О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (РЕДАКЦИЯ НА 03.01.2000). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 23.08.96 127-ФЗ

                                ЗАКОН                                 
                                                                      
                             ПРЕЗИДЕНТ РФ                             
                                                                      
                          23 августа 1996 г.
                               N 127-ФЗ
                                                                      
                                (ГДФС)                                
                                                                      


              Представлены Правовым Управлением Аппарата
            Государственной Думы Федерального собрания РФ
                 по договору с агентством "INTRALEX"
                                                                      

            Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года
            Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года


     (в ред.  - Федерального закона от 19.07.98 г. N 111-ФЗ - Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   1998,  N  30,  ст.  3607;
Федерального   закона   от   17.12.98   г.   N   189-ФЗ   -   Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   1998,  N  51,  ст.  6271;
Федерального  закона   от   03.01.2000   г.   N   41-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 162)



     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами
научной    и    (или)    научно-технической   деятельности,   органами
государственной   власти   и    потребителями    научной    и    (или)
научно-технической продукции (работ и услуг).

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         Статья 1. Законодательство о науке и государственной
                     научно-технической политике

     Законодательство о  науке  и  государственной  научно-технической
политике состоит из настоящего Федерального  закона  и  принимаемых  в
соответствии   с   ним  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов
Российской Федерации,  а также законов  и  иных  нормативных  правовых
актов субъектов Российской Федерации.

               Статья 2. Основные понятия, применяемые
                    в настоящем Федеральном законе

     Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -  научная
деятельность)  - деятельность,  направленная на получение и применение
новых знаний, в том числе:
     фундаментальные научные   исследования  -  экспериментальная  или
теоретическая деятельность,  направленная на получение новых знаний об
основных   закономерностях   строения,   функционирования  и  развития
человека, общества, окружающей природной среды;
     прикладные научные   исследования  -  исследования,  направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
     Научно-техническая деятельность - деятельность,  направленная  на
получение,   применение  новых  знаний  для  решения  технологических,
инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных и иных проблем,
обеспечения функционирования науки,  техники и производства как единой
системы.
     Экспериментальные разработки - деятельность,  которая основана на
знаниях,  приобретенных в результате проведения  научных  исследований
или на основе практического опыта,  и направлена на сохранение жизни и
здоровья человека,  создание новых материалов,  продуктов,  процессов,
устройств,    услуг,    систем    или    методов   и   их   дальнейшее
совершенствование.
     Государственная научно-техническая  политика  -  составная  часть
социально-экономической   политики,   которая    выражает    отношение
государства  к  научной и научно-технической деятельности,  определяет
цели,  направления,  формы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации в области науки,  техники и реализации достижений
науки и техники.
     Научный и  (или) научно-технический результат - продукт научной и
(или) научно-технической деятельности,  содержащий  новые  знания  или
решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
     Научная и (или) научно-техническая продукция -  научный  и  (или)
научно-технический  результат,  в том числе результат интеллектуальной
деятельности, предназначенный для реализации.
     Гранты -  денежные  и иные средства,  передаваемые безвозмездно и
безвозвратно  гражданами  и   юридическими   лицами,   в   том   числе
иностранными  гражданами  и иностранными юридическими лицами,  а также
международными  организациями,  получившими  право  на  предоставление
грантов   на   территории   Российской   Федерации   в   установленном
Правительством Российской Федерации порядке,  на проведение конкретных
научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

        Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
                             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
                Статья 3. Общие положения о субъектах
                  научной и (или) научно-технической
                             деятельности

     1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется
в  порядке,  установленном настоящим Федеральным законом,  физическими
лицами  -  гражданами  Российской  Федерации,  а  также   иностранными
гражданами,  лицами  без  гражданства  в пределах прав,  установленных
законодательством Российской Федерации и  законодательством  субъектов
Российской Федерации,  и юридическими лицами при условии, если научная
и   (или)    научно-техническая    деятельность    предусмотрена    их
учредительными документами.
     2. Органы   государственной   власти   Российской   Федерации   в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют субъектам   научной   и   (или)    научно-технической
деятельности   свободу   творчества,   предоставляя  им  право  выбора
направлений   и   методов   проведения    научных    исследований    и
экспериментальных разработок;
     гарантируют субъектам   научной   и   (или)    научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право  на  обоснованный   риск   в   научной   и   (или)
научно-технической деятельности;
     обеспечивают свободу  доступа  к  научной  и   научно-технической
информации,  за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской  Федерации  в  отношении  государственной,  служебной   или
коммерческой тайны;
     гарантируют подготовку,  повышение квалификации и  переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
     гарантируют финансирование     проектов,      выполняемых      по
государственным заказам.

