О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (РЕДАКЦИЯ НА 17.12.1998). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 23.08.96 127-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
     
                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
     
        О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
                       (Редакция на 17.12.1998)



   

     Принят Государственной Думой       12 июля 1996 года
     Одобрен Советом Федерации          7 августа 1996 года
     
     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами
научной   и   (или)   научно   -  технической  деятельности,  органами
государственной власти  и  потребителями  научной  и  (или)  научно  -
технической продукции (работ и услуг).
     
                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     
                  Статья 1. Законодательство о науке
           и государственной научно - технической политике
     
     Законодательство о науке и государственной научно  -  технической
политике  состоит  из  настоящего  Федерального закона и принимаемых в
соответствии  с  ним  законов  и  иных  нормативных   правовых   актов
Российской  Федерации,  а  также  законов  и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.
     
               Статья 2. Основные понятия, применяемые
                    в настоящем Федеральном законе
     
     Научная (научно   -   исследовательская)  деятельность  (далее  -
научная деятельность) -  деятельность,  направленная  на  получение  и
применение новых знаний, в том числе:
     фундаментальные научные  исследования  -  экспериментальная   или
теоретическая деятельность,  направленная на получение новых знаний об
основных  закономерностях  строения,   функционирования   и   развития
человека, общества, окружающей природной среды;
     прикладные научные  исследования  -  исследования,   направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
     Научно - техническая деятельность - деятельность, направленная на
получение,  применение  новых  знаний  для  решения   технологических,
инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных и иных проблем,
обеспечения функционирования науки,  техники и производства как единой
системы.
     Экспериментальные разработки - деятельность,  которая основана на
знаниях,  приобретенных  в  результате проведения научных исследований
или на основе практического опыта,  и направлена на сохранение жизни и
здоровья человека,  создание новых материалов,  продуктов,  процессов,
устройств,   услуг,   систем   или    методов    и    их    дальнейшее
совершенствование.
     Государственная научно - техническая политика -  составная  часть
социально   -   экономической  политики,  которая  выражает  отношение
государства к научной и научно - технической деятельности,  определяет
цели,  направления,  формы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации в области науки,  техники и реализации достижений
науки и техники.
     Научный и (или) научно - технический результат - продукт  научной
и (или) научно - технической деятельности, содержащий новые знания или
решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
     Научная и  (или) научно - техническая продукция - научный и (или)
научно - технический результат, в том числе результат интеллектуальной
деятельности, предназначенный для реализации.
     Гранты - денежные и иные средства,  передаваемые  безвозмездно  и
безвозвратно   гражданами   и   юридическими   лицами,   в  том  числе
иностранными гражданами и иностранными юридическими  лицами,  а  также
международными  организациями,  получившими  право  на  предоставление
грантов   на   территории   Российской   Федерации   в   установленном
Правительством Российской Федерации порядке,  на проведение конкретных
научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
     
                      Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ
              И (ИЛИ) НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     
            Статья 3. Общие положения о субъектах научной
              и (или) научно - технической деятельности
     
     1. Научная   и   (или)   научно   -   техническая    деятельность
осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,
физическими  лицами  -  гражданами  Российской  Федерации,   а   также
иностранными  гражданами,  лицами  без  гражданства  в  пределах прав,
установленных     законодательством     Российской     Федерации     и
законодательством   субъектов  Российской  Федерации,  и  юридическими
лицами  при  условии,  если  научная  и  (или)  научно  -  техническая
деятельность предусмотрена их учредительными документами.
     2. Органы   государственной   власти   Российской   Федерации   в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют субъектам  научной  и  (или)  научно  -   технической
деятельности   свободу   творчества,   предоставляя  им  право  выбора
направлений   и   методов   проведения    научных    исследований    и
экспериментальных разработок;
     гарантируют субъектам  научной  и  (или)  научно  -   технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право на обоснованный риск в научной и  (или)  научно  -
технической деятельности;
     обеспечивают свободу доступа к научной  и  научно  -  технической
информации,  за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской  Федерации  в  отношении  государственной,  служебной   или
коммерческой тайны;
     гарантируют подготовку,  повышение квалификации и  переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
     гарантируют финансирование     проектов,      выполняемых      по
государственным заказам.
     
            Статья 4. Научный работник, специалист научной
         организации и работник сферы научного обслуживания.
             Общественные объединения научных работников
     
