ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕДАКЦИЯ НА 10.01.2003). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 12.08.95 144-ФЗ

                 ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                       (Редакция на 10.01.2003)

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          12 августа 1995 г.
                               N 144-ФЗ

                                (ГДФС)


(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА  ПРАВОВЫМ  УПРАВЛЕНИЕМ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД.  - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ
1997  ГОДА N 101-ФЗ;  ОТ 21 ИЮЛЯ 1998 ГОДА N 117-ФЗ;  ОТ 5 ЯНВАРЯ 1999
ГОДА N 6-ФЗ; ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1999 ГОДА N 225-ФЗ; ОТ 20 МАРТА 2001 ГОДА N
26-ФЗ;  ОТ  10  ЯНВАРЯ  2003  Г.  N  15-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  1997,  N 29,  СТ.  3502;  1998, N 30, СТ. 3613;
1999,  N 2,  СТ. 233; 2000, N 1, СТ. 8; N 13, СТ. 1140; 2003, N 2, СТ.
167))

     Принят Государственной Думой                     5 июля 1995 года

     Настоящий Федеральный закон определяет  содержание  оперативно  -
розыскной   деятельности,   осуществляемой  на  территории  Российской
Федерации,  и закрепляет систему гарантий  законности  при  проведении
оперативно-розыскных мероприятий.

                       Глава I. Общие положения

             Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

     Оперативно-розыскная деятельность     -     вид     деятельности,
осуществляемой  гласно   и   негласно   оперативными   подразделениями
государственных  органов,  уполномоченных  на то настоящим Федеральным
законом  (далее  -  органы,  осуществляющие  оперативно  -   розыскную
деятельность),   в   пределах  их  полномочий  посредством  проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни,  здоровья, прав
и   свобод   человека   и   гражданина,   собственности,   обеспечения
безопасности общества и государства от преступных посягательств.

          Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

     Задачами оперативно-розыскной  деятельности являются:
     выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а
также выявление и установление лиц,  их подготавливающих,  совершающих
или совершивших;
     осуществление розыска  лиц,  скрывающихся  от  органов  дознания,
следствия и  суда,  уклоняющихся  от  уголовного  наказания,  а  также
розыска без вести пропавших;
     добывание информации о событиях или действиях,  создающих  угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.

         Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

     Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных
принципах законности,  уважения и соблюдения прав и свобод человека  и
гражданина,  а  также  на  принципах конспирации,  сочетания гласных и
негласных методов и средств.

            Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной
                             деятельности

     Правовую основу   оперативно-розыскной   деятельности  составляют
Конституция Российской Федерации,  настоящий Федеральный закон, другие
федеральные  законы  и принятые в соответствии с ними иные нормативные
правовые акты федеральных органов государственной власти.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  издают
в  пределах  своих  полномочий  в  соответствии  с   законодательством
Российской Федерации нормативные акты,  регламентирующие организацию и
тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий.

       Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
         при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