                Статья 4. Научный работник, специалист
                 научной организации и работник сферы
                        научного обслуживания.
             Общественные объединения научных работников

     1. Научным  работником   (исследователем)   является   гражданин,
обладающий  необходимой  квалификацией  и профессионально занимающийся
научной и (или) научно-технической деятельностью.
     Правовые основы   оценки   квалификации   научных   работников  и
специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в
порядке,   устанавливаемом   Правительством   Российской  Федерации  и
обеспечиваются государственной системой аттестации.
     Результаты аттестации    могут   быть   обжалованы   и   отменены
вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения порядка или
критериев   оценки  квалификации  научных  работников  и  специалистов
научной организации результаты  аттестации  могут  быть  обжалованы  и
отменены в судебном порядке.
     2. Специалистом   научной   организации    (инженерно-техническим
работником)  является гражданин,  имеющий среднее профессиональное или
высшее  профессиональное  образование   и   способствующий   получению
научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
     3. Работником сферы  научного  обслуживания  является  гражданин,
обеспечивающий  создание  необходимых  условий  для  научной  и  (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
     4. Научный работник имеет право на:
     признание его  автором   научных   и   (или)   научно-технических
результатов  и  подачу  заявок  на  изобретения  и  другие  результаты
интеллектуальной  деятельности  в  соответствии  с   законодательством
Российской Федерации;
     получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов  от реализации научных и (или) научно-технических результатов,
автором которых он является;
     объективную оценку   своей  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности  и   получение   вознаграждений,   поощрений   и   льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
     осуществление предпринимательской деятельности в области науки  и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок на участие в  научных  дискуссиях,  конференциях  и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств  соответствующего  бюджета,  фондов  поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности  и  иных  источников,  не  запрещенных
законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок   на   участие   в    международном    научном    и
научно-техническом     сотрудничестве    (стажировки,    командировки,
публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами
территории Российской Федерации);
     доступ к информации о научных и  научно-технических  результатах,
если   она   не  содержит  сведений,  относящихся  к  государственной,
служебной или коммерческой тайне;
     публикацию в  открытой  печати научных и (или) научно-технических
результатов,  если   они   не   содержат   сведений,   относящихся   к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
     мотивированный отказ  от   участия   в   научных   исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека,  общество и окружающую
природную среду;
     повышение научной квалификации.
     5. Научный работник обязан:
     осуществлять научную,  научно-техническую  деятельность  и  (или)
экспериментальные разработки,  не нарушая права и свободы человека, не
причиняя  вреда  его  жизни  и здоровью,  а также окружающей природной
среде;
     объективно осуществлять  экспертизы  представленных ему научных и
научно-технических   программ   и   проектов,    научных    и    (или)
научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
     6. Научные  работники  могут  заключать  договоры  о   совместной
научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  в  соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     7. Научные  работники  вправе  создавать  на  добровольной основе
общественные объединения (в том числе  научные,  научно-технические  и
научно-просветительские   общества,   общественные  академии  наук)  в
порядке,  предусмотренном законодательством  Российской  Федерации  об
общественных объединениях.
     Общественные академии наук  участвуют  в  координации  научной  и
(или)  научно-технической  деятельности  и действуют в соответствии со
своими уставами и законодательством Российской Федерации.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации  и  органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать
на  добровольной  основе общественные объединения научных работников к
подготовке проектов решений в  области  науки  и  техники,  проведению
экспертиз,  а  также  на  основе  конкурсов  к  выполнению  научных  и
научно-технических программ и проектов,  финансируемых за счет средств
соответствующего бюджета.