     1. Научным   работником   (исследователем)   является  гражданин,
обладающий необходимой квалификацией  и  профессионально  занимающийся
научной и (или) научно - технической деятельностью.
     Правовые основы  оценки   квалификации   научных   работников   и
специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в
порядке,  устанавливаемом  Правительством  Российской   Федерации,   и
обеспечиваются государственной системой аттестации.
     Результаты аттестации   могут   быть   обжалованы   и    отменены
вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения порядка или
критериев  оценки  квалификации  научных  работников  и   специалистов
научной  организации  результаты  аттестации  могут  быть обжалованы и
отменены в судебном порядке.
     2. Специалистом  научной  организации  (инженерно  -  техническим
работником) является гражданин,  имеющий среднее профессиональное  или
высшее   профессиональное   образование   и  способствующий  получению
научного и (или) научно - технического результата или его реализации.
     3. Работником  сферы  научного  обслуживания  является гражданин,
обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно
- технической деятельности в научной организации.
     4. Научный работник имеет право на:
     признание его  автором  научных  и  (или)  научно  -  технических
результатов  и  подачу  заявок  на  изобретения  и  другие  результаты
интеллектуальной   деятельности  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации;
     получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов  от  реализации  научных  и   (или)   научно   -   технических
результатов, автором которых он является;
     объективную оценку своей научной и  (или)  научно  -  технической
деятельности   и   получение   вознаграждений,   поощрений   и  льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
     осуществление предпринимательской  деятельности в области науки и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок  на  участие  в научных дискуссиях,  конференциях и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств соответствующего бюджета,  фондов поддержки  научной  и  (или)
научно  -  технической деятельности и иных источников,  не запрещенных
законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок  на  участие  в  международном  научном  и научно -
техническом  сотрудничестве  (стажировки,   командировки,   публикации
научных   и  (или)  научно  -  технических  результатов  за  пределами
территории Российской Федерации);
     доступ к информации о научных и научно - технических результатах,
если  она  не  содержит  сведений,  относящихся   к   государственной,
служебной или коммерческой тайне;
     публикацию в открытой печати научных и (или) научно - технических
результатов,   если   они   не   содержат   сведений,   относящихся  к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
     мотивированный отказ   от   участия   в   научных  исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека,  общество и окружающую
природную среду;
     повышение научной  квалификации.  5.  Научный  работник   обязан:
     осуществлять научную, научно - техническую
деятельности и (или) экспериментальные разработки,  не нарушая права и
свободы  человека,  не  причиняя  вреда его жизни и здоровью,  а также
окружающей природной среде;
     объективно осуществлять  экспертизы  представленных ему научных и
научно - технических программ и проектов,  научных и  (или)  научно  -
технических результатов и экспериментальных разработок.
     6. Научные  работники  могут  заключать  договоры  о   совместной
научной  и  (или)  научно  - технической деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     7. Научные  работники  вправе  создавать  на  добровольной основе
общественные объединения (в том числе научные,  научно - технические и
научно  -  просветительские  общества,  общественные  академии наук) в
порядке,  предусмотренном законодательством  Российской  Федерации  об
общественных объединениях.
     Общественные академии наук  участвуют  в  координации  научной  и
(или)  научно - технической деятельности и действуют в соответствии со
своими уставами и законодательством Российской Федерации.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации  и  органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать
на  добровольной  основе общественные объединения научных работников к
подготовке проектов решений в  области  науки  и  техники,  проведению
экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно -
технических  программ  и  проектов,  финансируемых  за   чет   средств
соответствующего бюджета.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 5:
редакция 2 - Федеральный закон от 19.07.98 N 111-ФЗ
@

                    Статья 5. Научная организация

     1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно  -  правовой  формы  и  формы  собственности,  а  также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
основной научную и (или) научно - техническую деятельность, подготовку
научных  работников  и  действующие  в  соответствии  с учредительными
документами научной организации.
     Научные организации  подразделяются на научно - исследовательские
организации,  научные организации образовательных  учреждений  высшего
профессионального  образования,  опытно - конструкторские,  проектно -
конструкторские,  проектно  -  технологические  и  иные   организации,
осуществляющие научную и (или) научно - техническую деятельность.
     2. Правительство Российской  Федерации  и  органы  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  организуют  в соответствии с
законодательством Российской  Федерации  государственную  аккредитацию
научных  организаций  и  выдают  им  свидетельства  о  государственной
аккредитации.  Порядок   государственной   аккредитации   определяется
Правительством Российской Федерации.
     Свидетельство о  государственной  аккредитации  выдается  научной
организации,  объем  научной и (или) научно - технической деятельности
которой  составляет  не  менее  семидесяти  процентов  общего   объема
выполняемых   указанной   организацией   работ   и   уставом   которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно - технический) совет
в качестве одного из органов управления.
     Свидетельство о государственной аккредитации является  основанием
для  предоставления  научной  организации  льгот  на  уплату  налогов,
предусмотренных налоговым законодательством  Российской  Федерации,  и
других льгот,  установленных для научных организаций законодательством
Российской Федерации.
     Научной организации,    которая   имеет   уникальное   опытно   -
экспериментальное оборудование,  располагает  научными  работниками  и
специалистами   высокой  квалификации  и  научная  и  (или)  научно  -
техническая деятельность  которой  получила  международное  признание,
Правительством   Российской   Федерации   может  присваиваться  статус
государственного научного центра.
     Отказ в   выдаче  свидетельства  о  государственной  аккредитации
научной организации не может  являться  препятствием  к  осуществлению
научной и (или) научно - технической деятельности.
     3. Научная  организация  владеет,  пользуется   и   распоряжается
имуществом,    передаваемым    ей   учредителями   для   осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
     Порядок владения,  пользования  и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
     Государственные научные  организации,  учрежденные Правительством
Российской Федерации или федеральными органами исполнительной  власти,
имеют  право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа
временно не используемое ими,  находящееся в федеральной собственности
имущество,  в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется
договором и не должен  быть  ниже  среднего  размера  арендной  платы,
обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в  местах расположения таких
организаций.
     Доходы от сдачи в аренду имущества,  находящегося  в  федеральной
собственности,  в  полном  объеме  учитываются  в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в  качестве  источника
дополнительного  бюджетного  финансирования  содержания  и развития их
материально - технической базы.
     4. Научная  организация  обязана  поддерживать  и  развивать свою
научно  -  исследовательскую  и  опытно  -   экспериментальную   базу,
обновлять производственные фонды.
     5. Научная  организация   осуществляет   научное   и   научно   -
техническое   сотрудничество  с  иностранными  юридическими  лицами  и
внешнеэкономическую деятельность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
     6. Научная организация создается,  реорганизуется и ликвидируется
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации  государственной  научной  организации   должно
обеспечиваться  сохранение  технологического  единства научной и (или)
научно - технической деятельности. Не допускается выделение из состава
указанной  научной организации опытного,  опытно - экспериментального,
опытно - учебного,  опытно - фармацевтического производства и лечебных
баз.
     Органы исполнительной   власти   Российской   Федерации,   органы
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  учредившие
государственную  научную  организацию,  могут  выделять  средства   на
возобновление,   капитальный   и   текущий   ремонт  имущества  данной
организации и при недостаточности средств у данной  организации  несут
субсидиарную  ответственность  по  ее  обязательствам  в случае,  если
государственная научная организация создана  в  форме  учреждения  или
унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
     7. За  государственными  научными  организациями  закрепляются  в
бессрочное  безвозмездное пользование земельные участки,  выделенные в
установленном порядке.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 6:
редакция 2 - Федеральный закон от 19.07.98 N 111-ФЗ
@

