О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 20 АПРЕЛЯ 1999 Г.) ЗАКОН ПРЕЗИДЕНТ РФ 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ (ГДФС) Принят Государственной Думой 4 марта 1998 года Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года (в ред. - Федерального закона от 31.03.99 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1664) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе: устанавливает область действия государственной монополии; устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации; определяет статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; определяет основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, за исключением вопросов, относящихся к валютному регулированию. Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). ГЛАВА I. Общие положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом; ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни; добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы; добыча драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней; сортировка и первичная классификация драгоценных камней завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке; первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке; производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов; аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам; рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов; использование драгоценных металлов и драгоценных камней использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях; специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр; операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями: действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации. Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни 1. Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О недрах", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами. 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права. 3. Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней. 4. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация. 5. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: 1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; 2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. Перечисленные в подпунктах 1, 2 настоящего пункта органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам. Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации. 6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и настоящим Федеральным законом. Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. Статья 3. Биржи драгоценных металлов и драгоценных камней 1. В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением: стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы; монет, содержащих драгоценные металлы. 2. Порядок деятельности бирж драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается Правительством Российской Федерации на основании настоящего Федерального закона, Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и федеральных законов. Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней 1. Добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). 2. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и организациям, созданным без участия (прямого или косвенного) иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов на территории Российской Федерации. 3. Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей. Под старательской добычей понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. При этом не производятся затраты средств за счет соответствующего бюджета на создание и содержание объектов социальной инфраструктуры по месту производства указанных работ. Государство поощряет старательскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней. 4. Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. 5. Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, производству драгоценных металлов возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия. ГЛАВА II. Государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней Статья 5. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней 1. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней формируется в целях регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в драгоценных металлах и драгоценных камнях. 2. В федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования. 3. Решение о включении отдельных разведанных месторождений в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимается Президентом Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 4. Распоряжение федеральным фондом резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах. Условия использования разведанных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых располагаются указанные месторождения. Статья 6. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации 1. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность полученных из источников, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Ценности, зачисленные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Служебные и производственные здания, сооружения и помещения, используемые для хранения, приемки и обслуживания ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, являются федеральной собственностью и отчуждению в любой форме, в том числе приватизации, не подлежат. Сдача указанных объектов в аренду или иное их обременение допускаются исключительно по решению Правительства Российской Федерации. Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. 2. Решения о пополнении и расходовании ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации принимаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. 3. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации может пополняться за счет: драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета, в том числе по договорам поставок, заключаемым указанными субъектами с организациями, осуществляющими аффинаж драгоценных металлов; уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета; принудительно изъятых в установленном законом порядке драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий; приобретенных у организаций, осуществляющих скупку, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; скупленных у граждан драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий; лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней; кладов драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий; бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий; драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения; изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней государственных наград бывшего СССР, предназначенных для выдачи в установленном порядке награжденным лицам (законным представителям награжденных лиц) или подлежащих сдаче на государственное хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных наградах; изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней подарков, полученных гражданами Российской Федерации в связи с государственной деятельностью; драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, зачисляемых в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. 4. Приобретение драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации осуществляется в рассортированном виде, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней устанавливается Правительством Российской Федерации. 5. Средства, направленные на приобретение ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, подлежат обязательному учету в расходной части федерального бюджета. 6. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и обобщенные показатели, характеризующие общее состояние Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Статья 7. Алмазный фонд Российской Федерации 1. Алмазный фонд Российской Федерации - составная часть Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, представляющая собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Положение об Алмазном фонде Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. 2. Алмазный фонд Российской Федерации неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду. Ценности Алмазного фонда Российской Федерации могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 3. Зачисление ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации в Алмазный фонд Российской Федерации производится по решению Правительства Российской Федерации. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти организует проведение предварительной экспертизы ценностей, которые предполагается зачислить в Алмазный фонд Российской Федерации, их учет, хранение и реставрацию, а также организует по поручению Правительства Российской Федерации экспонирование ценностей Алмазного фонда Российской Федерации. Статья 8. Золотой запас Российской Федерации 1. Золотой запас Российской Федерации, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося частью золотовалютных резервов Российской Федерации, предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях. 2. Часть золотого запаса Российской Федерации, хранящаяся в Центральном банке Российской Федерации, учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса Российской Федерации принимается Центральным банком Российской Федерации в порядке, согласованном с Правительством Российской Федерации. Отчет о состоянии учитываемой на счетах Центрального банка Российской Федерации части золотого запаса Российской Федерации представляется Центральным банком Российской Федерации Государственной Думе как составная часть доклада Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации. 3. Часть золотого запаса Российской Федерации, находящаяся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, учитывается на счетах специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Решение о расходовании находящейся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации части золотого запаса Российской Федерации принимается в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона. Статья 9. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации 1. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации могут создаваться по согласованию с Правительством Российской Федерации. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации используются в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и являются собственностью субъектов Российской Федерации. 2. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации формируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации посредством приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом цен мирового рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и учитываются отдельной строкой в бюджетах субъектов Российской Федерации. Средства, полученные субъектами Российской Федерации из федерального бюджета в виде трансфертов и дотаций, не могут являться источником формирования государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. 3. Использование государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Отчет о состоянии государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно представляется в Правительство Российской Федерации. Состояние государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации может быть проверено специальной комиссией, создаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и с участием представителей этих органов. Порядок проведения указанных проверок устанавливается Правительством Российской Федерации. ГЛАВА III. Государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения Статья 10. Цели и способы государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения 1. Государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в целях проведения государственной политики, направленной на стимулирование добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, развития рынка этих ценностей и их рационального использования для социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с учетом особых свойств драгоценных металлов и драгоценных камней. 2. Государственное регулирование указанных отношений осуществляется посредством: лицензирования пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, формирования золотого запаса Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; установления требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; нормативно-правовой регламентации действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных организаций и индивидуальных предпринимателей; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения; лицензирования отдельных видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; определения Президентом Российской Федерации порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней; организации системы государственного контроля за качеством сортировки, классификации и оценки добытых и ввезенных на территорию Российской Федерации необработанных природных алмазов; организации государственного контроля за ценами на драгоценные камни путем утверждения обязательных классификаторов и прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке; особого порядка таможенного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них; определения порядка сертификации драгоценных металлов, обработанных драгоценных камней и изделий из них; установления перечня организаций, проводящих аффинаж драгоценных металлов. 3. В Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов. 4. Государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи и производства осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного регулирования указанных отношений устанавливаются соответственно настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 11. Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами: 1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней; 2) утверждает в соответствии с федеральными законами планы формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпуска его ценностей, а также отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей этого фонда; 3) определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности при пользовании участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, заготовки лома и отходов, а также порядок лицензирования отдельных видов деятельности по производству, использованию и обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением порядка выдачи банкам лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, порядок которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; 4) устанавливает: порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядок отчетности о них; порядок осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней; порядок приобретения и зачисления ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; порядок формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; порядок отпуска ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и порядок их оплаты; порядок проверки состояния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов; перечень работ, за которые взимается пробирная плата (пробирный сбор), и размер этой платы (сбора); порядок проведения