                    Статья 5. Научная организация

     1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой  формы  и   формы   собственности,   а   также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
основной научную и (или) научно-техническую  деятельность,  подготовку
научных  работников  и  действующие  в  соответствии  с учредительными
документами научной организации.
     Научные организации  подразделяются  на  научно-исследовательские
организации,  научные организации образовательных  учреждений  высшего
профессионального         образования,         опытно-конструкторские,
проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации,
осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
     2. Правительство Российской  Федерации  и  органы  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  организуют  в соответствии с
законодательством Российской  Федерации  государственную  аккредитацию
научных  организаций  и  выдают  им  свидетельства  о  государственной
аккредитации.  Порядок   государственной   аккредитации   определяется
Правительством Российской Федерации.
     Свидетельство о  государственной  аккредитации  выдается  научной
организации,  объем  научной  и  (или) научно-технической деятельности
которой  составляет  не  менее  семидесяти  процентов  общего   объема
выполняемых   указанной   организацией   работ   и   уставом   которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в
качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ
и  (или)  услуг),  которая  произведена   научной   организацией   при
осуществлении   неосновных   видов   деятельности   с   использованием
полученных указанной организацией научных и  (или)  научно-технических
результатов   и   прибыль   от   реализации  которой  направляется  на
финансирование  научной  и   (или)   научно-технической   деятельности
указанной  организации,  не  учитывается  в  общем  объеме выполненных
указанной организацией работ при  определении  доли  научной  и  (или)
научно-технической   деятельности   от   данного   объема  в  порядке,
установленном  Правительством   Российской   Федерации   (в   ред.   -
Федерального   закона   от   03.01.2000   г.   N   41-ФЗ   -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 162).
     Свидетельство о  государственной аккредитации является основанием
для  предоставления  научной  организации  льгот  на  уплату  налогов,
предусмотренных  налоговым  законодательством Российской Федерации,  и
других льгот,  установленных для научных организаций законодательством
Российской Федерации.
     Научной организации,       которая        имеет        уникальное
опытно-экспериментальное     оборудование,     располагает    научными
работниками и специалистами высокой квалификации  и  научная  и  (или)
научно-техническая   деятельность   которой   получила   международное
признание,  Правительством Российской  Федерации  может  присваиваться
статус государственного научного центра.
     Отказ в  выдаче  свидетельства  о  государственной   аккредитации
научной  организации  не  может  являться препятствием к осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
     3. Научная   организация   владеет,  пользуется  и  распоряжается
имуществом,   передаваемым   ей   учредителями    для    осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
     Порядок владения,  пользования и распоряжения имуществом  научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
     Государственные научные организации,  учрежденные  Правительством
Российской  Федерации или федеральными органами исполнительной власти,
имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права  выкупа
временно не используемое ими,  находящееся в федеральной собственности
имущество,  в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется
договором  и  не  должен  быть  ниже  среднего размера арендной плиты,
обычно взимаемой за  аренду  имущества  в  местах  расположения  таких
организаций.
     Доходы от сдачи в аренду имущества,  находящегося  в  федеральной
собственности,  в  полном  объеме  учитываются  в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в  качестве  источника
дополнительного  бюджетного  финансирования  содержания  и развития их
материально-технической  базы  (абзацы  третий  и  четвертый   введены
Федеральным  законом  Российской  Федерации от 19.07.98 г.  N 111-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     4. Научная  организация  обязана  поддерживать  и  развивать свою
научно-исследовательскую и  опытно-экспериментальную  базу,  обновлять
производственные фонды.
     5. Научная организация осуществляет научное и  научно-техническое
сотрудничество     с     иностранными     юридическими     лицами    и
внешнеэкономическую деятельность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
     6. Научная организация создается,  реорганизуется и ликвидируется
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации  государственной  научной  организации   должно
обеспечиваться  сохранение  технологического  единства научной и (или)
научно-технической деятельности.  Не допускается выделение из  состава
указанной  научной  организации  опытного,  опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
     Органы исполнительной   власти   Российской   Федерации,   органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   учредившие
государственную   научную  организацию,  могут  выделять  средства  на
возобновление,  капитальный  и   текущий   ремонт   имущества   данной
организации  и  при недостаточности средств у данной организации несут
субсидиарную ответственность  по  ее  обязательствам  в  случае,  если
государственная  научная  организация  создана  в форме учреждения или
унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
     7. За  государственными  научными  организациями  закрепляются  в
бессрочное безвозмездное пользование земельные участки,  выделенные  в
установленном порядке.

            Статья 6. Академии наук Российской Федерации,
                    имеющие государственный статус

     (название статьи в ред.  - Федерального  закона  от  19.07.98  г.
N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607)