           Статья 6. Академии наук в Российской Федерации,
                    имеющие государственный статус

     1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская
академия сельскохозяйственных наук,  Российская  академия  медицинских
наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры
и строительных наук,  Российская академия художеств) являются имеющими
государственный  статус  некоммерческими организациями (учреждениями),
которые  наделяются  правом  управления  своей  деятельностью,  правом
владения,   пользования   и  распоряжения  переданным  им  имуществом,
находящимся   в   федеральной   собственности,   в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и уставами  указанных  академий,  в  том  числе  правом  на  создание,
реорганизацию   и   ликвидацию   входящих  в  их  состав  предприятий,
учреждений и организаций,  закрепление за ними федерального имущества,
а  также  правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
Реестры федерального имущества,  переданного указанным академиям наук,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество
(имущественное  право  или  имущественные  обязанности) академий наук,
имеющих  государственный  статус,  используется   ими   на   условиях,
определяемых   договором   (сделкой)  и  законодательством  Российской
Федерации,  отражается в смете  доходов  и  расходов,  учитывается  на
отдельном балансе.
     Академии наук,   имеющие   государственный   статус,   создаются,
реорганизуются  и  ликвидируются  федеральным законом по представлению
Президента   Российской   Федерации   или   Правительства   Российской
Федерации.
     В Российскую  академию  наук,  отраслевые  академии  наук  входят
научные  организации,  организации  научного обслуживания и социальной
сферы.
     Структура Российской  академии  наук  и отраслевых академий наук,
порядок деятельности и финансирования входящих  в  их  состав  научных
организаций,  организаций  научного  обслуживания  и  социальной сферы
определяются уставами указанных академий наук.
     2. Российская    академия    наук    является     самоуправляемой
организацией,   действующей   на  основе  законодательства  Российской
Федерации  и  своего  устава.  Российская   академия   наук   проводит
фундаментальные   и   прикладные  научные  исследования  по  важнейшим
проблемам естественных,  технических и гуманитарных наук  и  принимает
участие    в   координации   фундаментальных   научных   исследований,
выполняемых научными  организациями  и  образовательными  учреждениями
высшего  профессионального образования и финансируемых за счет средств
федерального бюджета.
     3. Отраслевые    академии    наук    являются    самоуправляемыми
организациями,   проводят   фундаментальные   и   прикладные   научные
исследования  в соответствующих областях науки и техники и участвуют в
координации данных научных исследований.
     4. Финансирование   Российской  академии  наук,  ее  региональных
отделений и отраслевых академий наук осуществляется  за  счет  средств
федерального   бюджета   и   иных   не  запрещенных  законодательством
Российской Федерации источников.
     Российская академия     наук,     ее    региональные    отделения
(Дальневосточное  отделение  Российской   академии   наук,   Сибирское
отделение  Российской  академии  наук и Уральское отделение Российской
академии  наук)  и   отраслевые   академии   наук   являются   прямыми
получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
     Порядок использования результатов научных исследований Российской
академии наук и отраслевых академий наук,  проведенных за счет средств
федерального  бюджета,   определяется   законодательством   Российской
Федерации.
     Российская академия наук  и  отраслевые  академии  наук  ежегодно
представляют   Президенту   Российской  Федерации  и  в  Правительство
Российской  Федерации  отчеты  о  проведенных  научных  исследованиях,
научных и (или) научно - технических результатах,  а также предложения
о приоритетных  направлениях  развития  фундаментальных  и  прикладных
наук.
     Академии наук,  имеющие государственный статус,  в  установленном
ими   порядке   ежегодно   представляют   в   уполномоченные   на   то
государственные органы субъектов Российской Федерации,  на территориях
которых  расположены  научные  организации  указанных  академий  наук,
информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными
организациями   указанных   академий   наук   научных   исследованиях,
представляющую  интерес  для  соответствующих   субъектов   Российской
Федерации.
     5. Научные  организации,  организации  научного  обслуживания   и
социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и
отраслевых  академий  наук   владеют,   пользуются   и   распоряжаются
федеральным    имуществом,   переданным   указанным   организациям   в
оперативное управление или в хозяйственное ведение  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и уставами.  Реестры  федерального  имущества,  переданного  указанным
организациям  в  оперативное  управление  или в хозяйственное ведение,
утверждаются соответствующими академиями наук.
     Доходы научных  организаций,  организаций научного обслуживания и
социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и  имущество,
приобретенное   указанными   организациями   за  счет  таких  доходов,
поступают  в  самостоятельное  распоряжение  указанных  организаций  и
учитываются на отдельном балансе.
     Научные организации,   организации   научного   обслуживания    и
социальной  сферы  Российской академии наук и отраслевых академий наук
имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое
указанными  организациями  и  находящееся  в федеральной собственности
имущество,   в   том   числе   недвижимое,   на   основании    решения
соответствующей  академии  наук,  которое  должно  быть  согласовано с
соответствующим    федеральным    органом    исполнительной    власти,
уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации  на управление и
распоряжение  объектами  федеральной  собственности.  Размер  арендной
платы  определяется  договором  и не должен быть ниже среднего размера
арендной  платы,  обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в   местах
расположения таких организаций.
     Доходы от сдачи в аренду имущества,  находящегося  в  федеральной
собственности,  в  полном  объеме  учитываются  в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в  качестве  источника
дополнительного  бюджетного  финансирования  содержания  и развития их
материально - технической базы.
     6. За академиями наук,  их научными организациями и организациями
научного обслуживания и социальной  сферы  закрепляются  в  бессрочное
безвозмездное   пользование   земельные   участки,   выделенные  им  в
установленном порядке.
     
           Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
           НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     
                 Статья 7. Управление научной и (или)
                   научно-технической деятельностью
     
     1. Управление научной и (или) научно - технической  деятельностью
осуществляется   на   основе   сочетания   принципов  государственного
регулирования и самоуправления.
     2. Органы  государственной  власти  Российской Федерации,  органы
государственной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   научные
организации  и  организации научного обслуживания и социальной сферы в
пределах  своих  полномочий  определяют  соответствующие  приоритетные
направления   развития  науки  и  техники,  обеспечивают  формирование
системы научных организаций,  осуществление межотраслевой  координации
научной  и  (или)  научно  -  технической  деятельности,  разработку и
реализацию  научных  и  научно  -  технических  программ  и  проектов,
развитие  форм интеграции науки и производства,  реализацию достижений
науки и техники.
     3. Управление  научной и (или) научно - технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
     Органы государственной    власти,   учреждающие   государственные
научные организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль    за    эффективным    использованием    и
сохранностью  предоставленного  государственным  научным  организациям
имущества;
     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители государственных  научных   организаций   и   научных
организаций   академий   наук,   а   также  негосударственных  научных
организаций    назначаются    (избираются)    в     соответствии     с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
     4. Ученые    советы    государственных    научных     организаций
разрабатывают   и   утверждают   планы   научных   работ   и  развития
государственных научных организаций гласно исходя  из  государственных
заданий,  профиля  государственных  научных организаций,  их научных и
экономических интересов.
     
             Статья 8. Договоры (контракты) на создание,
               передачу и использование научной и (или)
                     научно-технической продукции
     
     1. Основной правовой формой отношений между научной организацией,
заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно -  технической
продукции,  в  том  числе министерствами и иными федеральными органами
исполнительной власти,  являются  договоры  (контракты)  на  создание,
передачу   и  использование  научной  и  (или)  научно  -  технической
продукции,  оказание  научных,  научно  -  технических,  инженерно   -
консультационных  и иных услуг,  а также другие договоры,  в том числе
договоры  о  совместной  научной  и   (или)   научно   -   технической
деятельности и распределении прибыли.
     2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования  и экспериментальные разработки для государственных нужд.
В этих случаях договоры (контракты) заключаются между  государственным
органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации,  учредившие  государственные научные
организации,  вправе   устанавливать   для   государственных   научных
организаций  обязательный  государственный заказ на выполнение научных
исследований и экспериментальных разработок.
     3. Условия владения,  пользования и распоряжения научными и (или)
научно  -  техническими  результатами  определяются  законодательством
Российской  Федерации,  а  также  не  противоречащими  ему  договорами
(контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно -  технической
деятельности  и  потребителей  научной  и  (или)  научно - технической
продукции.
     