экономико-правовой экспертизы проектов международных договоров Российской Федерации и соглашений субъектов Российской Федерации с субъектами либо административно-территориальными образованиями иностранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; 5) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения относятся: 1) формирование и использование государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; 2) приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней для формирования государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; 3) реализация драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации; 4) в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, за исключением участков недр, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней; 5) осуществление совместно с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях (за исключением федерального пробирного надзора); 6) иные полномочия, определенные заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 13. Федеральный пробирный надзор 1. Федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства. 2. Федеральный пробирный надзор включает в себя: 1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи; 2) экспертизу оттисков государственных пробирных клейм; 3) контрольные анализы и техническую экспертизу драгоценных металлов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов; 4) экспертизу и диагностику драгоценных камней; 5) экспертизу в соответствии с постановлениями органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда; 6) экспертизу музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспечением сохранности указанных предметов; 7) государственную сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них; 8) специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; 9) постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации; 10) периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. 3. Пробирная плата (пробирный сбор) взимается за осуществление опробования, анализов и клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, за проведение экспертизы, анализов материалов, экспертизы и диагностики драгоценных камней. Размеры пробирной платы (пробирного сбора) определяются Правительством Российской Федерации. 4. Часть пробирной платы (пробирного сбора) используется для обеспечения деятельности по федеральному пробирному надзору, оставшаяся часть этой платы (сбора) зачисляется в доход федерального бюджета. Размеры средств, выделяемых на обеспечение деятельности по федеральному пробирному надзору, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Статья 14. Сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них 1. В Российской Федерации осуществляется сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них. Сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них представляет собой деятельность по подтверждению их соответствия установленным качественным и количественным характеристикам и техническим требованиям. 2. Для подтверждения указанного соответствия выдается сертификат, а продукция в установленных системами сертификации случаях маркируется знаком соответствия. 3. Перечень видов продукции, формы сертификации, а также случаи, когда эти виды продукции подлежат сертификации, определяются Правительством Российской Федерации. Организация работ по проведению указанной сертификации возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. ГЛАВА IV. Государственная разрешительная система Статья 15. Лицензирование в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения 1. В Российской Федерации геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча, производство, отдельные виды использования и обращения осуществляются на основании лицензий. 2. Лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и иными федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами. 3. Организации, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами или на договорной основе с другими организациями. При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами (в ред. - Федерального закона от 31.03.99 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1664). 4. В области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливается лицензирование следующих видов деятельности: 1) заготовка лома и отходов драгоценных металлов, их первичная обработка и переработка с получением концентратов и других полупродуктов, предназначенных для аффинажа; 2) скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий; 3) производство драгоценных металлов; 4) рекуперация драгоценных камней; 5) огранка и иная обработка драгоценных камней, в том числе огранка алмазов в бриллианты; 6) сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них; 7) предоставление юридическими лицами услуг по охране, хранению и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней; 8) оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней; 9) осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; 10) деятельность торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней; 11) производство и ремонт ювелирных изделий. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, могут иметь одну или несколько лицензий на деятельность в указанной области. Статья 16. Содержание лицензии 1. Лицензия должна содержать следующие данные: наименование органа, выдавшего ее; наименование и место нахождения получившего ее лица; основание для ее выдачи; вид лицензируемой деятельности; сведения о месте осуществления лицензируемой деятельности; срок ее действия; территория, на которой разрешена лицензируемая деятельность; условия ее действия; перечень прилагаемых к лицензии документов, являющихся ее неотъемлемыми частями. Лицензия может быть дополнена другими данными, если это следует из требований настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. 2. Бланки лицензий должны быть защищены от подделки, иметь регистрационный номер и учетную серию. Приобретение, учет и хранение этих бланков осуществляются государственными органами, уполномоченными на выдачу лицензий. Статья 17. Организационное обеспечение системы лицензирования 1. Лицензирование деятельности в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, регламентирующими порядок выполнения соответствующих видов деятельности. 2. Федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными подразделениями совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах осуществляется лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения недр и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях добычи драгоценных металлов и драгоценных камней. 3. Лицензирование видов деятельности, указанных в подпунктах 1-6, 8, 10, 11 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 4. Центральный банк Российской Федерации в соответствии с федеральными законами осуществляет лицензирование операций банков и иных кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. 