      Органы (должностные  лица),  осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность,  при проведении оперативно-розыскных мероприятии  должны
обеспечивать    соблюдение    прав    человека    и    гражданина   на
неприкосновенность   частной   жизни,   личную   и   семейную   тайну,
неприкосновенность  жилища и тайну корреспонденции (новая часть первая
введена  Федеральным  законом  от  05.01.99  г.  N  6-ФЗ  -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).
     Не допускается  осуществление  оперативно-розыскной  деятельности
для  достижения  целей  и решения задач,  не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
     Лицо, полагающее,    что    действия    органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,  привели к  нарушению  его  прав  и
свобод,   вправе   обжаловать   эти   действия  в  вышестоящий  орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
     Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном  законом  порядке,  то  есть  в  отношении  которого   в
возбуждении  уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в
связи с отсутствием события преступления или в связи с  отсутствием  в
деянии состава преступления,  и которое располагает фактами проведения
в отношении его оперативно - розыскных мероприятий и полагает, что при
этом   были   нарушены   его  права,  вправе  истребовать  от  органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную   деятельность,   сведения    о
полученной  о  нем  информации  в  пределах,  допускаемых требованиями
конспирации  и  исключающих  возможность  разглашения  государственной
тайны.  В  случае,  если  будет  отказано в предоставлении запрошенных
сведений или если указанное лицо полагает,  что сведения получены не в
полном  объеме,  оно  вправе  обжаловать  это  в  судебном порядке.  В
процессе   рассмотрения   дела   в   суде    обязанность    доказывать
обоснованность  отказа  в  предоставлении  этому лицу сведений,  в том
числе  в  полном  объеме,  возлагается   на   соответствующий   орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
     В целях обеспечения полноты и  всесторонности  рассмотрения  дела
орган,   осуществляющий   оперативно-розыскную   деятельность,  обязан
предоставить судье по его требованию  оперативно-служебные  документы,
содержащие  информацию  о  сведениях,  в  предоставлении  которых было
отказано заявителю,  за исключением сведений  о  лицах,  внедренных  в
организованные  преступные  группы,  о  штатных  негласных сотрудниках
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
     В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную   деятельность,   об   отказе   в  предоставлении
необходимых сведений заявителю судья  может  обязать  указанный  орган
предоставить   заявителю   сведения,  предусмотренные  частью  третьей
настоящей статьи.
     Полученные в     результате    проведения    оперативно-розыскных
мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении
преступления  не  доказана  в установленном законом порядке,  хранятся
один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие
не   требуют  иного.  Фонограммы  и  другие  материалы,  полученные  в
результате  прослушивания  телефонных  и  иных  переговоров   лиц,   в
отношении  которых  не было возбуждено уголовное дело,  уничтожаются в
течение шести месяцев  с  момента  прекращения  прослушивания,  о  чем
составляется   соответствующий   протокол.   За   три  месяца  до  дня
уничтожения  материалов,  отражающих  результаты  оперативно-розыскных
мероприятий,  проведенных  на  основании  судебного  решения,  об этом
уведомляется соответствующий судья  (в  ред.  Федерального  закона  от
20.03.2001   г.   N   26-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2001, N 13, ст. 1140).
     Органам (должностным    лицам),   осуществляющим   оперативно   -
розыскную деятельность, запрещается:
     проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо
политической партии, общественного и религиозного объединения;
     принимать негласное   участие   в   работе   федеральных  органов
государственной  власти,  органов  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации  и  органов  местного самоуправления,  а также в
деятельности   зарегистрированных   в    установленном    порядке    и
незапрещенных   политических   партий,   общественных   и  религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
     разглашать сведения,   которые   затрагивают   неприкосновенность
частной жизни,  личную и семейную тайну,  честь и доброе имя граждан и
которые  стали известными в процессе проведения оперативно - розыскных
мероприятий,   без   согласия   граждан,   за   исключением   случаев,
предусмотренных федеральными законами.
     При нарушении   органом   (должностным   лицом),   осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,   прав   и   законных   интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган,  прокурор либо судья в
соответствии  с законодательством Российской Федерации обязаны принять
меры по восстановлению этих  прав  и  законных  интересов,  возмещению
причиненного вреда.
     Нарушения настоящего  Федерального   закона   при   осуществлении
оперативно-розыскной      деятельности     влекут     ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
     (Части первую  -  девятую считать соответственно частями второй -
десятой в ред.  Федерального закона от 05.01.99 г.  N 6-ФЗ -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

        Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

              Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

     При осуществлении  оперативно-розыскной  деятельности  проводятся
следующие оперативно-розыскные мероприятия:
     1. Опрос  (в  ред.  Федерального  закона от 05.01.99 г.  N 6-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).
     2. Наведение   справок.
     3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
     4. Проверочная закупка.
     5. Исследование предметов и документов.
     6. Наблюдение.
     7. Отождествление личности.
     8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств.
     9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
     10. Прослушивание телефонных переговоров.
     11. Снятие информации с технических каналов связи.
     12. Оперативное внедрение.
     13. Контролируемая поставка.
     14. Оперативный      эксперимент.      Приведенный       перечень
оперативно-розыскных  мероприятий  может  быть  изменен  или  дополнен
только федеральным законом.
     В ходе  проведения  оперативно-розыскных мероприятий используются
информационные системы,  видео- и аудиозапись,  кино- и фотосъемка,  а
также  другие технические и иные средства,  не наносящие ущерб жизни и
здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
     Оперативно-розыскные мероприятия,  связанные с контролем почтовых
отправлений,  телеграфных и иных сообщений,  прослушиванием телефонных
переговоров  с  подключением  к  станционной  аппаратуре  предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности,  физических
и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием
информации с технических каналов связи,  проводятся  с  использованием
оперативно-технических   сил  и  средств  органов  федеральной  службы
безопасности,  органов внутренних дел и,  в пределах своих полномочий,
федеральных   органов   налоговой   полиции  в  порядке,  определяемом
межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в ред. Федерального
закона от 30.12.99 г.  N 225-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2000, N 1, ст. 8).
     Должностные лица  органов,  осуществляющих   оперативно-розыскную
деятельность,   решают   ее   задачи  посредством  личного  участия  в
организации и проведении оперативно-розыскных  мероприятий,  используя
помощь   должностных   лиц   и   специалистов,   обладающих  научными,
техническими и иными специальными знаниями,  а также отдельных граждан
с их согласия на гласной и негласной основе.
     Запрещается проведение   оперативно-розыскных    мероприятий    и
использование специальных и иных технических средств,  предназначенных
(разработанных,  приспособленных,  запрограммированных) для негласного
получения  информации,  не уполномоченными на то настоящим Федеральным
законом физическими и юридическими лицами.
     Ввоз в  Российскую  Федерацию  и  вывоз за ее пределы специальных
технических  средств,   предназначенных   для   негласного   получения
информации,  не  уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной
деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (в ред.
Федерального  закона   от   10.01.2003   г.   N   15-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167).
     Перечень видов специальных технических  средств,  предназначенных
для   негласного   получения   информации   в  процессе  осуществления
оперативно-розыскной  деятельности,   устанавливается   Правительством
Российской Федерации.
      Разработка, производство,  реализация  и  приобретение  в  целях
продажи   специальных   технических   средств,   предназначенных   для
негласного получения информации,  индивидуальными предпринимателями  и
юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность,
подлежат лицензированию в соответствии с законодательством  Российской
Федерации   (новая   часть  девятая  введена  Федеральным  законом  от
10.01.2003  г.  N  15-ФЗ  -   Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 2003, N 2, ст. 167).

       Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных
                             мероприятий

     Основаниями для   проведения   оперативно-розыскных   мероприятий
являются:
     1. Наличие возбужденного уголовного дела.
     2. Ставшие   известными   органам,  осуществляющим  оперативно  -
розыскную деятельность, сведения о:
     1) признаках  подготавливаемого,  совершаемого  или  совершенного
противоправного  деяния,  а  также  о  лицах,  его   подготавливающих,
совершающих  или совершивших,  если нет достаточных данных для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела;
     2) событиях  или  действиях,  создающих  угрозу  государственной,
военной,   экономической  или  экологической  безопасности  Российской
Федерации;
     3) лицах,  скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или
уклоняющихся от уголовного наказания;
     4) лицах,  без  вести  пропавших,  и  об обнаружении неопознанных
трупов.
     3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или
определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
     4. Запросы  других  органов,  осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
     5. Постановление   о  применении  мер  безопасности  в  отношении
защищаемых лиц,  осуществляемых уполномоченными на то государственными
органами   в  порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской
Федерации.
     6. Запросы   международных   правоохранительных   организаций   и
правоохранительных органов иностранных  государств  в  соответствии  с
международными договорами Российской Федерации.
     Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную   деятельность,   в
пределах  своих  полномочий вправе также собирать данные,  необходимые
для принятия решений:
     1. О допуске к сведениям,  составляющим государственную тайну.
     2. О  допуске  а  работам,  связанным  с  эксплуатацией объектов,
представляющих повышенную опасность для  жизни  и  здоровья  людей,  а
также для окружающей среды.
     3. О  допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о
доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
     4. Об   установлении   или   о   поддержании  с  лицом  отношений
сотрудничества  при  подготовке  и   проведении   оперативно-розыскных
мероприятий.
     5. По   обеспечению    безопасности    органов,    осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     6. О  выдаче  разрешений  на  частную  детективную   и   охранную
деятельность.

          Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных
                             мероприятий