             Статья 9. Информационное обеспечение научной
               и (или) научно-технической деятельности
     
     1. Субъекты  научной  и  (или)  научно - технической деятельности
имеют  право  на  обмен  информацией,   за   исключением   информации,
содержащей  сведения,  относящиеся  к  государственной,  служебной или
коммерческой тайне.
     2. Правительство   Российской   Федерации  обеспечивает  создание
федеральных информационных фондов и систем в области науки и  техники,
осуществляющих   сбор,   государственную   регистрацию,  аналитическую
обработку,  хранение и доведение до потребителей научной и технической
информации,   содействует  изданию  научной  и  научно  -  технической
продукции,  приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий
о  научных  и  (или)  научно  -  технических  результатах за пределами
территории Российской Федерации.
     Правительство Российской  Федерации гарантирует субъектам научной
и  (или)  научно  -  технической  деятельности  доступ   к   указанной
информации,  право  на  ее  приобретение  и  обеспечивает  им доступ в
международные  информационные  фонды  и  системы  в  области  науки  и
техники.
     3. В случае ликвидации государственных научных  организаций,  при
которых  функционируют  банки  данных  и  базы  данных научной и (или)
научно - технической информации,  обеспечиваются сохранность указанных
банков   данных   и   баз  данных  и  передача  их  правопреемникам  в
установленном порядке.
     
          Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных
        видов научной и (или) научно-технической деятельности
     
     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать порядок   проведения   научных    исследований    и
использования  научных  и  (или)  научно  -  технических  результатов,
которые  могут  создать  угрозу  безопасности  Российской   Федерации,
здоровью граждан, окружающей природной среде;
     лицензировать отдельные виды научной и (или) научно - технической
деятельности;
     вводить в предусмотренных законодательством Российской  Федерации
случаях  ограничения  на право использования отдельных научных и (или)
научно  -  технических  результатов,  распространяя   на   них   режим
секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;
     вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным
видам научной и (или) научно - технической деятельности.
     
         Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                     НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
     
                 Статья 11. Основные цели и принципы
             государственной научно-технической политики
     
     1. Основными целями государственной научно - технической политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно - технического потенциала,  увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение   прогрессивных   структурных   преобразований  в  области
материального   производства,   повышение    его    эффективности    и
конкурентоспособности продукции,  улучшение экологической обстановки и
защиты     информационных     ресурсов     государства,     укрепление
обороноспособности  государства  и  безопасности личности,  общества и
государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
     2. Государственная  научно  - техническая политика осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
     гласность и  использование различных форм общественных обсуждений
при  выборе  приоритетных  направлений  развития  науки  и  техники  и
экспертизе  научных  и  научно  -  технических  программ  и  проектов,
реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
     гарантия приоритетного     развития    фундаментальных    научных
исследований;
     интеграция научной,   научно   -  технической  и  образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и
студентов   образовательных   учреждений   высшего   профессионального
образования в научных исследованиях  и  экспериментальных  разработках
посредством   создания   учебно   -   научных   комплексов   на   базе
образовательных  учреждений  высшего  профессионального   образования,
научных организаций академий наук,  имеющих государственный статус,  а
также научных  организаций  министерств  и  иных  федеральных  органов
исполнительной власти;
     поддержка конкуренции  и   предпринимательской   деятельности   в
области науки и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки
и техники;
     стимулирование научной,  научно  -  технической  и  инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
     развитие научной,   научно   -   технической   и    инновационной
деятельности  посредством  создания  системы  государственных  научных
центров и других структур;
     стимулирование научной,  научно  -  технической  и  инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их  научно  -
технического потенциала;
     развитие международного  научного   и   научно   -   технического
сотрудничества Российской Федерации.
     
            Статья 12. Полномочия органов государственной
        власти Российской Федерации и органов государственной
           власти субъектов Российской Федерации в области
              формирования и реализации государственной
                     научно-технической политики
     