     1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская
академия  сельскохозяйственных  наук,  Российская академия медицинских
наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры
и строительных наук,  Российская академия художеств) являются имеющими
государственный статус некоммерческими  организациями  (учреждениями),
которые  наделяются  правом  управления  своей  деятельностью,  правом
владения,  пользования  и  распоряжения  переданным   им   имуществом,
находящимся    в   федеральной   собственности,   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и  уставами  указанных  академий,  в  том  числе  правом  на создание,
реорганизацию  и  ликвидацию  входящих  в   их   состав   предприятий,
учреждений и организаций,  закрепление за ними федерального имущества,
а также правом на утверждение их уставов и  назначение  руководителей.
Реестры федерального имущества,  переданного указанным академиям наук,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество
(имущественное право или  имущественные  обязанности)  академий  наук,
имеющих   государственный   статус,   используется  ими  на  условиях,
определяемых  договором  (сделкой)  и   законодательством   Российской
Федерации,  отражается  в  смете  доходов  и расходов,  учитывается на
отдельном балансе.
     Академии наук,   имеющие   государственный   статус,   создаются,
реорганизуются и ликвидируются федеральным  законом  по  представлению
Президента   Российской   Федерации   или   Правительства   Российской
Федерации.
     В Российскую  академию  наук,  отраслевые  академии  наук  входят
научные организации,  организации научного обслуживания  и  социальной
сферы.
     Структура Российской академии наук и  отраслевых  академий  наук,
порядок  деятельности  и  финансирования  входящих в их состав научных
организаций,  организаций научного  обслуживания  и  социальной  сферы
определяются  уставами  указанных  академий  наук  (пункт  1 в ред.  -
Федерального   закона   от   19.07.98   г.   N   111-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     2. Российская    академия    наук    является     самоуправляемой
организацией,   действующей   на  основе  законодательства  Российской
Федерации  и  своего  устава.  Российская   академия   наук   проводит
фундаментальные   и   прикладные  научные  исследования  по  важнейшим
проблемам естественных,  технических и гуманитарных наук  и  принимает
участие    в   координации   фундаментальных   научных   исследований,
выполняемых научными  организациями  и  образовательными  учреждениями
высшего профессионального образования и финансируемыми за счет средств
федерального бюджета.
     3. Отраслевые    академии    наук    являются    самоуправляемыми
организациями,   проводят   фундаментальные   и   прикладные   научные
исследования  в соответствующих областях науки и техники и участвуют в
координации данных научных исследований.
     4. Финансирование   Российской  академии  наук,  ее  региональных
отделений и отраслевых академий наук осуществляется  за  счет  средств
федерального   бюджета   и   иных   не  запрещенных  законодательством
Российской Федерации источников.
     Российская академия     наук,     ее    региональные    отделения
(Дальневосточное  отделение  Российской   академии   наук,   Сибирское
отделение  Российской  академии  наук и Уральское отделение Российской
академии  наук)  и   отраслевые   академии   наук   являются   прямыми
получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
     Порядок использования результатов научных исследований Российской
академии наук и отраслевых академий наук,  проведенных за счет средств
федерального  бюджета,   определяется   законодательством   Российской
Федерации.
     Российская академия наук  и  отраслевые  академии  наук  ежегодно
представляют   Президенту   Российской  Федерации  и  в  Правительство
Российской  Федерации  отчеты  о  проведенных  научных  исследованиях,
научных и (или) научно-технических результатах,  а также предложения о
приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
     Академии наук,  имеющие  государственный статус,  в установленном
ими   порядке   ежегодно   представляют   в   уполномоченные   на   то
государственные органы субъектов Российской Федерации,  на территориях
которых  расположены  научные  организации  указанных  академий  наук,
информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными
организациями   указанных   академий   наук   научных   исследованиях,
представляющую   интерес   для  соответствующих  субъектов  Российской
Федерации (пункт 4  в  ред.  -  Федерального  закона  от  19.07.98  г.
N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607).
     5. Научные   организации,  организации  научного  обслуживания  и
социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и
отраслевых   академий   наук   владеют,   пользуются  и  распоряжаются
федеральным   имуществом,   переданным   указанным   организациям    в
оперативное  управление  или  в хозяйственное ведение в соответствии с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и  уставами.  Реестры  федерального  имущества,  переданного указанным
организациям в оперативное управление  или  в  хозяйственное  ведение,
утверждаются соответствующими академиями наук.
     Доходы научных организаций,  организаций научного обслуживания  и
социальной  сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество,
приобретенное  указанными  организациями  за   счет   таких   доходов,
поступают  в  самостоятельное  распоряжение  указанных  организаций  и
учитываются на отдельном балансе.
     Научные организации,    организации   научного   обслуживания   и
социальной сферы Российской академии наук и отраслевых  академий  наук
имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое
указанными организациями и  находящееся  в  федеральной  собственности
имущество,    в   том   числе   недвижимое,   на   основании   решения
соответствующей академии  наук,  которое  должно  быть  согласовано  с
соответствующим    федеральным    органом    исполнительной    власти,
уполномоченным Правительством Российской  Федерации  на  управление  и
распоряжение  объектами  федеральной  собственности.  Размер  арендной
платы определяется договором и не должен быть  ниже  среднего  размера
арендной   платы,  обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в  местах
расположения таких организаций.
     Доходы от  сдачи  в аренду имущества,  находящегося в федеральной
собственности,  в полном объеме  учитываются  в  доходах  федерального
бюджета  и  используются указанными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования  содержания  и  развития  их
материально-технической базы (пункт 5 в ред.  - Федерального закона от
19.07.98 г. N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 30, ст. 3607).
     6. За академиями наук,  их научными организациями и организациями
научного  обслуживания  и  социальной  сферы закрепляются в бессрочное
безвозмездное  пользование  земельные   участки,   выделенные   им   в
установленном порядке.

           Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
                  НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
                             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                 Статья 7. Управление научной и (или)
                   научно-технической деятельностью

     1. Управление научной и  (или)  научно-технической  деятельностью
осуществляется   на   основе   сочетания   принципов  государственного
регулирования и самоуправления.
     2. Органы  государственной  власти  Российской Федерации,  органы
государственной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   научные
организации  и  организации научного обслуживания и социальной сферы в
пределах  своих  полномочий  определяют  соответствующие  приоритетные
направления   развития  науки  и  техники,  обеспечивают  формирование
системы научных организаций,  осуществление межотраслевой  координации
научной   и   (или)   научно-технической  деятельности,  разработку  и
реализацию научных и научно-технических программ и проектов,  развитие
форм  интеграции  науки и производства,  реализацию достижений науки и
техники.
     3. Управление  научной  и  (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
     Органы государственной    власти,   учреждающие   государственные
научные организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль    за    эффективным    использованием    и
сохранностью  предоставленного  государственным  научным  организациям
имущества;
     осуществляют  другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители государственных  научных   организаций   и   научных
организаций   академий   наук,   а   также  негосударственных  научных
организаций    назначаются    (избираются)    в     соответствии     с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
     4. Ученые    советы    государственных    научных     организаций
разрабатывают   и   утверждают   планы   научных   работ   и  развития
государственных научных организаций гласно исходя  из  государственных
заданий,  профиля  государственных  научных организаций,  их научных и
экономических интересов.