     Гражданство, национальность,      пол,      место     жительства,
имущественное,  должностное и социальное положение,  принадлежность  к
общественным   объединениям,   отношение   к  религии  и  политические
убеждения отдельных лиц не  являются  препятствием  для  проведения  в
отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают
конституционные  права  человека  и  гражданина  на  тайну  переписки,
телефонных   переговоров,  почтовых,  телеграфных  и  иных  сообщений,
передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на
неприкосновенность жилища,  допускается на основании судебного решения
и при наличии информации (в ред.  Федерального закона от 05.01.99 г. N
6-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  1999, N 2, ст.
233):
     1. О  признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного
противоправного  деяния,  по  которому  производство  предварительного
следствия обязательно.
     2. О  лицах,  подготавливающих,   совершающих   или   совершивших
противоправное   деяние,  по  которому  производство  предварительного
следствия обязательно.
     3. О  событиях  или действиях,  создающих угрозу государственной,
военной,  экономической  или  экологической  безопасности   Российской
Федерации.
     В случаях,  которые не терпят отлагательства и могут  привести  к
совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях
и действиях,  создающих угрозу государственной, военной, экономической
или  экологической  безопасности  Российской  Федерации,  на основании
мотивированного  постановления   одного   из   руководителей   органа,
осуществляющего    оперативно-розыскную    деятельность,   допускается
проведение оперативно-розыскных  мероприятий,  предусмотренных  частью
второй  настоящей  статьи,  с обязательным уведомлением суда (судьи) в
течение 24 часов.  В течение 48  часов  с  момента  начала  проведения
оперативно-розыскного  мероприятия орган,  его осуществляющий,  обязан
получить судебное решение о  проведении  такого  оперативно-розыскного
мероприятия либо прекратить его проведение.
     Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только  в
отношении  лиц,  подозреваемых  или обвиняемых в совершении тяжких или
особо тяжких преступлений,  а также  лиц,  которые  могут  располагать
сведениями   об  указанных  преступлениях.  Фонограммы,  полученные  в
результате прослушивания телефонных и  иных  переговоров,  хранятся  в
опечатанном виде в условиях,  исключающих возможность их прослушивания
и тиражирования посторонними лицами  (новая  часть  четвертая  введена
Федеральным   законом   от   20.03.   2001   г.  N  26-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1140).
     В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные
и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии  с  настоящим
Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров
передаются следователю для приобщения к  уголовному  делу  в  качестве
вещественных   доказательств.   Дальнейший  порядок  их  использования
определяется  уголовно-процессуальным   законодательством   Российской
Федерации  (новая  часть  пятая  введена Федеральным законом от 20.03.
2001 г.  N 26-ФЗ -  Собрание  законодательства  Российской  Федерации,
2001, N 13, ст. 1140).
     В случае  возникновения  угрозы  жизни,  здоровью,  собственности
отдельных  лиц  по  их  заявлению или с их согласия в письменной форме
разрешается прослушивание переговоров,  ведущихся с их  телефонов,  на
основании    постановления,    утвержденного   руководителем   органа,
осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  с   обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
     Проверочная закупка  или   контролируемая   поставка   предметов,
веществ  и  продукции,  свободная  реализация  которых  запрещена либо
оборот  которых  ограничен,  а  также  оперативный   эксперимент   или
оперативное   внедрение   должностных   лиц   органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  а  равно  лиц,   оказывающих   им
содействие,   проводятся  на  основании  постановления,  утвержденного
руководителем     органа,     осуществляющего     оперативно-розыскную
деятельность.
     Проведение оперативного эксперимента допускается только  в  целях
выявления,    предупреждения,    пресечения    и   раскрытия   тяжкого
преступления,  а также  в  целях  выявления  и  установления  лиц,  их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
     При проведении оперативно-розыскных  мероприятий  по  основаниям,
предусмотренным  пунктами  1  - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального закона,  запрещается осуществление действий,  указанных в
пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
     Оперативно-розыскные мероприятия,   обеспечивающие   безопасность
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся
в соответствии с  настоящим  Федеральным  законом  и  исключительно  в
пределах полномочий указанных органов,  установленных соответствующими
законодательными   актами   Российской   Федерации.   По   основаниям,
предусмотренным   пунктом   5   части   второй   статьи  7  настоящего
Федерального закона,  разрешается осуществлять действия,  указанные  в
пунктах  8  -  11  части  первой  статьи 6,  без судебного решения при
наличии согласия гражданина в  письменной  форме  (части  четвертая  -
восьмая  считаются  соответственно  частями  шестой  -  десятой в ред.
Федерального  закона  от  20  марта  2001  г.  N  26-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1140).

         Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения
        материалов об ограничении конституционных прав граждан
           при проведении оперативно-розыскных мероприятий

     Рассмотрение материалов   об   ограничении  конституционных  прав
граждан  на  тайну  переписки,   телефонных   переговоров,   почтовых,
телеграфных  и  иных сообщений,  передаваемых по сетям электрической и
почтовой  связи,   на   неприкосновенность   жилища   при   проведении
оперативно-розыскных  мероприятий,  как  правило,  по месту проведения
таких мероприятий или по месту нахождения органа,  ходатайствующего об
их  проведении.  Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на
то судьей единолично и незамедлительно.  Судья не  вправе  отказать  в
рассмотрении таких материалов в случае их представления.
     Основанием для    решения    судьей    вопроса    о    проведении
оперативно-розыскного   мероприятия,  ограничивающего  конституционные
права граждан,  указанные в части первой  настоящей  статьи,  является
мотивированное   постановление   одного   из   руководителей   органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.  Перечень категорий
таких   руководителей   устанавливается   ведомственными  нормативными
актами.
     По требованию   судьи   ему   могут   представляться  также  иные
материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно - розыскного
мероприятия,   за   исключением   данных   о   лицах,   внедренных   в
организованные преступные  группы,  о  штатных  негласных  сотрудниках
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и
о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
     По результатам рассмотрения указанных материалов судья  разрешает
проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое
ограничивает конституционные права граждан,  указанные в части  первой
настоящей  статьи,  либо  отказывает  в его проведении,  о чем выносит
мотивированное  постановление.  Постановление,   заверенное   печатью,
выдается   инициатору   проведения  оперативно-розыскного  мероприятия
одновременно с возвращением представленных им материалов.
     Срок действия  вынесенного  судьей  постановления  исчисляется  в
сутках со дня его вынесения и не может превышать шести  месяцев,  если
иное  не  указано  в  самом  постановлении.  При этом течение срока не
прерывается.  При необходимости продления срока действия постановления
судья  выносит  судебное  решение  на  основании  вновь представленных
материалов.
     В случае, если судья отказал в проведении оперативно - розыскного
мероприятия,  которое  ограничивает  конституционные  права   граждан,
указанные  в  части  первой  настоящей статьи,  орган,  осуществляющий
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  обратиться  по  этому  же
вопросу в вышестоящий суд.
     Руководители судебных  органов  создают  условия,  обеспечивающие
защиту   сведений,   которые   содержатся   в   представляемых   судье
оперативно-служебных документах.