     1. К ведению органов государственной власти Российской  Федерации
относятся:
     разработка и   проведение   единой   государственной   научно   -
технической политики;
     выбор приоритетных  направлений  развития  науки  и   техники   в
Российской Федерации;
     формирование и  реализация  федеральных  научных   и   научно   -
технических  программ  и  проектов,  а  также  определение федеральных
органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
     финансирование научной  и (или) научно - технической деятельности
за счет средств федерального бюджета;
     установление системы   экономических   и   иных   льгот  в  целях
стимулирования научной и (или) научно  -  технической  деятельности  и
использование ее результатов;
     содействие развитию научной, научно - технической и инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации;
     управление государственными научными  организациями  федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     реализация обязательств  по  научным  и  научно   -   техническим
программам   и  проектам,  предусмотренным  международными  договорами
Российской Федерации;
     охрана прав интеллектуальной собственности;
     формирование единых систем стандартизации,  обеспечения  единства
измерений,  сертификации,  научно - технической информации, патентно -
лицензионного дела и управление ими;
     установление государственной  системы аттестации научных и научно
- технических работников.
     Правительство Российской    Федерации    определяет    полномочия
федеральных органов исполнительной власти  в  области  формирования  и
реализации  единой  государственной  научно  -  технической  политики,
утверждает федеральные научные и  научно  -  технические  программы  и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
     Формирование и практическое осуществление государственной  научно
-    технической   политики   гражданского   назначения   обеспечивают
Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его
правопреемник  совместно  с  Российской  академией  наук,  отраслевыми
академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
     Формирование и    практическое    осуществление   государственной
политики поддержки приоритетных направлений оборонной  промышленности,
отраслей  оборонного  значения  и связанных с ними науки и образования
обеспечивают органы  исполнительной  власти,  ведущие  государственные
оборонные заказы.
     2. К   совместному   ведению   органов   государственной   власти
Российской   Федерации  и  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации относятся:
     формирование экономического        механизма        осуществления
государственной научно - технической политики;
     организация научно - технического прогнозирования;
     размещение объектов научно - технического потенциала  и  создание
инфраструктуры научно - технической и инновационной деятельности;
     формирование рынков  научной  и  (или)   научно   -   технической
продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     формирование научно  -  технической  базы   научных   организаций
федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской
Федерации;
     разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно
- технических работников, в том числе их материальное обеспечение;
     формирование совместных фондов научного,  научно - технического и
технологического развития;
     международные научные связи.
     3. К ведению органов государственной власти субъектов  Российской
Федерации относятся:
     участие в  выработке  и  реализации  государственной   научно   -
технической политики;
     определение приоритетных направлений развития науки и  техники  в
субъектах Российской Федерации;
     формирование научных и научно - технических программ  и  проектов
субъектов Российской Федерации;
     финансирование научной и научно  -  технической  деятельности  за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     формирование органов  управления  в  сфере  научной  и  научно  -
технической    деятельности    субъектов    Российской   Федерации   и
межрегиональных органов;
     управление государственными  научными организациями регионального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     контроль за  деятельностью  государственных  научных  организаций
федерального значения по вопросам,  относящимся к полномочиям  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     создание условий для более эффективного  использования  имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных  и  региональных  фондов   научного,
научно - технического и технологического развития;
     осуществление иных   полномочий,   не   отнесенных   федеральными
законами   к   ведению   органов   государственной  власти  Российской
Федерации.
     4. По  вопросам совместного ведения органы государственной власти
Российской    Федерации    при    осуществлении    своих    полномочий
взаимодействуют  с  соответствующими  органами  государственной власти
субъектов Российской Федерации в форме:
     подготовки совместных     предложений     о     совершенствовании
организационно -  экономического  механизма  научной  и  инновационной
деятельности;
     участия представителей  соответствующих  органов  государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   в   составах  научных  и
координационных  советов  по  проблемам  науки  и  техники,  научно  -
технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами
государственной власти Российской Федерации;
     взаимной передачи  отдельных  полномочий  на координацию научно -
технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации;
     подготовки и реализации совместных мер по содержанию  и  развитию
социальной сферы научных организаций.
     
                   Статья 13. Порядок формирования
             государственной научно-технической политики
     
     1. Направления государственной научно - технической  политики  на
среднесрочный   и   долгосрочный   периоды   определяются  Президентом
Российской Федерации  на  основе  специального  доклада  Правительства
Российской  Федерации,  формируемого  с  учетом  предложений субъектов
Российской Федерации.
     2. Законодательный   орган   государственной   власти  Российской
Федерации ежегодно в соответствии с  посланием  Президента  Российской
Федерации   о   положении   в  Российской  Федерации  и  предложениями
Правительства  Российской   Федерации   определяет   при   утверждении
федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения
федеральных  научно  -  технических   программ   и   проектов,   объем
финансирования  научных  организаций и размер средств,  направляемых в
федеральные фонды поддержки  научной  и  (или)  научно  -  технической
деятельности,  а также систему экономических льгот,  стимулирующих эту
деятельность.
     3. Определение  основных  направлений  государственной  научно  -
технической политики,  научно  -  техническое  прогнозирование,  выбор
приоритетных   направлений   развития   науки  и  техники,  разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных и научно - технических
программ  и  проектов,  об  использовании  достижений  науки и техники
осуществляются в условиях гласности,  с использованием различных  форм
общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
     Государственная научно  -  техническая   политика   в   отношении
отраслей   разрабатывается  и  реализуется  соответствующими  органами
исполнительной власти с  привлечением  хозяйствующих  субъектов  и  их
объединений  с  учетом  единой  государственной  научно  - технической
политики.
     4. Государственная   научно   -  техническая  политика  субъектов
Российской  Федерации  формируется  и  проводится  при  взаимодействии
органов   государственной   власти   Российской  Федерации  и  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Государственная научно  -  техническая  политика  на региональном
уровне разрабатывается и реализуется органами  государственной  власти
субъектов  Российской Федерации с учетом единой государственной научно
- технической политики и интересов регионов.
     5. Органы  государственной власти содействуют сохранению высокого
уровня  научно  -  технического  потенциала  организаций,  выпускающих
продукцию  оборонного  назначения,  и  других  организаций  в условиях
конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную
поддержку их научным коллективам.
     Федеральный орган   исполнительной   власти,   ответственный   за
выполнение  работ  по федеральной научной и (или) научно - технической
программе,  осуществляет  по  отношению   к   организациям   оборонных
отраслей,  работающим по указанной программе, функции государственного
заказчика  и  обеспечивает  необходимые  меры  по  их  государственной
поддержке.
     