5. Органами внутренних дел обеспечивается лицензирование деятельности по охране драгоценных металлов и драгоценных камней при проведении операций с указанными ценностями. Статья 18. Порядок выдачи лицензий 1. Порядок лицензирования видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определяемых настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Для получения лицензии заявитель должен представить в государственный орган, уполномоченный на выдачу лицензий, заявление о предоставлении ему права на осуществление определенного вида (видов) деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями и приложить документы, удостоверяющие: 1) юридический статус субъекта заявленной деятельности и место его государственной регистрации; 2) описание территории заявленной деятельности, расположения служебных и производственных зданий, сооружений, помещений с приложением соответствующих документов, планов, схем; 3) соответствие служебных и производственных зданий, сооружений, помещений нормативным требованиям к обеспечению сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней; 4) наличие профессиональной подготовки и финансовых возможностей для осуществления заявленной деятельности. Настоящий перечень может быть изменен законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 3. Предельный срок для принятия решения о выдаче лицензии устанавливается правилами лицензирования соответствующих видов деятельности, но не может превышать тридцать дней со дня предоставления заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи. Лицензия должна быть выдана заявителю в течение десяти дней со дня принятия такого решения. 4. В выдаче лицензии может быть отказано в случаях, если: 1) заявитель представил о себе неверные сведения; 2) заявитель не представил доказательства финансовой возможности, профессиональной подготовки, технической и технологической готовности для осуществления заявленной деятельности; 3) заявитель не представил документы, подтверждающие техническую укрепленность производственных зданий, сооружений, помещений, обеспечивающую сохранность ценностей. Мотивированное решение об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в течение трех дней со дня принятия решения. Указанное решение может быть обжаловано заявителем в суд. Статья 19. Основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии 1. Прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах". 2. Действие лицензии на вид деятельности в области добычи, производства, использования или обращения драгоценных металлов и драгоценных камней может быть прекращено, приостановлено или ограничено государственным органом, выдавшим эту лицензию, только в случаях (в ред. - Федерального закона от 31.03.99 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1664): 1) истечения срока действия лицензии; 2) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния указанного в лицензии вида деятельности; 3) нарушения условий лицензии; 4) нарушения владельцем лицензии правил и норм, установленных законодательством; 5) возникновения чрезвычайных ситуаций; 6) ликвидации организаций; 7) если владелец лицензии в указанные сроки не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности; 8) если заявленная деятельность нарушает или делает невозможной выполнение государственных обязательств по международным договорам Российской Федерации. При возникновении государственных обязательств по международным договорам Российской Федерации после выдачи лицензии государство возмещает убытки, причиненные в связи с прекращением заявленной деятельности (подпункт 8 исключить; подпункт 9 считать подпунктом 8 (в ред. - Федерального закона от 31.03.99 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1664). В иных случаях прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии допускается по согласованию с владельцем лицензии либо по решению суда. 3. Владелец лицензии уведомляется в письменной форме о прекращении, приостановлении или об ограничении действия лицензии государственным органом, выдавшим эту лицензию. Решение о прекращении, приостановлении или об ограничении действия лицензии может быть обжаловано в суд. В случае признания принятого решения неправомерным судом могут быть установлены размер и порядок компенсации убытков, причиненных владельцу лицензии. ГЛАВА V. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и драгоценными камнями 1. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, а также порядок оплаты предоставляемых этими организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством Российской Федерации. 2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности, в том числе регулярное представление осуществляющими производство драгоценных металлов организациями сведений об объемах произведенных ими драгоценных металлов в органы государственной статистики, в указанных областях деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации. 3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями и договорами. 4. Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, а также уникальные драгоценные камни предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни. Договорная цена уникальных самородков драгоценных металлов не может быть ниже стоимости содержащихся в указанных самородках драгоценных металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи этих самородков. Договорная цена уникальных драгоценных камней устанавливается экспертными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных сторон. Порядок и критерии отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Самородки драгоценных металлов, не относящиеся к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оценка и сертификация самородков драгоценных металлов осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Не приобретенные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации самородки возвращаются субъектам их добычи или реализуются по поручениям указанных субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе с аукциона. 5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, перечисленным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, в том числе покупателям, отказавшимся от приобретения уникальных самородков драгоценных металлов, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, действующие в Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены с территории Российской Федерации для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. Невостребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов и драгоценных камней используется их собственниками или владельцами на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оплаченная и не востребованная в течение трех месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и может быть востребована на основании предъявления прав собственности. 6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, полученные в результате деятельности по геологическому изучению недр, учитываются и приходуются организациями, проводящими эти виды работ, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр. Статья 21. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней 1. При осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка. При осуществлении указанных сделок оплата драгоценных камней производится по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день продажи. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается соответствующими договорами. 2. Договоры с субъектами добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней о поставках указанных ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации должны быть обеспечены авансированием (выдачей задатка) в счет причитающихся по договорам платежей. Объем авансирования договоров о поставках драгоценных металлов и драгоценных камней в указанные фонды устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. В целях стимулирования инвестиций в развитие добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах в обращение могут выпускаться государственные ценные бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов. 4. В случае неисполнения заказчиком условий договора, предусмотренных положениями пунктов 1 и 2 настоящей статьи, субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней вправе оставить в своем распоряжении не оплаченную по договорам продукцию, а также обратиться в установленном порядке за защитой своих имущественных прав в арбитражный суд. Статья 22. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов 1. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации. 2. Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством. Обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 3. Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней. Драгоценные металлы и драгоценные камни, извлеченные из лома и отходов, в зависимости от их вида и состояния используются и обращаются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 23. Отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации 1. Драгоценные металлы и драгоценные камни, зачисленные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, используются в соответствии с планами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в стоимостных объемах, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете. Эти планы принимаются ежегодно с указанием конкретных целей отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней. 2. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск из указанного фонда иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации, и для целей, не предусмотренных этими планами, производится только по решению Президента Российской Федерации на основании мотивированного представления Председателя Правительства Российской Федерации с внесением соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Указанное представление должно содержать информацию об общем количестве и ассортименте соответствующих ценностей, находящихся на хранении в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на момент направления данного представления, о планируемых поступлениях этих ценностей, о наличии задолженности государства субъектам добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, о конкретных сроках и направлениях расходования средств от предполагаемых операций с дополнительно отпускаемыми ценностями, а также о фактическом выполнении предшествовавших решений Президента Российской Федерации по этим вопросам. 3. Средства, полученные от реализации ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, подлежат обязательному учету в доходной части федерального бюджета. ГЛАВА VI. Международная и внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней Статья 24. Международные договоры Российской Федерации, соглашения субъектов Российской Федерации в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней 1. В целях обеспечения экономических, научных и социально-культурных интересов Российской Федерации настоящим Федеральным законом устанавливаются особенности заключения международных договоров Российской Федерации, а также заключаемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации соглашений субъектов Российской Федерации с субъектами либо административно-территориальными образованиями иностранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи, производства, использования и обращения указанных ценностей. 2. Проекты международных договоров Российской Федерации и договоров субъектов Российской Федерации с субъектами либо административно-территориальными образованиями иностранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней представляются в Правительство Российской Федерации. Эти проекты проходят обязательную экономико-правовую экспертизу, организуемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 3. Международные договоры Российской Федерации в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат обязательной ратификации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 4. Договоры субъектов Российской Федерации с субъектами либо административно-территориальными образованиями иностранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней вступают в силу после государственной регистрации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 25. Договоры (соглашения) о разделе продукции при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней с участием российских и иностранных инвесторов 1. Пользование участками недр для геологического изучения, разведки и добычи алмазов на условиях договоров (соглашений) о разделе продукции не осуществляется. 2. Заключение, исполнение и прекращение договоров (соглашений) о разделе продукции при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". 3. При исполнении договоров (соглашений) о разделе продукции при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, в отношении участников соглашений не применяются предусмотренные пунктом 5 статьи 2 настоящего Федерального закона ограничения в реализации права собственности на добытые драгоценные металлы и добытые драгоценные камни. ГЛАВА VII. Государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением Статья 26. Цели и виды государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением 1. Государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением осуществляется в целях обеспечения: 1) соблюдения законодательства Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения; 2) эффективного использования природных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; 3) применения экологически чистых организационно-технологических схем добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней; 4) сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них. 2. За геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением осуществляются следующие виды единого государственного контроля: 1) постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней в определяемых Правительством Российской Федерации организациях; 2) периодический контроль, проводимый: во всех организациях, добывающих, перерабатывающих и использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих этими изделиями или оказывающих посреднические услуги в торговле ими, хранящих и экспонирующих изделия (продукцию, материалы) из драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней; в организациях, воинских частях и воинских формированиях, осуществляющих деятельность по использованию драгоценных металлов и драгоценных камней, сбору, обработке и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней; в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; 3) федеральный пробирный надзор, осуществляемый в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Федерального закона; 4) государственный контроль за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них. Статья 27. Полномочия органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением 1. Государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. 2. Органы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением в соответствии с целями и видами контроля осуществляют следующие полномочия: 1) проводят ревизии, проверки и обследования во всех организациях независимо от их форм собственности, добывающих, производящих, перерабатывающих, использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также проверки использования драгоценных металлов и драгоценных камней индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; 2) устанавливают формы учета и отчетности при осуществлении добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также порядок предоставления указанных документов; 3) направляют должностным лицам контролируемых организаций обязательные для них предписания в письменной форме об устранении выявленных нарушений, а также о прекращении работ с драгоценными металлами и драгоценными камнями и продукцией из них при выявлении нарушений, создающих условия для нерационального расходования этих ценностей и (или) исключающих возможность обеспечения их сохранности; 4) в случае обнаружения при ревизиях, проверках и обследованиях признаков преступления или иных существенных нарушений законодательства Российской Федерации передают соответствующие материалы в правоохранительные органы. 