             Статья 8. Договоры (контракты) на создание,
               передачу и использование научной и (или)
                     научно-технической продукции

     1. Основной правовой формой отношений между научной организацией,
заказчиком  и  иными  потребителями научной и (или) научно-технической
продукции,  в том числе министерствами и иными  федеральными  органами
исполнительной  власти,  являются  договоры  (контракты)  на создание,
передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции,
оказание  научных,  научно-технических,  инженерно-консультационных  и
иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной
научной   и  (или)  научно-технической  деятельности  и  распределении
прибыли.
     2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования и экспериментальные разработки для государственных  нужд.
В  этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным
органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов Российской  Федерации,  учредившие  государственные  научные
организации,   вправе   устанавливать   для   государственных  научных
организаций обязательный государственный заказ на  выполнение  научных
исследований и экспериментальных разработок.
     3. Условия владения,  пользования и распоряжения научными и (или)
научно-техническими    результатами   определяются   законодательством
Российской  Федерации,  а  также  не  противоречащими  ему  договорами
(контрактами)  сторон  -  субъектов научной и (или) научно-технической
деятельности  и  потребителей  научной  и   (или)   научно-технической
продукции.

             Статья 9. Информационное обеспечение научной
               и (или) научно-технической деятельности

     1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют
право  на  обмен  информацией,  за исключением информации,  содержащей
сведения,  относящиеся к государственной,  служебной или  коммерческой
тайне.
     2. Правительство  Российской  Федерации   обеспечивает   создание
федеральных  информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих  сбор,   государственную   регистрацию,   аналитическую
обработку,  хранение и доведение до потребителей научной и технической
информации,   содействует   изданию   научной   и   научно-технической
продукции,  приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий
о  научных  и  (или)  научно-технических  результатах   за   пределами
территории Российской Федерации.
     Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам  научной
и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации,
право на ее приобретение и  обеспечивает  им  доступ  в  международные
информационные фонды и системы в области науки и техники.
     3. В случае ликвидации государственных научных  организаций,  при
которых  функционируют  банки  данных  и  базы  данных научной и (или)
научно-технической информации,  обеспечиваются  сохранность  указанных
банков   данных   и   баз  данных  и  передача  их  правопреемникам  в
установленном порядке.

               Статья 10. Ограничение и лицензирование
                   отдельных видов научной и (или)
                   научно-технической деятельности

     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать порядок    проведения    научных   исследований   и
использования научных и (или) научно-технических результатов,  которые
могут  создать  угрозу  безопасности  Российской  Федерации,  здоровью
граждан, окружающей природной среде;
     лицензировать отдельные  виды  научной и (или) научно-технической
деятельности;
     вводить в  предусмотренных законодательством Российской Федерации
случаях ограничения на право использования отдельных научных  и  (или)
научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности
и осуществляя надзор за его соблюдением;
     вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным
видам научной и (или) научно-технической деятельности.

         Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                     НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

         Статья 11. Основные цели и принципы государственной
                     научно-технической политики

     1. Основными целями государственной  научно-технической  политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала,  увеличение вклада науки и  техники  в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение  прогрессивных  структурных   преобразований   в   области
материального    производства,    повышение    его   эффективности   и
конкурентоспособности продукции,  улучшение экологической обстановки и
защиты     информационных     ресурсов     государства,     укрепление
обороноспособности государства и  безопасности  личности,  общества  и
государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
     2. Государственная  научно-техническая  политика   осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
     гласность и использование различных форм общественных  обсуждений
при  выборе  приоритетных  направлений  развития  науки  и  техники  и
экспертизе  научных  и   научно-технических   программ   и   проектов,
реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
     гарантия приоритетного    развития    фундаментальных     научных
исследований;
     интеграция научной,    научно-технической    и    образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и
студентов   образовательных   учреждений   высшего   профессионального
образования  в  научных  исследованиях и экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных
учреждений высшего профессионального образования,  научных организаций
академий  наук,  имеющих  государственный  статус,  а  также   научных
организаций  министерств  и  иных  федеральных  органов исполнительной
власти;
     поддержка конкуренции   и   предпринимательской   деятельности  в
области науки и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки
и техники;
     стимулирование научной,    научно-технической   и   инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
     развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности
посредством создания системы государственных научных центров и  других
структур;
     стимулирование научной,   научно-технической   и    инновационной
деятельности   субъектов   Российской   Федерации   и   интеграция  их
научно-технического потенциала;
     развитие международного     научного     и    научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.