       Статья 10. Информационное обеспечение и документирование
                  оперативно-розыскной деятельности

     Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную  деятельность,  для
решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут
создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела
оперативного учета.
     Дела оперативного   учета   заводятся   при   наличии  оснований,
предусмотренных пунктами 1  -  6  части  первой  статьи  7  настоящего
Федерального  закона,  в  целях  собирания  и систематизации сведений,
проверки и оценки  результатов  оперативно-розыскной  деятельности,  а
также   принятия   на  их  основе  соответствующих  решений  органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
     Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для
ограничения конституционных прав и свобод,  а также законных интересов
человека и гражданина.
     Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных
задач  оперативно-розыскной  деятельности,  предусмотренных  статьей 2
настоящего Федерального закона,  а также  установления  обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
     Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются
нормативными   актами   органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность.

      Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной
                             деятельности

     Результаты оперативно-розыскной     деятельности    могут    быть
использованы для подготовки и осуществления  следственных  и  судебных
действий,  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий по выявлению,
предупреждению,  пресечению  и  раскрытию  преступлений,  выявлению  и
установлению лиц,  их подготавливающих, совершающих или совершивших, а
также для розыска лиц,  скрывшихся от органов  дознания,  следствия  и
суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
     Результаты оперативно-розыскной   деятельности   могут    служить
поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в
орган  дознания,  следователю  или  в  суд,  в  производстве  которого
находится  уголовное  дело,  а  также  использоваться в доказывании по
уголовным делам в соответствии с положениями  уголовно-процессуального
законодательства  Российской  Федерации,  регламентирующими собирание,
проверку и оценку доказательств.
     Представление результатов    оперативно-розыскной    деятельности
органу дознания,  следователю или в суд  осуществляется  на  основании
постановления   руководителя   органа,  осуществляющего  оперативно  -
розыскную  деятельность,  в  порядке,  предусмотренном  ведомственными
нормативными актами.
     Результаты оперативно-розыскной  деятельности  в  отношении  лиц,
перечисленных  в  пунктах  1  - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального закона,  учитываются при решении вопроса об их допуске  к
указанным видам деятельности.

        Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     Сведения об  используемых  или  использованных   при   проведении
негласных    оперативно-розыскных    мероприятий   силах,   средствах,
источниках,  методах,  планах   и   результатах   оперативно-розыскной
деятельности,  о лицах, внедренных в организованные преступные группы,
о    штатных    негласных    сотрудниках    органов,    осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   и   о   лицах,  оказывающих  им
содействие на конфиденциальной основе,  а также  об  организации  и  о
тактике   проведения   оперативно-розыскных   мероприятий   составляют
государственную тайну и подлежат рассекречиванию только  на  основании
постановления        руководителя        органа,       осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность.
     Предание гласности сведений о лицах,  внедренных в организованные
преступные  группы,   о   штатных   негласных   сотрудниках   органов,
осуществляющих  оперативно-розыскную  деятельность,  а  также о лицах,
оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной  основе,
допускается  лишь  с  их  согласия  в  письменной  форме  и в случаях,
предусмотренных федеральными законами.
     Судебное решение   на   право   проведения  оперативно-розыскного
мероприятия и материалы,  послужившие основанием для  принятия  такого
решения,     хранятся     только     в     органах,     осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     Оперативно-служебные документы,       отражающие       результаты
оперативно-розыскной  деятельности,   представляются   суду   (судье),
прокурору,  осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной
деятельности,  следователю и органу дознания,  в производстве  которых
находится    уголовное    дело,    другим    органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность,  в  порядке  и  случаях,   которые
установлены настоящим Федеральным законом (в ред.  Федерального закона
от  05.01.99  г.  N  6-ФЗ  -  Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

        Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
                             деятельность

       Статья 13. Органы,  осуществляющие оперативно-розыскную
                             деятельность

     На территории    Российской    Федерации    право    осуществлять
оперативно-розыскную    деятельность    предоставляется    оперативным
подразделениям:
     1. Органов  внутренних  дел  Российской  Федерации.
     2. Органов федеральной службы безопасности.
     3. Федеральных органов налоговой полиции.
     4. Федеральных    органов    государственной   охраны   (в   ред.
Федерального   закона   от   18.07.97   г.   N   101-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3502).
     5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
     6. Таможенных органов Российской Федерации.
     7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
     8. Министерства   юстиции  Российской  Федерации  (пункт  восьмой
введен  Федеральным  законом  от  21.07.98  г.  N  117-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613).
     Оперативные подразделения  органа  внешней  разведки Министерства
обороны Российской Федерации и органа  внешней  разведки  Федерального
агентства   правительственной   связи   и  информации  при  Президенте
Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия  только
в  целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и
в случае,  если проведение этих мероприятий не затрагивает  полномочий
органов,  указанных  в  пунктах 1 - 8 части первой настоящей статьи (в
ред.  Федерального  закона  от  21.07.98  г.  N  117-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613).
     Перечень органов,       осуществляющих       оперативно-розыскную
деятельность,  может  быть  изменен  или  дополнен  только федеральным
законом.   Руководители   указанных   органов   определяют    перечень
оперативных   подразделений,  правомочных  осуществлять  оперативно  -
розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  решают
определенные настоящим  Федеральным  законом  задачи  исключительно  в
пределах     своих    полномочий,    установленных    соответствующими
законодательными актами Российской Федерации.
     Оперативные подразделения         органов,         осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  проводить   совместно   с
работниками   уголовно-исполнительной   системы  Министерства  юстиции
Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия  в  следственных
изоляторах   уголовно-исполнительной   системы   Министерства  юстиции
Российской Федерации  (часть  пятая  введена  Федеральным  законом  от
21.07.98 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 30, ст. 3613).

            Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     При решении  определенных  настоящим  Федеральным  законом  задач
оперативно-розыскной   деятельности    органы,    уполномоченные    ее
осуществлять, обязаны:
     1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры  по
защите   конституционных   прав   и   свобод  человека  и  гражданина,
собственности,  а  также  по  обеспечению  безопасности   общества   и
государства.
     2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения  в  письменной
форме органа дознания,  следователя, указания прокурора и решения суда
о проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  по  уголовным  делам,
принятым ими к производству.
     3. Выполнять   на   основе   и   в    порядке,    предусмотренных
международными     договорами     Российской     Федерации,    запросы
соответствующих    международных    правоохранительных    организаций,
правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
     4. Информировать  другие  органы,  осуществляющие  оперативно   -
розыскную  деятельность на территории Российской Федерации,  о ставших
им  известными  фактах  противоправной  деятельности,  относящихся   к
компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
     5. Соблюдать    правила     конспирации     при     осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.
     6. Содействовать    обеспечению    в    порядке,    установленном
законодательством  Российской  Федерации,  безопасности  и сохранности
имущества своих  сотрудников,  лиц,  оказывающих  содействие  органам,
осуществляющим     оперативно-розыскную    деятельность,    участников
уголовного судопроизводства,  а также членов семей и близких указанных
лиц от преступных посягательств.

               Статья 15. Права органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     При решении  задач  оперативно-розыскной   деятельности   органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
     1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные  мероприятия,
перечисленные  в статье 6 настоящего Федерального закона,  производить
при их проведении изъятие предметов,  материалов и сообщений,  а также
прерывать   предоставление   услуг   связи   в   случае  возникновения
непосредственной  угрозы  жизни  и  здоровью  лица,  а  также   угрозы
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.
     2. Устанавливать   на   безвозмездной   либо   возмездной  основе
отношения сотрудничества  с  лицами,  изъявившими  согласие  оказывать
содействие   на   конфиденциальной   основе   органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность.
     3. Использовать    в    ходе    проведения   оперативно-розыскных
мероприятий по договору или устному  соглашению  служебные  помещения,
имущество предприятий,  учреждений,  организаций,  воинских частей,  а
также  жилые  и  нежилые  помещения,  транспортные  средства  и   иное
имущество частных лиц.
     4. Использовать в целях  конспирации  документы,  зашифровывающие
личность  должностных  лиц,  ведомственную принадлежность предприятий,
учреждений,  организаций,  подразделений,  помещений  и   транспортных
средств органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,  а
также личность граждан,  оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе.
     5. Создавать   в   установленном   законодательством   Российской
Федерации    порядке    предприятия,    учреждения,    организации   и
подразделения,  необходимые   для   решения   задач,   предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
     Законные требования  должностных  лиц   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную    деятельность,   обязательны   для   исполнения
физическими  и  юридическими  лицами,  к  которым   такие   требования
предъявлены.
     Неисполнение законных   требований   должностных   лиц   органов,
осуществляющих       оперативно-розыскную      деятельность,      либо
воспрепятствование ее законному осуществлению влекут  ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.

       Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц
             органов, осуществляющих оперативно-розыскную
                             деятельность

     На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность,  распространяются  гарантии социальной и правовой защиты
сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
     Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и
органов,   осуществляющих   оперативно-розыскную   деятельность,    за
исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
     Должностное лицо,  уполномоченное на осуществление  оперативно  -
розыскной   деятельности,   в   ходе  проведения  оперативно-розыскных
мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.
При получении приказа или указания,  противоречащего закону, указанное
должностное лицо обязано руководствоваться законом.
     При защите  жизни  и здоровья граждан,  их конституционных прав и
законных интересов,  а также для обеспечения безопасности  общества  и
государства   от   преступных  посягательств  допускается  вынужденное
причинение вреда правоохраняемым интересам должностным  лицом  органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную   деятельность,   либо   лицом,
оказывающим ему содействие,  совершаемое  при  правомерном  выполнении
указанным лицом своего служебного или общественного долга.
     Время выполнения  должностными  лицами  органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную     деятельность,     специальных    заданий    в
организованных  преступных  группах,  а  также  время  их   службы   в
должностях  штатных  негласных  сотрудников указанных органов подлежит
зачету в выслугу лет для назначения пенсии  в  льготном  исчислении  в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     Органы государственной власти субъектов  Российской  Федерации  и
органы  местного  самоуправления  вправе  устанавливать дополнительные
виды социальной защиты для  должностных  лиц  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.

         Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

        Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

     Отдельные лица  могут с их согласия привлекаться к подготовке или
проведению  оперативно-розыскных  мероприятий  с  сохранением  по   их
желанию    конфиденциальности   содействия   органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,  в том числе по контракту. Эти лица
обязаны  сохранять  в  тайне  сведения,  ставшие  им известными в ходе
подготовки  или  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий,  и  не
вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность,  могут
заключать   контракты   с   совершеннолетними   дееспособными   лицами
независимо от их гражданства,  национальности,  пола,  имущественного,
должностного  и социального положения,  образования,  принадлежности к
общественным  объединениям,  отношения  к   религии   и   политических
убеждений.
     Органам, осуществляющим    оперативно-розыскную     деятельность,
запрещается  использовать  конфиденциальное  содействие  по  контракту
депутатов,  судей,   прокуроров,   адвокатов,   священнослужителей   и
полномочных  представителей  официально зарегистрированных религиозных
объединений.

           Статья 18. Социальная и правовая защита граждан,
      содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную
                             деятельность

