средства. Требования к государственной автоматизированной информационной системе и порядок ее использования определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 2. При наличии соответствующего оборудования данные протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов сразу после подписания протокола передаются по техническим каналам связи в электронном виде в рамках государственной автоматизированной информационной системы в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первых экземпляров протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов в вышестоящую избирательную комиссию. 3. Соответствующая избирательная комиссия своим решением образует из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса группу контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы либо отдельных ее технических средств. Группа контроля проверяет готовность комплекса средств автоматизации к работе, контролирует правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее решение избирательной комиссии, следит за соблюдением требований настоящего Федерального закона, инструкций и других документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по использованию государственной автоматизированной информационной системы, в том числе сканеров избирательных бюллетеней или иных технических средств подсчета голосов избирателей, а также за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами соответствующих избирательных комиссий (записи в журнале, акты, компьютерные распечатки, заверенные подписями членов группы контроля). Группа контроля может привлекать к своей работе специалистов в области автоматизированных систем обработки информации. 4. Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. 5. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, входящие в состав группы контроля, имеют равные права, в том числе право знакомиться с любой информацией, переданной в соответствующую избирательнчю комиссию по техническим каналам связи, с технической документацией государственной автоматизированной информационной системы, требовать разъяснений всех действий эксплуатационного персонала государственной автоматизированной информационной системы, сопоставлять результаты ручной и автоматизированной обработки информации, получать на представляемых ими машиночитаемых носителях данные протоколов об итогах голосования, о результатах выборов и соответствующих сводных таблиц. В случае выявления нарушений и неправомерных действий со стороны эксплуатационного персонала этой системы или наблюдателей группа контроля информирует о таких нарушениях и действиях председателя избирательной комиссии и вносит свои предложения об их устранении. Результаты проверок, проводимых группой контроля, должны отражаться в текущей документации информационного центра (службы) соответствующей избирательной комиссии. 6. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования, о результатах выборов соответствующей избирательной комиссией государственная автоматизированная информационная система, в которой данные от нижестоящих избирательных комиссий передаются вышестоящим избирательным комиссиям, используется для наблюдения за ходом и итогами голосования. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров, служб вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам, службам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. 7. Данные о ходе голосования и его результаты, полученные через государственную автоматизированную информационную систему, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией. 8. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, прилагается имеющийся текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в государственную автоматизированную информационную систему. Подлинность данных, содержащихся в компьютерной распечатке, подтверждается подписями членов группы контроля и лица, ответственного за введение данных. 9. Введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах, о предварительных и об окончательных итогах голосования, о результатах выборов должны быть оперативно доступны (в режиме "Только чтение") абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 87. Хранение избирательной документации 1. Документация участковых избирательных комиссий, (включая избирательные бюллетени), территориальных избирательных комиссий хранится в охраняемых помещениях и передается в вышестоящие избирательные комиссии не позднее окончания срока полномочий участковых, территориальных избирательных комиссий. 2. Документация окружных избирательных комиссий, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вместе с переданной им на хранение документацией нижестоящих избирательных комиссий хранится в соответствующих избирательных комиссиях в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. 3. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, а протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и сводные таблицы - не менее одного года со дня официального опубликования решения о назначении следующих основных выборов депутатов Государственной Думы. Финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, хранятся не менее одного года со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении следующих основных выборов депутатов Государственной Думы. 4. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей, протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, являются документами строгой отчетности. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив. ГЛАВА XI. ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ Статья 88. Замещение вакантного депутатского мандата по федеральному избирательному округу 1. В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов в соответствии с пунктом 8 статьи 82 настоящего Федерального закона. 2. Государственная Дума принимает постановление о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, по основаниям, установленным федеральным законом, не позднее чем через десять дней после возникновения указанных оснований, а в случае перерыва в заседаниях Государственной Думы - не позднее чем через десять дней после их возобновления. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий со дня подачи этого заявления. 3. Пункт 1 настоящей статьи не применяется в случае досрочного выбытия депутата, занимавшего на момент заверения федерального списка кандидатов одно из первых трех мест в общефедеральной части федерального списка кандидатов, без вынуждающих к тому обстоятельств в период менее года со дня избрания Государственной Думы. В этом случае депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации другому федеральному списку кандидатов из числа участвовавших в распределении депутатских мандатов в данном созыве Государственной Думы в соответствии с пунктом 9 статьи 82 настоящего Федерального закона. Обстоятельствами, вынуждающими к выбытию депутата Государственной Думы, являются замещение государственной должности, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, а также обстоятельства, указанные в пункте 16 статьи 51 настоящего Федерального закона. 4. Федеральный список кандидатов, лишившийся депутатского мандата в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, утрачивает право на получение депутатских мандатов, освободившихся в результате досрочного выбытия депутатов, занимавших одно из первых трех мест в общефедеральной части федеральных списков кандидатов. 