            Статья 12. Полномочия органов государственной
                власти Российской Федерации и органов
             государственной власти субъектов Российской
            Федерации в области формирования и реализации
             государственной научно-технической политики

     1. К ведению органов государственной власти Российской  Федерации
относятся:
     разработка и проведение единой государственной научно-технической
политики;
     выбор приоритетных  направлений  развития  науки  и   техники   в
Российской Федерации;
     формирование и     реализация     федеральных      научных      и
научно-технических   программ   и   проектов,   а   также  определение
федеральных  органов  исполнительной  власти,  ответственных   за   их
выполнение;
     финансирование  научной и (или) научно-технической деятельности за
счет   средств   федерального   бюджета;
     установление системы  экономических  и   иных   льгот   в   целях
стимулирования  научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  и
использование ее результатов;
     содействие развитию  научной,  научно-технической и инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации;
     управление государственными  научными  организациями федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     реализация обязательств    по    научным   и   научно-техническим
программам  и  проектам,  предусмотренным  международными   договорами
Российской Федерации;
     охрана    прав    интеллектуальной    собственности;
     формирование единых  систем стандартизации,  обеспечения единства
измерений,      сертификации,      научно-технической      информации,
патентно-лицензионного дела и управление ими;
     установление государственной   системы   аттестации   научных   и
научно-технических работников.
     Правительство Российской    Федерации    определяет    полномочия
федеральных  органов  исполнительной  власти  в области формирования и
реализации   единой   государственной   научно-технической   политики,
утверждает   федеральные  научные  и  научно-технические  программы  и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
     Формирование и    практическое    осуществление   государственной
научно-технической  политики  гражданского   назначения   обеспечивают
Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его
правопреемник  совместно  с  Российской  академией  наук,  отраслевыми
академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
     Формирование и   практическое    осуществление    государственной
политики  поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности,
отраслей оборонного значения и связанных с ними  науки  и  образования
обеспечивают  органы  исполнительной  власти,  ведущие государственные
оборонные заказы.
     2. К   совместному   ведению   органов   государственной   власти
Российской  Федерации  и  органов  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации относятся:
     формирование экономического        механизма        осуществления
государственной научно-технической политики;
     организация научно-технического    прогнозирования;    размещение
     объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры
научно-технической и инновационной деятельности;
     формирование рынков  научной и (или) научно-технической продукции
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     формирование научно-технической    базы    научных    организаций
федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской
Федерации;
     разработка и  реализация  мер  по  социальной  защите  научных  и
научно-технических   работников,   в   том   числе   их   материальное
обеспечение;
     формирование совместных  фондов  научного,  научно-технического и
технологического развития;
     международные научные связи.
     3. К ведению органов государственной власти субъектов  Российской
Федерации относятся:
     участие в     выработке     и     реализации      государственной
научно-технической политики;
     определение приоритетных направлений развития науки и  техники  в
субъектах Российской Федерации;
     формирование научных и  научно-технических  программ  и  проектов
субъектов Российской Федерации;
     финансирование научной и научно-технической деятельности за  счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     формирование органов    управления    в    сфере    научной     и
научно-технической   деятельности  субъектов  Российской  Федерации  и
межрегиональных органов;
     управление государственными  научными организациями регионального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     контроль за  деятельностью  государственных  научных  организаций
федерального значения по вопросам,  относящимся к полномочиям  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     создание условий для более эффективного  использования  имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных  и  региональных  фондов   научного,
научно-технического и технологического развития;
     осуществление иных   полномочий,   не   отнесенных   федеральными
законами   к   ведению   органов   государственной  власти  Российской
Федерации.
     4. По  вопросам совместного ведения органы государственной власти
Российской    Федерации    при    осуществлении    своих    полномочий
взаимодействуют  с  соответствующими  органами  государственной власти
субъектов Российской Федерации в форме:
     подготовки совместных     предложений     о     совершенствовании
организационно-экономического  механизма   научной   и   инновационной
деятельности;
     участия представителей  соответствующих  органов  государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   в   составах  научных  и
координационных   советов    по    проблемам    науки    и    техники,
научно-технических комиссий,  экспертных и рабочих групп,  создаваемых
органами государственной власти Российской Федерации;
     взаимной передачи    отдельных    полномочий    на    координацию
научно-технической  деятельности,  затрагивающей  совместные  интересы
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     подготовки и реализации совместных мер по содержанию  и  развитию
социальной сферы научных организаций.