                 Статья 14. Организация и проведение
         экспертиз научной и научно-технической деятельности
     
     1. Органы государственной власти Российской  Федерации  и  органы
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации  организуют
проведение  экспертиз  научных  и  научно  -  технических  программ  и
проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
     2. Экспертиза    проводится    организациями,     осуществляющими
независимую  экспертизу,  другими организациями,  а также экспертами с
участием представителей субъектов Российской  Федерации,  организаций,
финансирующих научную и (или) научно - техническую деятельность, при:
     выборе приоритетных   направлений   государственной   научно    -
технической политики, а также развития науки и техники;
     формировании научных и научно - технических программ и проектов;
     проведении конкурсов  на участие в научных и научно - технических
программах и проектах,  контроле за их осуществлением и использованием
полученных   научных  и  (или)  научно  -  технических  результатов  в
экономике государства.
     3. В экспертизе научной и (или) научно - технической деятельности
не может участвовать специалист,  имеющий личную заинтересованность  в
ее результатах.
     4. По  результатам  экспертиз  научных  и  научно  -  технических
программ  и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации
и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  обязаны
заблаговременно  информировать  население о безопасности,  в том числе
экологической,  об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
     5. В  случаях,   предусмотренных   законодательством   Российской
Федерации,    в    установленном   порядке   проводится   обязательная
государственная экспертиза научно - технических программ и проектов.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 15:
редакция 3 - Федеральный закон от 17.12.98 N 189-ФЗ
@

              Статья 15. Финансирование научной и (или)
                   научно-технической деятельности
     
     1. Финансовое  обеспечение  научной  и (или) научно - технической
деятельности основывается на его целевой ориентации и  множественности
источников    финансирования.    Финансирование    этой   деятельности
осуществляется  за  счет  средств   федерального   бюджета,   бюджетов
субъектов  Российской Федерации,  внебюджетных источников (собственных
или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их  объединений,  а
также  средств  заказчиков  работ),  иных  источников в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Средства на     финансирование     научных     исследований     и
экспериментальных разработок  гражданского  назначения  выделяются  из
федерального  бюджета  в  размере не менее четырех процентов расходной
части федерального бюджета.
     2. Правительство  Российской  Федерации  организует  разработку и
исполнение  федерального  бюджета  в   части   расходов   на   научные
исследования   и   экспериментальные  разработки,  определяет  порядок
создания государственных фондов поддержки научной  и  (или)  научно  -
технической  деятельности,  утверждает  распределение  предусмотренных
федеральным  бюджетом  средств  на  эти  цели  между  государственными
заказчиками   федеральных   целевых  программ,  федеральными  органами
исполнительной   власти,   научными   организациями    и    указанными
государственными фондами.
     3. Фундаментальные     научные     исследования     финансируются
преимущественно   за   счет  средств  федерального  бюджета.  В  целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований,
отбираемым    на   основе   конкурса,   в   порядке,   устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной
и (или) научно - технической деятельности.
     4. Федеральные  научно  -  технические  программы,   приоритетные
прикладные   научные   исследования   и  экспериментальные  разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета,  фондов  поддержки
научной и (или) научно - технической деятельности и в порядке долевого
участия за счет средств  организаций,  объединений,  банков  и  других
хозяйствующих    субъектов.   В   порядке   долевого   участия   могут
финансироваться также научно - технические программы, сформированные и
реализуемые   на   основе   международных  и  межотраслевых  научно  -
технических соглашений,  научно - технические программы создания новых
техники и технологии двойного применения.
     5. Работы регионального значения могут  финансироваться  за  счет
средств  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,  местных бюджетов,
региональных фондов поддержки научной и  (или)  научно  -  технической
деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные
и  научно - технические программы и проекты,  результаты осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
     Совместное использование   средств,  выделенных  из  федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на
финансирование    научных    исследований    федерального    значения,
осуществляется   на   долевых   началах    по    согласованию    между
соответствующими  органами Российской Федерации,  субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
     6. Финансирование   научной   и   (или)   научно   -  технической
деятельности   осуществляется   государством   на   основе   сочетания
финансовой  поддержки  научных  организаций  и целевого финансирования
конкретных научных и научно - технических программ и проектов.
     7. В     Российской    Федерации    действуют    государственные,
негосударственные и международные  фонды  поддержки  научной  и  (или)
научно - технической деятельности.
     Органы государственной  власти  Российской  Федерации  и   органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  порядке,
установленном   законодательством   Российской   Федерации,    создают
государственные  фонды  поддержки научной и (или) научно - технической
деятельности  как  некоммерческие  организации,  деятельность  которых
финансируется  за  счет  средств  соответствующего  бюджета  или  иных
источников,  не запрещенных  законодательством  Российской  Федерации.
Государственный  фонд  поддержки  научной и (или) научно - технической
деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставом.
     Государственные фонды   поддержки   научной   и  (или)  научно  -
технической деятельности организуют независимую экспертизу  научных  и
научно  -  технических программ и проектов,  представляемых субъектами
научной и  (или)  научно  -  технической  деятельности,  и  на  основе
конкурса  выделяют  средства  на  финансирование  указанных программ и
проектов.  Государственные фонды поддержки научной и  (или)  научно  -
технической деятельности ведут раздельный учет средств,  выделяемых на
реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.
     8. В  федеральных  органах  исполнительной  власти,  коммерческих
организациях,  а также  в  органах  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  могут  создаваться  внебюджетные  фонды за счет
относимых   на   себестоимость   производимой   продукции   отчислений
организаций     для     финансирования    научных    исследований    и
экспериментальных разработок.
     Порядок образования    и    использования   внебюджетных   фондов
федеральных органов исполнительной власти и  коммерческих  организаций
определяется Правительством Российской Федерации,  внебюджетных фондов
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   -
законодательством субъектов Российской Федерации.
     9. Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  осуществляют
контроль  за  расходованием  средств,  выделенных  из  соответствующих
бюджетов  или  внебюджетных  фондов  на  научную  и  (или)  научно   -
техническую деятельность,  определяют формы и способы использования ее
результатов.
     10. Научная  и  (или)  научно  -  техническая  деятельность может
осуществляться за счет грантов.
     Гранты передаются   научным   работникам,  научным  организациям,
образовательным  учреждениям  высшего  профессионального  образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
     Получатели грантов   распоряжаются   ими   в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации или в случае их использования
на   территории   иностранного   государства    в    соответствии    с
законодательством этого государства,  а также на условиях,  на которых
эти гранты выделяются.
     