     Лица, содействующие   органам,   осуществляющим   оперативно    -
розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
     Государство гарантирует лицам,  изъявившим согласие содействовать
по   контракту   органам,   осуществляющим   оперативно   -  розыскную
деятельность,   выполнение   своих    обязательств,    предусмотренных
контрактом,  в  том  числе  гарантирует  правовую защиту,  связанную с
правомерным выполнением  указанными  лицами  общественного  долга  или
возложенных на них обязанностей.
     При возникновении реальной угрозы противоправного  посягательства
на   жизнь,  здоровье  или  имущество  отдельных  лиц  в  связи  с  их
содействием   органам,   осуществляющим   оперативно    -    розыскную
деятельность,  а  равно  членов  их семей и близких эти органы обязаны
принять необходимые меры по  предотвращению  противоправных  действий,
установлению    виновных   и   привлечению   их   к   ответственности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     Лицо из    числа    членов    преступной    группы,   совершившее
противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное
к   сотрудничеству   с  органом,  осуществляющим  оперативно-розыскную
деятельность,   активно   способствовавшее   раскрытию   преступлений,
возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный
вред,  освобождается от уголовной  ответственности  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Лица, сотрудничающие с  органами,  осуществляющими  оперативно  -
розыскную   деятельность,   либо   оказавшие  им  помощь  в  раскрытии
преступления или установлении  лиц,  их  совершивших,  могут  получать
вознаграждения  и  другие выплаты.  Полученные указанными лицами суммы
вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях
о доходах не указываются.
     Период сотрудничества   граждан   по   контракту   с    органами,
осуществляющими    оперативно-розыскную   деятельность,   в   качестве
основного рода занятий включается в трудовой стаж  граждан.  Указанные
лица   имеют   право   на  пенсионное  обеспечение  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     В целях обеспечения безопасности лиц,  сотрудничающих с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,  и членов их  семей
допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке,
определяемом законодательными и иными  нормативными  правовыми  актами
Российской Федерации.
     В случае гибели лица,  сотрудничающего по контракту  с  органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  в  связи  с  его
участием   в   проведении   оперативно-розыскных   мероприятий   семье
пострадавшего  и  лицам,  находящимся  на  его  иждивении,  из средств
соответствующего  бюджета  выплачивается  единовременное   пособие   в
размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном
законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
     При получении  лицом,  сотрудничающим  по  контракту  с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность,  травмы,  ранения,
контузии,  увечья,  наступивших  в  связи  с его участием в проведении
оперативно-розыскных мероприятий и исключающих  для  него  возможность
дальнейшего     сотрудничества     с     органами,     осуществляющими
оперативно-розыскную  деятельность,   указанному   лицу   из   средств
соответствующего   бюджета   выплачивается  единовременное  пособие  в
размере пятилетнего денежного содержания  и  в  установленном  законом
порядке назначается пенсия по инвалидности.

         Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                             деятельности

        Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                             деятельности

     Государственным органам,    оперативные   подразделения   которых
уполномочены    осуществлять    оперативно-розыскную     деятельность,
выделяются   из  федерального  бюджета  финансовые  средства,  которые
расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.
     Законодательные и  исполнительные  органы  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации   вправе   самостоятельно   за   счет
собственных  бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер
средств,  выделяемых органам,  осуществляющим оперативно  -  розыскную
деятельность   на   территории  соответствующих  субъектов  Российской
Федерации.
     Контроль за   расходованием  финансовых  средств,  выделенных  на
оперативно-розыскную   деятельность,   осуществляется   руководителями
государственных   органов,   в   состав   которых  входят  оперативные
подразделения,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  а
также  специально  уполномоченными  на то представителями Министерства
финансов Российской Федерации.

         Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной
                            деятельностью

      Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

     Контроль за   оперативно-розыскной   деятельностью   осуществляют
Президент  Российской  Федерации,  Федеральное   Собрание   Российской
Федерации,  Правительство  Российской Федерации в пределах полномочий,
определяемых   Конституцией   Российской    Федерации,    федеральными
конституционными законами и федеральными законами.

        Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной
                            деятельностью

     Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона
осуществляют    Генеральный    прокурор    Российской    Федерации   и
уполномоченные им прокуроры.
     По требованию    указанных   прокуроров   руководители   органов,
осуществляющих  оперативно-розыскную  деятельность,  представляют   им
оперативно-служебные  документы,  включающие  в себя дела оперативного
учета,  материалы  о  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  с
использованием     оперативно-технических     средств,     а     также
учетно-регистрационную  документацию   и   ведомственные   нормативные
правовые      акты,      регламентирующие      порядок      проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
     Сведения о лицах,  внедренных в организованные преступные группы,
о штатных негласных  сотрудниках  органов,  осуществляющих  оперативно
розыскную деятельность,  а также о лицах,  оказывающих содействие этим
органам на  конфиденциальной  основе,  представляются  соответствующим
прокурорам   только  с  письменного  согласия  перечисленных  лиц,  за
исключением   случаев,   требующих   их   привлечения   к    уголовной
ответственности.
     Прокуроры, указанные   в   части   первой    настоящей    статьи,
обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах
и материалах.
     Неисполнение законных  требований  прокурора,  вытекающих  из его
полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за
собой установленную законом ответственность.
     (Статья 21 в ред.  Федерального закона от 05.01.99 г.  N  6-ФЗ  -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

                  Статья 22. Ведомственный контроль

     Руководители органов,     осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность,  несут  персональную   ответственность   за   соблюдение
законности   при   организации   и   проведении   оперативно-розыскных
мероприятий.

         Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального
                                закона

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.
     Признать утратившим силу со дня введения  в  действие  настоящего
Федерального  закона  Закон  Российской  Федерации  "Об  оперативно  -
розыскной  деятельности  в  Российской  Федерации"  (Ведомости  Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
     Предложить Президенту    Российской    Федерации    и    поручить
Правительству Российской Федерации привести  их  нормативные  правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

12 августа 1995 г.
N 144-ФЗ