3. Органы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением не могут самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью, а также не могут быть учредителями организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, за исключением организаций, созданных для обеспечения функций государственных органов. 4. Решением Президента Российской Федерации или по его поручению решением Правительства Российской Федерации может быть утвержден порядок взаимодействия органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением и наблюдательных советов российских организаций, добывающих и (или) реализующих природные алмазы в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. Статья 28. Права должностных лиц органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением 1. Уполномоченные должностные лица органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением вправе: 1) беспрепятственно посещать в целях выполнения возложенных на них обязанностей все организации, осуществляющие геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу, производство, использование и обращение, по предъявлении служебных удостоверений и соответствующих предписаний органов, сотрудниками которых они являются; 2) проводить осмотр используемых организациями, осуществляющими геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу, производство, использование и обращение, помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них, осмотр указанных ценностей, а также опечатывание указанных помещении, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов; 3) производить досмотр лиц, деятельность которых связана с непосредственным доступом к драгоценным металлам и драгоценным камням; 4) запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых организаций, а также от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, соответствующую документацию, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля; 5) проверять бухгалтерские документы, нормативно-технические и иные документы, содержащие сведения о получении, о расходовании, об учете, о хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов, опечатывать указанные документы в случаях, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, до завершения проверки и (или) принятия решения об изъятии указанных документов; 6) осуществлять в контролируемых организациях отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях органов государственного контроля или в иных лабораториях; 7) предъявлять в суд или в арбитражный суд иски в интересах государства в случаях выявления нарушений имущественных прав государства; 8) принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством. 2. Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, понесенные при осуществлении государственного контроля в процессе отбора проб, проведения опробования, экспертизы и анализов продукции (изделий, материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в процессе переработки не соответствующих установленным требованиям и не подлежащих реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, возмещению не подлежат. 3. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок изъятия в целях проверки и анализа образцов продукции (изделий, материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также проб сырья и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней. ГЛАВА VIII. Ответственность организаций и должностных лиц Статья 29. Обеспечение охраны драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них 1. Организации, осуществляющие геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу, производство, использование и обращение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, организуют охрану указанных ценностей, а также продукции из них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В этих целях указанные организации и индивидуальные предприниматели должны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых осуществляются операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оснащению их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создавать собственные охранные службы, а при невозможности их создания заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися в области деятельности по охране объектов. 2. Перечень должностных лиц, которым разрешено хранение и ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней, а также перечень видов специальных средств и оружия и правила их применения определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них осуществляется воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны. Оборудование специального автомобильного транспорта должно обеспечивать безопасность указанных грузов. Требования к оборудованию специального автомобильного транспорта, за исключением специального автомобильного транспорта служб безопасности и инкассации банков, устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с органами внутренних дел. Статья 30. Ответственность за нарушение порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения 1. Лица, виновные в нарушении установленного порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Статья 31. Обжалование действий органов, осуществляющих государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, и их уполномоченных должностных лиц 1. Действия органов, осуществляющих государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения и государственный контроль в указанной области, а также действия их уполномоченных должностных лиц могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации в суд или в арбитражный суд. 2. Убытки, причиненные неправомерными действиями указанных в настоящей статье государственных органов и их уполномоченных должностных лиц, возмещаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. ГЛАВА IX. Заключительные положения Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования. До организации и начала работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона, сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, порядок расходования зачисленных в них ценностей и порядок отчетности о пополнении Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации и расходовании зачисленных в них ценностей, предусмотренный статьями 6, 8 и 23 настоящего Федерального закона, применяются с 1 января 1999 года. Сертификация, установленная статьей 14 настоящего Федерального закона, вводится по мере организации сертификационных центров и получения ими соответствующих лицензий. 2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, договоры, заключенные органами государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действовавшие на территории Российской Федерации до введения в действие настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 4. Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев внести в Государственную Думу предложения о внесении в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений и дополнений в ранее принятые федеральные законы и об установлении (усилении) ответственности за нарушение настоящего Федерального закона. N 41-ФЗ 26 марта 1998 года |