5. В случае, если в федеральном списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов Государственной Думы. Статья 89. Замещение депутатского мандата по одномандатному избирательному округу 1. Государственная Дума принимает постановление о прекращении полномочий избранного по одномандатному избирательному округу депутата Государственной Думы по основаниям, установленным федеральным законом, не позднее чем через десять дней после возникновения указанных оснований, а в случае перерыва в заседаниях Государственной Думы - не позднее чем через десять дней после их возобновления. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий со дня подачи этого заявления. 2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает дополнительные выборы депутата Государственной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу, голосование на которых проводится в срок, установленный пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона. 3. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума соответствующего созыва. В случае, если дополнительные выборы по одномандатному избирательному округу были признаны не состоявшимися в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 2 статьи 79 настоящего Федерального закона, голосование на повторных дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через год после проведения последних дополнительных выборов. Дополнительные выборы должны быть назначены не позднее чем за четыре и не ранее чем за пять месяцев до дня голосования. 4. При проведении дополнительных выборов на вакантный депутатский мандат депутат Государственной Думы не может баллотироваться в качестве кандидата. 5. Выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу, их регистрация и иные избирательные действия при проведении дополнительных выборов осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. ГЛАВА XII. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 90. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан 1. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдатели, а также избирательные комиссии. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу. 2. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд. 3. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий и должностных лиц этих избирательных комиссий - в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий - в районные суды. 4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, иное решение избирательной комиссии. 5. В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями. 6. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением настоящего Федерального закона не является нарушением неприкосновенности признанного избранным зарегистрированного кандидата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Признанный избранным зарегистрированный кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан при его избрании. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия Государственной Думы на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным зарегистрированного кандидата. 7. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. 8. При рассмотрении дел об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, рассмотрении вопроса об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов недействительным избирательная комиссия вправе истребовать и получать необходимые документы и материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан. 9. Вышестоящая избирательная комиссия вправе отменить решение нижестоящей избирательной комиссии и обязать ее повторно рассмотреть вопрос либо принять решение по существу жалобы. 10. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 11. Если суд принял жалобу к рассмотрению, а лица, принесшие жалобу, обратились с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, данная избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе и вступлении в законную силу решения суда по результатам ее рассмотрения. 12. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы. 13. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб в соответствии со сроками, установленными настоящим Федеральным законом. Статья 91. Основания для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов 1. В случае нарушения кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком настоящего Федерального закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Избирательная комиссия вправе принять решение об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, о признании избрания зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов недействительным, об отмене решения об итогах голосования, о результатах выборов и в том случае, если такое предупреждение ею не было вынесено. 2. Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в случае, если: а) установлено, что сведения, представляемые кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с настоящим Федеральным законом, недостоверны и их недостоверность носит существенный характер; б) установлен факт проведения предвыборной агитации: кандидатом - до его регистрации окружной избирательной комиссией; избирательным объединением, избирательным блоком - до регистрации выдвинутого ими федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; в) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями; г) грубо или неоднократно нарушался запрет на участие органов управления организаций всех форм собственности в сборе подписей, запрет на принуждение избирателей в процессе сбора подписей и на вознаграждение избирателей в любой форме за внесение подписи, запрет на сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы; д) кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата; е) избирательное объединение, избирательный блок при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока; ж) кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, превысил расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата; з) избирательное объединение, избирательный блок превысили расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока; и) кандидат, избирательное объединение, в том числе входящее в состав избирательного блока, избирательный блок, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом руководящего органа которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени; к) кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не представили первый финансовый отчет; л) кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока использовали преимущества должностного или служебного положения; м) имеют место иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может быть отменена избирательной комиссией или судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случае, если: а) нарушение настоящего Федерального закона, указанное в пункте 2 настоящей статьи, обнаружено после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов; б) зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока проводили агитацию в расположении воинской части, в военной организации либо в военном учреждении; в) зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их доверенными