           Статья 13. Порядок формирования государственной
                     научно-технической политики

     1. Направления  государственной  научно-технической  политики  на
среднесрочный   и   долгосрочный   периоды   определяются  Президентом
Российской Федерации  на  основе  специального  доклада  Правительства
Российской  Федерации,  формируемого  с  учетом  предложений субъектов
Российской Федерации.
     2. Законодательный   орган   Российской   Федерации   ежегодно  в
соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в
Российской   Федерации   и   предложениями   Правительства  Российской
Федерации определяет  при  утверждении  федерального  бюджета  годовые
объемы     средств,     выделяемых    для    выполнения    федеральных
научно-технических программ и проектов,  объем финансирования  научных
организаций   и  размер  средств,  направляемых  в  федеральные  фонды
поддержки научной и (или)  научно-технической  деятельности,  а  также
систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
     3. Определение     основных      направлений      государственной
научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор
приоритетных  направлений  развития  науки   и   техники,   разработка
рекомендаций  и  предложений о реализации научных и научно-технических
программ и проектов,  об  использовании  достижений  науки  и  техники
осуществляются  в условиях гласности,  с использованием различных форм
общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
     Государственная научно-техническая  политика в отношении отраслей
разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной
власти  с  привлечением  хозяйствующих  субъектов  и  их объединений с
учетом единой государственной научно-технической политики.
     4. Государственная    научно-техническая    политика    субъектов
Российской  Федерации  формируется  и  проводится  при  взаимодействии
органов   государственной   власти   Российской  Федерации  и  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Государственная научно-техническая   политика   на   региональном
уровне разрабатывается и реализуется органами  государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации  с  учетом  единой  государственной
научно-технической политики и интересов регионов.
     5. Органы  государственной власти содействуют сохранению высокого
уровня   научно-технического   потенциала   организаций,   выпускающих
продукцию  оборонного  назначения,  и  других  организаций  в условиях
конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную
поддержку их научным коллективам.
     Федеральный орган   исполнительной   власти,   ответственный   за
выполнение  работ  по  федеральной  научной и (или) научно-технической
программе,  осуществляет  по  отношению   к   организациям   оборонных
отраслей,  работающим по указанной программе, функции государственного
заказчика  и  обеспечивает  необходимые  меры  по  их  государственной
поддержке.

            Статья 14. Организация и проведение экспертиз
              научной и научно-технической деятельности

     1. Органы государственной власти Российской  Федерации  и  органы
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации  организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
     2. Экспертиза    проводится    организациями,     осуществляющими
независимую  экспертизу,  другими организациями,  а также экспертами с
участием представителей субъектов Российской  Федерации,  организаций,
финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:
     выборе приоритетных          направлений          государственной
научно-технической политики, а также развития науки и техники;
     формировании научных и научно-технических программ и проектов;
     проведении конкурсов  на  участие  в научных и научно-технических
программах и проектах,  контроле за их осуществлением и использованием
полученных  научных и (или) научно-технических результатов в экономике
государства.
     3. В  экспертизе  научной и (или) научно-технической деятельности
не может участвовать специалист,  имеющий личную заинтересованность  в
ее результатах.
     4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ
и  проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и органы
исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации   обязаны
заблаговременно  информировать  население о безопасности,  в том числе
экологической,  об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
     5. В  случаях,   предусмотренных   законодательством   Российской
Федерации,    в    установленном   порядке   проводится   обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.

              Статья 15. Финансирование научной и (или)
                   научно-технической деятельности