        Статья 16. Международное научное и научно-техническое
                 сотрудничество Российской Федерации
     
     1. Органы  государственной  власти  Российской  Федерации создают
необходимые  условия  для   международного   научного   и   научно   -
технического сотрудничества.
     Субъект научной и (или) научно - технической деятельности  вправе
вступать  в международные научные и научно - технические организации и
объединения,  участвовать  в  международных   научных   и   научно   -
технических  программах  и  проектах,  научных  и научно - технических
программах  и  проектах  иностранных  государств,  заключать  договоры
(контракты)  и  иные  соглашения с иностранными юридическими лицами на
работу как в Российской  Федерации,  так  и  за  пределами  территории
Российской   Федерации   в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.
     На территории  Российской Федерации в установленном порядке могут
создаваться  научные  организации  и   научные   центры   с   участием
иностранных  граждан,  лиц  без  гражданства и иностранных юридических
лиц.
     2. Иностранные    инвестиции    в   область   науки   и   техники
осуществляются  в  порядке   и   в   формах,   которые   предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
     3. Российская  Федерация  поддерживает   научное   и   научно   -
техническое  сотрудничество  с  иностранными  государствами  на основе
соответствующих   международных   договоров   Российской    Федерации,
международных  научных  и научно - технических программ и проектов,  а
также содействует  расширению  научно  -  технического  сотрудничества
научных работников и научных и иных организаций.
     Органы государственной  власти  Российской  Федерации,   учитывая
наличие   высокоинтегрированного   научно  -  технического  потенциала
Содружества  Независимых  Государств  и  других  государств  -  бывших
республик  СССР,  сложившиеся научно - технические связи,  содействуют
развитию научно - технического сотрудничества на основе многосторонних
и двусторонних договоров с ними.
     4. Органы    государственной    власти    Российской    Федерации
осуществляют   контроль   за   передачей  научных  и  (или)  научно  -
технических результатов,  а также научной и (или) научно - технической
продукции  за  пределы  территории  Российской  Федерации  в  порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
     
                  Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     
          Статья 17. О приведении нормативных правовых актов
            в соответствие с настоящим Федеральным законом
     
     Президенту Российской  Федерации   и   Правительству   Российской
Федерации  привести  свои  нормативные  правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
     
               Статья 18. Вступление в силу настоящего
                         Федерального закона
     
     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.
     
Президент
Российской Федерации
                                                              Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
23 августа 1996 г.
N 127-ФЗ

----------------------------------------------------------------------
Юридическое информационное Агентство INTRALEX:

     Текст подготовлен с учетом изменений,  внесенных в первоначальную
редакцию (Федеральный закон от 23.08.96 N 127-ФЗ) на основе  следующих
нормативных актов:
РЕДАКЦИЯ 2 - Федеральный закон от 19.07.98 N 111-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 3 - Федеральный закон от 17.12.98 N 189-ФЗ

     Перейти в  текущую  или  промежуточные  редакции  из этого текста
можно по  корреспондентским  связям  между  документами в системе (см.
карточка ЮИАИ N Ю1 от 14.07.00),  либо используя  контекстное  меню  -
режим поиск из текста по дате и номеру.