лицами были выпущены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы с нарушением пунктов 3 и 4 статьи 59 настоящего Федерального закона; г) зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, в том числе входящее в состав избирательного блока, избирательный блок, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом руководящего органа которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени; д) зарегистрированный кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока использовали преимущества должностного или служебного положения; е) зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не представили финансовый отчет в установленный срок; ж) зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе, не прекратил исполнение служебных обязанностей на время участия в выборах; з) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, его уполномоченным представителем, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также по их просьбе или поручению - иным лицом; и) зарегистрированный кандидат по одномандатному избирательному округу при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата; к) избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока; л) зарегистрированный кандидат по одномандатному избирательному округу превысил расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата; м) избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, превысили расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока; н) зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, использовали незаконные пожертвования, поступившие в соответствующие избирательные фонды в размерах, превышающих 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда соответственно кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. 4. Регистрация федерального списка кандидатов может быть отменена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае нарушения правил, установленных пунктом 11 статьи 51 настоящего Федерального закона. 5. Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в случае злоупотребления кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком свободой массовой информации. Суд, установив факт злоупотребления свободой массовой информации, отменяет регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов. Статья 92. Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов 1. Если совершенные зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком нарушения, указанные в статье 91 настоящего Федерального закона, будут обнаружены после официального опубликования результатов выборов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания кандидата, федерального списка кандидатов недействительным. 2. Решение избирательной комиссии о результатах выборов может быть отменено судом, если он установит, что нарушения, указанные в статье 91 настоящего Федерального закона, имели место и это не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в одномандатном избирательном округе, в федеральном избирательном округе также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений настоящего Федерального закона, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 4. Суд соответствующего уровня, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации могут отменить решение участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 5. Признание недействительными итогов голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов по одномандатному избирательному округу либо по федеральному избирательному округу. Признание недействительными итогов голосования по федеральному избирательному округу более чем в одной трети избирательных округов влечет за собой признание недействительными выборов по федеральному избирательному округу. 6. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения, имеющие целью способствовать избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за кандидатов, зарегистрированных кандидатов, не избранных по результатам голосования, или за федеральные списки кандидатов, не принявшие участия в распределении депутатских мандатов. Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица: а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской федерации права избирать и быть избранным, б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания, в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей, г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона, д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей), е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов, з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона, к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом, л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании, м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо в деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей, о) препятствующие голосованию на избирательных участках, п) нарушающие тайну голосования, р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору, с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям, т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени, ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей, ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений. 2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом ГЛАВА XIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 94. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Признать утратившим силу Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня 1995 года N 90-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2398). 3. В случае, если в муниципальном образовании нет главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления либо представительным органом местного самоуправления не назначено лицо, уполномоченное осуществлять избирательные действия в соответствии с настоящим Федеральным законом, эти избирательные действия осуществляются руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо иным должностным лицом по его поручению. 4. В случае, если на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в 1999 году федеральным законом не будет осуществлено увеличение действующего на начало указанного года минимального размера оплаты труда, на указанных выборах размеры денежных средств, производные от минимального размера оплаты труда и указанные в статье 62 настоящего Федерального закона, увеличиваются в два раза. 5. При проведении выборов депутатов Государственной Думы созыва впервые избираемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, установленный пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона срок не применяется, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет Государственной Думе схему образования одномандатных избирательных округов не позднее чем через семь дней после вступления в силу настоящего Федерального закона. Президент Российской Федерации Б. Ельцин 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ Приложение N 1 к Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 121-ФЗ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "--" --------- ---- года Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы по одномандатному N 23 Восточному избирательному округу Яблокова Семена Павловича, родившегося 5 июля 1946 года, работающего адвокатом юридической консультации города Северска, проживающего в поселке Центральном Северского района Архангельской области. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, имя, отчество | Год рождения (в | Адрес места жительства | Серия и номер паспорта | Подпись и дата ее | | п/п | | возрасте | | или заменяющего его | внесения | | | | 18 лет - число | | документа, дата выдачи | | | | | и месяц рождения) | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| | 1 | | | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| | 2 | | | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю: ------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения) Кандидат в депутаты: -------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись и дата ее внесения) Примечание. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе указываются номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства. Приложение N 2 к Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 121-ФЗ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "--" --------- ---- года (федеральный список кандидатов заверен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации "--" ------------- ---- года) Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы от избирательного объединения "Россия", во главе которого находятся: 1. Иванов Иван Иванович, 10 августа 1950 года рождения, работает инженером-конструктором Московского производственного объединения "Вымпел", проживает в городе Москве. 2. Петров Петр Петрович, 17 ноября 1965 года рождения, работает фрезеровщиком на заводе "Штамп" (г. Тверь), проживает в городе Твери. 3. Сергеев Сергей Сергеевич, 12 декабря 1969 года рождения, работает врачом скорой помощи Александровской районной больницы, проживает в городе Саратове. От группы регионов "Сибирь" в списке баллотируется региональная группа кандидатов, во главе которой находятся: 1. Павлова Валентина Ивановна, 2 марта 1948 года рождения, домохозяйка, проживает в поселке Высоком Иркутской области. 2. Васильев Василий Васильевич, 12 декабря 1969 года рождения, работает брокером в акционерном обществе "ННН" (г. Лесной Омской области), проживает в городе Омске. 3. Ибрагимова Алия Сафиуловна, 1 сентября 1932 года рождения, пенсионерка, проживает в городе Сургуте Тюменской области. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, имя, отчество | Год рождения (в | Адрес места жительства | Серия и номер паспорта | Подпись и дата ее | | п/п | | возрасте | | или заменяющего его | внесения | | | | 18 лет - число | | документа, дата выдачи | | | | | и месяц рождения) | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| | 1 | | | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| | 2 | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю: ------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения) Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока: ------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись и дата ее внесения) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществлялся сбор подписей) Примечание. В случае наличия у кандидата данные которого указываются в подписном листе, неснятой или непогашенной судимости в подписном листе указываются номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства. Приложение N 3 к Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 121-ФЗ ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "--" --------- ---- года Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы от избирательного объединения "Абрикос" по одномандатному N 97 Северному избирательному округу Николаева Николая Николаевича, родившегося 15 августа 1956 года, работающего директором Рязанского кирпичного завода N 1, проживающего в городе Рязани. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, имя, отчество | Год рождения (в | Адрес места жительства | Серия и номер паспорта | Подпись и дата ее | | п/п | | возрасте | | или заменяющего его | внесения | | | | 18 лет - число | | документа, дата выдачи | | | | | и месяц рождения) | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| | 1 | | | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| | 2 | | | | | | |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| |-----|------------------------|-------------------|------------------------|------------------------|-------------------| -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю: ------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения) Кандидат в депутаты: -------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись и дата ее внесения) Примечание. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе указываются номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства. Приложение N 4 к Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 121-ФЗ Сведения об имуществе Я, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ---------------------------------------------------------------------, (фамилия, имя, отчество, дата рождения) ---------------------------------------------------------------------, (основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) проживающий по адресу -----------------------------------------------, (адрес места жительства) сообщаю сведения об имуществе, принадлежащем мне на праве собственности (в том числе на праве общей собственности): 1. Недвижимое имущество ---------------------------------------------------------------------- | N | Вид и наименование имущества | Площадь | Место нахождения | | | | 2 | имущества | | п/п | | (м ) | | |-----|-------------------------------|---------|--------------------| | 1 | Земельные участки* | | | |-----|-------------------------------|---------|--------------------| | 2 | Жилые дома | | | |-----|-------------------------------|---------|--------------------| | 3 | Квартиры | | | |-----|-------------------------------|---------|--------------------| | 4 | Дачи | | | |-----|-------------------------------|---------|--------------------| | 5 | Гаражи и иные здания, | | | | | строения, сооружения | | | ---------------------------------------------------------------------- ---------------------- * Площадь земельных участков измеряется в гектарах. 2. Транспортные средства ---------------------------------------------------------------------- | N | Вид транспортного средства | Количество | Марка | | п/п | | | (марки) | |-----|----------------------------|-------------|-------------------| | 1 | Автомобили легковые | | | |-----|----------------------------|-------------|-------------------| | 2 | Автомобили грузовые | | | |-----|----------------------------|-------------|-------------------| | 3 | Другие транспортные | | | | | средства | | | ---------------------------------------------------------------------- -------------------- Правильность сведений об имуществе, указанных мною, подтверждаю ----------------------------- (подпись кандидата) ----------------------------- (дата) Приложение N 5 к Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 121-ФЗ Контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования (числами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 76 настоящего Федерального закона) 1 больше или равно 3+5+6 2 равно 3+4+5+6 7+8 равно 9+10 9 равно 18 + все последующие строки протокола |