     1. Финансовое  обеспечение  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности основывается на его целевой ориентации и  множественности
источников    финансирования.    Финансирование    этой   деятельности
осуществляется  за  счет  средств   федерального   бюджета,   бюджетов
субъектов  Российской Федерации,  внебюджетных источников (собственных
или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их  объединений,  а
также  средств  заказчиков  работ),  иных  источников в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Средства на     финансирование     научных     исследований     и
экспериментальных разработок  гражданского  назначения  выделяются  из
федерального  бюджета  в  размере не менее четырех процентов расходной
части федерального бюджета.
     2. Правительство  Российской  Федерации  организует  разработку и
исполнение  федерального  бюджета  в   части   расходов   на   научные
исследования   и   экспериментальные  разработки,  определяет  порядок
создания   государственных   фондов   поддержки   научной   и    (или)
научно-технической      деятельности,     утверждает     распределение
предусмотренных  федеральным  бюджетом  средств  на  эти  цели   между
государственными    заказчиками    федеральных    целевых    программ,
федеральными органами исполнительной власти,  научными организациями и
указанными государственными фондами.
     3. Фундаментальные     научные     исследования     финансируются
преимущественно   за   счет  средств  федерального  бюджета.  В  целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований,
отбираемым    на   основе   конкурса,   в   порядке,   устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной
и (или) научно-технической деятельности.
     4. Федеральные   научно-технические    программы,    приоритетные
прикладные   научные   исследования   и  экспериментальные  разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета,  фондов  поддержки
научной  и  (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого
участия за счет средств  организаций,  объединений,  банков  и  других
хозяйствующих    субъектов.   В   порядке   долевого   участия   могут
финансироваться также научно-технические программы,  сформированные  и
реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических
соглашений,  научно-технические программы  создания  новых  техники  и
технологии двойного применения.
     5. Работы регионального значения могут  финансироваться  за  счет
средств  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,  местных бюджетов,
региональных  фондов  поддержки  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные
и  научно-технические  программы  и проекты,  результаты осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
     Совместное использование   средств,  выделенных  из  федерального
бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации и  местных  бюджетов
для   финансирования   научных   исследований  федерального  значения,
осуществляется   на   долевых   началах    по    согласованию    между
соответствующими  органами Российской Федерации,  субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
     6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
осуществляется государством на основе сочетания  финансовой  поддержки
научных  организаций  и  целевого  финансирования конкретных научных и
научно-технических программ и проектов.
     7. В     Российской    Федерации    действуют    государственные,
негосударственные и международные  фонды  поддержки  научной  и  (или)
научно-технической деятельности.
     Органы государственной  власти  Российской  Федерации  и   органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  порядке,
установленном   законодательством   Российской   Федерации,    создают
государственные  фонды  поддержки  научной  и (или) научно-технической
деятельности  как  некоммерческие  организации,  деятельность  которых
финансируется  за  счет  средств  соответствующего  бюджета  или  иных
источников,  не запрещенных  законодательством  Российской  Федерации.
Государственный  фонд  поддержки  научной  и  (или) научно-технической
деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставом.
     Государственные фонды      поддержки      научной     и     (или)
научно-технической  деятельности  организуют  независимую   экспертизу
научных  и  научно-технических  программ  и  проектов,  представляемых
субъектами научной  и  (или)  научно-технической  деятельности,  и  на
основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ
и  проектов.  Государственные  фонды   поддержки   научной   и   (или)
научно-технической   деятельности   ведут   раздельный  учет  средств,
выделяемых на реализацию деятельности,  предусмотренной их уставами, и
на иные цели.
     8. В  федеральных  органах  исполнительной  власти,  коммерческих
организациях,  а  также  в  органах  государственной  власти субъектов
Российской Федерации могут  создаваться  внебюджетные  фонды  за  счет
относимых   на   себестоимость   производимой   продукции   отчислений
организаций    для    финансирования    научных     исследований     и
экспериментальных разработок.
     Порядок образования   и   использования    внебюджетных    фондов
федеральных  органов  исполнительной власти и коммерческих организаций
определяется Правительством Российской Федерации,  внебюджетных фондов
органов   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  -
законодательством субъектов Российской Федерации (пункт  8  в  ред.  -
Федерального   закона   от   17.12.98   г.   N   189-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6271).
     9. Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  осуществляют
контроль  за  расходованием  средств,  выделенных  из  соответствующих
бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую
деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.
     10. Научная  и  (или)   научно-техническая   деятельность   может
осуществляться за счет грантов.
     Гранты передаются  научным  работникам,   научным   организациям,
образовательным  учреждениям  высшего  профессионального  образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
     Получатели грантов    распоряжаются    ими   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации или в случае  их  использования
на    территории    иностранного    государства   в   соответствии   с
законодательством этого государства,  а также на условиях,  на которых
эти гранты выделяются.

        Статья 16. Международное научное и научно-техническое
                 сотрудничество Российской Федерации

     1. Органы государственной  власти  Российской  Федерации  создают
необходимые  условия для международного научного и научно-технического
сотрудничества.
     Субъект научной  и  (или)  научно-технической деятельности вправе
вступать в международные научные и  научно-технические  организации  и
объединения,  участвовать в международных научных и научно-технических
программах и  проектах,  научных  и  научно-технических  программах  и
проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные
соглашения  с  иностранными  юридическими  лицами  на  работу  как   в
Российской   Федерации,  так  и  за  пределами  территории  Российской
Федерации  в  порядке,  установленном   законодательством   Российской
Федерации.
     На территории Российской Федерации в установленном порядке  могут
создаваться   научные   организации   и   научные  центры  с  участием
иностранных граждан,  лиц без гражданства  и  иностранных  юридических
лиц.
     2. Иностранные   инвестиции   в   область   науки    и    техники
осуществляются   в   порядке   и   в   формах,  которые  предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
     3. Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными государствами на основе  соответствующих
международных договоров Российской Федерации,  международных научных и
научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению
научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных
организаций.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации,  учитывая
наличие    высокоинтегрированного    научно-технического    потенциала
Содружества  Независимых  Государств  и  других  государств  -  бывших
республик  СССР,  сложившиеся  научно-технические  связи,  содействуют
развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и
двусторонних договоров с ними.
     4. Органы    государственной    власти    Российской    Федерации
осуществляют контроль за передачей научных и (или)  научно-технических
результатов,  а  также научной и (или) научно-технической продукции за
пределы территории Российской  Федерации  в  порядке,  устанавливаемом
законодательством Российской Федерации.

                  Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                 Статья 17. О приведении нормативных
              правовых актов в соответствие с настоящим
                         Федеральным законом

     Президенту Российской   Федерации   и   Правительству  Российской
Федерации привести свои нормативные правовые  акты  в  соответствие  с
настоящим Федеральным законом.

               Статья 18. Вступление в силу настоящего
                         Федерального закона

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

23 августа 1996 г.
N 127-ФЗ